Танк Т-72 с двигателем 5ТДФМА-1 (вариант модернизации)

Текст: п-к Клименко А.С., Березуцкий С.М.
Фото ГП «Харьковский бронетанковый ремонтный завод»

Танк Т-72 – надёжная, неприхотливая и эффективная боевая машина. По распространенности он уступает разве что легендарному Т-55. Но на сегодняшний день машины, несущие службу в разных уголках планеты, устарели и морально, и физически. Кроме того, не следует упускать из виду, что изначально Т-72 создавался как единая машина для использования в самых разных климатических условиях – от Заполярья до тропиков. И, с точки зрения здравого смысла, сложно понять, зачем на машинах, отправляемых в Африку, на ошиновке опорных катков стоит морозостойкая резина (кстати – весьма недешевая), но отсутствует кондиционер.

Необходимость наличия кондиционера – требование, влияющее на боеспособность машины в гораздо более высокой степени, чем это принято считать. К примеру – согласно отчету индийских военных, тепловизионная система Catherine французского производства, установленная в танке, не способна «адекватно работать» в тропических условиях и давала многочисленные сбои. В ходе испытаний было установлено, что при достижении температуры внутри танка +50…55°С отмечено «размывание» изображения в прицеле. Причём, зачастую это может привести к необратимым повреждениям аппаратуры: на российских Т-90С, поставленных в Индию, из-за отсутствия кондиционера, за четыре года эксплуатации вышли из строя и оказались непригодными к использованию около 80 тепловизоров. Отсутствие эффективной системы кондиционирования воздуха вызывает повышение температуры внутри танка до +60°С и выше, что не только приводит к выходу из строя электронных компонентов аппаратуры, но и физиологически делает невозможной работу экипажа.

За сорок лет, прошедших с момента создания Т-72 существенно повысились требования к динамике современного танка, а, следовательно, и к его энерговооружённости. Кроме того, в результате череды модернизаций вес машины значительно возрос – с 40 тонн на Т-72 «Урал» (объект 172М образца 1975 года) до 48 тонн на чешском T-72M4CZ. Причём процесс увеличения массы танка продолжается. С учётом этих факторов, дальнейшее использование стоящего на большинстве экспортированных Т-72 двигателя В-46-6, представляется анахронизмом – при сохранении существующей силовой установки, достижение необходимых динамических характеристик машины невозможно.

И без того ограниченный, моторесурс танкового двигателя зачастую расходуется для питания электросистем и электропотребителей танка, в условиях когда тот не находится в движении. Более того, при этом вырабатывается значительная часть возимого запаса топлива. В современной мировой «танковой моде» эту проблему решили за счёт применения вспомогательной силовой установки (ВСУ) с мощностью, существенно меньшей, чем мощность танкового двигателя, но вполне достаточной для питания основных потребителей электроэнергии. Однако, в МТО серийной «семьдесятдвойки» просто нет места для установки вышеупомянутого агрегата.

 

 

Осмыслив вышеизложенное, необходимо сделать вывод, что современная модификация танка Т-72 должна иметь двигатель большей, нежели 780 л.с. мощности, но, при этом, достаточно компактный и обеспечивающий возможность размещения в заброневом пространстве машины ВСУ и части узлов кондиционера.

Специалистами ГП «Харьковский бронетанковый ремонтный завод» в сотрудничестве с ХКБД был реализован проект модернизации шасси танка Т-72Б (объект 184) путем создания нового моторно-трасмиссионного отделения и оснащения необходимым оборудованием. Проведены ОКР, выполнена модернизация образца.

 

 

Экспериментальная машина проходит ресурсные испытания. В качестве замены «старичку» В-46-6 предложен широко известный двигатель 5ТДФ, вернее, разработанная ХКБД его новая модификация – 5ТДФМА-1. Мощность новой версии двигателя составляет 1050 л.с.

 

Схема модернизации моторно-трансмисионного отделения танка Т-72 путём установки двигателя 5ТДФМА-1 с вентиляторной системой охлаждения (коричневым показан энергоагрегат, лиловым – блок кондиционера).

 

 

«Изюминкой» двигателей семейства 5ТДФ/6ТД является их способность сохранять мощность при повышении температуры окружающей среды до +55°С. Более того, для двигателей такого типа работа при высоких температурах – это штатный режим. Так например, эксплуатационная рекомендованная температура охлаждающей жидкости (ОЖ) для 5ТДФ составляет 80-90°С, допустимая – до +115°С, кратковременно (не более 1 часа) допустимая до +125° С.

В ходе реализации проекта модернизации шасси танка Т-72 путем создания нового моторно-трансмиссионного отделения незначительной переделке подвергнут кормовой бронелист корпуса, изменен тракт воздухозабора в крыше МТО, обеспечено отведение отработанных газов на левый борт, выполнены новые опоры двигателя, изменена конструкция воздухоочистителя и газохода, привод вентилятора обеспечен непосредственным приводом от двигателя. Применение новой схемы силовой установки и трансмиссии позволили отказаться от паразитного редуктора – гитары, тем самым снизив массу танка, упростив кинематическую схему, и, как следствие – повысив КПД силового блока (моторно-трансмисионной установки) в целом.

Для примера: производительность измененной системы охлаждения двигателя повышена на 37% при уменьшении энергозатрат (потерь мощности) на вентилятор на 24%. Достигнута 6% экономия топлива.

Созданная конструкция МТО более компактна и позволяет расположить в моторно-трансмисионном отделении часть составляющих кондиционера и вспомогательный энергоагрегат ЭА-10 мощностью 10 кВт.

Кроме того, повышение удельной мощности машины позволило повысить её защищённость за счёт установки встроенной динамической защиты башни, аналогичной применяемой в БМ «Булат».

 

 

 

Танк T-72 с двигателем 5TДФMA-1: основные отличия от серийного танка Т-72Б

 

Двигатель мощностью 1050 л.с.

Кумулятивная динамическая защита башни типа «Нож»

Кондиционер боевого отделения

Вспомогательная силовая установка

Трансмиссия с повышенным КПД.

 

 

Тактико-технические характеристики танка Т-72Б (объект 184) с двигателем 5ТДФМА-1

№ п/п

Параметр

Значение

1.

Боевой вес, т.

42,7

2.

Экипаж, человек

3

3.

Размеры Д х Ш х В, мм

9530 х 3460 х 2226

4.

Клиренс, мм

470

5.

Двигатель, мощность л.с.

Пятицилиндровый двухтактный оппозитный с турбонаддувом 5ТДФМА-1, 1050 л.с. с валом отбора мощности на привод вентилятора

6.

Трансмиссия

Механическая с гидроуправлением. Соосные бортовые коробки передач, планетарные, четырёхрядные, семискоростные с фрикционным включением при помощи бустеров. Постоянный привод на соосные однорядные бортовые передачи

7.

Скорость максимальная, км/ч.

60,5

8.

Запас хода по топливу, км

500

9.

Эквивалентная бронезащита башни, мм

550 + ДЗ «Нож»

10.

Эквивалентная бронезащита корпуса, мм

450 + ДЗ «Контакт»

11.

Пушка, калибр мм

Гладкоствольная 2А46М – ПУ ПТУР,125 мм, с эжектором и термозащитным кожухом

12.

Скорострельность с использованием автомата заряжания, выстр./мин.

6-8

13.

Боекомплект, выстрелов

39, из них 22 в автомате заряжания

14.

Типы применяемых снарядов

БОПС, ОФС, КС, ПТУР 9М119М «Рефлекс-М» (АТ-11 «Sniper-B» по классификации НАТО)

15.

Комплекс управляемого ракетного вооружения

9К120 «Свирь»

16.

Принцип действия системы наведения ракеты

Полуавтоматическая система управления с телеориентированием ракеты в луче лазера

17.

Спаренный пулемёт, тип, калибр, боекомплект

ПКТ, 7,62 мм, 2000 патронов

18.

Зенитный пулемёт, тип, калибр, боекомплект

НСВТ «Утёс»,12,7 мм, 300 патронов

19.

Система постановки дымовых завес, кол-во и калибр мортир, применяемые гранаты.

Система «Туча-902Б», 8 мортир 82 мм, гранаты 3Д6 и 3Д17

20.

Прицельный комплекс наводчика

1А40-1, со стабилизированным полем зрения, встроенным лазерным дальномером и танковым баллистическим вычислителем (ТБВ)

21.

Баллистический вычислитель

1В528 на основе микропроцессора

22.

Прицел-прибор наведения

1К13-49, для дубляжа 1А40-1 и обеспечения стрельбы управляемыми снарядами

23.

Механизм поворота башни

Гидравлический с ручным дублированием

24.

Стабилизатор

2Э42-2 «Жасмин»

25.

Комбинированный (дневной/ночной). прибор наблюдения командира

ТКН-3В, электронно-оптический, перископический, бинокулярный

26.

Ночной прибор наблюдения механика-водителя

ТВНЕ-4Б, электронно-оптический, перископический, бинокулярный

27.

Ходовая часть

Гусеничная. 6 катков на борт

28.

Гусеница

Металлическая с резинометаллическим шарниром, мелкозвенчатая с цевочным зацеплением

29.

Ведущее колесо

Заднего расположения, со съёмными венцами и устройством предотвращения схода гусеницы

30.

Опорный каток

Двухскатный с наружными резиновыми шинами, диски штампованные из алюминиевого сплава. Передние катки с дополнительным подшипником

31.

Направляющее колесо

Двухскатное из литых дисков

32.

Поддерживающий ролик

Однобандажный с внутренней амортизацией. Болтовое крепление к корпусу

33.

Подвеска

Индивидуальная торсионная несоосная

34.

Гидроамортизатор

Гидравлический лопастной на 1-х, 2-х и 6-х узлах подвески, соединён с балансиром тягой и двумя шарнирами

35.

Радиостанция

Р-173

36.

Танковое переговорное устройство

Р-174

37.

Кондиционер

КС-4,5. Холодопроизводительность 3500 Вт, воздухопроизводительность не менее 500 куб.м/ч, диапазон поддерживаемой температуры от 18 до 30°С

38.

Вспомогательная силовая установка, марка, мощность кВт, время непрерывной работы

ЭА-10, 10 кВт. 24 часа

39.

Система защиты от оружия массового поражения

Фильтровентиляционная установка, прибор радиационной и химической разведки ГО-27

40.

Оборудование для самоокапываня

Устр-во самоокапывания «Элемент»

41.

Оборудование для подводного вождения танка

Система ОПВТ и система «Брод»

 

 

Конструктивные изменения танка Т-72Б (объект 184) с двигателем 5ТДФМА-1

 

В ходе реализации проекта модернизации шасси танка Т-72, путем создания нового моторно-трансмиссионного отделения, незначительной переделке подвергнут кормовой бронелист корпуса, изменен тракт воздухозабора в крыше МТО, обеспечено отведение отработанных газов на левый борт, выполнены новые опоры двигателя, изменена конструкция воздухоочистителя и газохода, привод вентилятора обеспечен непосредственным приводом от двигателя. Применение новой схемы силовой установки и трансмиссии позволили отказаться от повышающего редуктора – гитары, тем самым снизив массу танка, упростив кинематическую схему, и, как следствие – повысив КПД силового блока (моторно-трансмисионной установки) в целом. Комплекс конструкторских мероприятий позволил повысить производительность измененной системы охлаждения двигателя на 37% при уменьшении энергозатрат (потерь мощности) на вентилятор на 24%, при этом достигнута 6% экономия топлива.

Предложенная конструкция МТО более компактна и позволяет расположить в моторно-трансмисионном отделении часть составляющих кондиционера и вспомогательный энергоагрегат ЭА-10 мощностью 10 кВт.

Повышение удельной мощности машины позволило повысить её защищённость за счёт установки встроенной динамической защиты башни, аналогичной применяемой в БМ «Булат».

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru