Т-64-55 – танк-гибрид. Необычное решение по модернизации Т-55

Сергей Березуцкий. Фото ГП «ХБТРЗ»
Специально для «Отваги»
2012 г.

 

 

Танки семейства Т-55 (рис. 1) являются самыми распространенными танками мира. Не будет преувеличением заявление, что танк Т-55 принимал участие во всех войнах и сколько-нибудь значимых вооружённых конфликтах второй половины ХХ в. 

Действительно, машина, состоящая на вооружении почти 70 стран мира, заслужила любовь и уважение танкистов своей надёжностью, неприхотливостью, простотой управления и живучестью. Эти качества обусловили широкое распространение машины – в общей сложности их было выпущено более 70 000 (по другим данным – 80 000) единиц – число выпущенных Т-55 (с учётом копий и клонов) сравнимо с числом всех остальных танков, выпущенных в мире после Второй Мировой войны. В настоящее время на вооружении состоят около 40 000 танков, 20 000 из которых в рабочем состоянии.

Танк Т-55 является неофициальным чемпионом мира по способности к ремонту в полевых условиях. Простота конструкции обуславливает низкую стоимость машины и высокую боевую эффективность. Кроме экономических и технических аспектов, существуют также психологические моменты, связанные с танком Т-55. Среди них – традиции, опыт подготовки не одного поколения специалистов, знающих этот танк, привычка и очень большое количество (в ряде стран – до нескольких миллионов) снарядов для100 ммпушки Д-10Т2С, запасов которых хватит ещё на долгие годы.

Но вечных машин не бывает. Танк, созданный в 1956 году, на сегодняшний день не соответствует требованиям подвижности и защищённости. Шасси практически исчерпало свой модернизационный потенциал и не позволяет сколько-нибудь серьёзно усилить бронезащиту, двигатель В-55 мощностью580 л.с. не обеспечивает необходимых динамических характеристик.

Естественно, для повышения боевых характеристик машины и продления срока эксплуатации в ряде стран осуществляется её модернизация.

В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция обращения заказчика к экономичным вариантам модернизации Т-55. Основными направлениями являются модернизация башни, модернизация шасси с целью увеличения защиты, улучшение динамических характеристик путем установки более мощного двигателя, модернизации трансмиссии и подвески.

Одним из примеров может служить проводившаяся в рамках египетской программы «Ramses-2» установка на Т-55 американского дизеля AVDS-1790-5A мощностью620 л.с. и гидродинамической трансмиссии TSM-304 (немецкая лицензионная RK 304). Следует отметить, что простая замена силового блока не является комплексным решением проблемы. Возросший поток мощности, пропускаемый через бортовые передачи и ходовую часть, не рассчитанные на такие нагрузки, привёл к их поломкам. Для бортпередачи это – выкрашивание и срезание зубьев шестерён, разрушение подшипников. В ходовой части происходит срезание зубьев ведущего колеса, разрушение пальцев траков, перегрев и разрушение резинового массива опорных катков, поломка торсионных валов, выход из строя подшипников ведущих колёс, опорных катков и направляющих колёс, вследствие перегрева нарушается работа гидравлических амортизаторов. Замена всех этих узлов на усиленные приведёт к увеличению стоимости модернизации машины до суммы, сопоставимой со стоимостью современного танка.

Кроме того, современные западные силовые установки имеют большие габариты, чем двигатель В-55 и требуют для своего функционирования развитых и габаритных систем охлаждения и воздухоочистки, гидродинамические трансмиссии также требуют применения собственной системы охлаждения, что ещё более осложняет «вписывание» силового блока в существующее моторно-трансмисионное отделение. Это неизбежно приведёт к увеличению высоты моторно-трансмисионного отделения, и, как следствие – ограничению углов обметания танковой пушки.

Другие варианты модернизации также имеют довольно высокую стоимость. Если мы рассмотрим их с точки зрения критерия соотношения эффективность/стоимость, то увидим, что большинство фирм стараются в первую очередь реализовать высокотехнологическую дорогостоящую продукцию, не имея при этом комплексного подхода к модернизации машины. Предлагаемые узлы и системы зачастую не предназначены для согласованной работы как друг с другом, так и с узлами и системами модернизируемого танка.

Более выгодным, как по экономическим, так и по эксплуатационным показателям, является комплексное решение проблемы, предложенное Харьковским БТРЗ.

Модернизация танка предусматривает, при сохранении башни Т-55, замену всего шасси Т-55 на шасси основного боевого танка Т-64 (рис. 2). Данная схема предпочтительнее по целому ряду соображений. Во-первых, все узлы и системы шасси конструировались специально для совместной работы и идеально соответствуют друг другу. Во-вторых, предлагаемое решение не требует переделки бронекорпуса, создающей ослабленные зоны вследствие большого количества сварных швов. В-третьих, предлагаемое шасси имеет отработанную конструкцию, оптимизированную в ходе длительной эксплуатации в войсках.

Предлагаемое шасси принадлежит боевой машине следующего поколения и имеет существенно более высокие боевые характеристики. В первую очередь это касается двухтактного 5-цилиндрового оппозитного дизеля 5ТДФ мощностью 700  л.с. На сегодняшний день этот двигатель имеет лучшую в мире удельную мощность (как габаритную, так и литровую). Ближайший его аналог – двухтактный 10-цилиндровый оппозитный дизель M-12ZG «Мitsubishi» японского танка «Тип-90» имеет массу в 3 тонны (против 1 тонны у 5ТДФ). Кроме того, «японец» имеет моторесурс в 400 моточасов (5ТДФ имеет гарантийный ресурс 500 моточасов, а квалифицированный механик-водитель может увеличить его в 2-3 раза). Следует также отметить, что M-12ZG имеет на 7 процентов больший удельный расход топлива.

Сходное решение было применено на оппозитном многотопливном дизеле Leyland L50 со встречным движением поршней в цилиндре (установленном на английском ОБТ «Чифтен») – он был вертикально-оппозитным с номинальной мощностью в750 л.с. Для 55-тонного танка двигатель был явно слабоват, а при установке в танк выяснилось, что он еще и не добирал до номинала. Возможно, из-за потерь в системе охлаждения и выхлопа.

По желанию заказчика штатный двигатель мощностью 700 л.с. может быть заменён одним из форсированных вариантов двигателей семейства 5ТДФ мощностью до 850  л.с. в тех же самых габаритах.

По сравнению с шасси Т-55, шасси танка Т-64 обладает большей надёжностью, его бронезащита повышена более чем в два раза за счёт разнесённого бронирования. Кроме того, механическая система управления Т-55 заменена более совершенной гидромеханической, существенно увеличена энергоёмкость подвески. За счёт заложенной в конструкции ходовой части способности к самоочищаемости и применения поддерживающих роликов, а в гусенице резинометаллических шарниров, снижены потери мощности в ходовой части, значительно увеличена её надёжность и долговечность при снижении объёмов обслуживания. Кроме того, её конструктивное исполнение повысило противоминную стойкость и снизило уязвимость от напалмов, пирогелей и прочих зажигательных средств.

За счёт применения шасси Т-64 гибридная машина имеет более высокие разгонные характеристики, большие максимальную и маршевую скорости, больший запас хода по топливу, большую глубину водной преграды, преодолеваемую без подготовки.

За счёт того, что башня танка Т-55 легче башни Т-64, гибридный танк Т-64-55 (рис. 3) имеет массу 33,8 тонн – на 7 тонн меньше, чем собственно Т-64. Вследствие этого элементы шасси танка Т-64 с башней Т-55 имеют больший срок эксплуатации, уменьшается нагрузка на двигатель, меньшее удельное давление на грунт обуславливает более высокую проходимость. Кроме того, более лёгкая башня даёт возможность усиления бронезащиты за счёт установки контейнеров ДЗ, часть из которых расположена под наклоном и на определённом расстоянии от основной брони (так называемые «брови»), использования более мощных систем вооружения и/или применения различных дополнительных систем и комплексов (см. ниже).

 

Комплекс конструкторских мероприятий – введение дополнительного бака-стеллажа и дополнительных креплений боеукладки – (рис. 4) позволил увеличить боекомплект с 43 до 55 снарядов. 

Башня гибридного танка Т-64-55 – это башня танка Т-55 с 100-мм пушкой Д-10Т2С, но её стойкость к поражению противотанковыми средствами может быть значительно увеличена за счёт установки на ней элементов динамической защиты (рис. 5). Таким образом, для эксплуатации машины не требуется переучивание экипажей, сохраняется возможность применения 100-мм снарядов к пушке Д-10Т2С, увеличивается боекомплект, сохраняется вращающийся полик боевого отделения Т-55.

Несмотря на плотную компоновку, доступ к двигателю для обслуживания не представляет сложности, за счёт крыши моторно-трансмисионного отделения, легко поднимающейся при помощи специального механизма (рис. 6).

Предлагаемый гибрид Т-55 и Т-64 – это не образец высокой технологии, а машина, кардинально сокращающая разрыв между танками первого послевоенного поколения и современными машинами.

Предложенный вариант модернизации имеет высокое соотношение эффективность/стоимость, вследствие чего, с экономической точки зрения, оставляет далеко позади потенциальных конкурентов. Модернизированный танк по характеристикам вплотную приближается к современным танкам.

 

Сравнительная таблица тактико-технических характеристик Т-55 и Т-64-55


 

Т-55

Т-64-55

Боевая масса, т

36

33,8

Экипаж, чел.

4

4

Пушка, тип, калибр

Д-10Т2С,100 мм

Д-10Т2С,100 мм

Боекомплект

43

55

Длина с пушкой вперед

9000

9000

Ширина

3270

3270

Высота

2218

2200

Клиренс

425

500

Броня, мм: лоб корпуса

100

80+105
(2 плиты стеклотекстолита
СТБ) +20 +30

Удельное давление на грунт, кг/см2

0,81

0,78

Скорость по шоссе, км/ч

50

65

Запас хода по шоссе, км

300
(с дополнительными
бочками 480)

600

Подъем, град.

32

32

Крен, град.

 

30

30

Высота стенки, м

0,80

0,80

Ширина рва, м

2,70

2,70

Глубина брода, м

1,40 с предварительной
подготовкой
(с ОПВТ – 5 м)

1,80 без подготовки
(с ОПВТ – 5 м)

Мощность, л.с.

 

580

700

Удельная мощность, л.с/т.

 

16,11

20,71

 

 

 

Предлагаемая машина может быть оснащена дополнительными системами и комплексами:

 

• Мобильной системой подавления радиочастот в диапазоне 20-2000 MHz. Для защиты от радиоуправляемых взрывных устройств;

Комплексами оптико-электронного подавления различных типов. Для постановки помех дальномеру противника и/или срыва наведения ПТУР, а также для осуществления быстрого поиска атакующего ПТС с целью подавления ПТС огнем из собственного вооружения;

• Динамической защитой последнего поколения «Нож». Для защиты от всех типов противотанковых боеприпасов, включая бронебойные подкалиберные снаряды (БПС).

• Комплексом активной защиты «Заслон». Для дистанционного уничтожения подлетающих противотанковых боеприпасов.

• Минным тралом (как вариант – с электромагнитной приставкой). Для преодоления минных полей.

• Маскировочная конструкция с многоспектральной маскировочной сетью «Контраст». Для снижения заметности танка в инфракрасном, тепловом и радиолокационном диапазонах – позволяют уменьшить дальность захвата цели средствами высокоточного оружия в 9 раз.

 

Предлагаемая машина может на выбор комплектоваться одним из двух типов гусениц:

• Первый – для каменистых и песчаных грунтов (рис 7).

• Второй – для болотистых грунтов (рис 8).

Оба типа гусениц выдерживают подрыв на 4 кгвзрывчатого вещества.

 Аналогичные мероприятия по созданию гибридного танка можно осуществить, совмещая шасси Т-64 с башней танка Т-62 или Т-54.

 

После модернизации танка у заказчика высвобождается шасси Т-55. На его базе ГП «Харьковский БТРЗ» разработал тяжёлую боевую машину пехоты БМП-55 с полной документацией. Был изготовлен действующий образец этой машины (рис. 9). В случае заинтересованности эта БМП также может быть предложена заказчику.

Исходя из опыта последних вооружённых конфликтов, машины данного класса являются наиболее востребованными и динамично развивающимися на современном рынке вооружений. В отличие от других машин такого класса, использование танкового шасси позволяет реализовать уровень бронезащиты, сопоставимый с бронезащитой основного боевого танка, а также использовать боевые модули с высокой огневой производительностью. В случае применения контейнеров динамической защиты можно получить машину, защищённую от большинства существующих на сегодняшний день противотанковых средств.

При создании БМП-55 дизель В-55 танка Т-55 меняется на 5ТДФ мощностью700 л.с., обеспечивая унификацию с Т-64-55. Двухтактный многотопливный оппозитный дизель придаёт машине высокие динамические характеристики. Большая часть трансмиссии Т-55 также заменяется бортовыми коробками передач танка Т-64. Верхняя часть бронекорпуса сваривается из плоских бронелистов, формируя машину с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения, средним расположением отделения управления и задним расположением боевого/десантного отделения. Это позволяет сочетать высокую защищённость экипажа от фронтального огня с возможностью безопасного спешивания десанта под прикрытием корпуса машины.

 

Помимо шасси Т-55, в процессе переоборудования высвобождается танковая башня Т-64 с пушкой калибра125 мми механизмом заряжания. На сегодняшний день кроме России и Украины механизмами заряжания смогли оснастить свои танки только французы (ОБТ «Леклерк») и японцы (ОБТ «Тип-90»).

ХБТРЗ предлагает использовать освобождающиеся башни в качестве безэкипажных (необитаемых) боевых модулей БМ-125-64, основу которых составляют отработанный и надёжный механизм заряжания вместе с мощной 125-мм пушкой (рис. 10). Данные модули целесообразно применять для противодесантной защиты побережья, создания укреплённых районов в пограничной полосе, прикрытия особо важных объектов. Автоматика управления башни перерабатывается под внешний контур, оптические каналы прицелов пушки и зенитного пулемёта дублируются видеокамерами. Пушечный модуль может дополняться пулеметным, вооружённым крупнокалиберным пулемётом НСВТ калибра 12,7 мм. Модули могут находиться в боевой готовности неограниченно долгое время, круглосуточно, не требуют постоянного пребывания операторов, могут вести огонь с высокой точностью на расстояние до 10 километров. Ранее подобные боевые системы, не требующие присутствия операторов, на мировом рынке вооружений не экспонировались.


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru