Средний танк «Тип 59» (WZ-120)

© 2014, www.otvaga2004.ru, текст, характеристики


Модификации:

• «Тип 59-I» (WZ-120A) – новая 100-мм пушка, новая СУО, 1960-е гг.

• «Тип 59-II(А)» (WZ-120B) – новая нарезная 105-мм пушка, 1980-е гг.

• «Тип 59D(D1)» (WZ-120C/C1) – динамическая защита и новая СУО, 1990-е гг.

• «Тип 59 Gai» (BW-120K) – опытный танк с 120-мм пушкой

• «Тип 59-I» модернизированные фирмой Royal Ordnance

• «Аль Заррар» – пакистанский танк с 125-мм пушкой и новой СУО на базе «Тип 59-I»

• «Сафир-74» – модернизированный иранский «Тип 59-I»

• «Тип 59M-II» – пакистанская модернизация, 105-мм пушка и новая СУО

 

Машины созданные на базе «Тип 59»:

• «Тип 59» – БРЭМ

• «Marksman» – 35-мм спаренная ЗСУ, Великобритания

• «Koksan» – 170-мм САУ береговой обороны, КНДР


 

В 1957 году Китай получил несколько образцов и лицензию на производство советского танка Т-54А. Его серийный выпуск начался в 1957 г. на танковом заводе №617 в городе Баотоу (Внутренняя Монголия). В строительстве этого танкового завода и запуске танка в серийное производство самое активное участие принимали советские специалисты. Позднее производство было развернуто еще на двух заводах во Внутренней Монголии и в Шанхае. Выпуск танков этой серии продолжался до 1987 года, причем последние машины являлись значительно модернизированными вариантами. Первые партии серийных машин были полностью идентичны советскому танку, в дальнейшем технология производства максимально упрощалась, вносились незначительные изменения под местную специфику и с 1961 г. танк получил официальное обозначение «Тип 59» (заводской индекс WZ-120). В процессе выпуска танк неоднократно модернизировался и приспосабливался под специфические условия Юго-Восточной Азии. Так впоследствии появились модели основных боевых танков «Тип 69», «Тип 79», «Тип 80».

Танк «Тип 59» являлся наиболее массовым в парке боевых машин Китая. Объёмы его производства составляли: начало 1970-х годов – 500-700 единиц, 1979 г. – 1000, 1980 г. – 500, 1981 г. – 600, 1982 г. –1200, 1983 г. – 1500-1700 единиц. В середине 1990-х годов на вооружении Народно-освободительной армии Китая находилось около 6000 танков «Тип 59». Значительное количество этих танков экспортировалось в следующие страны: Албания (470 штук), Бангладеш (около 100), Иран (500), Ирак (около 700, в основном модернизированные варианты), Конго (15), Камбоджа (около 50), Северная Корея (175), Пакистан (1200, в том числе произведены по лицензии), Вьетнам (350), Зимбабве (35), Танзания (30), Судан (50).

Компоновка танка классическая с передним расположением отделения управления (место механика-водителя сдвинуто влево), средним расположением боевого отделения (наводчик сидит в башне слева, командир справа) и задним – моторно-трансмиссионного. Первые образцы танка «Тип 59», как и Т-54А были вооружены 100-мм нарезной пушкой (лицензионной копией советской Д-10Т), стабилизированной в вертикальной плоскости. Её эффективная дальность стрельбы составляла 700-1200 м. В боекомплект танка входят 34 унитарных выстрела с бронебойно-трассирующими, осколочно-фугасными и кумулятивными снарядами. Для снижения загазованности боевого отделения пушка имела эжектор, кроме того на башне устанавливался вентилятор, прикрытый бронеколпаком. В распоряжении наводчика был телескопический шарнирный прицел ТШ-2А-22, установленный слева от маски пушки. Командир имел лишь перископический наблюдательный прибор во вращающейся башенке и стрельбу из пушки вести не мог. Места наводчика и заряжающего также оснащались поворотными перископическими приборами наблюдения типа Мк4. Зенитный 12,7-мм пулемет «Тип 54» с боезапасом 200 патронов, установленный над люком заряжающего, является вариантом советского ДШКМ. Еще два 7,62-мм пулемета «Тип 59-Т» установлены – один курсовой в передней части корпуса справа от механика-водителя, а второй спарен с пушкой (общий боезапас 3500 патронов).

Броневая защита танка «Тип-59» оставалась на уровне защиты танка Т-54. Корпус сварен из гомогенной катаной брони различной толщины (лоб 97 мм), башня литая со сварной крышей и также имеет дифференцированное бронирование с максимальной толщиной в лобовой части 203 мм. В качестве силовой установки использовался 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-54 мощностью 520 л.с. при 2000 об/мин, который в Китае производился по советской лицензии и затем неоднократно модернизировался компанией НОРИНКО. Трансмиссия простая механическая, пятиступенчатая. Запас топлива (532 л) располагался в трех наружных и трех внутренних баках. Кроме того, на корме корпуса устанавливались две 200 л бочки с горючим.

В начале 1960-х годов танк «Тип 59» был сменён в производстве усовершенствованным танком «Тип 59-I», который примерно соответствовал советскому Т-54Б. Позже все имеющиеся в китайской армии танки «Тип 59» были модернизированы до стандарта «Тип 59-I», а затем появились новые более современные модификации. Танки, поставленные Китаем в Пакистан в большом количестве, производились также местной компанией «Taxila». Пакистанские «Тип 59AP» (местное обозначение) отличаются наличием решетчатой корзины, приваренной к кормовой части башни и дымовыми гранатометами по ее бортам. До сих пор они состоят на вооружении пакистанских вооруженных сил и даже принимают участие в миротворческих операциях. В Пакистане существует программа их модернизации.

 


 

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Боевая масса, кг

36 000

Экипаж, чел.

4

Основные размерения, мм:

 

- Длина по корпусу (с пушкой вперед)

6040 (9000)

- Ширина

3270

- Высота

2590

- Клиренс

425

- База х Колея

3840 х 2855

Среднее удельное давление на грунт, кг/кв.см

0,81

Вооружение (боезапас, выстрелов):

 

- 100-мм нарезная пушка «59»

- 7,62-мм пулемет «59-Т»

- 12,7-мм зенитный пулемет «54»

1 (34)

2 (3 500)

1 (200)

Углы вертикального наведения, град.

-4…+17

Прицелы

дневной телескопический наводчика; перископический прибор командира

Стабилизатор вооружения

в вертикальной плоскости

Механизм заряжания

нет

Средства постановки дымзавесы

ТДА

Тип и марка двигателя

дизель NORINCO 12150L7
12-цилиндровый

Максимальная мощность, л.с.

520

Удельная мощность, л.с./т

14,44

Емкость топливных баков, л

532 (+400)

Трансмиссия

механическая, пятиступенчатая коробка передач

Максимальная скорость, км/ч:

50

Запас хода, км

440…600

Преодолеваемые препятствия:

 

- ров, м

2,7

- стенка, м

0,8

- брод, м

1,4

Бронирование, мм:

 

- лоб копуса

97

- борт копуса

20…79

- лоб башни

203

- борт башни

150

- крыша

20

 



Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru