Народная мудрость гласит:
рожденный ползать летать не может.
Опровергаем: может, да еще как!
Вот несколько фотографий,
Подтверждающих эту истину.
Действительно, танк одно время многим представлялся этаким стальным чудовищем-монстром, медленно, с огромным шумом и лязгом переваливающимся на широких гусеницах по складкам местности, при этом извергая из жерла пушки огненные смерчи и поливая свинцом пулеметов обезумевшую пехоту противника.
Да, так было. Но специалисты знают, что почти 30 лет назад на вооружение отечественной армии поступили новые танки генерального конструктора Н. Попова, с установленными на них (впервые в мире!) газотурбинными двигателями.
Это были танки Т-80 известного в нашей стране флагмана машиностроения – Кировского завода, изготовленные на специальном отраслевом производстве, которым успешно руководил генеральный директор П. Семененко. И сегодня они являются бронетанковым ядром ведущих военных округов страны.
Справедливости ради, надо сказать, что американцы, узнав об этом, сумели потом добиться паритета, создав через пять лет свой танк «Абрамс» с газотурбинной силовой установкой. И в настоящее время только две мировые державы имеют подобные машины.
Автору этих строк за многие годы работы в танкостроительной отрасли не раз довелось участвовать в различных испытаниях и показах грозной боевой машины – танка Т-80, и везде, где бы это не происходило: от полей Белоруссии до дремучей дальневосточной тайги, от холодного Заполярья до знойных каракумских песков, в снегах Сибири и морозном Забайкалье, на международных выставках – всюду он показывал блестящие результаты.
При четырех передачах трансмиссии за 30 секунд танк набирает скорость 50 км/ч. На тендерных испытаниях в Греции была официально зарегистрирована его максимальная скорость – 80 км/ч. О динамических качествах говорит удельная мощность танка – более 27 л. с. на тонну веса – один из лучших показателей в мире (сравним: упомянутый «Абрамс» – 24 л.с. на тонну).
Надо еще сказать, что машиностроители создали сегодня для Т-80 газотурбинный двигатель с «форсажным» режимом (до 1400 л. с.) для включения его во время маневров на поле боя. При этом удельная мощность превышает 30л.с. на тонну – это лучший показатель среди современных танков мира.
Слава и гордость отечественного танкостроения – танк Т-80 – сегодня в боевом строю.
Каждый год в праздник кировцев – День завода – эта машина возглавляет парад техники под аплодисменты заводчан.
И не случайно ежегодно, во всенародный праздник – День танкистов – в одной из частей Ленинградского военного округа воины демонстрируют свои достижения в освоении этой прекрасной машины. Последнее из них достойно книги рекордов: выстрел в полете – это уже высший пилотаж!
А танкостроители-питерцы продолжают наращивать возможности бронетехники. Глубокая модернизация – вот путь, по которому идут сегодня создатели грозных боевых машин. Это, конечно, не значит, что они не думают о перспективах. Они тоже есть – реальные, ощутимые. Одним словом, пути совершенствования разные, а цель одна — разработка боевой техники на уровне требований сегодняшнего дня. Так что летающий танк – реальность.
См. также: Т-80 НА ВЫСТАВКАХ В НИЖНЕМ ТАГИЛЕ (фоторепортаж с фотодетализацией)
См. также: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПЕРВОГО СЕРИЙНОГО ТАНКА Т-80 С ГАЗОТУРБИННОЙ СИЛОВОЙ УСТАНОВКОЙ