БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МНОГОБАШЕННЫХ ТАНКОВ Т-28 (часть 4)

Максим Коломиец, Илья Мощанский
Альманах «Фронтовая иллюстрация» 4-2000

<<< См. третью часть

 

 

В ОГНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

 

 

С началом формирования в Красной Армии механизированных корпусов летом 1940 года, и переходом автобронетанковых войск на новую организацию, все танковые бригады постепенно расформировывались, а их кадры и материальная часть поступали на укомплектование новоформируемых танковых дивизий. Не были исключением и тяжелые танковые бригады.

Так, на базе 20-й Краснознаменной ттбр была сформирована 1-я Краснознаменная танковая дивизия 1-го механизированного корпуса (мк). Кроме того, часть танков Т-28 20-й ттбр передали в состав 3-й танковой дивизии того же мехкорпуса. Танки 10-й ттбр поступили на вооружение 8-й тд 4-го мк и 10-й тд 15-го мк, а часть боевых машин 21-й ттбр – 5-й тд 3-го мк. Правда, к началу войны довольно большое количество Т-28 требовало ремонта, а так как производство запасных частей к ним было прекращено в июне 1940 года, а запас ранее выпущенных почти полностью истощился, ремонтировать танки было нечем. Например, в докладе о ходе формирования 5-й тд от 4 августа 1940 года сказано:» Средних танков Т-28 прибыло с 26-м тб 21-й тбр 30 штук, из них 23 требуют среднего ремонта. Запасных частей к ним совершенно нет».

Здесь следует дать некоторые пояснения. Дело в том, что количественный и качественный учет бронетанковой техники велся по специальной форме №151 в соответствии с приказом Народного комиссариата обороны (НКО) СССР №15 от 10 января 1940 года, вводившим в действие с 1 апреля 1940 года «Наставление по учету и отчетности в Красной Армии». Согласно этому наставлению предусматривалось деление всего имущества по качественному состоянию на следующие категории:

1-я категория – новое, не бывшее в эксплуатации, отвечающее требованиям технических условий и вполне годное к использованию по прямому назначению.

2-я категория – бывшее (находящееся) в эксплуатации, вполне исправное и годное к использованию по прямому назначению. Сюда же относится имущество, требующее войскового ремонта.

3-я категория – требующее ремонта в окружных мастерских (средний ремонт).

4-я категория – требующее ремонта в центральных мастерских и на заводах (капитальный ремонт). Танки, уже отправленные на заводы и рембазы, из списков частей не исключались, а показывались в этой графе знаменателем.

5-я категория – негодное (в сводную ведомость по форме №151 не включались).

Таким образом, (см. таблицу) боеспособными вроде бы можно считать 292 танка Т-28, однако неизвестно сколько из них требовало войскового ремонта – замены катков, траков, аккумуляторов и т.п. А учитывая хроническое отсутствие запасных частей к Т-28 не будет преувеличением считать полностью исправными и боеготовыми примерно 170 – 200 машин. Кроме того, следует учитывать, что танки с пушкой КТ-28 совершенно не годились для борьбы с танками противника, а могли использоваться только для поддержки пехоты.

 

Наличие Т-28 в военных округах на 1 июня 1941 г.

 Округ

Категория

1-я 2-я 3-я 4-я Всего

ЛВО

69 7 13 89

ПрибОВО

24 29 4 57

ЗапОВО

19

30

14/6

63

КОВО

171

28

16/15

215

МВО

5

1

2

8

ПриВО

4

5

1

10

Рембазы НКО СССР

39

39

Итого по РККА

292

100

89

481

 

Сведения о количестве танков Т-28 в механизированных корпусах
на 22 июня 1941 г.

Часть Т-28 Прочие танки

1 тд 1 мк (ЛВО)

38* KB – 6, БТ – 265, Т-26 – 18, ХТ-26 – 50

3 тд 1 мк (ЛВО)

38 БТ – 232, Т-26 – 68

5 тд 3 мк (ПрибОВО)

57 Т-34 – 50, БТ – 229, Т-26 – 25, XT – 27

10 тд 15 мк (КОВО)

51

KB – 63, Т-34 – 38, БТ – 181, Т-26 – 22, XT – 8

4 мк (КОВО)

75

KB – 101, Т-34 – 313, БТ – 290, Т-26 – 103

Всего

259

KB – 170, Т-34 – 401, БТ– 1197, Т-26 – 236, XT – 85

* – из них 7 танков в ремонте на заводах Ленинграда

 

Наличие танков Т-28 непосредственно в танковых дивизиях механизированных корпусов было значительно меньше, чем их общее количество в военных округах. Видимо, оставшиеся машины находились на складах. Точной информацией об этом авторы не располагают, но достоверно известно, что все Т-28 ЗапОВО находились на складе в районе Минска, в бывшем военном городке 21-й ттбр.

Первыми вступили в бой танки Т-28 5-й танковой дивизии, расположенной в Алитусе. Части дивизии еще 19 июня были выведены из военного городка и заняли оборону на восточной окраине города на правом берегу р.Неман. Поэтому, когда в 4.20 22 июня 1941 года немецкая авиация стала бомбить парки дивизии, там уже никого не было. Когда танки и пехота 39-го моторизованного корпуса немцев стали переправляться через Неман по двум мостам, они были встречены огнем артиллерии и контратаками советских танков. В документах о боевых действиях дивизии о танках Т-28 сказано следующее:

«К началу боевых действий 27 танков Т-28 были небоеспособны вследствие изношенности. Во время боя за мосты геройски действовал личный состав 1 -го батальона 9-го танкового полка. Он имел 24 танка Т-28 и с места артогнем поддерживал наступление 2-го батальона (танки БТ-7 – Прим.авт.). Движение противника через северный мост было приостановлено… Только в 7.00 23 июня, при появлении новых частей противника и вследствие нехватки боеприпасов, части 5-й тд отошли в направлении Дауги-Вильно. За день боя 9-й танковый полк потерял из 24 Т-28 на поле боя 16, остальные вышли из строя и были подорваны экипажами».

Танки Т-28, находившиеся на складе под Минском, были захвачены немцами в первые же дни войны. Только один танк, управляемый старшиной Д.Малько 29 июня на предельной скорости промчался по улицам Минска, тараня вражеские автомобили и тягачи. Танк прошел через весь город и был подбит на восточной окраине. Малько был ранен, но сумел покинуть танк и выйти к своим. После войны Д.Малько за этот бой был награжден орденом Отечественной войны I степени.

На Юго-Западном фронте Т-28 4 и 15-го механизированных корпусов вступили в бой 23-24 июня. Однако, сильная изношенность матчасти и отсутствие запасных частей не позволяли в полной мере использовать их боевые качества. Например, вот что сообщал помощник командира по технической части 4 мк в донесении начальнику АБТУ Юго-Западного фронта от 25 июня 1941 года: «Совершенно нетронутым остался вопрос со снабжением запчастями, особенно боевых машин, в результате чего 25 Т-34, 5 КВ, 12 Т-28 и 14 БТ вышли из строя и находятся в ожидании среднего и текущего ремонта». Сутки спустя все тот же помпотех 4-го мк сообщает: «Основным недостатком большого выхода из строя машин и потребности в ремонте – отсутствие запчастей текущего довольствия и запасов «НЗ». К Т-34 и Т-28 запчастей совсем нет».

Судьбу танков Т-28 4-го мк можно узнать из «Ведомости потери боевой материальной части с 22 июня по 1 августа»:

«Отправлено в ремонт на рембазы и заводы промышленности – 12;

Оставлено на месте расквартирования и захвачены противником – 5;

Отстало в пути во время маршей и пропало без вести, уничтожено артогнем противника – 58».

По танкам Т-28 10-й тд 15-го мк сведений сохранилось несколько больше. В «Докладе о боевой деятельности 10-й танковой дивизии на фронте борьбы с германским фашизмом за период с 22.6 по 1.8.41 г.» сказано:

«По своему техническому состоянию танки Т-28 имели запас хода в среднем до 75 часов. В большинстве своем они требовали замены двигателей и по своему .техническому состоянию не могли быть использованы в длительной операции. К 22.6 имелся 51 танк Т-28, из них выведено по тревоге 44 машины. Практически полное отсутствие запчастей сразу пагубно сказалось в период военных действий. Машины зачастую выходили из строя по малейшим техническим неисправностям. За время боев ремонтными средствами дивизии было сделано 4 средних и 38 текущих ремонтов Т-28». Сведения о причинах потерь Т-28 10-й тд приведены ниже.

«Потери Т-28 10-й тд с 22 июня по 1 августа 1941 года.

Оставлено в месте расквартирования в г. Злочев из-за технических неисправностей и впоследствии захвачены противником – 7;

Разбито и сгорело на поле боя – 4;

Вышло из строя при выполнении боевой задачи и оставлено на территории, занятой противником – 4;

Осталось с экипажами в окружении противника из-за технической неисправности или отсутствия горюче-смазочных материалов – 6;

Осталось из-за отсутствия горюче-смазочных материалов и невозможности его подать, так как район расположения машин захвачен противником – 4;

Пропало без вести вместе с экипажами – 3;

Уничтожено на сборных пунктах аварийных машин в связи с невозможностью эвакуировать при отходе – 6;

Оставлено при отходе части по техническим неисправностям и невозможности восстановить и эвакуировать – 15;

Застряло на препятствиях с невозможностью извлечь и эвакуировать – 2;

Всего – 51».

Таким образом, к 1 августа 1941 года были потеряны все танки Т-28, находившиеся к началу Великой Отечественной войны в составе механизированных корпусов Юго-Западного фронта. Однако, в начале июля, часть Т-28, из числа находившихся к началу войны на складах и рембазах, передали в войска. По состоянию на 30 июля 1941 года 22 Т-28 имелось в составе 8-го мк Юго-Западного фронта и по пять машин – в 16 и 18-м мк Южного фронта. В течении августа все эти танки были потеряны.

Здесь небезынтересно привести воспоминания А.Бурды, командира роты Т-28, полученных 16-м мк в середине июля 1941 года:

«14 июля в бою под Белиловкой мы атаковали и уничтожили колонну противника, которая прорывалась к Белой Церкви в сопровождении 15 танков. Я с моим башенным стрелком Васей Стороженко шестнадцатью снарядами уничтожили немецкий танк, четыре машины с боеприпасами и тягач с пушкой…

Обстановка обострялась с каждым часом. Гитлеровцы хорошо знали, что мы рыщем здесь и на рубежах нашего вероятного появления выставляли танковые и артиллерийские заслоны.

И вот в этой обстановке мы все же наносим фланговый удар. Все делалось в спешке: времени для обстоятельной разведки не хватало. Видим, бьет противотанковая артиллерия. Старший лейтенант Соколов с тремя танками бросился подавить ее, и на наших глазах все три танка сгорели…

В это время нас стали обходить крупные силы гитлеровцев. Нам дали приказ отступать. Мне с группой из шести танков было поручено прикрыть отход дивизии: она должна была сосредоточиться в новом районе. Мы вели бой из засад…

Выполнили мы боевую задачу, а тут началось самое трудное: боеприпасы и горючее на исходе, а приказа о смене позиций все нет. Отходить без приказа нельзя и воевать уже нечем. К тому же состояние боевой техники отвратительное – моторы уже отработали то, что им положено. У одного танка вышел из строя стартер – у него мотор заводится только от движения, когда машину на буксире потянешь. А если заглохнет под обстрелом, что тогда?

Укрылись мы в леске, замаскировались, ждем связного от командования. А тут, как на беду, гитлеровцы. Их много. И разбивают бивуак метрах в 30 от наших танков. Мы тихо ждем, присматриваемся, прислушиваемся. Гитлеровцы разожгли костры, сели поужинать, потом улеглись спать, оставив часовых. Уже полночь… Час ночи… Связного все нет. Стало жутковато. Вдруг слышу, что-то шуршит. Пригляделся – ползет человек без пилотки. Шепчу:

– Кто такой?

– Я… лейтенант Перджанян, с приказом. У него в одной руке винтовка, весь обвешан гранатами. Я его хорошо знал.

– Приказано отходить. Вот маршрут… Ну, все сделали, как условились. Удар гранатой – в сторону фашистов, все моторы взревели, неисправную машину дернули, она с хода завелась. Даем бешенный огонь по кучам спящих гитлеровщев, по их пушкам, грузовикам. У них паника, мечутся у костров. Много мы их там положили. Прорвались…

Остановился, пересчитал машины – одной нет. Что такое? Неужели погибла? Взял винтовку, побежал по дороге с Перджаняном поглядеть, что случилось. Смотрим, чернеет наш Т-28.

– Свои?

– Свои, – узнаю по голосу механика-водителя Черниченко.

– В чем дело?

– Машина подработалась, фрикцион не берет. А тут еще камень попал между ведущим колесом и плетью гусеницы, ее сбросило внутрь. Теперь гусеницу не надеть…

Что делать? Противник в километре, вот-вот гитлеровцы бросятся нас догонять. Юзом машину не утянуть. Скрипя сердце, принимаю решение взорвать танк.

Командиром на танке был Капотов – замечательный, храбрый танкист. Приказываю ему:

– Возьми бинты, намочи бензином, зажги и брось в бак с горючим.

Хоть и жалко ему машину, он приказ выполнил немедленно, но вот беда – бинты погасли, взрыва нет. Принимаю новое решение:

– Забросай бак гранатами, а мы тебя прикроем!

Капотов без колебаний выполнил и этот приказ. Раздались взрывы, машина запылала. Мы бросились к танкам и поехали дальше.

Нашли своих, доложили о выполнении боевого задания командованию, получили благодарность. Оттуда до Погребища дошли без боев. Это было уже 18 июля. Там сдали свои машины и отправились на формирование в тыл».

 


 


 

Дольше всего действовали Т-28 1-го механизированного корпуса, входившего в состав Северо-Западного фронта. Это объяснялось во-первых, наличием в составе корпуса преимущественно экранированных танков, прошедших ремонт в 1940 году, а во-вторых, близостью (по сравнению с другими фронтами) Кировского завода, способного быстро и качественно произвести ремонт поврежденных машин.

В первые же дни войны 1-й мк был раздерган по отдельным частям и фактически перестал существовать как корпус: 1-я тд еще за несколько дней до войны убыла в Заполярье (г.Аллакурти), 163 мсд передана в состав 27-й армии, а из 3-й тд изъят мотострелковый полк и один танковый батальон. 4 июля 1941 года командир корпуса получил боевой приказ штаба Северо-Западного фронта -– уничтожить прорвавшуюся группировку противника в районе г.Остров. В контратаке, которая началась в 5.00 5 июля, участвовали 5 и 6-й танковые полки 3-й тд, имевших к этому моменту 28 Т-28, 10 КВ, 148 БТ, 30 Т-26 и 42 XT. (Часть танков в атаке не участвовала, а находилась в ремонте и на марше к месту боя. Количество Т-28, участвовавших в атаке, составляло 7-8 машин). Артиллерийскую поддержку осуществлял только 3-й гаубичный полк – 24 орудия. Пехота практически отсутствовала (было до одного сводного батальона из частей 11 сд, остальная беспорядочно отошла), авиации совсем не было.

В результате упорного боя с частями 1-й танковой дивизии немцев, наши танкисты выбили ее из города и вышли на восточный берег р.Великая. Но пехоты для закрепления достигнутого успеха и очищения города не было – сводный батальон понес большие потери и в беспорядке отошел.

Немцы, перегруппировав силы, в 15.55 перешли в контратаку силами 1 и 6-й танковых дивизий при сильной артиллерийской и авиационной поддержке. 5 и 6-й танковые полки, не получив подкрепления, практически без артиллерии, упорно сдерживали атаку до 17.00. Под ударами пикирующих бомбардировщиков и артиллерии, понеся большие потери, в 19.00 танковые полки 3-й тд стали отходить на Порхов и в северном направлении.

В результате боя, в полках 3-й тд осталось 1 Т-28, 2 КВ и 40 БТ. В дальнейшем полки дивизии действовали в составе 22 и 41-го ск в районе Псков, Порхов, Карамышево, Сельцы. К 15 июля в составе 3-й тд осталось 4 Т-28, 2 КВ и 16 БТ, а 21 июля она была выведена в тыл для переформирования. Что касается танков Т-28, то благодаря сохранившемуся «Акту на безвозвратные потери боевых машин», можно узнать о судьбе 13 танков из состава 3-й тд:

« Т-28 № 362277 6-го тп, командир младший лейтенант Конрейкин – 5 июля 1941 г. разбит и сгорел вместе с экипажем от авиабомбы в г.Остров.

Т-28 № С-940 6-го тп, командир лейтенант Копичев – 5 июля 1941 г. сожжен в г.Остров из-за невозможности эвакуировать (неисправен).

Т-28 № 1673 5-го тп, командир лейтенант Марков – 5 июля 1941 г. разбита снарядами и сгорела в г.Остров. Экипаж жив.

Т-28 № 350502 5-го тп, командир старший лейтенант Ручко – 5 июля 1941 г. в районе г.Остров снарядами противника был разбит мотор, заклинена центральная башня и машина сгорела.

Т-28 № 362282 5-го тп, командир лейтенант Маслкоков – 5 июля 1941 г. в районе г.Остров сгорела от попадания снаряда в бензобак.

Т-28 № Д-1000 5-го тп, командир лейтенант Подгорнов – 5 июля 1941 г в районе г.Остров сгорела от попадания снаряда в бензобак.

Т-28 № Е-930 6-го тп, командир лейтенант Пужилин – 5 июля 1941 г. в районе г.Остров сгорела от снарядов противника, засев в болоте.

Т-28 № Д-1090 5-го тп, командир младший лейтенант Шемченок – 10 июля 1941 г. при обороне д.Веретенье от попадания снаряда в бензобак машина сгорела.

Т-28 № корпуса 848 5-го тп, командир лейтенант Колошников – при отходе части вследствии неисправностей и невозможности эвакуировать был взорван экипажем 10 июля 1941.

Т-28 № 350557 5-го тп, командир лейтенант Калашников – будучи в окружении в районе Д.Туготино, 11 июля 1941 г. пошла на прорыв к своим в район Порхова и не вернулась. Судьба неизвестна.

Т-28 № корпуса 858 5-го тп, командир старшина Митрофанов – прорываясь через территорию, занятую противником, танк 10 июля прибыл в район овчиношубного завода г.Порхова, где вышли из строя бортовые фрикционы и тормаза. 11 июля 1941 г. завод был окружен противником, и так как танк был неисправен, пришлось его сжечь.

Т-28 № корпуса 999 5-го тп, командир лейтенант Забелин – 11 июля 1941 г. при обороне д.Турица танк попал в окружение, но так как были сожжены тормозные ленты и пушка выведена из строя снарядом противника (сорвало накатник), машину пришлось взорвать.

Т-28 № 350519 5-го тп, командир лейтенант Самарский – 11 июля 1941 г. в районе д.Турица при попадании снаряда в бензобак сгорела вместе с экипажем».

Части 1-й тд 1-го мк, убывшей в Заполярье, разгрузились в районе Аллакурти 26 июня 1941 года и до конца июля вела бои, поддерживая части 42-го ск. 17 июля 2-й тп дивизии перебрасывается под Красногвардейск, туда же 1 августа прибыла и часть танков 1 -го тп. В августе, из боевых машин 1 -го танкового полка, оставшихся в составе 42-го ск, был сформирован 107-й отдельный танковый батальон, имевший кроме прочих, 13 танков Т-28.

Части дивизии, убывшие под Красногвардейск, вступили в бой 11 августа, имея 14 Т-28, 22 КВ, 48 БТ, 12 Т-26 и 7 Т-50. Дивизия, неся потери, вела упорные бои до 30 сентября, когда она была переформирована в 123-ю танковую бригаду. Всего за период с 11 августа по 12 сентября 1941 года 1-я тд потеряла следующее количество танков Т-28 (с учетом прибывших на пополнение):

Сгорело от артогня – 12

Подбито артогнем – 2

Вышло из строя по техническим причинам – 6

Прочие причины – 1

Всего потерь – 21

Из них безвозвратные – 13

 

 


 


 

Осенью-зимой 1941 года небольшое количество Т-28 участвовало в битве под Москвой. Достоверно известно, что как минимум одна машина (из числа находившихся на НИИБТ полигоне в Кубинке) была потеряна в боях в октябре 1941 года. В феврале 1942 года, после советского контрнаступления, этот Т-28 был эвакуирован в тыл для ремонта.

Имелись Т-28 и в составе 150-й танковой бригады (3-я армия). На 19 ноября 1941 года она имела: 10 Т-28, 4 Т-34, 19 БТ и 15 Т-26. При этом, из 10 Т-28 боеспособен был только один, а остальные требовали ремонта. К 26 февраля 1942 года две машины были потеряны, а к 3 апреля в бригаде числился только один Т-28 (не на ходу), а семь были отправлены в тыл для ремонта.

К весне 1942 года танки Т-28 имелись только в частях Ленинградского фронта. В условиях блокады и использования танков в качестве подвижных огневых точек, они использовались до 1943 года, а в тыловых подразделениях – до весны 1944 года.

Точным количеством Т-28, использовавшихся в боях на Ленинградском фронте с осени 1941 года (начала блокады), авторы не располагают, но можно предположить что их имелось не более 15-20 машин.

Например, 19 ноября 1941 года в состав 51-го отдельного танкового батальона (42-я армия) прибыла рота Т-28 (9 машин). 20 декабря рота атаковала позиции противника в районе Верхнее Койрово. Прорвав немецкую оборону, танки углубились в тыл, в результате чего 5 Т-28 были подбиты артиллерией и остались на территории противника, а 2 Т-28, имея повреждения, сумели выйти к своей пехоте.

Имелись Т-28 и в составе 220-й тбр 55-й армии – на 27 сентября 1942 года в ее составе было 8 Т-28, 18 КВ, 20 Т-34, 17 Т-26 и 4 Т-50. Последние сведения по Т-28 Ленинградского фронта относятся к 1 февраля 1944 года, когда в тыловых подразделениях еще числилось 3 танка Т-28.

Но дольше всего в боевых частях Красной Армии Т-28 «прожили» в составе 14-й армии Карельского фронта в Заполярье. Как уже говорилось, в августе 1941 года из танков 1-й тд в районе Аллакурти был сформирован 107-й танковый батальон. В августе 1941 года, участвуя в боях против финских частей, он понес большие потери (до 50%), в том числе и 10 танков Т-28. К 1 сентября 107-й отб имел в строю: 3 Т-28, 12 БТ, 5 Т-26 и 5 ЛХТ-133 и активно использовался в боях осени 1941 года, причем по донесениям руководства «при использовании наших танков особый эффект давали танки Т-28». В 1943 году 107-й отб был переформирован в 90-й танковый полк, и к 20 июля 1944 года (моменту начала наступления советских войск в Карелии) имел в своем составе: 3 Т-28, 8 Т-26, 15 Т-30, 1 Т-60 и 3 Т-38. Это самое позднее (из найденных в документах) упоминание об использовании танков Т-28частями Красной Армии в Великой Отечественной войне.

 


 


 

Два слова об использовании Т-28 армиями других стран. Как уже упоминалось, в ходе «зимней» войны финны захватили два Т-28. В августе 1941 года им досталось еще 10 (из состава 107-го отб), из которых они отремонтировали и ввели в строй 5 машин (из них одну экранированную). Таким образом, общее число трофейных Т-28 в финской армии достигло 7 единиц. В составе единственной финской танковой бригады они эксплуатировались до 1951 года. Следует отметить, что на все трофейные машины (за исключением экранированной) финны устанавливали дополнительное бронирование, по типу наших экранированных Т-28, и защиту маски пушки специальными броневыми плитами. В 1945 году один из Т-28 был переделан ими в ремонтно-эвакуационную машину.

Что касается немцев, то несмотря на то, что они хоть и присвоили трофейным Т-28 обозначение PzKpfw 746(r), информации об их эксплуатации в вермахте найти не удалось, за исключением единственной фотографии. Скорее всего (учитывая плохое техническое состояние Т-28) их использование носило эпизодический характер, а количество их едва ли превышало 10–12 машин.

В заключении хочется сказать, что упоминаемый некоторыми западными и отечественными авторами факт продажи двух Т-28 Турции не соответствует действительности он не подтверждается никакими архивными документами.

 

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТАНКА Т-28 (выпуска 1936 г.)

Боевая масса, т
Основные размеры:
длина

ширина
высота
клиренс
Толщина брони, мм:
нижний передний лобовой лист
верхний передний наклонный лист
щиток механика-водителя
борт корпуса
фальшборт защиты подвески
корма корпуса
крыша корпуса
днище
борт большой башни
крыша большой башни
маска орудия
борт малой башни
крыша малой башни
Удельное давление, кгс/кв.см
Максимальная скорость, км/ч:
по шоссе
по проселку
Запас хода, км:
шоссе
проселок
Преодолеваемые препятствия:
подъем, град.
боковой крен, град.
вертикальная стенка, м
глубина брода, м
ров, м
толщина сваливаемого дерева, см
Вооружение (калибр, марка, количество):
76,2-мм пушка КТ-28
7,62-мм пулеметы ДТ
Боекомплект:
снарядов
патронов
Емкость топливных баков, л
Двигатель:
марка 
тип
число цилиндров
угол развала цилиндров, град.
номинальная мощность при 1445 об/мин, л.с.
эксплуатационная мощность при 1400 об/мин, л.с.
нормальное число оборотов двигателя в танке, об/мин
Трансмиссия:
коробка перемены передач
число передач
главный фрикцион
бортовые фрикционы
тормоза
бортовая передача
Подвеска:
тип
 
количество тележек, шт.
количество опорных катков, шт.
количество поддерживающих катков, шт.
количество траков в гусенице, шт.
шаг трака, мм
Средства связи:
внешняя
внутренняя

25,4
 
7370
2870
2625
500
 
30
15
30
20
10
18-20
10
15-18
20
15
20
20
10
0,62
 
42
20-25
 
180-190
120-140
 
47
31
1
1
до 3,5
40
 
1
5
 
69
7938
660
 
М-17Л 
карбюраторный, V-образный, четырехтактный
12
60
500
450
1200-1400
 
трехходовая, механическая
пять вперед, одна назад
сухой, трехдисковый
многодисковые, сухие, со стальными дисками
ленточные, с обшивкой из феррадо
двухступенчатая с цилиндрическими шестернями
 
комбинированная, с использованием рычагов и вертикальных
пружин, со ступенчатой нагрузкой
12
48
8
121
130
 
радиостанция 71-ТК-З
ТПУ-6 на шесть абонентов


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru