Танковый биатлон на Чебаркуле

Текст © Олега Желтоножко, фото © Владислава Белогруда
Специально для сайта «Отвага»
Любое заимствование и использование размещаемых здесь фотоматериалов – только с разрешения администрации сайта «Отвага» и автора фотографий

 

Понятие «Танковый биатлон» относительно новое, но уже уверенно вошедшее в практику боевой подготовки. Еще когда только об этом нововведении появилась предварительная информация, в профессиональной среде высказывались опасения, что подобное соревнование может выродиться в некую демонстрацию, внешне эффектную, но, в конечном итоге, не несущую никакой практической пользы. Однако беспочвенность таких опасений обнаружилась практически сразу, уже в процессе подготовки к проведению первого «танкового биатлона». Продуманное включение соревнования в повседневную практику боевой учебы, применение в программе состязания стандартных элементов, отрабатываемых при обучении и подготовке механиков-водителей, наводчиков-операторов и командиров экипажей, позволяет говорить о том, что как раз соревновательный подход резко повышает эффективность занятий.

Реальными выгодами от соревнований по «танковому биатлону» являются, во-первых, повышение общего уровня подготовки личного состава танковых подразделений, во-вторых, проверка умения экипажей готовить технику и вооружение к боевому применению, и, в-третьих, умение в процессе практического применения эффективно использовать все их возможности.

Повышение уровня соревновательной подготовки личного состава неизбежно положительно скажется в будущем при выполнении уже реальных задач, а наличие в процессе боевой учебы такого ярко и зрелищного события, несомненно, улучшит общий престиж военной службы.

Кроме того, соревнования на военной технике с реальным использованием штатного вооружения, позволяют на практике определить соответствие характеристик боевых машин современным требованиям.

Занятия специалистов ОАО «УВЗ» с экипажами, привлекаемыми к танковому биатлону по новой модификации танка Т-72Б3. Полигон «Старатель»

В прошлом году финал первого «танкового биатлона» состоялся на всеармейских и международных соревнованиях на учебном полигоне прославленной Таманской мотострелковой дивизии Западного военного округа в Алабино. «Биатлон» успешно доказал свое право на существование.

Соревнования в текущем году проходят как конкурс профессионального мастерства среди экипажей танковых и механизированных частей последовательно на нескольких уровнях – бригады, армии, округа, и, наконец, – на соревнованиях общероссийского и международного масштаба, которые вновь запланированы на подмосковном полигоне в Алабино. Отборочные соревнования, проводимые во всех соединениях, дают отличный стимул для общего повышения мастерства механиков-водителей, наводчиков, командиров и экипажей в целом.

Третий, окружной этап, он же – чемпионат Центрального военного округа по «танковому биатлону», проводился в ЦВО на 255 межвидовом полигоне у города Чебаркуль, Челябинской области с 1 по 7 июня.

В нем приняли участие победители отборочных конкурсов в соединениях ЦВО, дислоцированных в Кемеровской, Оренбургской, Свердловской и Челябинской областях. Соревновались команды, сформированные из четырех бригад: Юргинской мотострелковой, Тоцкой мотострелковой, Екатеринбургской мотострелковой и Чебаркульской танковой.

Танк Т-72Б3 (или Т-72Б-3) новой версии, на котором проводятся занятия. Видны отличия прицельной системы. Полигон «Старатель»

Общее руководство чемпионатом ЦВО было возложено на управление боевой подготовки ЦВО. Для подготовки и проведения соревнования был создан оргкомитет, который утвердил главного судью – полковника Рамиля Гилязова, и судейскую комиссию, в которую вошли представители соединений-участников чемпионата округа.

Начальник управления боевой подготовки ЦВО генерал-майор Владимир Ашиток так охарактеризовал особенности соревнования этого года:

«Танковый биатлон это конкурс, соревнование из этапов. В этом году командиры соединений и подразделений больше внимания уделили проведению конкурса на первых двух этапах, и в этом году показанные результаты лучше, хотя, конечно, и сейчас имеются замечания по подготовке некоторых экипажей.

Вновь на окружном полигоне подготовлена трасса, построены некоторые сооружения, каждое препятствие восстановлено. На этапе бригадных тренировок трасса была проверена.

Тщательно подготовили судейство и технику, чтобы не могло возникнуть никаких сомнений в объективности результата».

В свою очередь, полковник Рамиль Гилязов, как заместитель начальника управления, подтвердил информацию о длительной и тщательной подготовке в подразделениях ЦВО: «Начиная с декабря экипажи знали о будущих соревнованиях, и на занятиях и определяли лучших. На армейском этапе были отобраны лучшие, которые участвуют сейчас в окружных соревнованиях».

Программа «танкового биатлона» этого года состояла из индивидуальных гонок, эстафеты (соревнований взводов) и спортивного этапа. Порядок старта экипажей и номер маршрута определялись жеребьевкой. Заезды проводились по четырем параллельным маршрутам, каждый из которых был обозначен определенным цветом – красным, желтым, синим и зеленым. Флаги этих же цветов, большого размера, хорошо заметного на большом расстоянии, были укреплены на боевых машинах.

Обозначение, нанесенное на танк в процессе ремонта и модернизации. Здесь литера «Б» – означает «биатлон». Как уверяют специалисты УВЗ, танк не имеет никаких «спортивных» упрощений или доработок, и является нормальной боевой машиной. Полигон «Старатель»

Так как соревнования этого года проводились и для танковых, и для мотострелковых подразделений, к ним привлекались экипажи не только танков Т-72, но и БМП-2, заезды которых проходили в разные дни. На соревнования были приглашены по четыре экипажа от каждого соединения (три основных, которые участвовали в соревнованиях, и один – запасной). Разумеется, перед соревнованием на маршруте были проведены тренировки без стрельбы, а вооружение боевых машин – приведено к нормальному бою, согласно нормативам. Особое внимание уделено требованиям безопасности при погрузке и использовании боеприпасов. Нарушителей обещали снимать с дистанции, но это и не потребовалось.

Бронетехника для соревнований была предоставлена Чебаркульской бригадой.

Для соревнований на полигоне был проложен маршрут протяженностью 7 км, на котором оборудованы рубежи старта (со стартовой площадкой и площадкой ожидания) и финиша; имелся скоростной участок протяженностью 1 км и несколько препятствий. Среди них: брод, макет колейного моста, участок заграждения и маневрирования, курган, эскарп, противотанковый ров, гребенка, колейный проход в минно-взрывном заграждении и два косогора. В отличие от прошлого года, появилось новое препятствие – «ёлочка», состоящее из 20 бетонных столбов, уложенных на дистанции 20 метров. Такие препятствия характерны для боя в населенных пунктах, на улицах города или при преодолении разрушенных железнодорожных путей. В индивидуальной гонке каждый танк должен был пройти по трассе три круга, стартуя по очереди с интервалом в 60 секунд.

Для стрельбы предусматривалось два участка. Боеприпасы загружались только во время стрельбы. На рубежах стрельбы имелись: исходный рубеж, стеллаж для боеприпасов, рубеж открытия огня, и оборудованное мишенное поле.

Цели для поражения экипажами были предложены следующие: первый рубеж – танк (мишень № 12) на дальностях 1800 м, 1700 м, 1600 м, на которые выделено 3 снаряда; второй рубеж – вертолёт (мишень № 25) на дальности 900 м для стрельбы из зенитного пулемета НСВТ, 20 патронов (5 запасных); и – противотанковый гранатомет (мишень № 9) на дальностях 600 м, 700 м, 800 м для стрельбы из спаренного пулемета ПКТ, 15 патронов. Мишени, выкрашенные в цвета танка, для которого они предназначены, поднимались на 2 минуты, за которые экипажу было необходимо поразить цель.

Форма, в которой будут выступать экипажи на международных соревнованиях. Белая надпись на спине: «Армия России». Полигон «Старатель»

В случае промаха по цели экипажу назначался штрафной круг – 500 м. При прохождении препятствий, погрешности на дистанции наказывались дополнительным штрафным временем, добавляемым к основному результату. От 10 до 60 секунд добавлялось за различные нарушения, такие как задетые или сбитые столбики, движение с остановкой или без снижения скорости на разных препятствиях, сваливание или движение в обход. Требование соблюдения скоростного режима на препятствиях было отнюдь не лишним: реальность «зачерпывания» стволом земли при проходе противотанкового рва на повышенной скорости была «успешно» доказана одним из экипажей.

Методика прохождения трассы во время эстафетных, или иначе – взводных соревнований, немного отличалась, но в целом была той же. Изменен порядок прохождения трассы, исключалась стрельба из ПКТ, зато добавлено преодоление «огневого вала».

«На этапе эстафеты экипажи стартуют без 60 секундного перерыва. На огневых рубежах танки поражают различные цели, в том числе вертолеты. Эстафета проходит без пауз, которые мы делали в индивидуальной гонке… Основная задача эстафеты – не просто выявить лучшие экипажи, а проверить работу военной техники в экстремальных условиях. Маршруты проложены таким образом, что техника работает на пределах своих возможностей. В индивидуальных гонках, которые прошли накануне, военная техника работала без сбоев», – так охарактеризовал соревнования на этапе эстафеты главный судья соревнований полковник Рамиль Гилязов.

Соревнования «танковый биатлон» зарегистрированы как военно-прикладной вид спорта, так что происходившее на полигоне являлось одновременно и конкурсом профессионального мастерства, и спортивным соревнованием. Там присутствовали и свои болельщики, и даже выставлялись плакаты, обращенные с обзорной трибуны к участникам. Конечно, экипажам на боевом поле было не до наглядной агитации, но осознание того, что за ними наблюдают, и за них болеют, дополнительно мотивировало участников.

Как и в других, технически сложных видах спорта, успеха в танковом биатлоне можно достичь только в результате совместных усилий. Особую роль слаженности экипажа при коллективной работе, и, разумеется, при условии безотказной работы техники, отмечали все участники соревнований. И в официальных интервью многочисленным корреспондентам, и в простом общении высказывались примерно одинаковые мнения.

Танк Т-72Б3 на трассе. Полигон «Старатель»

Танкисты благодарны за обучение. Полигон «Старатель»

«В отличие от обычного биатлона, результат в котором достигается за счет спортивной подготовки биатлониста, мы побеждаем за счет слаженной работы всего экипажа. Слаженность – это главное. Слушаем командира – и все получится», – так высказался, например, наводчик орудия танка Чебаркульской бригады Егор Горнаулов. Он же отметил: «Во многом наша победа зависит и от технического состояния боевых машин. Пока танки нас не подводили».

На всех препятствиях и рубежах присутствовали судейские команды, которые контролировали чистоту прохождения препятствий, выполнение правил, а также – поражение целей с помощью оптики и видеооборудования. На мишенях дополнительно имелись инфракрасные датчики.

В качестве дополнительного средства контроля движения и стрельбы боевых машин на трассе во время индивидуальных гонок и эстафеты был применен БЛА малой дальности «Застава» (лицензионная сборка израильского IAI Bird Eye 400). Аппарат впечатлил легкостью развертывания (из трех рюкзаков), простотой запуска и легкостью управления. Обслуживается одним оператором, запускается с резинового амортизатора, спуск – на парашюте. Компактный пункт управления, состоящий из антенного поста и одного небольшого пульта, может быть развернут буквально на любом «пятачке», не требуя громоздких средств обслуживания. Работу БЛА в небе не видно, зато пилотирующий его оператор, дистанционно поворачивая на аппарате видеокамеру и изменяя фокус, может наблюдать всё, что желает – от круговой панорамы полигона, до подробной деталировки конкретного танка.

Следует отметить, что программа биатлона включала в себя не только танковые бега и стрельбу из штатного вооружения. Для оценки подготовки и слаженности работы экипажей большое значение имели также баллы, выставляемы за спортивную часть соревнования, где танкисты могли проявить себя и в индивидуальных упражнениях, и в составе экипажа.

Спортивный этап, проводимый в лагере, не стал простой формальностью и оказал значительное влияние на общие итоги соревнований.

На этом этапе экипажи выполняли индивидуально отжимания, бег, силовые упражнения и комплексные, а всем экипажем на полосе препятствий – преодолевали лабиринт, стенку, разрушенную лестницу, ров с водой, колодец с ходом сообщения. Здесь наиболее сложными были, пожалуй, бег с патронными ящиками по 24 кг и переползание с этими же ящиками, а также – движение по 30-метровому «рукоходу» и метание гранаты. «Спортивный этап составлен из препятствий, которые танкисты могут встретить в реальном бою. Без хорошей физической формы им просто не выдержать нагрузок. Поэтому спортивный этап – один из важнейших», – подчеркнул помощник командующего войсками ЦВО по физической подготовке подполковник Владимир Неваев.

Программа соревнований экипажей БМП-2 была аналогичной, с той лишь разницей, что спортивная часть предшествовала работе на полигоне, а не наоборот, как у танкистов. Благодаря сдвигу по времени машины разных типов не мешали друг другу работать на полигоне.

Танк Т-72Б3 маневрирует в технической зоне, демонстрируя прибавку дополнительных 300 л.с. к мощности дизеля. Интересная деталь – бревно самовытаскивания перенесено на борт. Полигон «Старатель»

В сходстве и различиях между обычным биатлоном и танковым смогла лично убедиться двукратная олимпийская чемпионка, пятикратная чемпионка мира по биатлону Светлана Ишмуратова. «Меня всегда спрашивали после биатлонных гонок, как мне так удается – сначала пробежать дистанцию, а затем безукоризненно преодолеть огневой этап гонки. Тогда я не знала что ответить. На БМП я проехала по скоростному участку биатлонной трассы. При этом мы преодолевали различные препятствия. Очень сильно трясло. Я спросила ребят, как после такой тряски они стреляют по мишеням. И вдруг поняла, что сама выступила в роли тех журналистов, которые когда-то спрашивали меня об этом» – так оценила прославленная российская спортсменка сложность работы экипажей боевых машин во время соревнований. Как преемственность победных традиций для военно-прикладных состязаний от чисто спортивных можно расценить и то, что именно заслуженная биатлонистка вручала от имени командования призы лучшим танкистам за эту победу.

На любых соревнованиях, помимо побед участников, судейская коллегия фиксирует и рекорды. При подведении итогов биатлона, было особо отмечено достижение одного из экипажей Юргинской мотострелковой бригады. Танкисты установили рекорд трассы Чебаркульского полигона, пройдя на своей боевой машине дистанцию протяженностью более четырех километров со стрельбой и препятствиями менее чем за 43 минуты. Как отметил главный судья, Рамиль Гилязов, именно в этом, последнем заезде эстафеты, проведенной 4 июля, старший механик водитель компенсировал скоростью своей машины на трассе один промах по цели, и в результате переместил свой взвод со второго места на первое.

По итогам соревнований, Юргинская мотострелковая бригада одержала общую победу в первенстве Центрального военного округа (ЦВО) по танковому биатлону. Первое место занял танковый взвод Юргинской мотострелковой бригады, командир – лейтенант Альберт Нуруллин, второе место – танковый взвод Чебаркульской танковой бригады, командир – лейтенант Владимир Гаврилов.

Среди танковых экипажей первенствовал третий экипаж сержанта Михаила Зуева из Юргинской бригады.

Среди экипажей БМП-2 победу завоевал второй экипаж младшего сержанта Сулаймона Пулотова из Екатенбургской мотострелковой, а среди мотострелковых взводов победа досталась взводу из Тоцкой мотострелковой бригады. Таким образом, каждое из соединений, участвовавших в этих соревнованиях, одержало свою победу.

Танкисты из Сибири, опередили танкистов из Чебаркуля, лидеров после индивидуальных соревнований и прошлогодних чемпионов округа, за счет успеха на двух последних этапах соревнований – эстафете и спортивном состязании.

В цеху «Уралвагонзавода» ведется ремонт Т-72 сразу по нескольким заказам. Номера – сквозные заводские, с численностью конкретной партии не связаны. Территория Уралвагонзавода

В танковой эстафете, по мнению судей, экипажи стреляли лучше, чем ранее, в индивидуальной гонке. Один из экипажей Екатеринбургской бригады поразил все три мишени, минимальный результат – одно попадание у экипажа из той же бригады. Большинство – по два попадания.

Отмечена хорошая выучка механиков водителей, подготовка наводчиков орудий также, в основном, расценена как хорошая. Тех, кто получил замечания, как не попавших во все три мишени и совершавших штрафные круги, как обещано, наказывать не будут, но проведут подробный разбор ошибок. Похвалы за огневую выучку удостоилась Екатеринбургская бригада. Особо хвалили Юргинскую бригаду, неоднократно отличающуюся высокой выучкой.

Неофициально высказывалось мнение, что танковая бригада, конечно же, была обязана победить, просто потому, что имеет три танковых батальона против одного у мотострелковой, то есть располагает возможностью отбора лучших экипажей из большего числа танкистов. Но не всё решает математика.

По словам главного судьи соревнований, полковника Рамиля Гилязова, бригада из Юрги заслуженно одержала победу в тяжелейшей борьбе. Поскольку и Юргинская мотострелковая и Чебаркульская танковая бригады прошли эти соревнования на очень высоком уровне, по решению судей, в ЦВО будет сформирован экипаж из лучших военнослужащих. Этот экипаж будет защищать честь военного округа на всероссийском этапе соревнований по танковому биатлону.

Отмечена особая роль командиров бригад, как своего рода главных тренеров команд своих соединений.

Четыре лучших танковых экипажа и четыре лучших экипажа БМП-2 ЦВО после окружного этапа остались на полигоне и приступили к тренировкам, которые продлятся вплоть до выезда на всероссийский этап.

С точки зрения стороннего наблюдателя, огневую подготовку танкистов стоит усилить. Один почти обязательный промах из трёх выстрелов, при стрельбе днём и при хорошей видимости – не тот результат, на котором можно успокоиться.

Если же коснуться возможностей техники, то стоит обязательно упомянуть, что участники, прошедшие все отборочные этапы до всероссийских соревнований, выступали на стандартных танках Т-72Б, состоящих на вооружении в строевых частях. Однако в Алабино их ждут модернизированные машины Т-72Б3, которые помимо нового двигателя, мощностью в 1130 л.с., имеют цифровую систему управления шасси с автоматизированным контролем работы силовой установки и трансмиссии, а также режим автоматического переключения передач. На этом танке смонтирована новая автоматизированная система прицеливания и управления огнем, применены усовершенствованные видео и смотровые устройства.

Право изучить новые танки заслужили победители отборочных соревнований, прошедших в соединениях и воинских частях ЦВО перед окружным этапом «танкового биатлона». Экипажи к началу июня завершили двухнедельную стажировку на Т-72Б3 на полигоне «Старатель» и технической базе ОАО «Уралвагонзавод».

Танки Т-72Б с разными вариантами ДЗ на трассе биатлона. Технически – танки одинаковые. Цвет флага на башне – обозначение бригады-участника по результатам жеребьевки. Полигон Чебаркуль

«Машина стала удобней в обращении и использовании, точнее в управлении и ведении огня. Механики-водители стали лучше справляться с преодолением препятствий», – так оценил новую версию Т-72 командир взвода Чебаркульской танковой бригады старший лейтенант Артур Орлов.

Как подчеркнули специалисты автобронетанковой службы ЦВО, плотная работа строевых танкистов с конструкторами и испытателями новых боевых машин выходит за рамки стандартного обучения. Это должно сказаться на возможностях применения танка Т-72Б3 в лучшую сторону, причем не только в соревнованиях по биатлону, но и на поле боя.

Как ранее сообщил заместитель начальника Главного управления боевой подготовки Минобороны России генерал-лейтенант Юрий Петров, всего ОАО УВЗ проводится модернизация 31 танка до версии Т-72Б3, срок готовности всей партии и поставки в войска – июнь 2014 года.

Кроме этого, на предприятии «Спецремонт» ремонтируются для поведения биатлона еще 22 танка Т-72Б и 65 танков Т-72Б1. Обещано, что после проведения соревнований все отремонтированные и модернизированные танки, общим числом 118 машин, останутся в учебно-боевых группах танковых и мотострелковых подразделений соединений ЗВО.

 

Готовность трассы и всех объектов для всероссийского и международных этапов «танкового биатлона» на полигоне в Алабино будет проверена во время проведения Всеармейского соревнования экипажей боевых машин Сухопутных войск, береговых войск ВМФ и Воздушно-десантных войск, которое пройдет с 19 по 28 июня.

Затем полигон начнёт готовиться непосредственно к биатлону, участие в котором предварительно подтвердили 13 государств. Особенно интересно будет оценить уровень китайских танкистов, машины которых, по линии своего развития исходят из того же корня, что и российские. Насколько смогли опередить друг друга наши конструкторские школы, можно будет попытаться определить, хотя бы и косвенно. Китайцы обещали приехать со своей техникой. Прибытие в Россию иностранных экипажей и начало их подготовки к чемпионату запланировано на 17 июля. Заключительные этапы турнира пройдут с 4 по 16 августа.

 


 

Установка и монтаж оголовка прибора, который специалисты УВЗ обозначают как «командирская панорама». Створка прибора закрыта. Территория Уралвагонзавода
«Командирская панорама». Двухсекционная створка открыта. Территория Уралвагонзавода

Репетиция погрузки Т-72Б3 на платформу. Танк укомплектован еще не полностью. Территория Уралвагонзавода

 


См. продолжение фоторепортажа >>>


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru