ТАНК «ВИККЕРС-ФИНСКИЙ»

© Алексей Хлопотов (Gur Khan)
Специально для сайта «Отвага»


Как ни старалась отечественная пропагандистская машина, но Россия «родиной слонов» все же не является, и первый танк пошел в бой под британским «юнионджеком». Боевыми танками Британия, Франция и Германия располагали уже в Первую Мировую. На этом фоне просто удивительно как разрушенная революцией и Гражданской войной Россия за считанные годы и хочется верить, что навсегда, стала крупнейшей танковой державой. Изучая этот процесс, иногда просто удивляешься, находя связи далекого прошлого с настоящим! Мне как-то удалось почитать отчет, до того долго пылившийся на полках одной закрытой технической библиотеки. Конечно, первое что поражает, когда прикасаешься к подобным документам, так это основательность, с которой наши предки оформляли подобные документы. Трепет вызывает осознание того, что эту книгу вот так же держал в руках один из величайших главных конструкторов – Александр Александрович Морозов. Его «внутренний» автограф в виде литеры «М» с закорючкой, сделанный простым карандашом, то тут, то там встречается на полях по всему тексту. Документ озаглавлен: «Отчет по испытанию танка «Виккерс» выпуска 1939 года (Белофинской армии)». Приводить его целиком, особого смысла нет. В процессе редакции я постарался отразить самое основное и наиболее, на мой взгляд, интересное. Соответственно все техническое описание машины и ход ее испытаний хоть и купировано мной в угоду краткости изложения, но строго соответствуют тексту исходного документа, включая орфографию. Характеристики «Виккерса» приводятся в сравнении с аналогичными характеристиками отечественного аналога – танка Т-26. Характеристики Т-26 даны авторами «Отчета…» и соответственно по ним все вопросы к Научно-Испытательному полигону ГАБТУ Красной Армии и его начальнику в те годы – полковнику Романову. Историческая справка и Заключение – целиком мои. На вопросе о том, как был захвачен этот «Виккерс» я сознательно не заостряю внимание, т.к. это тема отдельной работы – желающих могу лишь отрекомендовать к литературе посвященной Зимней войне.

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

 



«Шеститонный» танк «Виккерс» Мк Е. мод.F выпуска 1939 года относится к типу легких танков и предназначен для борьбы с живой силой и танками противника. «Шеститонный» танк называется по первоначальному образцу двух башенного «Виккерс-Армстронг» Мк.Е мод.А выпуска 1929 года. Производство машины одновременно в трех разных странах, разводили их конструкции все далее и далее от прототипа. Поляки серьезно переработали машину, получив в итоге танк 7ТР, ставший, наверное, самой совершенной машиной этого семейства. В СССР стояли иные задачи: первоначально, в минимальные сроки освоить новые технологии, адаптировать их под существующую производственную базу и развернуть массовое производство «клонов», а далее с минимальными вмешательствами в освоенную промышленностью конструкцию, постараться улучшить боевые и тактико-технические характеристики. Советские конструкторы с успехом справились с обеими задачами, чему подтверждение – общий выпуск танка Т-26 в количестве приближающимся к 12 тысячам экземпляров более 20 серий.

На родине «шеститонника» ситуация была абсолютно иной. Вооруженные силы Британской империи заинтересованности в нем не проявили. Экономика империи была не в лучшем состоянии после только что закончившейся Мировой войны, и военному ведомству приходилось «затягивать пояса». Проект «шеститонника» был бы похороненным, если б не желание быстрее вооружиться европейских государственных новообразований. По сути «шеститонник» был чисто коммерческим проектом, рассчитанным более на иностранного заказчика, нежели на национальные вооруженные силы.

Первыми на «Виккерс» клюнули русские – советская закупочная комиссия во главе с И.А.Халепским приобрела 15 машин «Виккерс-Армстронг» Мк.Е мод.А 28 мая 1930 года. А 4 июля 1931 года все заказанные машины покинули цеха фирмы.

Следующим стал ознакомительный заказ со стороны Греции. 20 ноября 1930 года Греция приобрела две машины «Виккерс-Армстронг» Мк.Е мод.А и «Виккерс-Армстронг» Мк.Е мод.В (пушечный-однобашенный).

16 сентября 1931 года поляки заказали 22 двухбашенных и 16 однобашеных машин. Единственными изменениями в конструкции были пулеметные башни, приспособленные под принятые в польской армии пулеметы «Гочкис» wz.14. Старательно изучив достоинства, недостатки поляки внесли существенные изменения в конструкцию, развернули серийное производство и произвели на свет 139 штук дизельных «братьев».

В октябре 1932 года три танка – два однобашенного и один двухбашенный ушли в Боливию. Февраль-март 1933 года – 10 машин модели В и 26 зенитных танков на шасси «Виккерса» отправились в Сиам (Таиланд). В 1938 году Сиам заказал 12 танков модели F, но до начала войны фирма отгрузила лишь 8 машин, оставшиеся остались в Англии в качестве учебных.

В начале 1930-х годов в Финляндии назрела острая необходимость в обновлении парка боевых машин. При полном отсутствии собственной танковой промышленности, военные приняли решение о закупке и проведении сравнительных испытаний современных образцов бронетанковой техники.

6 июня 1933 года министерство обороны разместило в Великобритании заказ на три различных по типу танка : «Виккерс-Карден-Лойд» мк.VI, «Виккерс-Армстронг» мк.Е мод.В и «Виккерс-Карден-Лойд» модели 1933 года. Сумма контракта составила 8410 фунт.ст. Поставка машин предусматривалась контрактом с августа 1933 по январь 1934 года. Полученные в соответствии с ним машины прошли большую и разнообразную обкатку в условиях сложной местности и различных погодных условиях. В результате испытаний лучшей из четырех машин* [* – четвертой машиной была плавающая модификация «Виккерс-Карден-Лойд» модели 1933 года], проходивших испытания, был признан 6-тонный «Виккерс». Однако из-за различия взглядов финских военных на технические характеристики и тактику применения новых танков решение о принятии на вооружение и закупке партии машин состоялось лишь в 1937 году.

20 июня 1937 года был оформлен заказ на поставку 33-х «шеститонных» «Виккерсов» Мк Е. мод.F по цене 4500 фунт. ст. за машину. В финской армии танк получил прозвище «Viku».

По условиям контракта 11 машин должны быть переданы к 20 июля 1937 года, 10 – 1 апреля 1938 года и оставшиеся 11 – 1 января 1939 года. При этом танки поставлялись без вооружения, оптики и радиосвязи. Вооружаться и дооборудоваться «Виккерсы» должны были уже в Финляндии, для чего в феврале 1939 года министерство обороны заказало на Государственном Артиллерийском заводе VTT тридцать три 37мм орудия 37psvk36 (лицензионная пушка Бофорс мод.1936 г.). Отдельно в Германии были заказаны прицелы Цейс TZF и приборы наблюдения, а в Италии радиостанции «Маркони» SB-4a.

Обострение политической обстановки в Европе существенно повлияло на график поставки как самих танков так и комплектующих к ним. Заказ на танковую оптику в Германии был аннулирован, и ее пришлось докупать в Великобритании, что повлекло задержку с поставкой первых партий машин, хотя окончательные сроки контракта к чести британцев были выдержаны. Намного хуже была ситуация с производством и поставкой вооружения. Сложности с освоением лицензионного производства привели к тому, что новые танки пришлось вооружать снятыми со старых «Рено» 37мм пушками SA-17 «Пюто» и пулеметами «Гочкис». Орудия 37psvk36 смогли изготовить в количестве лишь около десяти штук, причем последние устанавливались уже в ходе Зимней войны, а радиосвязи танки так и не получили.

Далее в 1934-36 гг. Китай приобрел 12 однобашенных машин модели Е, а в 1938 году восемь таких же купила Болгария. За это же время «Виккерс-Армстронг» поставил по одному танку для демонстрации в США, Японию, Италию, Румынию и Эстонию. Таким образом, в 1930-х годах фирмой «Виккерс-Армстронг» было выпущено не менее ста пятидесяти танков 6-и тонного класса.

В ходе различных конфликтов и боевых действий с участием СССР в 1939-40 году, Красной Армией были захвачены и вывезены в СССР для изучения некоторое количество «шеститонников» как польского, так и английского производства. Изучению подверглись польский танк 7ТР и «Виккерс» Мк Е. мод.F или как его назвали в Союзе «Танк «Виккерс» 6 тонн – Белофинской армии». Изучение трофейной техники позволило дать оценку машинам, и провести сравнение с массово выпускавшимся в СССР Т-26-м.

 

Марки машины «Виккерс» Т-26
Тип машины легкий гусеничный танк
Год выпуска 1939 1937-38
Мощность двигателя, л.с. 90 90
Боевой вес, тонн 8,86 10,5
Удельная мощность, л.с./т 10 8,6

 

Танк «Виккерс» Мк Е. мод.F выпуска 1939 года Финской армии. Музей в Парола, 2002 год

  

Сравнительная таблица размерений

  «Виккерс» Т-26
Общая длина, мм 4540 4650
Общая ширина, мм 2397 2440
Общая высота, мм 2210 2330
Клиренс, мм 375 370
База (расстояние между центрами ведущего и направляющего колеса), мм 3800 3750
Длина опорной поверхности при нулевом погружении гусениц, мм 2820 2920
Колея (расстояние между серединами гусениц), мм 2035 2030
Высота до центра ведущего колеса, мм 750 770
Высота до центра направляющего колеса, мм 480 490

  

Сравнительная таблица бронирования

  «Виккерс» Т-26
Тип корпуса клепаный сварной
Тип башни коническая с карманом
Толщина брони, мм:
– Лобовая броня
– Бортовая броня
– Передний накл.лист
– Задний накл.лист
– Задний вертик.лист
– Щиток водителя
– Броня башни (борт.)
– Крыша 
(корпуса, башни)
– Днище корпуса
-
17,5
17,5
10
10
10
10
13,6
5
5
-
15
15
10
6
15
15
15
10
9

  

 

ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО

 

Общее устройство танка «Виккерс–финский», заводской номер – 1672 (завод в Шеффилде), выпуска 1939 года осталось без изменений, и соответствует советскому танку Т-26 выпуска 1937-38 г. Броневой корпус танка делится на три отделения: моторное, боевое и отделение управления.

Моторное отделение занимает всю кормовую часть корпуса и отделено от боевого отделения железной перегородкой. В моторном отделении помещаются: двигатель с масляным радиатором, бензиновый и масляный баки. В крыше моторного отделения имеются два отверстия и три люка. Одно отверстие закрыто броневыми жалюзи и служит для входа воздуха, охлаждающего масляный радиатор и двигатель, а второе закрыто колпаком с сеткой, через которую выходит нагретый воздух. Левый открывающийся люк служит для доступа к деталям двигателя: карбюратору, клапанам, свечам, масляному фильтру, и бензиновым насосам. Правый задний люк служит для доступа к горловине бензинового бака. Левый задний люк служит для доступа к горловине масляного бака.

Боевое отделение занимает всю среднюю часть корпуса. На крыше подбашенной коробки установлена одна конусная башня с вооружением и сидением для артиллериста. В нижней части боевого отделения расположены: главное сцепление двигателя, карданный вал трансмиссии, боеприпасы и сиденье стрелка. В левой стороне лобового листа подбашенной коробки в специальной маске установлен автоматический пистолет-пулемет.

Отделение управления занимает носовую часть корпуса. В нем расположены все приводы управления машины, приборы, контролирующие работу двигателя, коробка перемены передач, бортовые фрикционы, тормоза и сиденье водителя.

Гусеничные движители с балансирной подвеской монтируются по бортам корпуса.

 

КОРПУС

 

Корпус танка собран из броневых листов, соединенных между собой накладками и угольниками, с помощью болтов и заклепок. Броневые листы изготовлены из гомогенной стали толщиною 17,5; 10 и 5 мм. Конфигурация корпуса танка «Виккерс» имеет сходство с конфигурацией танка Т-26, но имеются существенные отличия — толщина броневых листов, размеры боевого и моторного отделений и угол наклона кормового листа (над мотором). Все бортовые и лобовые листы поставлены вертикально. Подбашенная коробка увеличена по длине на 280 мм, за счет переноса заднего листа коробки ближе к корме, что повлекло за собой увеличение боевого отделения и уменьшения моторного отделения по длине на 340 мм, вследствие чего колокол главного сцепления расположен в боевом отделении.

Для обеспечения полного подъема масляного радиатора, борта в моторном отделении приподняты на 280 мм, отчего угол наклона кормового листа (над мотором) уменьшился до 72°, а высота заднего листа подбашенной коробки уменьшилась. Лобовой лист подбашенной коробки с левой стороны имеет отверстие в виде окна для установки маски с пистолетом, и слева от маски смотровую щель, прикрытую смотровым прибором с зеркальной призмой. Такая же щель сделана дополнительно в правом бортовом листе на уровне глаз водителя. Над головой пулеметчика в крыше подбашенной коробки имеется выштамповка, для удобства наблюдения, высотою 70 мм. В центре заднего листа подбашенной коробки сделано отверстие для вентиляции боевого отделения турбинкой двигателя. Вентиляционный лючок боевого отделения отсутствует. Вместо него в крыше башни устроен специальный воздушный карман. Крепление триплекса в щитке водителя выполнено иначе, чем в Т-26. В гнезде триплекса имеются две цапфы, которыми триплекс вставляется в гнезда и закрепляется поворотом рычажка. Крепление удобное и надежное. Рычажок служит для открытия и закрытия броневой заслонки, расположенной снаружи щитка. Он имеет три фиксированных положения с помощью фиксатора, так что броневую заслонку можно открыть на желаемую величину. Все люки моторного отделения не имеют запоров и легко могут быть открыты снаружи.

 

БАШНЯ

 

Башня с пушкой первоначально разработана шведской фирмой «Бофорс» для польского танка 7ТР. Форма башни коническая с карманом. Угол наклона равен 10°. В отличие от Т-26 башня сдвинута вправо относительно оси симметрии корпуса. Диаметр башни 1320 мм – в свету 1170 мм. Крыша башни имеет двухстворчатый люк и воздушный лабиринт по всему периметру башни (за исключением кармана), для вентиляции боевого отделения. Двухстворчатый люк открывается по ходу танка. Крышка люка и внутренняя сторона крыши имеют мягкую обивку, состоящую из губки, обтянутой кожей. В кармане башни, первоначально предназначенной для радиостанции, размещается специальный ящик для 8-ми снарядов и 9 коробок с пулеметными лентами. Башня изготовлена из 13,6 мм цементированной броневой стали – клепанная. Стык шва скошен под углом 45°. Поворотный механизм башни, в отличие от поворотного механизма Т-26, выполнен за одно целое с подъемным механизмом пушки. Подъем пушки осуществляется поворотом маховика, который передает движение через ряд шестерен на сектор. Поворот башни, также осуществляется маховиком. Оба маховика вращаются в перпендикулярных плоскостях и соответствуют движению пушки и башни, что весьма удобно при работе. Поворотный механизм выключается рычагом, что удобно при обслуживании и ремонте танка, так как в этом случае башня свободно вращается от руки. Сиденья артиллериста и стрелка, в отличие от плоских сидений Т-26 , выполнены в форме седла, удобны и хорошо обеспечивают устойчивое положение стрелка относительно оружия. По-походному башня крепится стопором. Стопор крепится с правой стороны с помощью 3-х болтов. Конструкция стопора очень простая. Он удобен в пользовании и надежно стопорит башню. Люки для внешней сигнализации и стрельбы из ручного оружия не предусмотрены.

 

ВООРУЖЕНИЕ

 

Вооружение танка «Виккерс» состоит из: 37-мм орудия 37psvk36 1940 года (лицензионная пушка «Бофорс» мод.1936 г.), спаренного с ней пулемета «Виккерс» калибра 7,62-мм и 9-мм пистолета-автомата «Суоми».

Пушка и пулемет установлены в одной общей маске, в передней части башни. Между пушкой и пулеметом смонтирован простой телескопический прицел без шкал, имеющий одно только перекрестие, допускающее ведение огня прямой наводкой с близких дистанций. Ввиду малого отката пушки в башню (200–230 мм) во время стрельбы при любом допускаемом угле возвышения или склонения орудия, артиллерист безопасно может находится против ствола орудия, что обеспечивает свободу перемещения в башне.

Пулемет «Виккерс» по устройству имеет сходство с пулеметом системы «Максим-Токарев». Охлаждение воздушное. Ствол забронирован специальным броневым колпаком маски, так что наружу выступает только обрез ствола. Питание пулемета ленточное. Ленты металлические, звеньевые. Нормальное питание пулемета с левой стороны, в танке же оно выполнено наоборот. Пулеметная лента укладывается в специальный короб, который для стрельбы устанавливается, справа на уровне погона в башне и лента поверх тела орудия подводится с правой стороны в приемник пулемета. В отличие от наших установок, пулемет «Виккерса» устанавливается с лева от тела орудия и имеет ножной спуск, от общей педали спуска пушки. Ножной спуск работает раздельно на пушку или пулемет, для чего слева от казенной части пушки поставлен переключатель.

Управление вооружением осуществляется одним человеком, который размещается слева от пушки против пулемета.

Пистолет-автомат «Суоми» устанавливается в специальной маске, с левой стороны в лобовом листе подбашенной коробки. Вместе с пистолетом спарен ТОП «Виккерса», который обеспечивает хорошую обзорность из танка: 55° по горизонту и 41° по вертикали. Маска очень компактна и обеспечивает большие углы горизонтального и вертикального обстрела. Зарядка пистолета производится при помощи дисков, которые расположены в ячейках рядом со стрелком. Необходимо добавить, что подобное использование лобового листа подбашенной коробки было весьма логичным, продуманным и на «шеститонниках» нигде более не применялось.

Боекомплект танка состоит из 50 37-мм снарядов , из которых 1/4 бронебойные, а остальные осколочные, 18 коробок с пулеметными ленами по 250 патронов в каждой и 20 дисков по 72 патрона каждый (для пистолета-автомата).

Вес бронебойного снаряда 37 мм – 1415 г (45-мм 20К – 2445 г). Вес осколочного снаряда 37 мм – 1370 г (45-мм 20К – 2800 г). Вес диска с патронами 9,00 мм – 1970 г. Вес коробки с пулеметными лентами 7,62 мм – 10125 г. Длина бронебойного снаряда с гильзою – 375 мм (45-мм 20К – 453 мм).

Пулеметные диски размещаются в специальных гнездах впереди и с боку стрелка.

Десять коробок с пулеметными лентами размещаются в гнездах на полу боевого отделения. Девять коробок с лентами и 8 снарядов размещались в комбинированном ящике в кормовой нише башни. Остальные 42 снаряда размещаются в снарядном ящике, который установлен в правом углу боевого отделения и прикреплен двумя болтами к моторной перегородке.

  

 

Сравнительная таблица вооружения

  «Виккерс» Т-26
Экипаж, чел 3 3
Число и тип пушек Одна танковая
Место расположения В маске башни
Калибр пушки, мм 37 45
Число пулеметов, шт. 1 3
Место расположения Спаренный с пушкой*
Система пулеметов Виккерс
танковый
Д.Т.
Калибр пулеметов, мм 7,62 7,62
Тип установки пулемета В маске в специальном гнезде В маске в шаровой установке
Пистолет автомат «Суоми», шт. 1 нет
Калибр пистолета, мм 9,00
Место расположения В отделении управл. с лев. стороны
Боевой комплект:
– снарядов
винтовоч.патр.пулемета
– патронов пистолета
-
50
4500
1444
-
107
3076
нет
Прицельные приспособления:
– орудийно-пулеметн. установки
– автомат.пистолета
-
-
-
ТОП
ТОП 
Виккерс
-
-
-
ТОП и ПТ-1
Углы обстрела орудийно-пулеметной установки:
– горизонт. (с башней)
– вертик. (с маской)
-
-
360°
+20° -10°
-
-
360°
+24° -7°
Углы обстрела пист. автомата «Суоми»:
– горизонтальный
– вертик. суммарный
-
-

20°
34°
-
-

* – на Т-26 кроме спаренного один пулемет помещен в задней части башни и один зенитный

 

 

ПРИБОРЫ НАБЛЮДЕНИЯ, СТРЕЛЬБЫ И СВЯЗИ

 

Приборы наблюдения состоят из 2-х эпископов на крыше башни (вместо наших перископов), пяти призматических зеркальных смотровых приборов и одного триплекса в щитке водителя.

Конструкция эпископов простая. Видимость хорошая, но для кругового обзора не пригодна, так как нижнее зеркало и налобник вращаются вместе с корпусом, следовательно, и наблюдающему необходимо поворачиваться, что в танке очень затруднительно. На 180° наблюдать невозможно. Поворачивать эпископ можно только в пределах 40-60° (в пределах вращения головы наблюдающего).

Смотровую щель закрывает зеркальный призматический смотровой прибор. Таких приборов установлено в танке 5 штук: три в башне, один с правой стороны водителя и один рядом с пистолетом-автоматом. Аналогичные смотровые приборы были изготовлены у нас в 1936 году и забракованы.

Видимость из танка хорошая, но защита приборов от поражения не предусмотрена. На всех смотровых приборах заслуживает внимания устройство налобников. В противоположность нашим налобникам, налобники танка «Виккерс» мягкие и удобные по форме. Устройство их очень простое: на кронштейн накладывается губчатая резина, поверх которой надевается резиновый чехол.

Телескопический прицел (ТОП) служит для прямой наводки спаренной установки и представляет телескопическую трубу с перекрестием в поле зрения и прицельных шкал не имеет. Перекрестие в поле зрения прицела, при стрельбе ночью освещается.

Телескопический прицел пистолета-автомата «Суоми» служит для прямой наводки пистолета в цель, и представляет телескопическую трубу с сеткой в поле зрения. Прицельная дальность пистолета-автомата «Суоми» – 2300 м.

Связь как внешняя, так и внутренняя связь в танке «Виккерс» отсутствует в виду не поставки радиостанций «Маркони» SB-4a.

 

Сравнительная таблица приборов наблюдения

  «Виккерс» Т-26
В башне:
– зеркальный эпископ
– перископ
– ТОП простой
– смотровые щели с зеркальными призмами
– смотровые щели с триплексами
-
2 шт.
нет
1 шт.
-
3 шт.
-
нет
-
нет
2 шт.
1 шт.
-
нет
-
2 шт.
В корпусе:
– ТОП Виккерса с обзорностью 20°30’’
– смотровые щели с призмами
– триплекс в люке водителя
-
-
1 шт.
-
2 шт.
-
1 шт.
-
-
нет
-
нет
-
1 шт.
Отверстия для стрельбы из револьвера нет 3 шт.

 

 

ДВИГАТЕЛЬ

 

На танке установлен специальный танковый двигатель «Армстронг–Сидлей», изготовленный в Ковентри. Двигатель бензиновый, четырех цилиндровый с горизонтальным расположением цилиндров, воздушного охлаждения.

По своему устройству двигатель «Армстронг-Сидлей» отличается от двигателя танка Т-26 клапанной коробкой – клапанный механизм помещается в специальной коробке, отлитой за одно целое с телом цилиндра. Каждая клапанная коробка закрывается алюминиевой крышкой, что предохраняет клапанный механизм от загрязнения, чего на Т-26 просто не было, и системой смазки: в системе смазки двигателя изменению подверглись масляный фильтр и маслопровод.

Конструкция масляного фильтра выполнена с механической очисткой фильтрующих плоскостей. Для удобства обслуживания, маслофильтр крепится в левом углу кормовой части (в Т-26 на моторной перегородке). Масляный радиатор двигателя сделан подъемным. Его конструкция ничем не отличается от конструкции радиатора Т-26. При подъеме радиатор вращается на двух задних цапфах, вставленных в гнезда. В походном положении, (закрытом) передние цапфы закрепляются разрезными муфтами. Для обеспечения возможности подъема радиатора маслопровода от насоса к радиатору, заменены гибкими шлангами.

Поднимающийся радиатор (и жалюзи) обеспечивает хорошую доступность к двигателю и его оборудованию (магнето, динамо, стартер и др.), что значительно облегчает его обслуживание.

С целью улучшения запуска двигателя в систему питания горючим введен ручной насос и заливной цилиндрик. Ручной насос служит для принудительного впрыска топлива во всасывающую трубу перед запуском двигателя. Заливной цилиндрик является резервуаром, из которого топливо ручным насосом подается во всасывающую трубу. Он так же служит для быстрого наполнения карбюратора перед запуском двигателя с помощью ручного привода на бензиновом насосе. Конструкция ручного насоса очень простая.

Все бензопровода заменены гибкими шлангами. Гибкие шланги, применяемые на танке «Виккерс», по стоимости изготовления дешевле, чем бензопровода на танке Т-26. По удобству и надежности в эксплуатации они так же имеют лучшие показатели. У всасывающей трубы и под карбюратором поставлены гибкие шланги, по которым излишки бензина (в случае переливания из карбюратора) отводятся в поперечную трубу танка, что предохраняет моторное отделение от пожара.

Для ограничения числа оборотов двигателя поставлен инерционный регулятор механического действия, допускающий работу двигателя до 2400 об/мин.

В заднем левом углу боевого отделения, в горизонтальном положении монтируется сухой воздухоочиститель, отличающийся по конструкции от масляного воздухоочистителя Т-26. Воздухоочиститель при помощи кронштейна крепится в боевом отделении на моторной перегородке и соединен с карбюратором гибким шлангом.

В системе зажигания танка отсутствует пусковое магнето. Запуск двигателя производится от одного рабочего магнето фирмы «Симмс» SRM. Магнето не представляет ничего интересного и по конструкции является более сложным по сравнению с магнето типа БС4-П. Муфта опережения по конструкции и принципу действия аналогична муфте опережения МО-4706. Свеча КК2, отличающейся по конструкции от запальной свечи типа ЭС-ЭТ, применяемой на двигателе Т-26.

 

 

Сравнительная таблица двигателей

  «Виккерс» Т-26
Тип двигателя Специальный 4-х тактный, с горизонтальным расположением цилиндров
Число цилиндров 4 4
Диаметр цилиндров не определялось 120 мм
Ход поршня не определялось 145,5 мм
Литраж двигателя не определялось 6,6 л
Нормальное число об/мин не определялось 2000
Мощьность при h=2100 об/мин не определялось 90 л.с.
Степень сжатия не определялось 4,8
Подача горючего Под давлением, бензопомпой
Тип бензопомпы Диафрагменный
Система смазки Под давлением
Тип насоса Шестеренчатый
Тип карбюратора «Клодель-Гобсон»
Масляный радиатор Трубчатый
Расположение масл. радиатора Сверху над мотором
Охлаждение двигателя Воздушное
Тип вентилятора системы охлаждения «Сирокко»
Расположение вентилятора Под двигателем
Зажигание От магнето
Приборы пуска Стартер и заводная рукоятка

 

 

ТРАНСМИССИЯ

 

Общий вид и детали главного сцепления, отличаются по конструкции от главного сцепления танка Т-26.

Главное сцепление, устанавливаемое на маховик коленчатого вала двигателя, принадлежит к типу сухого однодискового сцепления. Привод главного фрикциона ничем не отличается от привода фрикциона Т-26. Главное сцепление танка «Виккерс» по устройству проще главного сцепления танка Т-26. В эксплуатации надежно. Явлений пробуксовки и коробления ведомого и нажимного дисков не наблюдалось.

В остальном трансмиссия танка «Виккерс» полностью соответствует трансмиссии танка Т-26.

 

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

 

Ходовая часть осталась без изменений, и соответствует ходовой части танка Т-26. Но, в отличие от катков Т-26, катки танка «Виккерс» не имеют съемного резинового бандажа (старая конструкция катков Т-26). Задние катки металлические, не имеют резинового массива. Назначение задних металлических катков — предохранять гусеницу от сваливания и увеличить срок службы задних катков, как наиболее нагруженных.

Траки гусеницы уширены до 290 мм вместо 260 мм – на Т-26. Уширение траков гусеницы (при том же весе танка) дало уменьшение условного удельного давления до 11%. Боковые приливы выполнены таким образом, что они предохраняют шплинты пальцев от срезывания при движении машины. Трак «Виккерса» тяжелее трака Т-26 на 100 г.

 

Электрооборудование, противопожарное оборудование и ЗИП

 

Электропроводка двухпроводная – выполнена двухжильным проводом, заключенным в резиновую оболочку. Напряжение сети 12 вольт. В электрооборудование входит: аккумуляторная батарея, генератор, стартер, реле, фары и светильники. Схема электрооборудования, в сравнение с Т-26, значительно упрощена.

Аккумуляторная батарея устанавливается в заднем левом углу боевого отделения в специальном гнезде, к которому пристегивается ремнями.

Стартер RM 575/3 – 12 вольт, фирмы «Ротокс». Для сцепления стартера с маховиком двигателя имеется привод Бендикса с редуктором. Особенностью данного стартера является то, что привод его является самостоятельным , отъемным от стартера, узлом. Благодаря этому стартер превратился в обычный электромотор, более простой по конструкции, и более дешевый в изготовлении. Динамо фирмы «Ротакс» по сравнению с нашим генератором ГА-4561, является устаревшим. Светильники внутреннего освещения фирмы «King of the Road». Всего в танке установлено шесть светильников.

Два на щитках водителя, четыре в боевом отделении. Дорожные фары фирмы «Бош», устаревшей конструкции. Диаметр рефлектора – 100 мм. Стекло прямое – рассеивающее. Лампочка 6 ватт. При ночном движении фары слабо освещают дорогу. Задний фонарь установлен в задней части грязевого крыла, вместе с номером машины.

 

  «Виккерс» Т-26
Система проводки двух-
проводная
одно-
проводная
Напряжение потребителей тока 12 в 12 в
Источники тока:
– Динамо

– Аккумуляторная батарея

– Напряжение батареи

-
«Ротакс»

 

«Вандерфельд» 12 XLW 13/5

12 в

-
ГА-4561 завода АТЭ

БСТ 144

12 в

Стартер «Ротокс» 573/3 СМА-4564
 
  «Виккерс» Т-26
Система зажигания Магнето высокого напряжения
Приборы зажигания Рабочее магнето Рабочее и пусковое магнето
Марка рабочего магнето «Симмс» Завода АТЭ ВС4ПЭ
Направл.вращения правое правое
Опережение зажигания Автоматическое
Автоматическая муфта опережения ВТ-Н ГОСТ№133 МО-35
Запальные свечи КLG K2 ЭС-ЭТ

 

Электрооборудование танка «Виккерс» в сравнении с электрооборудованием танка Т-26 имеет следующие преимущества:

1. Схема в целом значительно упрощена. Многие приборы и агрегаты, имеющиеся на Т-26 здесь отсутствуют: пусковое магнето, амперметр, вольтметр, сигнал и другая второстепенная арматура. (Спорный момент – Прим. автора)

2. Установлен быстроходный стартер, соединяющийся с венцом маховика через специальный редуктор, благодаря этому пиковые токи стартера значительно ниже, чем у стартера СМА.

3. Внутреннее освещение танка не общее, а направленное, что значительно удобнее.

Электрооборудование танка «Виккерс» имеет следующие недостатки:

1. Двухпроводная система электропроводки более дорогая (в сравнении с однопроводной) и неудобная в обслуживании.

2. Отсутствует электрическое переговорное устройство.

3. Отсутствует В.К.У., что ограничивает поворотливость башни.

4. Поставлен устаревший трех щеточный генератор.

5. Минимальное реле, устаревшей конструкции.

6. Слишком слабое наружное освещение.

Контрольные приборы танка «Виккерс» смонтированы на двух щитках водителя в отделении управления (как в Т-26). На переднем щитке водителя смонтированы тахометр и спидометр. На боковом щитке — масломанометр. В сравнении с Т-26, количество контрольных приборов танка «Виккерс» сокращено до минимума.

Противопожарное оборудование танка состоит из 2-х ручных огнетушителей (тетрахлоридных), один из которых крепится снаружи танка, второй внутри боевого отделения. Шанцевый инструмент :домкрат 6-ти тонный , лом и приспособление для подтяжки и соединения гусениц – крепятся снаружи танка. Для смазки в танке имеются два тавотонабивателя: один типа «Алимайт» и второй нормальный (винтовой). Инструмент для танка укладывается в ящике, который установлен в боевом отделении над воздухоочистителем. ЗИП пушки и пулемета уложен в специальном ящике, который установлен на полу боевого отделения.

 

  «Виккерс» Т-26
Количество щитков, шт. 2 2
Приборы и оборуд. левого щитка:
– Центральный переключатель
– Масляный манометр
– Масляный аэротермометр
– Амперметр
– Кнопка сигнала
– Лампочка освещения щитка
-
1 шт.

1 шт.

нет
нет
нет

1 шт.

-
1 шт.

1 шт.

1 шт.
1 шт.
1 шт.

1 шт.

Приборы и оборуд. переднего щитка:
– Спидометр
– Тахометр
– Пусковое магнето
– Часы
-
1 шт.
1 шт.
нет
нет
-
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
 
  «Виккерс» Т-26
Число огнетушителей 2 шт. 1 шт.
Тип огнетушителей Тетрахлорный
Расположение 1 снаружи, 1 в боевом отделении в боевом отделении
 
  «Виккерс» Т-26
Емкость основного бензобака 180 л 180 л
Емкость дополнит. бензобака нет 110 л.
Емкость масляного бака 27 л 27 л
Количество смазки в картере КПП 37 кг 37 кг
Кол-во смазки в картере бортовой передачи 2,7 кг 2,7 кг

 

 

ОБСЛУЖИВАНИЕ

 

Обслуживание двигателя и ходовой части танка «Виккерс» удобнее, чем танка Т-26.Открывающиеся жалюзи и радиатор значительно улучшают доступность к двигателю и его оборудованию. Применение масленок типа «Алимайт», облегчает смазку ходовой части. Наличие тавотонабивателя типа «Алимайт» с шарнирным шлангом значительно ускоряет процесс смазки ходовой части. В остальном обслуживание танка «Виккерс» ничем не отличается от обслуживания танка Т-26.

 

 

«ВИККЕРС-ФИНСКИЙ» НА РУССКОЙ КУБИНКЕ

 

Захваченный в качестве трофея Зимней войны 1939-40 гг. финский «Виккерс» с бортовым номером R-668 к началу лета 1940 года попал на испытания на полигон в подмосковную Кубинку.

Испытание этого танка было проведено с целью определения его тактико-технической характеристики в сравнении с аналогичными характеристиками советского танка Т-26, а так же для изучения отдельных механизмов и агрегатов, отличающихся по конструктивному оформлению от подобных механизмов и агрегатов танка Т-26, и представляющих интерес для нашего танкостроения.

 

Программой определялся следующий порядок испытаний:

1. Восстановление танка.

2. Составление описания танка.

3. Исследование материалов танка.

4. Ходовые испытания для выявления тактико-технической характеристики.

 

Ходовые испытания планировалось провести в следующем объеме:

1. а) по проселку – 100 км.

    б) по шоссе      – 150 км.

        Итого            – 250 км

2. Определение максимально преодолеваемых препятствий.

3. Определение динамических показателей танка.

4. Обстрел танка.

 

За время ходовых испытаний определить: средние скорости движения, расход горючего на час работы двигателя и на километр пути, удобство работы в танке, обзорность, режим работы двигателя в трансмиссии, максимальную скорость по шоссе, преодолеваемые подъем, спуск, косогор, ров и брод. Выявить управляемость танка и его особенности в движении и при преодолении препятствий.

При обстреле танка установить его пулестойкость, а так же защиту танка и смотровых приборов от свинцовых брызг.

Однако в процессе проводимых работ вследствие износа поршневых колец двигателя, испытания были досрочно прекращены, и некоторые вопросы (болотопроходимость, линия брода и др.), поставленные программой не определялись.

До начала испытаний на полигоне танк уже прошел по спидометру 1070 километров. За время испытаний на полигоне машина прошла еще 424 км. Из них: по шоссе – 150 км, по проселку – 206 км, на специальных выездах (снятие динамической характеристики и преодоление препятствий) – 68 км. За это время двигатель проработал 36 моточасов.

Максимальная скорость движения по асфальтированному шоссе составила 31,15 км/ч при 2400 об/мин* (у Т-26 – 38,4 км/ч при 2800об/мин) [* на двигателе танка «Виккерс» установлен инерционный регулятор механического действия, допускающий работу двигателя до мах. = 2400 об/мин]. Путь и время разгона до максимальной скорости на асфальтированном участке шоссе составили соответственно 183 метров и 29,7 секунд* [* – с места со 2-ой передачи до максимальной скорости]. Путь и время торможения с максимальной скорости до полной остановки: 13,5 метра и 4,5 секунды. Сравнение показателей пути и времени разгона, и торможения с танком Т-26 не производилось. Получение динамические показатели для танка «Виккерс» испытатели сочли вполне удовлетворительными.

 

Средние скорости движения по асфальтированному шоссе составили:
 
  Средние скорости в км/час
чистого движения техническая
 
     танк «Виккерс» 23,1 19,2
     танк Т-26 23,3 22,1
 
По проселочной дороге средние скорости движения составили:
 
  Средние скорости в км/час
чистого движения техническая
 
     танк «Виккерс» 17,3 13,7
     танк Т-26 15,5 10,2
 

 

Движение на танке «Виккерс» в условиях шоссейной дороги производилось на 4-й передаче с числом оборотов двигателя 2000-2400 об/мин. Температурный режим работы двигателя выявить не удалось вследствие отсутствия аэротермометра. Согласно приведенной таблицы, средние скорости движения танков «Виккерс» и Т-26 в условиях шоссейной дороги, можно считать одинаковыми. Движение на танке «Виккерс» в условиях проселочной дороги производилось преимущественно на 3-ей передаче с числом оборотов двигателя 1800-2200 об/мин. Движение на 4-ой передаче производилось только на ровных участках дороги. Средние скорости движения, полученные в условиях проселочной дороги, у танка «Виккерс» больше, чем у Т-26, вследствие большей удельной мощности танка «Виккерс». Поворотливость* [* – сравнений с Т-26 не производилось] танка «Виккерс» определялась при сильно изношенном двигателе, вследствие чего радиус поворота на 3-ей передаче определить не удалось, (не тянул двигатель), а радиус поворота на 1-ой и 2-ой передачах получился относительно большим (2,8 и 8,6 метра соответственно).

 

Проходимость танка «Виккерс» в условиях проселочной дороги и целины одинаковые с танком Т-26.

 

Максимально-преодолеваемый подъем танком «Виккерс» – 39°. Этот же подъем танк Т-26 не преодолел вследствие буксования. Буксование танка Т-26 объясняется разрушением дернового покрова машинами, ранее преодолевшими этот подъем, а также шириной трака гусеницы Т-26 – меньшей чем у «Виккерса» на 30мм, что в некоторой степени снижает ее сцепные качества. Максимальный крен определить не удалось, из-за спадания гусеницы на крене 15° (с незначительным поворотом).

 

Установлены следующие расходы ГСМ и запас хода:

 

  Горючее в кг
cмазка в кг.
Запас хода по горюч. в км
запас хода по смазке в км
На 1 час работы двигателя На 1 км движения
шоссе проселок шоссе проселок шоссе проселок
танк «Виккерс» 19,4
2,93
17,9
2,63
0,886
0,134
1,140
0,169
147
149
115
123
танк Т-26 17,8
1,04
18,2
1,73
0,755
0,105
1,32
0,120
269
232
159
203

 

Большой расход смазки у двигателя танка «Виккерс» объясняется изношенностью поршневых колец. Запас хода по горючему танка «Виккерс» меньше, чем танка Т-26, вследствие отсутствия запасного бака для горючего. Меньший расход горючего на проселке у танка «Виккерс» можно объяснить меньшим удельным расходом, чем у Т-26, при работе двигателя на средних оборотах. Большой расход горючего на шоссе у «Виккерса» достигнут опять таки из-за износа поршневых колец, благодаря чему двигатель все время работал на максимальных оборотах.

От интенсивных динамических нагрузок двигатель «Виккерса» окончательно выработал свой ресурс и для дальнейшего использования стал не пригоден, в результате остались не определенными болотопроходимость и линия брода.

Настал черед испытаний пулевым обстрелом. Процедуре обстрела подвергалась в основном танковая оптика: смотровые приборы и «триплексы». Обстрел смотровых приборов производился легкими пулями, образца 1908 года, калибра 7,62 мм и бронебойными пулями Б-30, того же калибра. Дистанция обстрела во всех случаях равнялась 50 м, средняя скорость для легких пуль составила – 841 м/сек для бронебойных пуль – 807 м/сек.

Обстрелу подверглись два призматических смотровых прибора установленных в башне и один смотровой прибор «триплекс» смонтированный в броневом щитке люка водителя. Все приборы проходили испытания, будучи установлены в рабочее положение.

спытание первого призматического смотрового прибора производилось легкими пулями. При попадании легкой пули в призму, по нормали, последняя полностью разрушилась, и прибор вышел из строя. Задняя броневая стенка корпуса смотрового прибора толщиной 9 мм получила поражение №1. Сварной шов крепления задней стенки корпуса смотрового прибора получил сквозную трещину длиной 100 м, герметичность прибора оказалась недостаточной и абсолютно не защищающей от проникновения свинцовых брызг и осколков призмы в корпус танка. После второго поражения легкой пулей сварной шов, крепящий заднюю броневую стенку прибора к его корпусу, был полностью разрушен. Налобник смотрового прибора, крепящийся с помощью сварки, был оторван. Двухмиллиметровая железная скоба получила надрывы в двух местах – по углам.

Испытание второго прибора производилось бронебойными пулями. При прямом попадании бронебойной пулей в призму, последняя полностью разрушается, и прибор выходит из строя. Пуля прошла заднюю броневую стенку, разрушилась и осколками пули пробила скобу толщиной 2 мм и частично застряла в ней.

Сварной шов крепления задней стенки корпуса смотрового прибора получил сквозную трещину на всю длину. Герметичность второго призматического смотрового прибора оказалась так же неудовлетворительной.

Смотровой прибор типа «триплекс» испытывался так же бронебойной пулей калибра 7,62 мм. При попадании по нормали пуля пробила восемь слоев, что составляет вместе с прокладками 65 мм. Сердечник пули застрял при входе в девятый слой, изменив направление под углом 45°. Девятый и десятый слой – общей толщиной 10мм (вместе с прокладкой) были разрушены, с нарушением тыльной прочности. Видимость полностью потеряна. Прибор вышел из строя.

Сравнивая финский и польский призматические смотровые приборы по их пулестойкости и герметичности преимущества в обоих случаях на стороне польского призматического смотрового прибора установленного в танке «Виккерс–польский». Этот прибор, имеющий заднюю броневую стенку корпуса толщиной 20 мм, надежно защищает от пуль калибра 7,62 мм с любых дистанций. Герметичность прибора, от проникновения свинцовых брызг, осколков пули, призмы, при обстреле пулями калибра 7,62 мм – удовлетворительная. Финские призматические смотровые приборы, имеющие заднюю броневую стенку толщиной 9 мм менее пулестойки – не защищают от бронебойных пуль калибра 7,62 мм. Вследствие неудовлетворительного качества сварных швов корпуса этих приборов имеют неудовлетворительную герметичность.

 

ВЫВОДЫ ПО ИСПЫТАНИЯМ

 

По результатам проведенных испытаний комиссией были сделаны следующие выводы:

1. Танк «Виккерс» выпуска 1939 года, по тактическим и боевым свойствам, в сравнении с танком Т-26 имеет следующие недостатки:

1. Относительно мал радиус действия.

2. Мал боекомплект снарядов.

3. Отсутствуют средства связи, как внутренней, так и внешней.

4. Отсутствует зенитный пулемет.

5. Смотровые приборы плохо защищены от ружейно-пулеметного огня.

6. Танк легко заливаем горючей жидкостью через крышу башни.

7. Все наружные люки моторного отделения легко могут быть открыты противником, без всяких приспособлений.

8. Отсутствуют отверстия с заглушкой для самообороны.

2. Танк «Виккерс» по пулеметному вооружению и боекомплекту к нему в сравнении с Т-26 имеет следующие преимущества:

1. Пулемет, спаренный с пушкой, имеет ленточное питание.

2. Дополнительно установлен пистолет-автомат с ТОПом «Виккерс», который увеличивает не только огневую силу танка, но и обзорность, и наблюдение впереди танка.

3. Боекомплект пистолета и пулемета доведен до 6000 патронов. Это указывает на то, что танк в основном предназначен для поражения живой силы.

4. Боевой вес танка «Виккерс» меньше боевого веса танка Т-26 на 1640 кг. Уменьшение веса объясняется: меньшим весом пушки и боекомплекта, меньшим весом броневой защиты, отсутствием ЗИПа, отсутствием дополнительного бака для горючего.

5. Динамическая характеристика танка «Виккерс» одинакова с динамической характеристикой танка Т-26

6. Удельная мощность танка «Виккерс» (10 л.с./т) больше, чем у танка Т-26 (8,6 л.с./т), что несколько повышает средние скорости движения в условиях проселка и целины.

 

 

Ходовые данные, достигнутые на испытаниях

Максимальная скорость на шоссе в летних условиях 31,1 км/ч* 38,4 км/ч**
Средняя скорость чистого движения на шоссе 23,1 км/ч 23,8 км/ч
Средняя техническая скорость на шоссе 19,2 км/ч 22,1 км/ч
Средняя оперативная скорость на шоссе 18,4 км/ч 17,1 км/ч
Средняя скорость чистого движения на проселке 17,3 км/ч 15,5 км/ч
Средняя техническая скорость на проселке 13,7 км/ч 10,2 км/ч
Средняя оперативная скорость на проселке 11,6 км/ч 9,7 км/ч
Макс. преодолеваемый подъем (без шпор) на замедленной передаче 39° 38°
Запас хода по горючему:
– по шоссе в летних условиях
– по проселку в летних условиях
-
147 км
115 км
-
269 км
159 км
Запас хода по смазке двигателя:
– по шоссе в летних условиях
– по проселку в летних условиях
-
149 км
123 км
-
232 км
203 км
Расход горючего на 1 час работы двигателя в летних условиях:
– на шоссе
– на проселке
-
19,4 кг
17,9 кг
-
17,8
18,2 кг
Расход горючего на 1 км движения в летних условиях:
– на шоссе
– на проселке
-
0,886 кг
1,140 кг
-
0,755 кг
1,320 кг
Расход смазки на 1 час работы двигателя в летних условиях:
– на шоссе
– на проселке
***
2,93 кг
2,63 кг
-
1,04 кг
1,73 кг
Расход смазки на 1 движения в летних условиях:
– на шоссе
– на проселке
***
0,134 кг
0,169 кг
-
0,105 кг
0,120 кг
Удельное давление при нулевом погружении гусеницы 0,52 кг/кв.см 0,63 кг/кв.см
* – При h дв.= 2400 об/мин.
** – При h дв.= 2800 об/мин.
*** – При изношенных поршневых кольцах

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Что можно сказать в заключение? Конечно для середины 30-х годов «Виккерсы» были весьма боеспособными машинами, что с успехом подтвердила Гражданская война в Испании. Они имели простую и практичную конструкцию, удачную компоновку и ходовую часть, эффективную систему охлаждения. Более того, испанский опыт использования Т-26 поставил под сомнение применение новомодного колесно-гусеничного хода Кристи, что в дальнейшем оказало влияние на конструкцию ставшего классическим Т-34. Танки полностью отвечали своему назначению – поддержке пехоты. Броневая защита и вооружение* [* – пушечно-пулеметное в одной башне с круговым вращением и орудиями типа 20К и «Бофорс»] были сбалансированы. Однако к 1939-40 году «шеститонники» начали морально устаревать, так как на свет уже появлялись танки нового поколения с более мощными броней и вооружением, лучшей подвижностью, но главное «шеститонники» уже не могли эффективно противостоять усилившимся возможностям ПТО пехоты и артиллерии.

Несомненно, выбор финской армии в пользу «Виккерса» был правильным – в принципе ничего лучшего по тактико-техническо-экономическому критерию на открытом рынке вооружения в те годы не было. В пассив «Финского Виккерса» можно поставить только отсутствие радиосвязи, хотя на Т-26 она тоже была на всех машинах, и медленные работы по перевооружению на новые орудия «Бофорса».

В сравнении с советским Т-26, на стороне финско-английской машины были доработанная компоновка с увеличенным объемом боевого отделения. Более удачная конструкция гусеничных траков, высокая культура производства и обработки деталей двигателя и трансмиссии, некоторые более совершенные электроприборы, наличие смотровых триплексов (у нас только щели), удобство в обслуживания и эксплуатации. Лично мне более всего нравятся откидной радиатор, гибкие шланги систем охлаждения и питания двигателя, и маска под пистолет-автомат «Суоми» в лобовом листе подбашенной коробки.

Как указано в заключении, на 105 странице оригинального «Отчета по испытаниям танка «Виккерс» выпуска 1939 года Белофинской армии», танк «Виккерс–финский» для нашего танкопрома представлял «учебно-производственный интерес в деле накапливания опыта по проектированию и изготовлению танков данного типа». И если отбросить выражение «…данного типа», то поучиться кое-чему на примере этой машины мы действительно могли.

 

Изучая вышеназванный отчет, очень интересно отследить работу советской бюрократической «машины». Взглянем на даты:

 

25.02.40 г. – машина с тактическим номером R-668 захвачена частями РККА ведущими бои в Финляндии;

12.03.40 г. – подписан мирный договор с Финляндией;

13.03.40 г. – с захватом г.Выборг закончились боевые действия на территории Финляндии;

весна 1940 г. – танк поступает на выставку «Разгром белофиннов», проходящую в Москве в музее Красной Армии;

к лету 1940 г. – поступает на испытания на полигон в Кубинке;

02–07.07.40 г. – танк проходит ходовые испытания;

декабрь 1940 г. – официальная дата на обложке «Отчета…»;

февраль 1941 г. – подписывается заключение по отчету в 3-х экз.;

17.03.41 г. – секретной частью полигона «Отчет…» окончательно оформляется и переплетается;

31.03.41 г. – «Отчет…» за №2 поступает в КБ завода №183;

01.04.41 г. – присваивается входящий номер;

16.08.41 г. – присваивается инвентарный номер.

 

С момента захвата трофея, до поступления материалов в КБ завода для изучения конструкторами проходит 18 месяцев, и уже 45 дней Т-26 тысячами гибнут в приграничных сражениях Великой Отечественной войны. В августе начинается строительство оборонительных сооружений вокруг Харькова, завод №183 готовится к эвакуации и все же ускоренными темпами выдает на фронт новенькие «тридцатьчетверки». И при всем при этом Главный конструктор Морозов А. А. старательно изучает материалы «Отчета…», делая пометки на полях, сравнивая ТТХ «Виккерса» и Т-26… Комментарии, как говорится, излишни, но необходимы! Следует обратить внимание, что поучиться у англичан с финнами было чему, и не зря Морозов так старательно изучал этот отчет… В конце 1944 года в КБ завода №183 увидел свет танк, ставший прообразом большинства советских танков послевоенного поколения – Т-44. С той поры почти на всех отечественных танках вплоть до Т-90 прописалось одно характерное именно для этого «Виккерса» конструктивное решение – откидывающийся вверх радиатор с подводом охлаждающей жидкости через гибкий шланг. Разница лишь в том, что у «Виккерса» то был радиатор масляный, а у нас водяной, что сути дела не меняет – Главный конструктор увидел техническую ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ…!

 

   

 

 


 

 

В заключение мне хочется выразить огромную благодарность Танюхову Р.К., любезно предоставившему данный «Отчет…», Путникову Михаилу и Андрею Даниловичу – коллективу фирмы «ModelPoint» (призводители высококачественных аксессуаров и конверсий для стендовых моделей), разрешивших опубликовать свои фотоснимки из музея в Парола (Финляндия).

 

Фото из архива фирмы «ModelPoint», г.Челябинск, modeipoint@front.ru и из архива Алексея Хлопотова, alexeykhlopotov@mail.ru

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru