Ремонт Т-34 с использованием трофейных деталей

Максим Коломиец
Журнал «Танкомастер» №4, 2002

Об использовании в годы Великой Отечественной войны трофейной техники частями Красной Армии уже написано немало. Публиковались материалы в журнале «Танкомастер», был выпуск «Фронтовой иллюстрации» – «Трофеи в Красной Армии» и т.п.

Предлагаемый материал также повествует о применении трофейной техники, но не танков, автомобилей или тягачей, а их отдельных агрегатов. Речь идет об использовании опорных катков немецкого танка «Пантера» на наших знаменитых Т-34. «Зачем?» – спросите вы. Однако пока конкретным ответом на этот вопрос автор не располагает. Скорее всего, нашими наступающими частями было захвачено большое количество запасных опорных катков для «Пантер» и какой-то русский умелец решил найти им достойное применение. Приводимые здесь снимки были сделаны на 4-м подвижном танкоремонтном заводе (ПТРЗ) зимой 1944–1945 годов. Как видно, катками от «Пантеры» было оснащено как минимум три танка Т-34. К сожалению, неизвестно ни какое количество тридцатьчетверок было переобуто таким образом, ни фамилия автора этой идеи. Можно сказать лишь то, что подобные работы на 4-м ПТРЗ однозначно велись.

Продолжение этой любопытной истории удалось обнаружить в материалах Научно-испытательного полигона в Кубинке. В частности, был найден отчет, озаглавленный «Испытание катков танка T-V на Т-34-85» (прим. «Отваги» – в советских документах сокращенное обозначение T-V соответствовало немецкому Pz.Kpfv V). Приведем выдержки из этого документа:

«Испытания проводились с 23 марта по 10 апреля 1945 года. Цель испытаний – возможность использования опорных катков T-V на Т-34-85. Катки T-V были приспособлены для Т-34-85 в конструкторском бюро НИИБТ полигона (установлены вместе с серийными катками Т-34-85). После этого танк прошел 604 км плюс специальные испытания – преодоление косогоров, скатов и т. д.

Выводы: 1. Опорные катки T-V обладают более низкой надежностью, чем у Т-34-85 серийные. Произошедшие поломки опорных катков являются следствием их большей нагруженности.

Монтаж катков T-V на Т-34-85 может быть осуществлен средствами войсковой ремонтной части».

Вполне возможно, что испытания на НИИБТ полигоне проводились с подачи командования 4-го ПТРЗ, которое могло обратиться в вышестоящие инстанции с таким рационализаторским предложением. Но скорее всего опыт установки катков «Пантеры» на Т-34 не получил широкого распространения. С определенностью можно сказать лишь то, что несколько тридцатьчетверок были оснащены «пантеровскими» катками и успешно участвовали в боях.

Тот же Т-34-85. Хорошо видно, что катки от «Пантеры» установлены и по левому борту


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru