Танки стреляют с моря

Вячеслав Шпаковский
Журнал «Танкомастер» № 6 / 2003 г.

На всем протяжении Второй Мировой войны единственным видом военных действий, в которых инициатива с самого начала принадлежала вооруженным силам союзников по антигитлеровской коалиции, оставалась высадка морских десантов. Для проведения таких операций войска США и Великобритании располагали достаточным количеством десантных судов разных типов. Но всякий раз, когда готовилось очередное вторжение, выяснялось, что большинство типов амфибийных средств практически безоружно. В связи с этим появлялось огромное количество фронтовых импровизаций, не привязанных ни к каким стандартам. Конечно, столь острую проблему, как организация эффективной огневой поддержки десанта, так решить невозможно. Но не вызывать же огонь тяжелой корабельной артиллерии, чтобы уничтожить ожившее пулеметное гнездо в паре сотен метров от десантных судов, приближающихся к берегу? Это не только неразумно, но и опасно. Поэтому в конце 1943 г. американский Артиллерийский исследовательский центр, расположенный на Абердинском полуострове, подготовил программу испытаний, призванных определить возможности увеличения огневой мощи стандартных высадочных средств – десантных барж, амфибий DUKW и LVT.

Полевые эксперименты начались в январе 1944 г. и продолжались до апреля. За это время было опробовано огромное количество всевозможного вооружения и выработаны соответствующие рекомендации. Так, полностью неподходящими комбинациями транспортных машин и огневых средств были признаны: 106-мм миномет на шасси DUKW, 75-мм гаубица на LVT2, 105-мм гаубица на шасси LVT4, 4-ствольная зенитная установка на LCT-6.

В дальнейшем по «рекомендации» командования проведение испытаний форсировали «в связи со сложившейся обстановкой» – подготовка к операции «Оверлорд» шла полным ходом.

 

 

Экспериментаторы поставили цель определить не только принципиальную возможность ведения огня из высаживаемого вооружения различных видов и типов с борта десантных судов, но и степень эффективности стрельбы, расход боеприпасов. Также требовалось составить спецификации на необходимые изменения в конструкциях десантных судов и транспортных средств.

В отчетах по испытаниям указывалось, что поскольку стрельбы на ходу производились в спокойных водах Чесапикского залива, то практически невозможно предсказать потенциальную точность огня при десантировании в зонах с океанским прибоем. Факт, что кучность огня на волне уменьшается, можно было констатировать и заранее, однако никто не знал, насколько именно. Само собой, сильная качка затрудняла стрельбу, и в этих условиях лучшие результаты показали орудия средних танков – у машин типа М4 они были снабжены гироскопом. Кроме того, бронетехника, установленная в трюмах танкодесантных барж, могла стрелять прямой наводкой через аппарель – габариты позволяли. В то же время, расчетам буксируемых артиллерийских систем, смонтированных на месте танков, приходилось стрелять поверх аппарели. При этом сама аппарель получала повреждения от воздействия газовой струи выстрела. Узлы крепления следовало усилить, чтобы она не открывалась при стрельбе.

Некоторые нюансы, выяснявшиеся во время испытаний, удивляли даже бывалых танкистов-испытателей и экспертов по вооружению. Так, например, оказалось, что танк «Шерман» с борта десантной баржи LCM-6 может вести огонь только после установки на его корпус ограничителя поворота башни. В противном случае, повреждения аппарели были неизбежны. «Шерман Каллиоп» с ракетной пусковой установкой Т-34 на башне не смог применить орудие, но зато весьма эффективно вел огонь реактивными снарядами по площадям.

105-мм буксируемые гаубицы могли стрелять с палубы десантных барж поверх аппарели, но их требовалось очень тщательно закреплять на днище при помощи расчалок.

57-мм орудие М1 даже попытались установить в импровизированном пушечном порте, прорезанном в носовой аппарели баржи LCVP. Но для этого на палубе пришлось соорудить из брусьев нечто вроде постамента, очень мешавшего выгрузке всей остальной техники, размещавшейся позади орудия. То есть сама прорезь в аппарели не мешала, но сопутствующие сложности были признаны недопустимыми для высадки на вражеском побережье. Так что пришлось признать, что подобная установка 57-мм пушек себя не оправдывает.

Сверхмощная 203-мм гаубица также потребовала специальных подкреплений на палубе. Однако их монтаж и демонтаж отбирали до 30 мин драгоценного времени.

 

 

 

 

С целью экономии места зенитные орудия на своих «раскрывающихся» лафетах устанавливали в корпусах десантных барж под углом и также самым тщательным образом крепили стальными расчалками.

В отчетах об испытаниях отмечалось, что 90-мм и 120-мм зенитные орудия были удобны тем, что могли стрелять поверх борта и рампы практически в любую точку горизонта, но при этом от «дульной волны» на автомобиле-тягаче очень часто вылетали все стекла, а транспортировать пушки отдельно от машин было совершенно неприемлемо.

Очень хорошо зарекомендовали себя танки М5А1, которые доставлялись на баржах LCM-6. Правда, из-за высокой рампы они не могли стрелять прямо вперед, но зато имели достаточную высоту, чтобы стрелять поверх борта в стороны. К тому же баржи этого типа были дополнительно оснащены парой 106-мм минометов, опорные плиты которых укладывались в деревянные ящики, засыпанные песком. Два 106-мм и два 37-мм орудия и четыре 7,62-мм пулемета – это была солидная огневая мощь для столь небольшого суденышка. При этом, чтобы не уменьшать боекомплект танков, предназначенных для «работы» на берегу, рекомендовалось подавать дополнительные боеприпасы снаружи, через открытые люки. В таком варианте их не потребовалось бы экономить в бою.

Опыт своих американских коллег по достоинству оценили и восприняли англичане. Так, первоначально они получали из США десантные бронетранспортеры LVT2, вооруженные всего лишь двумя пулеметами: одним 12,7-мм и одним 7,62-мм. Однако вскоре пулеметов стало уже три на каждом «борту», а затем англичане установили на LVT2 турель с 20-мм автоматической пушкой «Полстен». Также выяснилось, что этой амфибии вполне по силам транспортировать на себе 17-фунтовое (76,2-мм) орудие Мк.1. Данная модификация машины получила обозначение LVT(A)2. Ее отличали и две специальные откидные рампы, по которым орудие можно было скатить на землю после его доставки на берег.

Австралийцы, также готовившиеся к десантным операциям на Тихом океане и получившие из США по ленд-лизу 30 LVT(A), 100 LVT(A)2 и две сотни десантных автомобилей DUKW, также мечтали об усилении огневой мощи амфибийной техники. Для этого было решено оснастить бронетранспортеры пусковыми установками реактивных снарядов калибра 4,5 дюйма (114 мм). Тем более, что такие снаряды американцы уже применяли с LVT в ноябре 1943 г. во время десантирования на атолл Кваджалейн. В той операции ракеты были установлены на 24 машинах по бортам в задней части корпуса, что оказалось не слишком удобно, так как во время движения многие боеприпасы были залиты водой, которая замкнула электрические цепи. Тем не менее даже те снаряды, что удалось запустить, оказали на японцев значительное психологическое воздействие, так как ничего подобного они не ожидали.

 

 

Австралийцы при помощи инженеров из США сконструировали принципиально новую пусковую установку, которая состояла из пускового ствола и расположенного над ним накопителя. Одна ракета помещалась в стволе и шесть – в накопителе. А поскольку на каждом LVT(A)4 должно было монтироваться по две такие установки, понятно, что без перезарядки такая машина могла выпустить по врагу целых 12 снарядов.

Во время испытаний ракеты отстреливались по одной или же автоматически, с интервалом 0,3 с. Скорость ракеты при выходе из ствола достигала 106 м/с, дальность полета составила 990 м. Сначала испытания проводились с машиной без экипажа, а отстреливалось лишь по три снаряда в автоматическом режиме. Но после нескольких серий, в которых система хорошо себя зарекомендовала, стрельбы были проведены уже по полной программе и со штатным экипажем на борту. Все танкисты получили шлемы с усиленной акустической защитой, впоследствии никто из них не сообщал о каких-либо неудобствах во время стрельбы.

Загрузка пусковых установок была 100-процентной – все 12 ракет, залп производился в автоматическом режиме за 3,15 с. Снаряды ложились на расстоянии около 1080 ярдов от места выстрела, но с большим разбросом в обе стороны. В то же время отмечалось, что разрыв такого количества ракет в районе цели менее чем за 4 с давал внушительный эффект, поскольку каждая ракета срабатывала адекватно снаряду 105-мм гаубицы. Вскоре система была принята в войсках и еще долго состояла на вооружении австралийских Вооруженных сил, однако в других армиях не применялась.

Так была доказана возможность значительного усиления огневой мощи десантируемых войск при ведении огня с десантных судов высаживаемой техникой, причем лучше других себя зарекомендовали танки и многозарядные реактивные установки, как на самих десантных машинах и судах, так и установленные на танковых башнях.

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru