МИФ О ТАНКЕ

Т-62, захваченный китайцами во время конфликта на о. Даманский
Рябушкин Д.С.
Из книги «Мифы Даманского» (ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», г. Москва, 2004 г., Военно-историческая библиотека)

…Внятное объяснение того, зачем полковник Д.В. Леонов двинулся на танках в протоку, до сих пор отсутствует.

Если своим маневром он хотел пресечь намечавшуюся атаку китайцев в направлении южной оконечности острова, то следовало ударить из танковых пушек и пулеметов по группирующейся пехоте противника. Этого, однако, сделано не было, хотя в каждом танке имелся полный боекомплект.

Если же ставилась задача прервать контакты между китайским берегом и подразделениями НОАК, ведущими бой на острове, то опять же следовало использовать танковое вооружение. Но и этого сделано не было.

Трудно объяснить и возможное намерение Леонова захватить кого-нибудь из китайцев в плен, поскольку такое дело совершается не на танках. Как уже говорилось ранее, кто-то из больших чинов по телефону действительно обвинял Леонова в том, что бой идет уже несколько часов, а пограничники до сих пор не сумели взять «языка».

Похоже, решение принималось наспех, без должной оценки сложившейся ситуации. Однако вины Леонова в этом нет. Для него как командира сложилась очень тяжелая психологическая ситуация. Ведь подчиненные полковника поистине героически сражались и гибли на острове, а могучая сила в образе 135-й МСД стояла в тылу и ничего не предпринимала, чтобы помочь пограничникам. Видимо, тогда-то всегда спокойный и выдержанный Д.В. Леонов решил предпринять нечто неожиданное, дабы переломить ход сражения.

Один из очевидцев вспоминает, как вообще родилась идея использовать танки:

Леонов принял решение танками отрезать китайцам доступ к острову. Как мне сказали, он спросил: «Танки как?» Ему говорят: «Танки непробиваемые. Т-62»…

О том, как был подбит леоновский танк Т-62, бортовой номер 545, существуют две версии.

Первая: танк был поражен кумулятивной гранатой, выпущенной из противотанкового гранатомета типа РПГ-2.

Вторая: танк подорвался на китайской мине. Большинство советских и российских авторов придерживаются первой версии. Однако следует учесть, что от танка до китайского берега было около 300 м, а прицельная дальность стрельбы из РПГ-2 составляет всего 150 м. Поэтому едва ли выстрел с китайского берега Уссури мог поразить Т-62. Возможно, гранатометчики приближались к танку, выходя на лед реки: в этом случае они вполне могли достичь цели. Но и тут имеется возражение: маловероятно, чтобы экипажи других машин позволили китайцам действовать столь безнаказанно.

В этом отношении показательны воспоминания старшины заставы № 2 В.П. Фатеева. По его словам, прибывшие вскоре на заставу танки были повреждены: у одного заклинена башня, у другого прожжен ствол, у третьего пробита лобовая броня башни.

Карта-схема: начало боя 15 марта 1969 года

 – расположение четырех групп Яншина

 – места скопления китайской пехоты

 – первый удар трех китайских рот

 – отход группы Яншина

 – выдвижение группы танков и гибель танка Леонова

Если же гранатометчик занимал позицию на острове, то выстрел должен был повредить обращенную к Даманскому правую сторону танка, а на китайской фотографии подбитого Т-62 хорошо видна перебитая левая гусеница. Таким образом, первая версия весьма сомнительна.

Вторая версия выдвигается китайскими авторами: наученные горьким опытом событий 2 марта, китайцы позаботились о том, чтобы советские бронетранспортеры не имели более возможности двигаться между островом и китайским берегом. С этой целью в ночь с 14 на 15 марта развед взвод НОАК уложил на лед противотанковые мины, упакованные для маскировки в белые пакеты. Головной Т-62 наехал на мину и подорвался. При этом китайские источники подтверждают факт обстрела танков из гранатометов РПГ-2.

Суммируя сказанное, можно предположить следующее.

При появлении танков между островом и китайским берегом со стороны последнего начался обстрел из гранатометов (который наблюдался с советской стороны, ибо летящая граната оставляет хорошо видимый огненный след). Этот обстрел оказался безрезультатным, однако когда танк наехал на мину и последовал взрыв, с советского берега это было воспринято как поражение гранатой, отсюда и появилась первая версия. Вполне возможно, что спасшиеся члены экипажа тоже говорили о поражении кумулятивной гранатой, но они могли и легко ошибиться по причине нервного состояния.

Какая бы версия ни оказалась в конце концов верной, не подлежит сомнению результат: Т-62 лишился хода и превратился в неподвижную мишень.

Полковник Леонов приказал экипажу покинуть машину, после чего танкисты выбрались через десантный люк, расположенный на днище танка. Сам Леонов получил ранения в мягкие ткани ног. Тем не менее полковник тоже сумел выбраться из танка и стал отползать по проложенной колее. В этот-то момент его и сразила срикошетившая пуля. Точнее, даже не пуля, а ее оболочка.

Танкисты сумели по острову добраться до группы Яншина, после чего командир танкового взвода младший лейтенант Дегтярев доложил о гибели Леонова. На вопрос, почему не вытащили полковника, танкисты отвечали сумбурно и маловразумительно. Некоторые исследователи трактуют этот факт как проявление трусости, но при более детальном изучении появляются совершенно другие объяснения.

Дело в том, что практически все члены экипажа имели ранения или травмы. Тем не менее танкисты тащили заряжающего рядового Кузьмина, к тому моменту уже мертвого, но в сумятице боя этого никто не заметил, и все считали, что он лишь ранен. Что касается Леонова, то члены экипажа видели его гибель и потому уже ничем не могли помочь полковнику. Сил же вынести тело погибшего у них не было. К этому можно еще присовокупить грохот боя, резкое изменение обстановки и общий стресс.

В общем, обвинять танкистов в трусости явно необоснованно.

Эпизод с гибелью танка № 545 стал обрастать непроверенными слухами еще в марте 1969 г., а теперь, по прошествии десятков лет, иногда вообще искажается до неузнаваемости. Например, один из журналистов Приморского радио, оказавшийся на месте сражения, пишет уже в наши дни следующее:

…А на протоке между островом и китайским берегом Леонов с тыла крушил нарушителей пулеметным огнем. По танку били из всех видов оружия, но безуспешно. И вдруг из кустов выпрыгнул китаец с ручным гранатометом и метров с десяти всадил гранату в запасной бак с горючим (их на броне было четыре, по 200 литров солярки в каждом). Чуть ли не тонна горючего полыхнула в небо, охватив танк огненным покрывалом. С нашего берега увидели, как за островом траурным флагом взметнулся огромный язык пламени, окутанный черным дымом…

В этом небольшом отрывке можно обнаружить сразу несколько ошибок. Не крушил Леонов нарушителей пулеметным огнем, не выпрыгивал из кустов китаец с гранатометом, не было тонны горючего на танке.

Чуть ранее тот же автор утверждает, что по приказу Леонова из танка был выгружен боезапас к пушке, а в экипаже отсутствовал заряжающий. И то, и другое не соответствует действительности. А еще почему-то автор публикации упоминает только танк Леонова, но ничего не говорит о трех других машинах.

В ночь на 16 марта на остров отправились три поисково-разведывательные группы 135-й мотострелковой дивизии (во главе с командиром разведроты Михаилом Барковским). Одну из групп возглавил Юрий Бабанский, как хорошо знающий местность. Именно он и обнаружил начальника Иманского погранотряда.

Информация о том, как именно погиб заряжающий рядовой Алексей Кузьмин, появилась еще в 1969 г. К сожалению, не обошлось без сочинения очередного мифа:

Боевая машина, на которой находился руководивший боем полковник Д. Леонов, выходила в тыл маоистам. И вдруг в борт ее попал снаряд. Осколком ранило полковника. Надо было покидать машину.

«Леша, – сказали товарищи Кузьмину, – помоги полковнику выбраться через люк. И уходи в тыл сам. Ты же ведь ранен».

Но Алексей не покинул товарищей. Вместе с ними он пересел на другой бронетранспортер и вел бой оттуда. Когда загорелась и эта машина, он продолжал наступление в пешем строю.

Еще раз следует повторить: в действительности Алексей Кузьмин погиб недалеко от танка, когда вместе с товарищами отходил к своим. За участие в бою А.А. Кузьмин был награжден орденом Красного Знамени (посмертно).

Свидетели событий утверждают, что первая попытка отбуксировать танк на советскую территорию была предпринята 17 марта.

В этот день к Т-62 направилась специальная эвакуационная группа, включавшая танк. Китайцы моментально сообразили, что сейчас последует, и открыли заградительный огонь из орудий и пулеметов.

С советского берега в ответ тоже ударила артиллерия, и довольно точно. На какое-то время китайцы угомонились, и это дало возможность спецгруппе приблизиться к подбитой машине.

Цеплять трос под огнем противника отправился младший сержант А.И. Власов из 5-й танковой роты, но был убит. Товарищи вытащили тело погибшего, однако операция была скомкана, и танк № 545 так и остался на льду Уссури.

Кстати, кое-кто из наблюдателей событий говорит о попытке тащить танк через остров, для чего на Даманский вышел специальный тягач. Это утверждение следует признать либо ошибкой, либо недоразумением: высота западного берега Даманского была столь велика, что такой способ эвакуации наверняка отвергли еще на стадии обсуждения (если подобная идея вообще высказывалась).

А вот солдаты Мао проявили немалую оперативность, успев в темное время суток снять секретное устройство стабилизации, пушки и приборы ночного видения.

Поскольку эвакуация танка была признана неосуществимой, советское командование решило уничтожить леоновский Т-62 методом подрыва. Взрывали дважды и оба раза неудачно: сначала заложили слишком мало взрывчатки, и она не повредила танк, затем эту ошибку исправили, но мощный взрыв лишь подбросил танк в воздух. Заметим: оба раза взрывчатку укладывали под танк. Почему не установили заряды внутри машины, никто до сих пор объяснить не может.

Новые попытки уничтожить танк подрывом не увенчались успехом: китайцы сразу открывали огонь, и это грозило новыми жертвами. А из Москвы поступило строгое указание: не допустить более гибели ни одного человека. Тогда приняли решение задействовать минометы.

Стрельба из 240-мм минометов, специально привезенных из Уссурийска, оказалась неудачной. Некоторые свидетели утверждают, что леоновскую машину словно заговорили: мины падали справа и слева, спереди и сзади, но никак не достигали цели. Короче, в танк не попали, зато проломили лед и потеряли танк из виду (Т-62 провалился в воду по самую башню). Китайцы воспользовались этим обстоятельством и в течение полутора месяцев проводили подготовительные работы по подъему танка со Дна реки (для выполнения этих работ была привлечена группа водолазов с одной из военно-морских баз КНР, а также 4 тягача). Наконец в конце апреля Т-62 оказался на том берегу. Вместе с машиной китайцам достались новая 115-мм гладкоствольная танковая пушка и боеприпасы к ней, а также двигатель. В настоящее время танк стоит в пекинском Военном Музее рядом с вьетнамским Т-34, захваченным китайцами в 1979 г..

Некоторые китайские источники проливают свет на то, каким образом солдатам НОАК удалось вытащить советский танк (естественно, к подобной информации следует относиться с хорошей долей осторожности). В частности, утверждается, что работы не проводились в дневное время, поскольку китайцы опасались огневого удара с советского берега. Не работали водолазы и ночью, так как имевшиеся у пограничников приборы ночного видения позволяли зафиксировать активность и в темное время суток. Водолазы опускались под воду только в короткое время заката, когда заходящее на западе солнце затрудняло наблюдение с советской стороны.

Предосторожности оказались нелишними: как говорят китайцы, именно в эти дни советским снайпером был убит один из руководителей работ зам. командира 77-й дивизии Сунь Чжэнминь (по другим данным, он занимал должность заместителя командующего инженерными частями Шэньянского военного округа).

Те же китайские источники утверждают, что каждый водолаз работал под водой не более 15 минут (из-за холода). И еще: первый водолаз, спустившийся под лед, получил звание «героя».

Ныне, когда столько лет прошло после событий на Уссури, не так просто ответить, а можно ли было вызволить Т-62, не отдавать его китайцам?

Воспоминания ветеранов позволяют дать утвердительный ответ на поставленный вопрос. Ведь танк находился на советской территории, и все работы китайцев по его извлечению со дна реки сопровождались постоянными нарушениями границы. Если бы советское командование жестко реагировало на это и не стеснялось задействовать имевшуюся у него боевую технику, то китайцы ничего бы не смогли сделать. Однако Москва решила поскорее закончить конфликт даже ценой утраты секретного танка.

В ходе боя 15 марта был один момент, когда эвакуация подбитой машины с помощью другого танка могла пройти быстро и без потерь, – сразу после залпов установок «Град» и последовавшей победной атаки пограничников и мотострелков. Ведь именно тогда китайцы находились в шоковом состоянии и полностью прекратили огонь. Не догадались…

С потерей Т-62 № 545 связан один довольно нелепый миф, появившийся в последние годы. Нашлись летописцы, которые вообще весь конфликт на Даманском сводят к борьбе за этот самый танк. Якобы в нем было много секретов, оттого и развернулось сражение.

Собственно, опровергать тут особо нечего: нелады с элементарной логикой у авторов подобных «открытий» очевидны для любого мало-мальски знающего причины и ход конфликта.

И последнее. Зная страсть китайцев к копированию всего и вся, логично задать вопрос: так изготовили они что-либо подобное Т-62 или нет?

Легче всего найдут ответ любители Интернета: в поисковой системе им достаточно набрать ключевую фразу «китайский основной боевой танк WZ-122». Всемирная сеть любезно выдаст фотографию, на которой изображен близнец нашего Т-62. Как говорится, найдите хоть пару отличий.


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru