Т-64: «танк-гарант мира» или «убийца мирного населения»?

Сергей Суворов, канд. воен. Наук
Журнал «Обозрение армии и флота» №6, 2014

 

Талантом великого конструктора танков Александра Александровича Морозова было создано немало различных образцов бронетанкового вооружения. Но наиболее известными из них стали: созданный совместно с Михаилом Ильичом Кошкиным и в дальнейшем неоднократно усовершенствованный лучший танк Второй Мировой войны Т-34 – танк-освободитель. Еще один танк А.А. Морозова, знаменитый революционный Т-64. В 70-80-х годах прошлого столетия эта машина обеспечивала сохранение мира наряду с ядерным щитом СССР. Танк Т-64 мог так бы, и остаться в истории, как один из весомых аргументов сдерживания сил НАТО времен «холодной войны», но события, произошедшие на Украине в 2014 г. сделали эту машину «танком-убийцей мирного населения». Слава Богу, Александр Александрович не дожил до этого времени.

 

Как создавался Т-64

 

В начале 1950-х годов коллективы ведущих танковых конструкторских бюро Советского Союза приступили к разработке танка второго послевоенного поколения. Это было обусловлено тем, что в арсеналах наиболее развитых стран запада и СССР уже имелось достаточное количество ядерного оружия, и будущая война планировалась вестись с широким применением этого оружия. В условиях применения ядерного оружия танки оставались одним из важнейших средств в арсеналах сухопутных войск для достижения успеха на поле боя. Кроме того, в это же время во многих армиях мира было принято на вооружение новое эффективное средство борьбы с танками – противотанковые управляемые ракеты (ПТУР). Имеющиеся к тому времени на вооружении Советской Армии средние танки Т-54 (а позже и Т-55), воплотившие в себя весь передовой опыт отечественного и мирового танкостроения, основывающегося на опыте Второй Мировой войны, уже не в полной мере отвечали требованиям общевойскового боя с использованием вышеперечисленных средств вооруженной борьбы.

Именно поэтому войскам был необходим танк, способный «выжить» в условиях применения на поле боя ядерного оружия и ПТУР, а также эффективно бороться с танками и другими огневыми средствами противника. И к середине 1960-х годов такой танк был создан в Харьковском конструкторском бюро по машиностроению (ХКБМ) под руководством генерального конструктора А.А. Морозова. Это был принципиально новый танк «Объект 432», ставший позже средним танком Т-64 – первым в мире танком второго послевоенного поколения. Появление танка Т-64 можно сравнить с появлением в свое время легендарной «тридцатьчетверки» – настолько же он был новым и необычным для того времени. Примененные на танке новые конструкторские и технические решения были новыми не только в отечественном, но и в мировом танкостроении. Компоновка, механизм заряжания, трансмиссия, конструкция корпуса и башни с небольшими изменениями до сих пор используются в отечественном и зарубежном танкостроении на различных модификациях танков Т-80, Т-84 и частично на танках Т-72 и его модификациях. Завеса секретности, скрывавшая танк Т-64 в годы его массового выпуска в 1970-80-х (и было что скрывать), отодвинула эту уникальную машину на второй план, предоставив «пальму первенства» таким машинам как Т-72, который экспортировался во многие страны мира, а немного позже и танку Т-80. Более того, отсутствие достоверной информации о машине породило массу слухов и небылиц относительно его достоинств и недостатков, которые, конечно же, танк Т-64 имел, как имеет их и любой другой танк.

Разработка этой машины, получившей обозначение «объект 430» началась в 1951 г. в инициативном порядке на харьковском заводе №75 после возвращения А.А. Морозова и части конструкторов, возглавляемого им КБ, из Нижнего Тагила.

Предэскизный проект перспективного среднего танка был разработан уже к 1953 г. «Объект 430» проектировался как принципиально новая машина с мощной броневой защитой, новым многотопливным турбопоршневым двухтактным дизельным двигателем 4ТД с горизонтальным расположением цилиндров и эжекционной системой охлаждения специально сконструированным под руководством А.Д. Чаромского в дизельном КБ харьковского завода №75. Такая система охлаждения, по сравнению с обычной в те годы вентиляторной, потребляла на 12-15% меньше мощности, занимала меньший объем в силовом отделении, имела меньшую массу, была более проста по конструкции и более надежна, так как не имела движущихся частей.

В Харькове параллельно с разработкой «объекта 430» в инициативном порядке шли работы по «объекту 430У», то есть «усиленному». В соответствии с проектом на нем планировалось усиление огневой мощи и защищенности до уровня тяжелых танков за счет установки 122 или 130-мм танковой пушки, увеличения толщины броневых деталей лобовой части до 160-180 мм, против 120 мм на «объекте 430». При всем при этом танк должен был иметь габариты на уровне среднего танка. Кроме того, прорабатывался вариант оснащения танка радиолокационным дальномером ТРЛД, работающим совместно с оптическим прицелом Т-2С. Однако с приходом к власти Н.С. Хрущева работы над тяжелыми танками в СССР стали постепенно сворачиваться, а в начале 1960-х и вовсе были прекращены. Поэтому работы над усиленным вариантом танка, как не вписывающимся по массе под определение «средний», были прекращены, а коллектив Харьковского КБ-60 полностью переключился на работу над средним танком.

Эскизный проект «объекта 430» был готов к концу 1954 г. В соответствии с ним танк должен был иметь классическую компоновку, однако и ряд совершенно новых, даже можно сказать «революционных» решений. К ним можно отнести установку в танк двухтактного турбопоршневого дизельного двигателя 4ТД со встречным ходом поршней и горизонтальным их расположением. Работы над такими двигателями были начаты еще во время Великой Отечественной войны на основе изучения конструкции закупленных еще перед войной в Германии авиационных двигателей Jumo-205. Исследования над двигателем проводились в Отделе нефтяных двигателей (с 1958 г. Научно-исследовательский институт двигателей – НИИД) под руководством А.Д.Чаромского – создателя самого мощного авиационного дизеля времен войны АН-1. В сочетании с малогабаритными планетарными бортовыми коробками передач использование этого двигателя привело к тому, объем моторно-трансмиссионного отделения (МТО) был снижен вдвое по сравнению с МТО танка Т-54. Дело в том, что планетарные бортовые коробки передач (БКП) заменяют и главный фрикцион, и планетарные механизмы поворота, а расположение их по обе стороны двигателя на его «сквозном» коленчатом валу исключает и применение гитары. Кроме того, на танке предполагалось использовать вместо вентиляторной – эжекционную систему охлаждения радиаторов, что также снижало объем МТО и, как следствие позволяло сэкономить массу танка. Сэкономленную массу можно использовать для повышения броневой защиты машины. Кстати на разрабатываемом с 1956 г. в Великобритании танке «Чифтен», также планировалось устанавливать (и в последствии такой двигатель на нем был установлен) двухтактный турбопоршневой дизель L60 со встречным ходом поршня, создаваемый фирмой «Leyland», только устанавливался этот двигатель в «Чифтене» вертикально, а не горизонтально, как в Т-64.

В 1955 г. проект нового среднего танка был одобрен в ЦК КПСС и Совете Министров СССР Постановлением Совета Министров СССР от 6 мая 1955 года № 880-524 и Приказом Министра транспортного машиностроения от 13 мая 1955 года № 0096. В соответствии с этими документами Научно-технический комитет Главного бронетанкового управления Министерства обороны СССР (НТК ГБТУ) сформулировал и 8 июня 1955 года выдал тактико-технические требования (ТТТ) к перспективному среднему танку.

В соответствии с ТТТ перспективный средний танк должен был значительно превосходить по основным показателям (огневая мощь, защищенность и подвижность) серийный Т-54. Повышение огневой мощи планировалось достигнуть за счет установки на машину более мощной танковой пушки Д-54ТС, разработанной по программе «Радуга» под руководством Ф.Ф. Петрова и увеличения боекомплекта машины до 50 артвыстрелов против 34 на Т-54. Планировалось значительно увеличить и дальность эффективной стрельбы из танка с ходу и в ночных условиях за счет установки двухплоскостного стабилизатора, оптического прицела-дальномера и ночного прицела.

Значительное повышение защищенности танка планировалось обеспечить за счет некоторого увеличения толщины броневых деталей с установкой их под большими углами наклона, применения новых конструктивных форм корпуса и башни, гнутых деталей бортов корпуса из профильного проката, позволяющих увеличить прочность всего корпуса в целом. Все это в комплексе позволяло уменьшить и площадь лобовой проекции танка, что значительно повышало его стойкость от воздействия ударной волны ядерного взрыва.

Повышение подвижности планировалось достигнуть установкой на танк новых более мощного двигателя и трансмиссии, усовершенствования подвески ходовой части и увеличения почти в 1,5 раза запаса хода.

Корпус и башня танка должны были иметь большие углы наклона броневых деталей, а в качестве основного оружия была выбрана 100-мм танковая пушка Д-54ТС.

В июле 1956 г. в Харьковском КБМ был разработан уже и технический проект нового среднего танка «объект 430». В этом проекте были учтены замечания НТК ГБТУ и скорректированные ТТТ. В соответствии с ними планировалась установка на танк более мощного дизельного двигателя 5ТД.

После утверждения технического проекта началось изготовление деталей танка на харьковском заводе №75 (ХЗТМ). Параллельно проводились испытания отдельных узлов и агрегатов на специальных стендах и на ходовом макете, а также испытания обстрелом опытных корпуса и башни. И уже в 1957 г. были готовы два опытных образца «объекта 430» для заводских испытаний, а также получен заказ на производство еще трех машин для полигонных и войсковых испытаний.

Жесткие тактико-технические требования, касающиеся весовых характеристик машины (масса танка не должна была превышать 36 т) заставили А.А. Морозова отказаться от применения на танке ходовой части с опорными катками большого диаметра с внешними резиновыми бандажами. Под его руководством была разработана ходовая часть с опорными катками уменьшенного диаметра из алюминиевых сплавов с внутренней амортизацией, поддерживающими катками для верхней ветви гусеницы. Поддерживающие катки также имели внутреннюю амортизацию. Кстати, как показала практика, на ходовой части без поддерживающих катков с опорными катками большого диаметра при достижении скоростей движения танка 55-60 км/ч верхняя ветвь гусеницы начинает бить по надгусеничной полке. Гусеница имела траки с последовательным открытым металлическим шарниром.

Новшеством было и то, что в подвеске ходовой части были применены гидравлические телескопические амортизаторы на первых и шестых узлах подвески, а не лопастные или рычажно-поршневые, как на всех предшествующих отечественных танках. Кроме снижения массы ходовой части, уменьшение диаметра опорного катка это позволяло увеличить его динамический ход, что, в комплексе с телескопическими амортизаторами, в конечном итоге, улучшает плавность хода и позволяет увеличить средние скорости движения танка по пересеченной местности.

К 1960 году было построено несколько опытных образцов «объекта 430», всесторонние испытания которых, проведенные на заводском полигоне под Харьковом и полигоне НИИ БТВТ в подмосковной Кубинке в 1957-59 гг. показали, что опытный танк по основным показателям превосходит серийные танки Т-54 и Т-55, только что принятый на вооружение. Но, несмотря на то, что ТТТ НТК ГБТУ были выполнены, превосходство «объекта 430» над серийными танками было не очень существенным. Поэтому А.А. Морозов принимает решение на модернизацию «объекта 430» и один из образцов опытной машины в 1960 г. был модернизирован по проекту «объект 430М». Модернизация коснулась в основном ходовой части и трансмиссии, а также с танка убрали зенитный пулемет КПВТ. И все же А.А.Морозов понимал, что эта машина еще не созрела для серийного производства.

На Западе тоже не сидели, сложа руки. По информации ГРУ стало известно, что в Великобритании разработана новая 105-мм нарезная танковая пушка L7A1 для установки на танки «Centurion» модификаций Mk.IX и Mk.X, серийное производство которых ожидалось в 1958-1960 годах. Пушка могла использовать оперенные бронебойные подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном с начальной скоростью 1475 м/с. В 1956 г. английская фирма «Vickers» приступила к разработке еще более мощного танка «Chieftain», на котором планировалось установить 120-мм нарезную пушку L11. Серийное производство этой машины ожидалось в начале 1960-х.

В США к началу 1960-х готовился к серийному производству новый танк М60, с улучшенной, по сравнению с предшественниками М47 и М48, броневой защитой, а также со 105-мм нарезной пушкой М68, являющейся лицензионной копией английской L7A1.

В связи с этим военное руководство Советского Союза требовало в кратчайшие сроки повысить огневую мощь и защищенность наших перспективных танков. А опытный «объект 430» не отвечал этим требованиям.

Установка нарезной танковой пушки большего калибра неминуемо повлекла бы за собой увеличение размеров башни и боевого отделения и, как следствие, массы всего танка, что не допускалось ТТТ. Тем не менее, выход был найден.

В 1958 г. главный конструктор Нижнетагильского КБ Леонид Карцев предложил идею срезать нарезы в стволе 100-мм пушки Д-54 и, таким образом, сделать гладкоствольное орудие несколько большего калибра. В КБ Ф.Петрова провели исследования в соответствии с этой идеей и пришли к выводу, что в этом случае калибр орудия может составить не меньше 112-мм. В этом же конструкторском бюро началась программа под шифром «Молот», целью которой была разработка гладкоствольной танковой пушки на основе орудия Д-54. На нем был удлинен ствол, что позволило увеличить начальную скорость бронебойного снаряда. И в сжатые сроки пушка была готова. Однако, А.Морозов, поставленный в жесткие рамки по массе нового танка, лично контролировал вес всех узлов и систем. Поэтому он отказался согласовывать чертежно-конструкторскую документацию, пока Петров не снизит массу нового орудия на 100 кг. В конечном итоге эти требования были выполнены, несмотря на то, что на это потребовалось дополнительное время. Так, в 1959 г. появилась на свет новая танковая гладкоствольная пушка У-5ТС (2А20). Она отличалась от Д-54ТС отсутствием дульного тормоза, новой гладкоствольной трубой ствола с увеличенным до 115-мм калибром, ресивером механизма продувки ствола смещённым ближе к его середине. Остальные элементы и механизмы пушки были полностью заимствованы у предшественницы.

Для стрельбы из пушки У-5ТС использовались унитарные выстрелы с бронебойными подкалиберными, кумулятивными и осколочно-фугасными оперёнными снарядами. Такая пушка и была установлена на один из «объектов 430» в Харькове и на одном из опытных нижнетагильских образцов танка, который получил обозначение «объект 166».

В ходе проведения испытаний «объекта 166» и «объекта 430» с пушкой У-5ТС было выявлено, что не каждый заряжающий способен физически обеспечить скорострельность 4-5 выстрелов в минуту. Причиной тому возросшая до 37 кг масса выстрела и увеличение его длины.

Учитывая результаты испытаний, в харьковском КБ-60 в инициативном порядке были начаты работы по значительному повышению ТТХ «объекта 430». Эти работы велись по пути дальнейшего совершенствования «объекта 430», имевшего наиболее плотную компоновку моторно-трансмиссионного отделения (МТО), к тому времени достаточно отработанные и проверенные в работе двигатель, трансмиссию, ходовую часть, а также другие узлы и агрегаты. Под новый проект Ф.Ф. Петровым была разработана 115-мм гладкоствольная пушка Д-68 (2А21), которая была установлена на один из опытных образцов «объекта 430». Для стрельбы из нее использовались выстрелы раздельного заряжания с бронебойными подкалиберными, кумулятивными и осколочно-фугасными оперёнными снарядами с частично сгорающей гильзой.

Опытная машина заинтересовала военных, в феврале 1961 г. Начальником Танковых войск генерал-полковником П.П. Полубояровым были утверждены ТТТ на разработку нового танка, разработанные НТК ГБТУ. Основными из них были следующие: повышение огневой мощи за счёт установки 115-мм гладкоствольной танковой пушки Д-68 с механизированным заряжанием; повышение противоатомной и противокумулятивной защиты; повышение маневренности танка; боевая масса до 34 т; экипаж – три человека.

В сжатые сроки к середине 1961 г. в КБ-60 был разработан технический проект нового танка, получившего индекс «объект 432», а в сентябре 1962 г. из ворот опытного цеха Харьковского завода транспортного машиностроения им. Малышева (ХЗТМ) вышел первый опытный образец танка. Чуть позже эта машина участвовала в показе перспективных образцов бронетанковой техники на полигоне НИИ БТВТ в подмосковной Кубинке, на котором присутствовал Н.С. Хрущев. На Н.С. Хрущева машина произвела хорошее впечатление.

Первые серийные образцы машины «объект 432» вышли из ворот завода имени В.А. Малышева в октябре 1963 г. Через год, т.е. к октябрю 1964 г. заводом было выпущено уже 54 танка, а еще через год их количество возросло до 218 машин. Первые такие машины были направлены в Харьковское гвардейское танковое командное училище (с 1966 г. – высшее танковое командное училище) и в 41-ю гвардейскую танковую дивизию в опытную эксплуатацию. Дислокация дивизии в г. Чугуеве, в 40 км от Харькова, как и расположение танкового училища, недалеко от завода, позволяла оказывать силами специалистов КБ и завода помощь в освоении и эксплуатации новых машин.

Войсковые испытания «объект 432» прошел успешно и Постановлением Совета Министров СССР от 30 декабря 1966 года был принят на вооружение как средний танк Т-64. Серийный выпуск танка Т-64 продолжался до 1969 г.

В отношении танка Т-64 по многим показателям можно говорить: «Впервые в мире применено…». В частности, на этом танке впервые в мире было применено многослойное комбинированное бронирование лобовой части корпуса и башни и установлен механизм заряжания (МЗ). Комбинированное бронирование значительно снижало вероятность поражения танка при попадании в него боеприпасов с кумулятивной боевой частью, в том числе и ПТУР, а МЗ повышал боевую скорострельность танковой пушки, сократить экипаж машины до трех человек, позволил снизить габариты башни и силуэт всего танка в целом. Высота танка по крыше башни составляла всего 2,154 м, в то время как высота американского основного боевого танка тех лет М60А1 составляла 2,75 м. Установка в танке МЗ, кроме того, давала возможность дополнительного увеличения бронирования танка. Следует отметить, что автоматическая система заряжания на западных танках впервые появилась лишь 30 лет спустя.

По различным оценкам за период с 1964 по 1968 гг. в Советском Союзе было выпущено от 900 до 1600 танков Т-64, часть из которых в последующем при проведении капитального ремонта была модернизирована до уровня танка Т-64А. Такие танки получили обозначение Т-64Р («объект 432Р»).

По мнению западных специалистов «по многим параметрам и характеристикам танк Т-64 был в свое время самым совершенным танком в мире, когда он поступил в войска ВС СССР» (Jane’s Armour and Artillery, 1992-1993).

 

Модернизация

 

Непрекращающиеся работы над машиной в Харьковском КБ-60 (с 1966 г. КБ-60 и опытный цех 3190 ХЗТМ были объединены в ХКБМ) привели к тому, что уже в 1969 г. на вооружение Советской Армии была принята машина Т-64А «Объект 434» – явившаяся глубокой модернизацией танка Т-64. Работы над «Объектом 434» были начаты еще в 1962 г. на базе «Объекта 432».

Новая машина отличалась от предшественницы, прежде всего, повышенной огневой мощью и защищенностью, а также рядом эксплуатационных параметров.

Огневая мощь танка была повышена за счет установки новой 125-мм гладкоствольной пушки Д-81 (2А26) с начальной скоростью бронебойного подкалиберного снаряда 1800 м/с и бронепробиваемостью 150 мм катанной гомогенной брони на дальности 2000 м при угле встречи 60° к нормали. Другими словами новая пушка на дальности до 2000 м пробивала броню любого танка из всех имевшихся в то время в мире. При этом, ни один танк мира тех времен не мог пробить лобовую броню «шестьдесятчетверки» на дальности свыше 1000 м. Дальность же прямого выстрела бронебойным подкалиберным снарядом по танку типа М60А1 составляла 2430 м, то есть Т-64А имел практически двойное превосходство в огневой мощи перед американскими танками и примерно полуторное перед западногерманскими «Leopard». Работа над новой 125-мм гладкоствольной пушкой была начата в КБ Ф. Петрова еще в 1961 г.

Технический проект «объекта 434» был закончен в 1964 г. Для повышения эффективности стрельбы из нового орудия в танк предусматривалось установка оптического прицела-дальномера ТПД-2 с улучшенными характеристиками.

Испытания опытных «объектов 434» начались в 1966 г. После всесторонних испытаний машина была рекомендована к принятию на вооружение. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 20 мая 1968 г. танк был принят на вооружение Советской Армии под обозначением «Т-64А». Новый танк, обладающий массой среднего (36,5 т), по вооружению и параметрам защиты был наравне с тяжелыми танками. Таким образом, его появление предопределило стирание грани между средними и тяжелыми танками и рождение нового класса танков – основной танк, хотя и принимался на вооружение еще как средний. За разработку Т-64А главному конструктору ХКБМ А.А.Морозову была присуждена Ленинская премия.

Увеличение калибра пушки на Т-64А неминуемо повлекло за собой и некоторое сокращение боекомплекта до 37 артиллерийских выстрелов. Количество артвыстрелов находящихся в конвейере МЗ сократилось с 30 до 28 штук. Остальные размещались в отделении управления и в башне. Кроме того, установка новой пушки повлекла за собой необходимость доработки МЗ, установки нового прицела и стабилизатора оружия. На танке Т-64А были установлены стереоскопический оптический прицел-дальномер ТПД-2-1 (а в последующем ТПД-2-49) с оптической базой 1500 мм и с 8х увеличением и с независимой стабилизированной в вертикальной плоскости линией прицеливания, а также новый стабилизатор оружия 2Э23 «Сирень».

На базе «объекта 434» с 1966 г. начались испытания опытных образцов танков «объект 437» и «объект 445». На первом была установлена 125-мм гладкоствольная пушка Д-85 со сферическим затвором, а на втором устанавливали 12-ти цилиндровый V-образный дизельный двигатель В-45 мощностью 780 л.с. Оба танка на вооружение приняты не были, а «объект 445» стал прародителем знаменитого Т-72.

С 1972 г. на танках Т-64А стала устанавливаться зенитная установка с 12,7-мм зенитным пулеметом НСВ-12,7 «Утес». Установка монтировалась на командирской башенке и имела дистанционный электропривод, который позволял ведение огня из пулемета, не открывая крышки люка танка – значительное новшество, как в отечественном, так и в мировом танкостроении. В случае выхода из строя электропривода можно использовать ручной, тоже дистанционный, привод и вести огонь из пулемета опять же не открывая крышки люка. Пулемет имеет углы обстрела по вертикали от -5° до +70° и 360° по горизонтали. Специальная блокировка исключала ведение огня из пулемета «Утес» при попадании в зону обстрела пушки танка и антенны радиостанции. Скорости наведения пулемета на цель при использовании электроприводов составляли 0,4…35 и 0,3…65 град/с в вертикальной и горизонтальной плоскостях соответственно. Для ведения огня с места командира танка на командирской башенке был установлен перископический прицел ПЗУ-5. Прицел имеет шкалы для прицеливания по наземным и воздушным целям и ширину поля зрения 50°. Дальность прицельной стрельбы из него составляет 2000 м по наземным и 1500 м по воздушным целям.

Боекомплект зенитного пулемета – 300 патронов, которые снаряжаются в две ленты и укладываются в две магазин-коробки.

На ходовой части Т-64А выпускаемых с 1972 г. в качестве направляющего колеса стали использовать опорный каток. Это позволяло в случае выхода из строя направляющего колеса использовать вместо него любой опорный каток, либо разворачивать балансир переднего узла подвески вместе с катком, который выполнял в этом случае функцию направляющего колеса. На этих машинах также стали устанавливать оборудование для самоокапывания и крепление для установки колейных минных тралов КМТ-6.

На танках Т-64А, которые выпускались с 1975 г. устанавливалась новая пушка Д-81ТМ (2А46-1) с теплоизоляционным кожухом и механическим (вместо гидравлического) подъемным механизмом. Были установлены системы «Брод», позволяющая преодолевать без подготовки водные преграды глубиной до 1,8 м (при высоте танка по крыше башни 2,17 м), и «Гора» для обеспечения работы двигателя в условиях высокогорья. Доработки коснулись и механизма заряжания, в частности на нем был установлен пульт дублирования, позволяющий производить заряжание пушки любым типом снаряда в полуавтоматическом режиме при отказе автоматики, установлен новый механизм досылания, а также изменены гидравлическая система и электрическая система МЗ. Все это привело к значительному повышению надежности работы МЗ в целом. Ручной гидравлический привод наведения пушки был заменен механическим с червячной парой. На машине стал устанавливаться и новый стабилизатор вооружения 2Э28М2. Он имел улучшенную элементную базу и был приспособлен к работе с механическим подъемником пушек типа Д-81ТМ (2А46-1).

На танках Т-64А выпускаемых с 1975 г. было усилено и бронирование башни за счет применения корундового наполнителя.

На Т-64А также была увеличена емкость топливных баков с 1093 л до 1270 л, вследствие чего на корме башни появился ящик для укладки ЗИП. В механизме натяжения гусеницы была применена червячная пара, которая позволяла ее эксплуатацию без обслуживания в течение всего срока эксплуатации танка.

Эксплуатационные характеристики этих машин были значительно улучшены. Так, например, пробег до очередного Т01 и Т02 был увеличен с 1500 и 3000 км до 2500 и 5000 км соответственно. Гарантийный срок работы двигателя 5ТДФ был увеличен с 300 до 500 моточасов, а гарантийный срок всей машины составил 5000 км пробега.

В 1975 г. в ХКБМ был создан проект опытного танка «объект 476», опытные образцы в количестве трех единиц были выпущены на Харьковском ЗТМ. Машина создавалась с целью отработки нового двухтактного дизеля 6ТД мощностью 1000 л.с.

В середине 1960-х годов военными учеными была разработана концепция танков усиления, в основу которой было положено применение танков с ракетным вооружением. Был разработан ряд проектов, но в силу различных обстоятельств на вооружение они приняты не были.

В тоже время в ОКБ-16 Нудельмана были начаты работы по созданию управляемого ракетного вооружения для танка с запуском ракеты через ствол пушки. Подобная система использовалась в США на легком танке «Шеридан», а также на танке М60А2, но впоследствии от нее отказались по ряду причин. Конструкторами ОКБ-16 был создан комплекс, который мог быть использован в танке, при этом он не снижал баллистических характеристик имеющегося артиллерийского вооружения. Это был комплекс управляемого вооружения (КУВ) 9К112 «Кобра».

В 1973 г. был выполнен технический проект танка Т-64А с ракетно-пушечным управляемым вооружением, получивший индекс «объект 447». Новая машина должна была иметь существенные усовершенствования в системе управления огнем, которые предусматривали установку лазерного дальномера (вместо оптического), баллистического вычислителя, автоматических датчиков входной информации для учета отклонений условий стрельбы от нормальных. Высокая унификация (95%) с серийными Т-64А обеспечила принятие новой машины на вооружение и позволила перейти заводу на серийный выпуск новых танков.

Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 03.09.76 г. танк Т-64Б («объект 447А») и Т-64Б1 («объект 437А» – без элементов КУВ) были приняты на вооружение Советской Армии. По сравнению с танком Т-64А боевая эффективность Т-64Б возросла в 1,6 раза. В этом же году Харьковский завод транспортного машиностроения им. Малышева приступил к серийному выпуску этих машин.

Главным отличием Т-64Б от Т-64А было значительное повышение огневой мощи за счет установки комплекса управляемого вооружения 9К112 «Кобра» (по терминологии НАТО – АТ-8 «Songster») и автоматизированной системы управления огнем (СУО) 1А33. СУО 1А33 включает в себя квантовый прицел-дальномер прибор слежения (ПДПС) 1Г42 с независимой стабилизированной линией визирования в двух плоскостях, баллистический вычислитель 1В517 с автоматическими датчиками боковой составляющей скорости ветра, крена, угловой скорости цели и др., стабилизатор оружия 2Э26М и блок разрешения выстрела 1Г43.

Прицел-дальномер прибор слежения 1Г42 со встроенным квантовым дальномером имеет диапазон измерения дальности от 500 до 4000 м. Увеличение прицела плавно изменяющееся при помощи панкратической системы в пределах от 3,9 до 9х. При стрельбе из танка с использованием СУО время на подготовку и производство первого выстрела сократилось почти в два раза.

Значительно повышает огневую мощь танка комплекс управляемого ракетного вооружения 9К112 «Кобра». Комплекс управляемого вооружения танка Т-64Б имеет радиокомандную систему управления ракетой и предназначен для: обеспечения ведения эффективного огня из пушки управляемыми ракетами по танкам противника, другим бронированным и малоразмерным целям. Комплекс позволяет поражать неподвижные и движущиеся со скоростью до 70 км/ч цели с места и с ходу на дальностях от 100 до 4000 м, в том числе и низколетящие вертолеты противника.

Уступая в быстродействии (боевая скорострельность комплекса составляет 2—3 выстрела в минуту), он имеет большую дальность эффективной стрельбы, высокое могущество действия снаряда по цели и высокую точность стрельбы. Бронепробиваемость ракеты 9М112 достигает 300 мм при угле встречи 60° к нормали на всей дальности стрельбы, а суммарные срединные ошибки при стрельбе с ходу по движущейся цели по вертикали и горизонтали на дальности 4000 м не превышают 50 см. Высокая эффективная дальность стрельбы с использованием комплекса управляемого вооружения позволяет вести огонь по танкам противника при отсутствии их ответного огня, не демаскируя себя при этом, т.к. выстрел из пушки управляемой ракетой не образует сильного пыле-дымового облака, какое обычно образуется при стрельбе из танка обычными артиллерийскими боеприпасами.

При некоторой подготовке наводчиков можно значительно увеличить быстродействие комплекса управляемого вооружения за счет сокращения времени на наводку в цель, то есть выстрел управляемой ракетой производится до наведения прицельной марки на цель, а точное наведение осуществляется в то время, когда ракета уже летит к цели. При таком способе стрельбы УР быстродействие комплекса управляемого вооружения сравнимо с быстродействием комплекса вооружения танка при стрельбе обычными боеприпасами, что и было подтверждено экспериментальными стрельбами.

В состав боекомплекта танка Т-64Б обычно включают 6 УР, но при наличии боеприпасов и при решении каких-либо специальных задач можно загрузить управляемыми ракетами и весь конвейер МЗ. Все они размещаются только в конвейере МЗ и заряжаются только с использованием механизма заряжания в автоматическом или полуавтоматическом (с использованием пульта дублирования) режимах. Это обусловлено необходимостью механической стыковки двух частей ракеты, которую и обеспечивает МЗ. В связи с этим в конструкцию механизма заряжания был добавлен гидропневмоаккумулятор (ГПА), который увеличивает скорость досылания элементов управляемой ракеты в два раза по сравнению со скоростью досылания элементов обычного артиллерийского выстрела, при этом цикл заряжания увеличивается на одну секунду – время необходимое на зарядку ГПА.

В связи с увеличением расхода электроэнергии при работе аппаратуры комплекса управляемого вооружения на танке Т-64Б был установлен более мощный стартер-генератор – СГ-18 мощностью 18 кВт вместо СГ-10, имевшего мощность 10 кВт.

С 1979 года на танках Т-64Б стали устанавливать новую 125-мм пушку 2А46М-1 с улучшенными точностными и эксплуатационными характеристиками. Точностные характеристики орудия были улучшены за счет утолщения стенок трубы ствола, что повысило его жесткость, применения новой конструкции люльки пушки, незаторможенного отката до момента покидания снарядом канала ствола и симметрично расположенных по обе стороны от оси канала ствола двух тормозов отката. Труба ствола имеет резьбовое соединение с казенником, которое позволяет производить ее замену без демонтажа башни танка за время не более 3 часов. На люльке пушки имеются три люфтовыбирающих устройства, которые исключают влияние зазоров между стволом и направляющими поверхностями люльки на точность стрельбы за счет его однообразного положения после наката.

Вместе с новой пушкой на Т-64Б были установлены модернизированные СУО 1А33-1, КУВ 9К112-1 и новый стабилизатор вооружения 2Э42. Гидропневмоаккумулятор механизма досылания МЗ был заменен на гидроаккумулятор. Те же изменения постигли и танки Т-64Б1, кроме того, что комплекс управляемого вооружения на них отсутствовал.

Подвеска танка тоже претерпела некоторые изменения. Так, например, был увеличен угол закрутки торсионных валов, телескопические амортизаторы стали немного жестче, что в конечном итоге добавило плавности хода машине и уменьшило ее раскачивание на «гребенке».

Начиная с 1983 г. на Харьковском ЗТМ была начата модернизация поступающих на капитальный ремонт танков Т-64А, Т-64Б и Т-64Б1, которые после модернизации получили обозначение Т-64АМ, Т-64БМ и Т-64БМ1 соответственно. На машины устанавливался новый дизель 6ТД, мощностью 1000 л.с. и литая башня с керамическим наполнителем.

С 1985 г. в войска стали поступать танки Т-64Б (Т-64Б1) с навесной динамической защитой (НДЗ) «Контакт», состоящей из 265 металлических контейнеров с зарядом взрывчатого вещества и наклонно расположенной внутри элемента металлической пластиной. Танки Т-64Б и Т-64Б1 с НДЗ получили обозначение Т-64БВ и Т-64БВ1 соответственно. Использование НДЗ позволяет значительно снизить эффективность воздействия по броне кумулятивных боеприпасов и боеприпасов с боевыми частями, действующими по принципу ударного ядра. Производство танков Т-64БВ прекратилось в 1987 г., так как на Харьковском заводе транспортного машиностроения им. Малышева приступили к серийному выпуску танков Т-80УД «Объект 478Б». Можно спорить, чем является этот танк: глубокой модернизацией танка Т-64 или модернизацией танка Т-80, однако бесспорно одно – своим рождением он обязан уникальному опыту создания и эксплуатации танков Т-64.

После распада СССР в Харькове были продолжены работы по совершенствованию оставшегося в Украине парка танков Т-64 и Т-80УД. На танках Т-64Б, Т-64БВ и Т-64БМ в ходе проведения капитального ремонта усиливалась защита корпуса и башни за счет установки встроенной динамической защиты, в том числе и на бортовых экранах. Была усовершенствована и СУО – установлены прицельные комплексы 1А43У «Рось» и Т01-К01Э (ночной). Кроме того, заменен КУВ 9К112-1 на 9К119 «Рефлекс».

Впоследствии в ходе модернизации на танки семейства Т-64 в Украине стали устанавливать более совершенную СУО 1А45У с датчиком боковой составляющей скорости ветра типа ДВЕ-БС. В качестве комплекса управляемого ракетного вооружения интегрировался комплекс украинской разработки «Комбат» с лазерным управлением ракетой на траектории полета.

Оставшиеся в России после распада СССР танки типа Т-64 постепенно выводились из боевого состава Вооруженных сил и передавались в учебные части, где на этих машинах отрабатывались начальные навыки вождения будущими механиками-водителями. Из-за отсутствия запасных частей, в первую очередь двигателей 5ТДФ и 6ТД, по мере выработки ресурса машины списывались и отправлялись на утилизацию. В настоящее время в боевом составе ВС РФ танков типа Т-64 не числится.

 

Война

 

До 2014 года в реальном бою танкам типа Т-64 пришлось участвовать однажды – во время приднестровского конфликта в 1992 году. Так в мае того года местными жителями Приднестровья были захвачены 10 Т-64БВ возвращавшейся с полигона танковой роты 14-й армии. Созданная из этих машин и захваченных БТРов бронегруппа была брошена на подавление молдавской артиллерии, обстреливавшей г. Дубоссары. Во время этого боя один из танков был уничтожен – машина загорелась, сдетонировал боекомплект. Это первый зафиксированный случай боевого применения танков Т-64.

Надо отметить, что защитники Приднестровья, захватившие в свое распоряжение танки, практически не знали «шестьдесятчетверок», а контейнеры динамической защиты не имели пластин и ВВ. Захваченные у Российской Армии танки, в большинстве своем были абсолютно не готовы к боевому применению, на большинстве из них отсутствовали пулеметы, не работали средства связи. Но, тем не менее, приднестровцы шли на них в бой – вынуждала обстановка.

20 июня 1992 года восемь танков Т-64БВ защитников ПМР штурмовали молдавские позиции в районе Бендер. Из восьми танков две машины были уничтожены огнем противотанковых пушек МТ-12 «Рапира». При всем при этом обе машины поражались в боковые проекции – одна бронебойным подкалиберным снарядом в борт, вторая – кумулятивным в башню. И тот и другой танки сгорели. Еще два танка защитников ПМР были повреждены: у одного танка выстрелом из гранатомета РПГ-7 была перебита гусеница, у другого поврежден двигатель. Оба танка были эвакуированы в Тирасполь, где затем и были восстановлены.

В конце июля в Приднестровье вошли миротворческие силы из состава 14-й российской армии. При вводе этих сил был уничтожен один Т-64БВ выстрелом из СПГ-9. В танке сдетонировал боекомплект. В районе моста через Днестр по другому танку из состава 14-й армии был произведен выстрел из противотанковой пушки МТ-12 «Рапира» бронебойным подкалиберным снарядом. Снаряд попал в защитное стекло командирского прибора наблюдения ТКН-3 и сорвал крышку командирского люка, командир танка погиб, а танк сохранил свою боеспособность.

Летом 2014 г. в ходе проведения украинской армией так называемой «антитеррористической операции» (АТО) танки типа Т-64 (в основном это были Т-64БВ и Т-64БМ2) применялись более масштабно. Здесь счет шел уже на сотни. Соответственно возросли и потери этих машин.

Украинской армией танки применялись для уничтожения блокпостов ополченцев, выставленных на окраинах населенных пунктов, а также и для ведения огня прямой наводкой по жилым домам, колоннам беженцев, по отдельным транспортным средствам пытающихся покинуть зону боев мирных жителей.

На начальной стадии АТО, когда украинская армия имела абсолютное превосходство в бронетанковом вооружении и технике над формированиями защитников Донецка и Луганска, украинские танкисты действовали нагло и безнаказанно. По мере сколачивания подразделений армий ДНР и ЛНР, захвата ими оружия, и, в первую очередь, противотанковых средств, танки украинской армии все меньше и меньше стали принимать участие в боях. Более того, в армиях ДНР и ЛНР тоже стали появляться танки – те же самые Т-64БВ, захваченные у украинских военных. Количество этих танков постоянно увеличивалось.

Наиболее подготовленные экипажи армий ДНР и ЛНР действовали из засад, уничтожая вооружение и технику украинской армии, а также участвовали в рейдах для уничтожения артиллерийских батарей армии Украины, которые вели обстрел мирного населения.

Украинские танки Т-64 уничтожались защитниками Луганска и Донецка, как правило, огнем противотанковых комплексов (ПТРК) типа «Конкурс» и «Фагот», в ближнем бою широко использовались ручные противотанковые гранатометы типа РПГ-7 и реактивные противотанковые гранаты типа РПГ-22, РПГ-26.

В большинстве случаев попадания из ПТРК и РПГ приводило к полному уничтожению танков в результате детонации боекомплекта. Связано это с тем, что подавляющее большинство танков, используемых в зоне конфликта украинскими военными имеет неудовлетворительное техническое состояние и не подготовлены к бою. Системы противопожарного оборудования (ППО) имели не заправленные баллоны с огнегасящей смесью. Дело в том, что замена этих баллонов в танках Т-64 дело довольно трудоемкое, поэтому некоторые командиры при проверках техники просто меняли пиропатроны, в результате чего электроника системы ППО сигнализировала о ее исправности и заправке баллонов.

Как показали события в зоне конфликта, блоки навесной динамической защиты на танках были установлены, но металлические пластины и ВВ в них отсутствовали, что не обеспечивало защиты танков от кумулятивных боеприпасов ПТРК и РПГ. Как результат пробитие брони танка и воспламенение пороховых зарядов выстрелов боекомплекта машины. Далее – детонация боекомплекта.

В период контрнаступления армий ЛНР и ДНР большинство украинских танков Т-64 было уничтожено огнем артиллерии и реактивных систем залпового огня (РСЗО) «Град» в местах их скопления или на маршрутах отхода в колоннах. Прямое попадание в танки 152-мм осколочно-фугасных снарядов или 122-мм реактивных снарядов, как правило, приводило к полному уничтожению танка (при наличии в нем боекомплекта) или серьезным повреждениям (при отсутствии в танках боекомплекта).

Таким образом, в этом военном конфликте, подтверждается прописная истина о необходимости тщательной подготовки техники к боевому применению и подготовке экипажей. Также необходимо помнить и об элементарных понятиях и принципах боевого использования танков командирами, в распоряжении которых они находятся. Это уже военное искусство командира. Не бывает плохой техники и оружия – есть плохие командиры и неподготовленные экипажи.

Так в ходе вооруженного противостояния украинской армии против своего же народа, танки Т-64 из танков-гарантов мира, коими они были с 1976 года до распада СССР, в одночасье превратились в «истребителей мирного населения». Впрочем, вполне возможно, что усилиями армий ДНР и ЛНР эти танки превратятся в «танки-освободители».

 

Основные характеристики танков семейства Т-64


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru