Модификации:
• «Тип 59-I» (WZ-120A) – новая 100-мм пушка, новая СУО, 1960-е гг.
• «Тип 59-II(А)» (WZ-120B) – новая нарезная 105-мм пушка, 1980-е гг.
• «Тип 59D(D1)» (WZ-120C/C1) – динамическая защита и новая СУО, 1990-е гг.
• «Тип 59 Gai» (BW-120K) – опытный танк с 120-мм пушкой
• «Тип 59-I» модернизированные фирмой Royal Ordnance
• «Аль Заррар» – пакистанский танк с 125-мм пушкой и новой СУО на базе «Тип 59-I»
• «Сафир-74» – модернизированный иранский «Тип 59-I»
• «Тип 59M-II» – пакистанская модернизация, 105-мм пушка и новая СУО
Машины созданные на базе «Тип 59»:
• «Тип 59» – БРЭМ
• «Marksman» – 35-мм спаренная ЗСУ, Великобритания
• «Koksan» – 170-мм САУ береговой обороны, КНДР
В 1957 году Китай получил несколько образцов и лицензию на производство советского танка Т-54А. Его серийный выпуск начался в 1957 г. на танковом заводе №617 в городе Баотоу (Внутренняя Монголия). В строительстве этого танкового завода и запуске танка в серийное производство самое активное участие принимали советские специалисты. Позднее производство было развернуто еще на двух заводах во Внутренней Монголии и в Шанхае. Выпуск танков этой серии продолжался до 1987 года, причем последние машины являлись значительно модернизированными вариантами. Первые партии серийных машин были полностью идентичны советскому танку, в дальнейшем технология производства максимально упрощалась, вносились незначительные изменения под местную специфику и с 1961 г. танк получил официальное обозначение «Тип 59» (заводской индекс WZ-120). В процессе выпуска танк неоднократно модернизировался и приспосабливался под специфические условия Юго-Восточной Азии. Так впоследствии появились модели основных боевых танков «Тип 69», «Тип 79», «Тип 80».
Танк «Тип 59» являлся наиболее массовым в парке боевых машин Китая. Объёмы его производства составляли: начало 1970-х годов – 500-700 единиц, 1979 г. – 1000, 1980 г. – 500, 1981 г. – 600, 1982 г. –1200, 1983 г. – 1500-1700 единиц. В середине 1990-х годов на вооружении Народно-освободительной армии Китая находилось около 6000 танков «Тип 59». Значительное количество этих танков экспортировалось в следующие страны: Албания (470 штук), Бангладеш (около 100), Иран (500), Ирак (около 700, в основном модернизированные варианты), Конго (15), Камбоджа (около 50), Северная Корея (175), Пакистан (1200, в том числе произведены по лицензии), Вьетнам (350), Зимбабве (35), Танзания (30), Судан (50).
Компоновка танка классическая с передним расположением отделения управления (место механика-водителя сдвинуто влево), средним расположением боевого отделения (наводчик сидит в башне слева, командир справа) и задним – моторно-трансмиссионного. Первые образцы танка «Тип 59», как и Т-54А были вооружены 100-мм нарезной пушкой (лицензионной копией советской Д-10Т), стабилизированной в вертикальной плоскости. Её эффективная дальность стрельбы составляла 700-1200 м. В боекомплект танка входят 34 унитарных выстрела с бронебойно-трассирующими, осколочно-фугасными и кумулятивными снарядами. Для снижения загазованности боевого отделения пушка имела эжектор, кроме того на башне устанавливался вентилятор, прикрытый бронеколпаком. В распоряжении наводчика был телескопический шарнирный прицел ТШ-2А-22, установленный слева от маски пушки. Командир имел лишь перископический наблюдательный прибор во вращающейся башенке и стрельбу из пушки вести не мог. Места наводчика и заряжающего также оснащались поворотными перископическими приборами наблюдения типа Мк4. Зенитный 12,7-мм пулемет «Тип 54» с боезапасом 200 патронов, установленный над люком заряжающего, является вариантом советского ДШКМ. Еще два 7,62-мм пулемета «Тип 59-Т» установлены – один курсовой в передней части корпуса справа от механика-водителя, а второй спарен с пушкой (общий боезапас 3500 патронов).
Броневая защита танка «Тип-59» оставалась на уровне защиты танка Т-54. Корпус сварен из гомогенной катаной брони различной толщины (лоб 97 мм), башня литая со сварной крышей и также имеет дифференцированное бронирование с максимальной толщиной в лобовой части 203 мм. В качестве силовой установки использовался 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-54 мощностью 520 л.с. при 2000 об/мин, который в Китае производился по советской лицензии и затем неоднократно модернизировался компанией НОРИНКО. Трансмиссия простая механическая, пятиступенчатая. Запас топлива (532 л) располагался в трех наружных и трех внутренних баках. Кроме того, на корме корпуса устанавливались две 200 л бочки с горючим.
В начале 1960-х годов танк «Тип 59» был сменён в производстве усовершенствованным танком «Тип 59-I», который примерно соответствовал советскому Т-54Б. Позже все имеющиеся в китайской армии танки «Тип 59» были модернизированы до стандарта «Тип 59-I», а затем появились новые более современные модификации. Танки, поставленные Китаем в Пакистан в большом количестве, производились также местной компанией «Taxila». Пакистанские «Тип 59AP» (местное обозначение) отличаются наличием решетчатой корзины, приваренной к кормовой части башни и дымовыми гранатометами по ее бортам. До сих пор они состоят на вооружении пакистанских вооруженных сил и даже принимают участие в миротворческих операциях. В Пакистане существует программа их модернизации.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
|
Боевая масса, кг |
36 000 |
Экипаж, чел. |
4 |
Основные размерения, мм: |
|
- Длина по корпусу (с пушкой вперед) |
6040 (9000) |
- Ширина |
3270 |
- Высота |
2590 |
- Клиренс |
425 |
- База х Колея |
3840 х 2855 |
Среднее удельное давление на грунт, кг/кв.см |
0,81 |
Вооружение (боезапас, выстрелов): |
|
- 100-мм нарезная пушка «59» - 7,62-мм пулемет «59-Т» - 12,7-мм зенитный пулемет «54» |
1 (34) 2 (3 500) 1 (200) |
Углы вертикального наведения, град. |
-4…+17 |
Прицелы |
дневной телескопический наводчика; перископический прибор командира |
Стабилизатор вооружения |
в вертикальной плоскости |
Механизм заряжания |
нет |
Средства постановки дымзавесы |
ТДА |
Тип и марка двигателя |
дизель NORINCO 12150L7 |
Максимальная мощность, л.с. |
520 |
Удельная мощность, л.с./т |
14,44 |
Емкость топливных баков, л |
532 (+400) |
Трансмиссия |
механическая, пятиступенчатая коробка передач |
Максимальная скорость, км/ч: |
50 |
Запас хода, км |
440…600 |
Преодолеваемые препятствия: |
|
- ров, м |
2,7 |
- стенка, м |
0,8 |
- брод, м |
1,4 |
Бронирование, мм: |
|
- лоб копуса |
97 |
- борт копуса |
20…79 |
- лоб башни |
203 |
- борт башни |
150 |
- крыша |
20 |