Французский Танковый музей в г. Самюр (фоторепортаж)

© Зарубин Юрий Владимирович
Специально для «Отваги»
2010 г.

В четырехстах километрах к юго-западу от Парижа на берегу Луары есть очень живописный городок Самюр. Туристы, если они сюда попадают, помимо архитектуры интересуются замком и винным дегустационным залом. Однако, в городке есть еще одна достопримечательность – танковый музей. В моем «личном рейтинге» танковых музеев по критерию удобства осмотра экспонатов он занимает второе место после Бовингтона. При этом количество, номенклатура и качество здешних экспонатов тоже заслуживает высокой оценки.

Музей, как и положено, находится рядом с воинской частью на окраине города. На улице посетителей встречают две машины: основной танк «Леклерк» и самоходный ЗРК «Роланд-2» на базе АМХ-30. Все остальные экспонаты расположены под крышей. Их удобно осматривать, они снабжены соответствующими табличками с характеристиками.

Естественно, самая большая экспозиция представляет бронетанковые силы Франции. Машины Первой Мировой войны – «Сен-Шамон» и «Шнейдер». Период 30-40 годов прошлого столетия представлен рядом танков таких фирм, как «Рено», «Гочкис», «Сомуа». Послевоенное время – это танки АМХ-13АМХ-30АМХ-40, БМП АМХ-10Р, ракетный комплекс«Плутон», внушительная коллекция автомобилей «Панар» и прочие. Наиболее интересными машинами, на мой взгляд, являются легкий авиадесантный танк и одна из первых бронированных колесных машин с ПТУР SS-11 (см. подробнее: Аэромобильный анти-танк). Но особый интерес у меня вызвали две тяжелые машины выпуска 1950-х годов, как отмечено было в сопровождающих их информационных табличках, предназначенные, в основном, для борьбы с тяжелыми советскими танками ИС-3.

Первый тяжелый танк – ARL-44 – сильно смахивает на французский же тяжелый танк начала Второй Мировой войны – В-1bis. Во всяком случае, гусеничные ленты позаимствованы точно от него.

Вторая машина – АМХ-50. На фотографиях видно, что ходовая часть скопирована с тяжелых немецких танков, да и двигатель установлен «Майбах». Форма корпуса явно навеяна нашим ИС-3. А вот башня – чисто французское изделие, напоминает увеличенную качающуюся башню танка АМХ-13. Однако обе машины не пошли в серию.

Есть в музее и немецкие танки – от Pz.I до Pz.VIB и «Леопарда-2А4». Не знаю, сохранилась ли где-нибудь еще БРЭМ «Bergepanter», но здесь она присутствует и в очень приличном состоянии.

Естественно, есть в музее и советская техника времен Второй Мировой войны, а также послевоенные машины, привезенные из различных стран. Интересен учебный «освобожденный» от брони Т-72, видимо подарок наших бывших восточно-европейских друзей.

В музее представлена также бронетехника Англии, США, Швейцарии. Первый раз мне довелось увидеть израильский танк «Меркава Мк.1».

На втором этаже музея находится коллекция моделей бронетанковой техники. Но смотреть модели надо с очень большого расстояния, так как их качество не выдерживает никакой критики: они словно скроены топором.

Во дворе музея собрано значительное количество техники, ожидающей ремонта и последующего размещения в стенах музея: «Panter G»Т-72, много машин на базе АМХ-13 (мостоукладчики, БРЭМ, ЗСУ, БТР) и многое другое.


 

С уважением, Зарубин Юрий Владимирович

Специально для сайта «Отвага»


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru