Легкий пехотный танк, встретивший войну

В. Таланов
Журнал «Моделист-конструктор» №11'2014

Первая встреча этих бронированных машин произошла в мятежной Испании в 1936 году. В сентябре этого года туда прибыл 41 немецкий танк Pz-1, а через месяц на пароходе «Комсомолец» были доставлены 50 советских танков Т-26. В первых же боевых соприкосновениях выявилось значительное преимущество наших машин. Немецкие Pz-1 пробивались насквозь из 45-мм пушки 20К на любой дальности, в то время как сами могли противопоставить этому лишь спарку 7,92-мм пулеметов, малоопасную для наших машин – броня Т-26 была также мощнее.

В 1938 г. немцы прислали в Испанию свои новые Pz-ll, имевшие 20-мм пушки и несколько усиленную броню. Однако и они не смогли сражаться с нашими танками, которые поражали их на дальности, превышающей даже один километр. Ответить Pz-ll могли лишь с небольшого расстояния, и то при удачном попадании.

К тому времени ни в одной другой стране не было создано танка, равного нашему Т-26. «Это был великолепный для своего времени танк: низкий силуэт, простой в производстве и эксплуатации, для своих размеров хорошо вооруженный и защищенный», – отмечал в своей «Энциклопедии германских танков Второй Мировой войны, 1933–1945 гг.» известный военный историк П. Чемберлен.

Легкий пехотный танк Т-26 был принят на вооружение в 1931 г., однако серийный выпуск начался только в 1933 г. Началом работы над таким танком послужило Постановление ЦК ВКП(б) «О состоянии обороны СССР» от 15 июля 1929 г., указавшего на необходимость разработки новых образцов военной техники, в том числе и танков. По замыслу Реввоенсовета для армии требовался танк, который мог бы «стать основной ударной силой мобильных подразделений в условиях маневренного боя». Вооружение такого танка должно было обеспечить ему «превосходство над всеми известными боевыми машинами сходной массы, а бронирование защищало бы от винтовочных и пулеметных пуль на всех дистанциях, а на расстоянии 1000 м – и от огня 37-мм противотанковых пушек».

В то время, в конце 1920 – начале 1930-х гг., в мире существовали две концепции развития танков. Так, французы отдавали предпочтение небольшим тихоходным машинам сопровождения, а также тяжелым сильно бронированным, необходимым для прорыва оборонительных линий. В то же время англичане конструировали преимущественно скоростные легковооруженные. Они опережали французов в снижении уязвимости бронетехники на поле боя. В мае 1930 г. военспецы Управления механизации и моторизации РККА, видимо, считая английскую концепцию более приемлемой, заключили контракт с фирмой Vickers («Виккерс») на поставку 15 двухбашенных танков «Виккерс-6-тонный».

Эти машины послужили прототипом для создания первых вариантов наших танков ТММ-1 и ТММ-2. Первый танк малой мощности ТММ-1 изготовили в 1931 г. как модернизированный английский вариант. У него изменили конструкцию корпуса, чтобы вместить другой двигатель – американский 6-цилиндровый Hercules («Геркулес») мощностью 94 л.с. Он заменил английский 4-цилиндровый 88-сильный.

Кроме двух башенных 7,69-мм пулеметов «Виккерс» (позднее их заменили на 7,62-мм), в лобовом листе корпуса справа в шаровой опоре установили третий 7,62-мм пулемет ДТ. Экипаж соответственно увеличили до четырех человек.

Бронирование усилили, доведя толщину лобовой части корпуса до 20 мм, бортов – до 10 мм. В результате, масса танка возросла до 8 тонн.

Было изготовлено десять ТММ-1.

ТММ-2 имел в одной из башен 37-мм пушку, а третий курсовой пулемет убрали. Поэтому экипаж танка снова сократили до трех человек.

Однако проведенные испытания танков не показали каких-то преимуществ перед английскими «виккерсами». Наоборот, выявился сильный перегрев американского двигателя, что сказывалось на подвижности и так более утяжеленных машин, хотя усиленная броня не спасала от артиллерийских снарядов. Плохо работали коробка передач и механизм поворота. В сентябре 1932 г. военные специалисты отказались от проведения дальнейшей модернизации танков ТММ, направив производственные мощности на отработку танка под индексом Т-26.

Между тем, ленинградский завод «Большевик» уже с 1931 г. выпускал двухбашенные пулеметные танки по английским чертежам. Единственным отличием их от прототипа было то, что они предназначались для вооружения пулеметами ДТ в шаровых установках. К концу 1931 г. были изготовлены 120 машин, но из-за низкого качества ни одну из них сдать военной приемке поначалу не удавалось. Лишь после длительных переговоров были приняты, по разным данным, 88 или 100 танков, причем 35 из них условно, так как их корпуса были из неброневой стали. Однако в сентябре того же года Комитет обороны утвердил на 1932 г. программу выпуска 3000 единиц Т-26, хотя большинство производств были еще далеки от готовности.

В 1932 г. все танковое производство и опытно-конструкторский машиностроительный отдел (ОКМО) были преобразованы в Ленинградский государственный завод № 174 имени К.Е. Ворошилова, который и стал многолетним поставщиком Т-26 в армию. В октябре Наркоматом тяжелого машиностроения был образован «Трест специального машиностроения» «для лучшей организации танкового производства». В него вошло около 15 предприятий-смежников. В их число входили, кроме завода № 174, Ижорский завод, выпускавший броневые корпуса и башни: «Красный октябрь», изготовлявший коробки передач и карданные валы; «Красный путиловец», отвечавший за поставку ходовой части; завод № 37, -поставлявший котельно-жестяные изделия и другие узлы. К производству двигателей планировалось привлечь Нижегородский автозавод (будущий ГАЗ) и Акционерное московское общество (АМО, будущий ЗИЛ).

К марту 1933 г. заводу № 174 удалось собрать 1441 танк Т-26, 950 из которых тут же ушли в армейские подразделения (по другим данным, к августу 1933 г. выпустили 1626 двухбашенных танков).

Начиная с первых выпусков, в конструкции Т-26 постоянно производились изменения. Так, уже осенью 1931 г. на него устанавливается цилиндрическая более высокая пулеметная башня со смотровым окном. Затем отодвинули двигатель на 0,77 м к корме для улучшения условий его работы. Правда, для этого пришлось удлинить карданный вал, а также изменить вывод и крепление глушителя. В начале следующего года заменили на новые масляный и топливный баки. Над жалюзи воздуховывода разместили короб, предохраняющий двигатель от осадков.

Первоначально корпус танка клепался – клепка 6–13-мм листов производилась на каркасе. Но в начале 1932 г. удалось выпустить 22 машины со сварными корпусами, хотя и далее параллельно продолжали выпускать цельноклепанные корпуса и башни.

Компоновка танков была классической по тому времени: двигатель – в корме, трансмиссия – впереди. На подбашенной коробке корпуса находились две башни, установленные на шариковых опорах. Они могли вращаться независимо друг от друга в секторе 240°, но так, что и в переднем, и в заднем секторах, равных 100°, огонь могли вести обе башни, обеспечивая одновременную стрельбу с обоих бортов.

В шаровых опорах передней части башен размещались 7,62-мм пулеметы ДТ-29. Они имели максимальную прицельную дальность до 1000 м при эффективной дальности 600 – 800 м; боевая скорострельность составляла 100 выстр./мин. Пулеметы снаряжались дисковыми магазинами с 63-мя патронами. Пули в патронах применялись бронебойные, трассирующие, бронебойно-трассирующие. Боекомплект – 6489 шт. в 103 дисках. Наводка пулеметов осуществлялась весьма просто – плечевыми упорами; вращение башни производилось одноступенчатыми механизмами поворота.

Башни, лобовая часть корпуса, борта имели броневые листы толщиной 13 мм, крыша – 10 мм, днище – 6 мм. В 1932 г. толщину брони увеличили до 15 мм. Масса танка достигла 8,2 т.

Двигатель установили Т-26 – бензиновый 90-сильный, 4-цилиндровый воздушного охлаждения со специальным вентилятором, позволявший развивать скорость по шоссе до 32 км/ч. Удельная мощность танка -11,2 л.с./т.

Бензобак вмещал 182 л высокосортного (по тому времени) бензина при запасе хода 140 км.

Силовая передача состояла из однодискового главного фрикциона сухого трения. Пятискоростная коробка передач размещалась в передней части танка – карданный вал от двигателя проходил через весь корпус; рычаг переключения передач находился на самой коробке.

Ходовая часть имела на борт по две тележки, состоящие из четырех сдвоенных обрезиненных опорных катков в каждой. Тележки подвешивались на двух четвертьэллиптических листовых рессорах; катки попарно соединялись балансирами. Ведущие колеса со съемными зубчатыми венцами были передние. Гусеничные цепи из хромоникилевой стали или марганцевистой – шириной 260 мм.

Экипаж пулеметных Т-26 состоял из трех человек: механика-водителя, стрелка левой башни и командира, совмещавшего функции стрелка правой башни.

 

Легкий танк Т-26 обр.1938 г. с конической башней:

1 – ведущее колесо; 2 – поддерживающий каток; 3 – 45-мм пушка; 4 – перископический прицел; 5 – зенитный пулемет ДТ; 6 – бронировка ввода штыревой антенны; 7 – кормовой пулемет ДТ; 8 – опорные запасные катки; 9 – воздушный колпак; 10 – направляющее колесо; 11 – тележка подвески; 12-вентиляционный люк; 13, 24-саперная лопата; 14-топор; 15 – крышка люка к горловине бензобака; 16 ящик ЗИП; 17 – домкрат; 18 – крышка люка магнето и генератора; 19 – крышка люка к горловинам масляного и бензинового баков; 20 – запасные траки; 21 – запасная рессора; 22 – крышка люка доступа к двигателю; 23 – лом; 25 – пила; 26 – крышка люка для доступа к бортовым фрикционам и коробке передач; 27 – двухстворчатая крышка люка механика-водителя; 28 – сигнал; 29 – фара; 30 – глушитель; 31 – буксирная цепь; 32 – жалюзи

 

В 1932 г. параллельно с пулеметными танками стали выпускать двухбашенные пулеметно-пушечные – теперь в правой башне устанавливали пушку «Гочкис»; это была переделанная французами из морской пушки образца 1880 г. – вариант для танка. Наш артиллерийский конструктор П. Сячентов усовершенствовал ее ударный и спусковой механизмы: в таком виде ее приняли на вооружение в 1920 г. под индексом ПС-1 («Пушка Сячентова-1»).

На пушке стояли ствол-моноблок длиной 22,7 клб, вертикальный клиновой затвор, пружинный накатник. В вертикальной плоскости она наводилась вручную плечевым упором в пределах +30°, в горизонтальной – поворотом башни.

Однако пушка имела низкую эффективность при стрельбе как по пехоте, так и по бронированным целям – боеприпасами служили сплошные чугунные снаряды, чугунные и стальные гранаты и картечи. В 1932 г. ее производство прекратили.

В том же году на вооружение под названием «37-мм противотанковая пушка обр. 1930 г.» и заводским индексом 1-К приняли немецкую пушку 3,7-cm PaK 35/36. фирмы «Рейнметалл». Тот же конструктор П. Сячентов разработал проект установки ее качающейся части в танк – получилась танковая пушка ПС-2. Уже на ее базе был разработан новый вариант 37-мм пушки, получившей обозначение Б-3 (индекс – 5К); она имела меньшие откат и размер накатника, что позволило поставить ее в штатную башню Т-26.

Масса пулеметно-пушечного танка выросла до 8,7 тонн при 15-мм броне лобовой части корпуса и бортов. Боекомплект снарядов в такой машине составил 113 штук, 7,62-мм патронов – 3528 штук.

В мае 1932 г. на смену 37-мм противотанковой пушке на вооружение приняли 45-мм пушку обр. 1932 г. (индекс 20К), а позднее – ее модернизированный вариант 20К обр. 1932/34 гг. По бронепробиваемости она имела характеристики, сравнимые с 37-мм, но ее осколочно-фугасный снаряд О-240 оказался намного мощнее за счет увеличения массы взрывчатого вещества (с 22 г до 118 г). Это позволяло гораздо эффективнее использовать танк в борьбе с живой силой противника, а значит – в качестве машины сопровождения и поддержки пехоты.

Однако пушка 20К имела сравнительно большие размеры и не помещалась в имевшихся башнях Т-26. Для этого пришлось бы вводить уравновешивающий механизм, новый подъемный механизм наведения, оставляя в башне лишь одного члена экипажа. Поэтому в марте 1933 г. на заводе № 174 на корпусе Т-26 установили новую цилиндрическую башню наружным диаметром 1320 мм с увеличенным внутренним объемом и кормовой нишей, образованной продолжением бортовых листов башни, в качестве противовеса; ниша также служила для укладки боезапаса.

В крыше башни имелся люк для посадки и выхода экипажа, в нише – лючок для демонтажа пушки.

Пушка, спаренная с пулеметом, размещалась на цапфах в лобовой части башни, с массивной маской. Она имела ствол длиной 46 клб (2070 мм) со свободной сменной трубой – лейнером, вертикальный клиновой затвор, противооткатники с гидравлическими тормозами отката, пружинные накатники. Длина отката составляла 245 – 275 мм.

Наведение пушки по вертикали осуществлялось секторным механизмом с углами от -5° до +26° , в горизонтальной плоскости мог вестись круговой обстрел – поворотом башни при помощи винтового поворотного механизма. Наводчик пользовался панорамным перископическим оптическим прицелом ПТ-1 обр. 1932 г. и телескопическим оптическим прицелом ТОП обр. 1930 г. ПТ-1 имел прицельную сетку, рассчитанную на ведение огня бронебойными снарядами на дальности до 3,6 км, осколочными – до 2,3 км, из спаренного пулемета – до 1,6 км. ТОП имел такую же сетку, но рассчитанную на дальности соответственно до 6,4 км, 3 км и 1 км. Увеличение обоих приборов было 2,5 кратным.

Пушка 20К обр. 1932/34 гг. первых серий была полуавтоматической – автоматика работала лишь при стрельбе бронебойными снарядами. При ведении огня осколочно-фугасными – автоматически происходило лишь закрытие затвора после вкладывании в казенник снаряда, тогда как открытие затвора и экстрагирование гильзы совершалось вручную.

Новую полуавтоматику инерционного типа и измененными противооткатниками смогли наладить лишь к 1935 г.

Пушка 20К танка Т-26 предназначалась для ведения огня по бронированным целям и артиллерийским орудиям, по живой силе противника (открытой и в укрытиях) как бронебойными, так и осколочно-фугасными снарядами. Она имела отличные по тому времени тактико-технические характеристики. Так, максимальная дальность ведения огня составляла 4200 м при расстоянии прямого выстрела 3600 м. Бронебойный снаряд БР-240СП массой 1,43 кг, имея начальную скорость 760 м/с, на расстоянии 500 м, пробивал броню толщиной 45 мм, а на 1500 м – 28 мм. Скорострельность пушки – 7 – 12 выстр./мин. Основные боеприпасы – бронебойные: трассирующий БР-240, зажигательный БРЗ-240, калиберный БР-240СП, а также осколочно-фугасный О-240 и картечь Щ-240.

Боезапас танка состоял из 136 выстрелов и 2898 пулеметных патронов в 46 магазинах. 84 выстрела укладывались в боевом отделении, 40 – находились в нише башни, еще 12 – непосредственно в самой башне по ее бортам. 40 пулеметных магазинов размещались в ящиках на полу корпуса, еще 6 -с правой стороны башни в специальном стеллаже.

Корпус однобашенного танка мало чем отличался от двухбашенного. Изменился подбашенный лист, на котором устанавливалась смещенная влево башня. Боевое отделение снабдили вентилятором, поставив его в правой части у крыши боевого отделения, поскольку при стрельбе недопустимо повышалась концентрация углекислого газа в танке.

С 1933 г. Т-26 стали снабжать радиостанциями 71-ТК-1 (впоследствии – 71-ТК-2, 71-ТК-З) с поручневой антенной. Это коротковолновая приемопередающая, телефонно-телеграфная станция, приемник и передатчик которой выполнены в виде отдельных блоков. Для защиты от тряски приемник и передатчик устанавливались на специальных рамах с амортизаторами. Станции допускали совместную работу с танковыми переговорными устройствами.

Дальность связи телефоном составляла 10 – 30 км на ходу и до 40 км на стоянке при неработающем двигателе. Передатчик питался от стартерного аккумулятора через умформер и мог непрерывно работать в течение 30 мин, после чего был необходим получасовой перерыв для охлаждения. Приемник действовал от двух сухих анодных батарей напряжением по 80 В каждая и батареи щелочных аккумуляторов; длительность его работы от одного комплекта батарей равнялась 15 – 20 ч. Масса радиостанции – 60 кг.

Поручневая антенна представляла собой полукольцо из металлической трубы, закрепленное вокруг башни на изолирующих кронштейнах. Однако, как оказалось, в боевых условиях такая антенна демаскировала радиофицированные командирские машины, и противник сосредотачивал на них огонь противотанковых средств. В ходе дальнейших модернизаций от такого типа антенны отказались в пользу штыревой.

В 1935 г. на заводе полностью перешли на электросварные корпуса и башни, маску пушки стали изготовлять штамповкой. В том же году в кормовом листе башни на дополнительной шаровой установке разместили второй пулемет ДТ. Одновременно боекомплект сократили до 102 выстрелов.

В следующем году танки получили зенитный пулемет ДТ на турельной установке П-40, смонтированной на крыше башни. На маске поместили две мощные фары-прожекторы «боевого света», предназначенные для ведения боевых действий в ночное время. Форсировали двигатель – максимальная мощность возросла до 95 л.с.

В 1938 г. в результате очередной модификации на танке появилась коническая башня, сваренная из броневых катаных листов толщиной 15 мм. В ней установили 45-мм пушку обр. 1938 г. с электрозатвором, позволившим вести стрельбу боеприпасами с электрокапсюльной втулкой. Пушку снабдили телескопическим прицелом ТОС, стабилизированным в вертикальной плоскости. Поставили два топливных бака общей емкостью 290 л, подняв запас хода до 240 км. В днище танка появился аварийный люк.

В 1939 г. изготовили подбашенную коробку с наклонными листами, поставили новые жалюзи с усиленной защитой. Теперь уже изъяли башенный кормовой пулемет, снова вернулись к кормовой нише с укладкой выстрелов. Двигатель довели до мощности в 97 л.с.

1940 г. – год последней, 23-й модификации Т-26. На этот раз на танках появились 30 – 40-мм защитные экраны. Они позволяли выдерживать попадания снарядов 45-мм пушки на расстоянии 400 – 500 м. Толщину листов подбашенной коробки увеличили до 20 мм, поставили новый башенный погон.

За все годы серийного выпуска танков Т-26 разных модификаций было изготовлено 11.218 единиц. Кроме того, выпускались на том же шасси огнеметные танки ОТ, бронетранспортеры ТР, мостоукладчики СТ, транспортеры подвозки ТБ, арттягачи Т, артиллерийские самоходные установки СУ и AT. Как оказалось, шасси явилось унифицированным для целого семейства боевых машин.

В составе Красной Армии Т-26 впервые участвовали в операции по отражению наступления японских войск на территорию СССР в районе озера Хасан в июле – августе 1938 г., где действовали более 250 таких танков.

В мае – сентябре 1939 г. Т-26 использовались в разрешении военного конфликта на реке Халкин-Гол. Так, в танковом батальоне 36-й мотострелковой дивизии состояли 50 машин. В 11-й танковой бригаде состояли огнеметные танки ОТ-26, в отдельной танковой роте огнеметных танков – танки ОТ-130.

С 1940 г. в каждой стрелковой дивизии находились танковые батальоны с 54 машинами Т-26 (из них 15 – огнеметных). В каждом стрелковом полку имелась танковая рота с 17 танками Т-26. Существовали также легкотанковые бригады, на вооружении которых были БТ или Т-26. С танками Т-26 было 17 бригад по 267 единиц. Сформированы были также семь танковых полков с Т-26 по 164 машины в каждом, которые состояли в некоторых мотострелковых и моторизованных дивизиях.

В составе таких частей танки Т-26 массово участвовали в Советско-финской войне 1939 – 1940 гг., показав высокие боевые качества.

Согласно данным издания «Стратегического сборника №1. Боевой и численный состав Вооруженных Сил СССР в период Великой Отечественной войны», изданного в 1994 г., на 1 июня 1941 г. в Красной Армии находилось более 9998 танков Т-26 всех модификаций (около 40% всего танкового парка РККА), из них исправных – 8423 ед. Вместе с БТ они оказались основными танками, оказывавшими сопротивление наступавшим частям немецкой армии в начальный период войны, особенно в боях под Москвой. И здесь, как и в Испании, немецкие Pz-l и Pz-ll, выпуска даже последних лет, не могли соответствовать уровню наших машин.

Окончили свою армейскую службу Т-26 уже в Советской Армии. В армейских частях, охранявших в годы войны нашу границу с оккупированной японцами Маньчжурией, сохранилось немало танков Т-26 и БТ. Эти машины и участвовали в боевой операции по разгрому Квантунской армии Японии в 1945 году.

Т-26 вполне соответствовал своему предназначению. Его вооружение, маневренные качества, проходимость полностью укладывались в рамки требований к легким пехотным танкам. Ничего равного, и даже близкого, ни в какой другой стране тогда не было.


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru