Боевая карьера танка M48

М. Никольский
Журнал «Техника и вооружение» №7 / 2000 г.

Боевое применение танков M48 в войнах и вооруженных конфликтах

 

 

ВЬЕТНАМ

 

Впервые танкам М48 довелось понюхать пороху буквально сразу же после поступления в войска. Летом 1958 года бригада американской морской пехоты высадилась в Ливане с задачей стабилизировать обстановку в связи с обострившейся гражданской войной. В составе бригады находился 3-й танковый батальон морской пехоты, имевший на вооружении М48А1. Танкисты «Паттонов» в ходе этой экспедиции пороху именно понюхали: единственное столкновение, которое с натяжкой можно считать боевым, произошло, когда два ливанских танка МЗ «Грант» попытались воспрепятствовать движению колонны морской пехоты. До стрельбы дело не дошло, поскольку командир ливанских танкистов получил приказ не мешать движению янки.

Реальная боевая карьера М48 началась в 1965 году в Индокитае. И опять пионерами применения танков этого типа стали морские пехотинцы. В марте 1965 г. в южновьетнамский порт Дананг прибыли транспорты с М48АЗ 3-го танкового батальона корпуса морской пехоты (КМП) США, того самого, что успел принять участие в миротворческой операции на Ближнем Востоке в 1958 году.

На первых порах американцы ограничивали использование тяжелой техники в боях с отрядами Вьет Конга. Причина была чиста политической – США стремились избежать обвинений в эскалации агрессии. Из состава всех армейских подразделений, отправлявшихся во Вьетнам, изымалась бронетехника. Исключением являлась только 1-я пехотная дивизия, которой оставили по роте танков М48 и БТР М113 – новые машины планировалось испытать в боевых условиях. Уже первые столкновения показали, что участие в боях бронетехники резко уменьшает потери. И все же, честь первыми опробовать «Паттоны» в бою выпала не армии, а флоту.

Генералы из штаба Командования военного снабжения Вьетнама попытались изъять из состава частей морской пехоты, отправлявшихся во Вьетнам, тяжелую технику. Однако то, что удалось проделать с армейскими дивизиями, не получилось с моряками: корпус морской пехоты США – особый род войск, это не армия, чтобы подчиняться каким-то сухопутным крысам. Командование морской пехоты решило взять с собой все штатное вооружение: «Неужели морская пехота не знает ЧТО лучше?»

К концу 1965 года на вооружении задействованной в Индокитае морской пехоты имелось 65 линейных танков М48 и 12 огнеметных танков М67.

В плане применения танковых подразделений в условиях специфической партизанской войны морские пехотинцы не предложили ничего нового: охрана военных баз, эскортирование конвоев и непосредственная поддержка пехоты; в последнем случае одной пехотной роте придавался один танк.

Первые стычки с вьетконговцами танкисты морской пехоты имели летом 1965 года. Происходили они, как правило, в ходе патрулировании периметров лагерей моряков. По-настоящему танки впервые показали себя в сражении в районе Чалай. Поданным разведки, вьетконговцы собирались атаковать крупную военную базу в этом районе силами 1-го полка. Американцы решили упредить противника. Операция по разгрому 1-го полка получила название «Старлайт», к участию в ней привлекалось до трех батальонов морской пехоты, каждому батальону придавался танковый взвод и САУ. В результате скоординированных действий пехоты, вертолетов и десантников вьетнамцев удалось прижать к морю. Бои продолжались в течение недели.Противник был полностью уничтожен. Танки и самоходные пушки «Онтос» оказывали огневую поддержку наступающим частям. Своими действиями танкисты доказали возможность использования тяжелой техники в условиях джунглей и заболоченных рисовых чеков. В то же время американцы понесли ощутимые потери: колонна из трех М48 и пяти LVTP, шедшая без сопровождения пехоты, напоролась на партизан и была полностью уничтожена. Согласно американским данным, при проведении операции «Старлайт» семь М48 получили тяжелые повреждения, однако все машины удалось вернуть в строй.

Несколько операций, подобных «Старлайт», способствовали снятию запрета на отправку бронетехники в Индокитай. С начала 1967 года танки во Вьетнаме стали использоваться достаточно широко.

В течение последующих трех лет бронетанковые подразделения осуществляли огневую поддержку войск, охрану военных объектов, где они интегрировались в систему стационарных огневых точек. Американцы также пытались при помощи М48, оснащенных Катковыми тралами, расчищать дороги от мин, которыми их в изобилии засеивали вьетнамцы. Катко-вые тралы были слишком тяжелыми и сильно ограничивали подвижность танков, поэтому их использовали в весьма ограниченных масштабах. Во время обороны базы Кхесань атаки коммунистов отражали и пять танков М48.

Высокую эффективность броне-кавалерийские подразделения продемонстрировали при отражении серии хорошо спланированных ударов отрядов Вьет Конга и регулярных частей армии ДРВ в начале 1968 года, известных как «новогоднее наступление». Нападения на американцев и правительственные войска происходили по всей территории Южного Вьетнама, особенно тяжелыми были бои в городах Сайгон, Лонгвинь, Бьенхоа, в районе авиабазы Тан Сон Нат. Хорошая тактическая мобильность гусеничной техники позволяла быстро перебрасывать танки и САУ на угрожаемые участки для оказания огневой поддержки обороняющимся. Американцы опомнились от внезапного нападения уже через несколько часов и начали постепенно выдавливать противника из городов и военных баз. Городские улицы – не лучшее место дли использования танков, к тому же в начале 1968 года вьетнамцы впервые в больших количествах стали применять ручные гранатометы РПГ-7. Особенно велики были потери среди экипажей танков М48А1, на которых стояли бензиновые двигатели. Эти танки, наряду с «Шериданами», пользовались во Вьетнаме дурной славой; были случаи отказов танкистов идти на них в бой.

Единственной крупной наступательной операцией США в Индокитае, в котором заметную роль сыграли танки, стало вторжение в Камбоджу. После неудачного (с военной, но не с политической точки зрения) «новогоднего» наступления отряды Вьет Конга обосновались на территории сопредельной Камбоджи. Всю вторую половину 1968 года и первую половину 1969 года небольшие хорошо вооруженные группы партизан без проблем переходили камбоджийско-вьетнамскую границу и нападали на конвои грузовых автомобилей, гарнизоны в Южном Вьетнаме. Мелкие отряды базировались и в самом Южном Вьетнаме, но основные базы находились в Камбодже. Логично было не «ловить блох» в бескрайних джунглях, а разгромить базы, не считаясь с тем, что они находятся в формально нейтральной стране. Основной удар наносили южновьетнамские войска, однако янки тоже в стороне не остались.

1 мая 1969 г. правительственная пехота при поддержке танков 11-го броне-кавалерийского полка атаковала лагерь, который американцы называли «Фишхук». С воздуха на лагерь был высажен вертолетный десант. В ходе сражения удалось разгромить несколько батальонов Вьет Конга. Два месяца понадобилось американцам, чтобы уничтожить все основные базы партизан в Камбодже. Американцы одержали очередную победу, но как только они убрались из Камбоджи, базы коммунистов появились там вновь. Партизанская война не угасала.

Несколько ранее вторжения в Камбоджу, 3 марта 1969 г., состоялся единственный за всю войну бой между северовьетнамскими и американскими танками. Ночью восемь ПТ-76 при поддержке БТР атаковали лагерь сил специального назначения в Бенхете. Американская разведка заранее узнала о нападении, поэтому гарнизон лагеря был усилен взводом танков М48 из состава 69-го бронекавалерийского полка армии США. В бою потери в танках понесли обе стороны. Один ПТ-76 подорвался на мине, еще два были уничтожены огнем М48. Потери американцев – один танк.

Основным и наиболее популярным среди личного состава танком бронекавалерийских частей армии США во Вьетнаме стал М48А3, оснащенный дизельным двигателем. По мнению танкистов, это была хорошо сбалансированная в отношение бронезащиты и огневой мощи машина. Экипажи этих танков особенно ценили устойчивость конструкции к детонации боекомплекта при взрывах мин под гусеницами. На начальном этапе войны американцы предпочитали ремонту замену разбитых машин новыми. Однако довольно быстро ситуация изменилась. Значительное количество машин, получивших боевые повреждения, по существующим в армии США нормативам ремонту не подлежало. Таких танков оказалось слишком много, чтобы взять и одним росчерком пера отправить их в металлолом. Один из руководителей разработки М48 полковник Паттон признал в 1972 году на страницах журнала «Арми лоджистишн»: «Фактическое снижение боеспособности частей, обусловленное боевыми повреждениями танков, оказалось значительно сильнее, чем предполагалось. Много боевых машин списывалось в металлолом, что делало очевидным необходимость принятия срочных мер».

Чтобы вернуть в строй максимально возможное количество танков М48 уже в конце 1967 года пришлось создать специальную группу для изучения боевых повреждений, возможности организации ремонта и разработки рекомендаций по производству ремонтных работ. Руководил группой полковник Шеридан. При изучении боевых повреждений, полученных «Паттонами» в Индокитае, было отмечено, что большая часть подбитых машин имеет разрушения передних узлов подвески и ходовой части, а также днища. Основная причина – подрыв на мине и деформация литого корпуса по линии торсионных валов в результате взрыва. Вместе с тем среди повреждений имелись и «дыры» от артиллерийских снарядов. Ранее в США танки с подобными повреждениями корпуса списывались однозначно.

В начале 1968 года специалисты группы разработали программу восстановления танков М48АЗ. Рекомендовалось сваривать поврежденные участки брони корпуса с последующей механической обработкой. Пробоины в днище и башне следовало или заваривать с помощью ферритных электродов, или ставить «заплаты» из брони толщиной 25,4 мм (заплаты ставились на пробоины диаметром более трех дюймов).

Восстановительный ремонт танков М48АЗ был налажен на армейской базе в Аннистоне в середине 1968 года. Деятельность этой базы дает некоторое представление о потерях «Паттонов» во Вьетнаме. В 1968-1972 гг. в Аннистоне отремонтировали 313 танков только модификации М48АЗ. Три машины было списано, в то время как в 1965-1968 гг. из-за боевых повреждений пришлось списать 120 «Паттонов». Сведения о количестве отремонтированных и списанных танков только одной модели «A3» плохо стыкуются с официальными данными о минимальных боевых потерях в танках. На практике получалось, что подбитую машину все равно списывали, но при этом она якобы выживала на поле боя, или тащили ее в Штаты для дорогостоящего восстановления.

В 1972 году в Ханое посчитали, что этот год должен стать победным. По тропе Хо Ши Мина в Южный Вьетнам было переброшено огромное количество снаряжения и боевой техники – шла подготовка к решительному наступлению. В отличие от «новогоднего» наступления 1968 года на острие атак должны были идти не партизанские формирования, а регулярные подразделения армии ДРВ. Разведки США и Южного Вьетнама подготовку наступления «проспали», поэтому огневой удар, нанесенный 29 марта 1972 г. по позициям южновьетнамцев вдоль демилитаризованной зоны в районе 38-й параллели, и последовавшие за ним атаки пехоты и танков оказались внезапными, Задним числом ЦРУ посчитало, что в наступлении принимало участие до 700 танков, главным образом Т-54. Главный удар пришелся по недавно сформированной 3-й пехотной дивизии армии Южного Вьетнама. Дивизия была смята и, потеряв почти все тяжелое вооружение, отброшена к городу Куангчи. Задержать наступление удалось спешно переброшенному к г. Куангчи 20-му танковому полку армии Южного Вьетнама (единственному, вооруженному М48), недавно получившему новенькие М48, морским пехотинцам и рэйнджерам. Если верить американским данным, в 20-м полку служили сплошь и рядом узкоглазые Михаэли Виттманы: 2 апрепя poтa M48 без потерь со своей стороны уничтожила два Т-54 и девять ПТ-76, а всего к 20 апреля танкисты 20-го полка (без потерь со своей стороны, естественно) уничтожили более шестидесяги Т-54. Надо сказать, что в боях за Куангчи впервые во Вьетнаме были использованы ПТУР «Малютка», так что можно уверенно говорить о том, что горели в тех местах не одни только «пятьдесятчетверки».

Северовьетнамские части действительно понесли большие потери, и к середине апреля линия фронта стабилизировалась, но не надолго: 27 апреля началось новое наступление. Танковый кулак разорвал линию фронта, над обороняющимися частями южновьетнамцев нависла угроза окружения к северу от Куангчи. Началось планомерное отступление, местами переходящее в бегство. В передовых частях отступающих, ломая своими машинами хрупкие бамбуковые мостики через местные реки, неслись на M48 славные танкисты 20-го полка.

2 мая Куангчи пал. Длившееся месяц сражение закончилось: для продолжения наступления у северовьетнамцев сил уже не было. Линия фронта стабилизировалась, теперь уже надолго. Штаб 20-го танкового полка заявил об уничтожении в ходе этих боев более 90 танков Т-54 и ПТ-76. Все собственные потери (ни много, ни мало – 100% имевшихся перед началом боев танков) офицеры полка отнесли на счет слабых мостов над реками и прочих небоевых повреждений. Сразу после окончания сражения остатки 20-го полка пришлось вывести на переформирование.

Очередное наступление с Севера привело к разгрому южновьетнамских войск на приморском направлении. Эвакуация Плейку началась 15 марта. Военные и гражданские перемешались, весь план отхода сразу же рухнул, и под ударами подразделений армии ДРВ отступление перешло в паническое бегство. Ценой потери 320 танков, в основном M48, и нескольких сотен БТР, 60.000 отступающим (из 200.000 вышедших из Плейку и Контума) удалось вырваться из центрального района и достичь 25 марта побережья Южно-Китайского моря в районе г.Туйхоа.

На заключительном этапе войны M48 имели на вооружении как подразделения армии Южного Вьетнама, так и их противники, захватившие танки в качестве трофеев. В последнем аккорде войны – взятии Сайгона 30 апреля 1975 г. принимал участие 203-й танковый полк армии ДРВ, на вооружении которого кроме бронетехники советского и китайского производства находились трофейные танки М41M48 и БТР М113. В прессе сообщалось, что Вьетнам использовал трофейные M48 в 1979 году в ходе боев на территории Камбоджи.

Наряду с линейными танками M48, американцы применяли во Вьетнаме мостоукладчики AVLB (они были, в частности, на вооружении 11-го бронекавалерийокого полка), огнеметные танки М67 и БРЭМ М88. Малый возимый в танке запас огнесмеси не позволял использоватьМ67 в глубоких рейдах, обычно они использовались в системе обороны баз. БРЭМ непосредственного участия в боевых действиях не принимали, однако использование тяжелой техники в Индокитае без М88 было просто невозможным. На плечи экипажей БРЭМ легла тяжелая работа по ремонту подбитой и сломанной техники в полевых условиях, эвакуации поврежденных танков и БТР.

 

ИНДО-ПАКИСТАНСКИЙ КОНФЛИКТ 1965 ГОДА

 

Поставленные из США танки M48 использовал Пакистан в войне 1965 года с Индией. Конфликт начался с серии пограничных инцидентов в районе пустынной местности Ранн-Кутч в западной части индо-пакистанской границы, произошедших в апреле-мае. Пакистанская сторона использовала в боях мелкие танковые подразделения на M48. 30 июня было заключено перемирие, однако напряженность на границе не спадала, с новой силой боевые действия возобновились 1 сентября. Очаг напряженности сместился к северу – в Кашмир. Регулярные силы армии Пакистана численностью до бригады при поддержке двух батальонов «Паттонов» вторглись в долину южного Кашмира.

Чтобы остановить на-ступление противника индийское командование использовало авиацию. Истребители-бомбардировщики поставленную задачу выполнили, а в результате бомбо штурмовых ударов пакистанцы потеряли 14 M48. 7 сентября в ответ на действия Пакистана границу перешли подразделения 7-й индийской пехотной бригады. В последующие три дня в бои с индийской стороны оказались втянутыми две пехотные дивизии и танковая бригада, им противостояли две пехотные и одна танковая дивизии Пакистана.

Перед 1-й пакистанской танковой дивизии, оснащенной М47 и M48, была поставлена задача – ударом во фланг сорвать продвижение индийцев в направлении Лахора. Индийцы смогли вовремя вскрыть сосредоточение массы танков и подготовиться к отражению удара. 10 сентября 1965 г. в районе населенного пункта Асал Уттар произошло крупнейшее танковое сражение индо-пакистанской войны. Пакистанцы, как специально, сделали все возможное, дабы потерпеть поражение: дали время на подготовку обороны, для атаки выбрали холмистую местность, и, в довершении всего, танки наносили удар без поддержки пехоты. Сражение превратилось в избиение «Паттонов» всеми возможными средствами поражения: РПГ, безоткатными орудиями, артиллерией, ручными гранатами. К заходу солнца на поле боя чадило сто танков, главным образом M48. Местечко Ассал Уттар пакистанцы прозвали «Паттон Нэгэр» – кладбище «Паттонов».

Разгром 1-й пакистанской танковой дивизии сказался на репутации M48 среди танкистов всего мира. Американцам пришлось объясняться: танк-то, де, превосходный, но вот тактическое использование, подготовка экипажей… В ряде западных изданий отмечается, что индийцы имели более совершенные танки, причем в американских изданиях тип этих танков не указывается. Добро бы это были Т-54, однако в войне 1965 года индийская сторона использовала «Центурионы». Очень не хотелось чванливым янки признавать превосходство друзей-конкурентов из Великобритании.

Индия официально объявила об уничтожении 462 пакистанских танков, в основном M48, собственные потери – 160…200 танков (по пакистанским данным – 500).

 

АРАБО-ИЗРАИЛЬСКИЕ ВОИНЫ

 

Первую сотню M48 Израиль получил из бундесвера, к началу войны 1967 года роту «Паттонов» израильтяне успели перевооружить 105-мм пушками и установить на них дизели.

Подразделения, имевшие на вооружении «Паттоны», действовали прежде всего на Синайском полуострове против подразделений вооруженных сил Египта. Именно танкисты этих угдатов в короткий срок наголову разгромили численно превосходящего противника. Победа, одержанная на Синае, ценна еще и тем, что египтяне имели на вооружении танки, как минимум, не уступавшие израильским. Одним из угдатов командовал генерал Тал – создатель первого израильского танка «Меркава». Его танкисты наступали на приморском направлении. В бою 5 июня 1967 г. за железнодорожную станцию и город Рафах экипажи «Паттонов» дрались с Т-34-85 и ИС-3 из состава танковых подразделений 7-й египетской пехотной дивизии.

Лобовую атаку передового отряда 7-й танковой бригады полковника Гонена в составе двух рот «Центурионов» египтяне смогли отбить, тогда батальон М48 под командованием майора Эхуда Элада обошел Рафах и нанес удар двумя колоннами. Танкисты Элада отбросили арабов с северной окраины города, не стали ввязываться в уличные бои и устремились к следующей цели – населенному пункту Эль-Ариш. Путь на Эль-Ариш закрывали укрепленные противотанковые позиции в районе дефиле Джиради. Первая попытка прорвать оборону египтян окончилась неудачей. Причем попытка эта оказалась для египтян полной неожиданностью – они никак не ожидали таких «ударных» темпов продвижения от танкистов Тала. Сбить с позиций против танкистов частям 7-й бригады удалось только в третьей атаке, ценой потери 17 «Центурионов». Однако египтяне контратаковали и с первого же раза восстановили положение, отбросив танкистов на исходные позиции.

В ход сражения вмешался лично гeнерал Тал. Он не стал дожидаться резервов, а принял рискованное решение: оставшиеся «Центурионы» вновь пытаются атаковать вдоль шоссе, а батльон «Паттонов» обходит позиции арабов с юга по труднопроходимым дюнам. Одной из рот батальона М48командовал 23-летний лейтенант Авигдор Кахалани – будущий национальный герой войны 1973 года. В бою за Джиради танк Кахалани получил прямое попадание и загорелся, лейтенант чудом остался жив. А вот командиру батальона – майору Эладу – не повезло, в том бою он погиб. Ведомые Кахалани, который принял командование на себя после гибели Элада, танкисты поставленную задачу выполнили, но какой ценой! Все, без исключения, «Паттоны» батальона получили попадания снарядов или минометных мин, командир батальона погиб, начальник штаба и командиры всех трех рот были ранены. Всего один бой за дефиле Джиради наглядно демонстрирует, что блицкриг Армии обороны Израиля на Синае вовсе не был легкой прогулкой. Тем более следует отдать дань уважения танкистам Тала и Шарона, сумевшим одержать победу.

Уместно привести сравнение с индо-пакистанской войной – там М48 заслужили дурную славу, а вот на Ближнем Востоке израильтяне остались очень довольны американскими танками. Конечно же, все то же пресловутое тактическое использование, подготовка экипажей… И справедливы сии простые истины не только для М48, но и для Т-54Т-62Т-72, которые так любят хаять наши «вероятные союзники». Правда, на острие ударов Армии обороны шли все-таки «Центурионы», а не М48.

На Синайском полуострове на М48 «ездили» израильтяне, а вот на сирийском фронте «Паттоны» использовал противник Израиля. На помощь Сирии пришла Иордания. Король Хуссейн направил на фронт обе своих танковых бригады – 40-ю и 60-ю; бригады были вооружены танками М47 и М48А1. После окончания боевых действий иорданцы не досчитались примерно 2/3 из имевшихся трех сотен «Паттонов». Львиную долю танков вывела из строя израильская авиация, однако экипажи израильских «Шерманов» и АМХ-13также записали на свой боевой счет несколько десятков единиц иорданской бронетехники. Впоследствии значительное количество брошенных на местах боев арабских М48 после восстановительного ремонта поступило на вооружение подразделений танкового корпуса Армии обороны Израиля.

 

НА СТРАЖЕ МИРА И КАПИТАЛИЗМА

 

В середине 1950-х годов, несмотря на все проблемы и недостатки, М48 являлся основным танком американских вооруженных сил. «Паттоны III» состояли на вооружении армии и морской пехоты, они дислоцировались как на континентальной части США, так и в Европе. «Европейские» М48 принимали участие в известном противостоянии августа 1961 г. в Берлине.

М48 в международном плане, можно считать, не повезло – он так и остался «промежуточным» между М47 и М60. К примеру, даже в 1965 г. среди НАТОвских стран М48 имели на вооружении лишь ФРГ и Норвегия, в то время как остальные предпочитали (или не хотели менять) М47и «Центурионы». В самих США уже в 60-е годы М48 стали передаваться Национальной гвардии. Кстати, «Паттонам» Национальной гвардии довелось поучаствовать в подавлении многотысячных антивоенных демонстраций лета 1967 года в крупных городах США. В морской пехоте М48 варианта «A3» продержались гораздо дольше – в начале 1980-х годов «Паттоны» все еще оставались на вооружении КМП. В частности, танки М48АЗ в 1982 году имелись на военной базе Гуантанамо, где они регулярно патрулировали «сухопутную границу» США и социалистической Кубы.

Несмотря на то, что, казалось бы, время ветерана давно прошло, М48 продолжает находиться на вооружении во многих странах мира. На конец 1990-х годов «Паттоны III» имели Греция (15 М48АЗ, 799 М48А5), Израиль (600), Иордания (100-150, на хранении), Южная Корея (950), Ливан (50), Марокко (184 М48А5), Пакистан (300-350), Португалия (86 М48А5), Испания (148 М48А5Е2), Таиланд (105 М48А5), Тайвань (550), и Турция (3000 М48А5Т1/T2).

 


 

ИЗ ДОСЬЕ «ОТВАГИ»: основной боевой танк M48 «PATTON III»

Модификации танка М48А2 М48А5
Год принятия на вооружение 1955 1970-е
Боевая масса, тонн 46 49
Длина наибольшая, мм 8450 9310
Ширина, мм 3650 3630
Высота без зенитного пулемета, мм 3000 3090
Клиренс, мм 360 420
Вооружение:
- пушка (боекомплект, выстр.)
 
90-мм
М41
(60)
  
105-мм
М68
(54)
- 12,7-мм пулемет (боекомплект, патр.) один
(1000)
нет
- 7,62-мм пулемет (боекомплект, патр.) два
(4550)
три
(10000)
Двигатель:
«Теледайн Континентал»
бензиновый
(12-цил.,
V-образн.)
дизельный
ADVS-1790-
-2D
Мощность двигателя, л.с. 810 750
Удельное давление на грунт, кг/кв.см 0,77 0,88
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 48 48
Запас хода по шоссе, км 310 500
Преодолеваемые препятствия:
- стенка, м
- ров, м
- брод, м (с подготовкой)
 
1,15
2,59
1,20
 
0,92
2,59
(2,44)

Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru