ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ ШВЕЙЦАРИИ (фоторепортаж)

© Зарубин Юрий Владимирович
Специально для сайта «Отвага»

Краткая информация о танковых музеях Швейцарии

 

Танковый музей, г. Тун, Швейцария.
Экспозиция в ангаре

О первом танковом музее Швейцарии я узнал из интернета. Основной музей находится в городе Тун на территории танковой части. Как и у нас в Кубинке, в этой части проводятся испытания новой техники, отсюда и место для музея. Музей можно посещать только организованными группами по 10–15 человек. Однако, г-н Хабегер (директор музея) сделал исключение для трех туристов из России и провел с нами полдня, показывая все что только можно. Таким образом, 16 марта 2010 года я побывал в музее города Туна.

Музей состоит из трех частей. Первая – просторный ангар, где находится с десяток танков, причем все на ходу, начиная с «Рено» FT-17 и заканчивая«Леопардом-2». Уход за танками – как за любимыми лошадьми. Танки демонстрируются на ходу только для больших организованных групп и курсантов-танкистов. Помимо танков в ангаре представлены «сопутствующие» изделия: форма танкистов Швейцарии различных периодов, личное оружие танкистов, пулеметы и пушки швейцарского производства, приборы наблюдения и т.п.

Вторая часть музея размещена под открытым небом. Здесь представлена бронетехника и артиллерия различных стран и времен, в том числе советские танки Т-34-85Т-54, пушка ЗиС-2. Есть любопытные экземпляры, например, швейцарский «танк-колобок».

Третья часть посвящена артиллерии и артиллерийским тягачам. Надо заметить, что сам г-н Хабегер – бывший офицер-артиллерист, поэтому понятно почему с такой любовью он показывал именно этот раздел.

Последняя «экспозиция» не входит в состав музея. А попали мы туда так: я сказал г-ну Хабегеру, что коллекционирую модели бронетехники, и он решил показать нам макетную мастерскую, где изготавливаются макеты проектируемых машин.

Особо отмечу, что перемещаясь от одной экспозиции к другой, мы двигались непосредственно по территории воинской части. Оказалось, что именно сюда поступают из Германии в разобранном танки «Леопард-2», а из Швеции – БМП CV-90. На последнюю устанавливаются швейцарские пушки «Эрликон».

Когда экскурсия подходила к концу, Хабегер, понимая мою ненасытность, спросил: не хочу ли я посетить продолжение музея (возможно это другой музей, но под руководством того же Хабегера) в г. Бургдорф. Я принял предложение с благодарностью и 18 марта прибыл в указанный городишко (25 км от Берна).

Экспозиция на открытой площадке
Экспозиция, посвященная артиллерии
«Рабочая» техника воинской части, на территории которой расположен музей
Макетная мастерская

 

Музей в г. Бургдорф также находится на территории воинской части и местное население о нем понятия не имеет. У меня вообще сомнение, что это музей как таковой – скорее учебный центр, так как в нем собраны только современные бронированные машины. В отличие от музея в г. Туне здесь техника находится только в ангарах, плотность размещения наивысшая, правда, к технике можно подойти со всех сторон, все люки открыты и даже можно залезть внутрь. Экскурсию здесь для нас проводил молодой парень – специалист по консервации техники.

Музей в г. Бургдорф, Швейцария.
Танк со снимающейся башней

Самая большая экспозиция отведена автомашинам, начиная с сочлененных транспортеров «Павези» и кончая мощнейшими английскими тягачами, выпущенными в нескольких экземплярах. Количество автомашин просто поражает воображение: их сотни штук! Причем, интересно, что практически одна и та же машина представлена в нескольких экземплярах, отличающихся друг от друга, например, логотипом завода-изготовителя (Заурер, Берна) или вариантом ручки дверцы кабины водителя. Большинство грузовиков – праворульные. В Швейцарии правостороннее движение и очень гористая местность, поэтому водитель размещается справа, чтобы лучше видеть обочину горной дороги.

Среди бронетехники есть экспериментальные машины. Например танк со снимающейся башней. Идея танка не нова. Во время Второй Мировой войны в Германии появился танк на базе Pz.IV«Кузнечик» (единственный экземпляр сохранился в танковом музее в Абердине, США). Швейцарская машина (как и «Кузнечик») может снимать свою башню и устанавливать ее на заранее подготовленную площадку. В качестве базовой машины взят английский «Центурион» позднего выпуска с «пониженной» ходовой частью. На танке установлены 4 мощных аутригера (на них нанесены желтые полосы) и телескопический кран. Дальнейшего развития данная конструкция не имела. Также в экспозиции есть танк с сумасшедшей толщиной брони (даже надгусеничные полки, и «брызговики» имеют толщину порядка 50–70 мм). На этом бронеобъекте «обкатывали обстрелом» экипажи танков. На нем даже остались отметины от снарядов, правда их не так уж и много. Видимо, такого рода учеба не доставляла большого удовольствия танкистам.

В целом, меня поразило большое количество современной бронетехники («Леопард-2» и CV-90) в указанных воинских частях, хранящейся на складах. Я задал вопрос нашему сопровождающему (молодому человеку): зачем нейтральной Швейцарии такое количество танков, БМП и т. п. И вот, что он ответил: «Я знаю, что Россия разоружается, наши граждане тоже требуют сократить расходы на вооружение. Но в это же время США наращивают вооруженные силы и высаживают свои войска где хотят. Поэтому нам надо иметь столько техники». Интересный ответ, не правда ли?

В заключение хочу сказать, что я благодарен швейцарцам – работникам вышеуказанных музеев, которые потратили на нас троих столько времени. Они совершенно искренне пытались нам все объяснять, с трудом вникая в мой ужасный немецкий с фрагментами английского.

 

С уважением, Зарубин Юрий Владимирович

Специально для сайта «Отвага»

 

Экспозиция, посвященная автомобильной технике

Экспозиция, посвященная боевым бронированным машинам


© Зарубин Ю.В. — фото и текст


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru