«Спецмаш» — 80 славных лет

Материал сайту «Отвага» предоставил А.С. Ефремов, к.т.н., ученый секретарь ОАО «Спецмаш», доцент Санкт-Петербургского Государственного технического Университета
2012 г.

 

«Спецмаш» 1932-1945 гг.

 

Специальное конструкторское бюро транспортного машиностроения (ОАО «Спецмаш») – танковое конструкторское бюро Кировского завода – основано в 1932 году в Ленинграде на заводе «Красный путиловец» во исполнение  Решения Правительства от 19 января1932 г. «О неотложном развитии в стране производства танков отечественных конструкций»

Танковое бюро берет свое начало с разработки и организации производства совместно с заводом им. К.Г. Ворошилова новейшего в те годы танка Т-26.

17 февраля1932 г. директор завода К.М.Отс создал специальный отдел – «Бюро Т-26». Вскоре его переименовывают в СКБ-2 – 2-е специальное конструкторское бюро. Бюро возглавляет  инженер Иван Комарчев, которому поручается разработка и организация самого мощного по тем временам серийного танка Т-28. Это была трехбашенная машина, вооруженная 45-мм пушкой и пулеметами, в которой применялись многие технические нововведения: так, чтобы установить в главной башне 76-мм пушку КТ-28 (кировская танковая) изменили форму башни. Разворачивалось серийное танковое  производство, расширялось и укреплялось кадрами молодое конструкторское бюро, появились возможности улучшить конструкцию танка Т-28. Вскоре конструкторское бюро возглавил талантливый инженер О.М.Иванов, прибыли семь выпускников Военной академии механизации и моторизации, в их числе военный инженер 3 ранга А.С.Ермолаев.

Но пришла беда: моховик репрессий после убийства С.М.Кирова наращивал зловещие обороты – «ежовщина» докатилась до Кировского завода. Арестованы и приговорены к растрелу Иван Комарчев, Олимпий Иванов и многие другие. Реабилитированы посмертно.

В мае 1937 года начальником СКБ-2 был назначен военный инженер 2-ранга Ж.Я.Котин. Он прекрасно понимал, что время одиночек-изобретателей, успешно творивших на заре технической эры прошло, необходим слаженный коллектив высококлассных специалистов  и хорошо оснащенная материально-техническая база для разработки новых совершенных образцов танков. Начинаются работы над созданием новой машины – колесно-гусеничного танка Т-29, продолжается модернизация танка Т-28. Наиболее сложные узлы разрабатывают Н.В.Холкиопов, И.А.Алексеев, приглашается талантливая молодежь В.А.Поляченко, Ц.Н.Гольдбурт, инженер дореволюционной школы Н.В.Цейц. Танк Т-29 по вооружению, броневой защите и подвижности, представлял совершенно новую машину, скорость танка на колесах доходила до 72 км/час. Среди его разработчиков были известные впоследствии звезды бронетанковой техники Н.А.Астров, а так же М.И.Кошкин, будущий главный конструктор танка Т-34.

В тот же период в СКБ-2 выполнили проект моторного броневагона (МБВ), где широко использовались узлы танка Т-28.

В августе1938 г. в соответствии с постановлением комитета обороны СССР «О системе танкового вооружения» танковое бюро Кировского завода было назначено главным разработчиком тяжелых танков. Ему поручалось разработать новые образцы танков, полностью отвечавших условиям будущей войны. Одновременно шли работы над трехбашенным танком СМК, названного в честь Сергея Мироновича Кирова – массой в 55 тонн, броней60 мми двигателем850 л.с. В группу проектировщиков, возглавляемую А.С.Ермолаевым, входили Г.Ф.Бурханов, Д.Д.Кекелидзе, Ф.А.Маришкин, М.И.Креславский и другие. Параллельно велись работы по созданию однобашенного варианта тяжелого танка. Эта идея оказалась настолько жизненной и на редкость своевременной, что определила генеральную линию развития отечественного, да и мирового танкостроения на многие годы. В группу проектировщиков однобашенного танка КВ (Клим Ворошилов) входили Н.Л.Духов, молодые инженеры-конструкторы Е.П.Дедов, В.А.Козловский, П.С.Тарапатин, В.И.Торотько. В целом КВ получился короче СМК, весил 47 тонн, с лобовой броней75 мми двигателем В-2, мощность600 л.с. Это был непревзойденный по огневой мощи, защите и подвижности тяжелый танк, не имеющий себе равных, хорошо зарекомендовавший себя в первые дни войны с белофинами на линии Маннергейма.

В годы В.О.В. танковое производство Кировского завода из блокированного Ленинграда было эвакуировано в Челябинск, где создали знаменитый Танкоград.

В 1941-1945 гг. были созданы тяжелые танки серии КВ ( в т.ч. КВ-1 с пушкой 76 мм, «КВ-2С» с пушкой-гаубицей 152 мм, «КВ-220» с пушкой 85 мм, огнеметный танк «КВ-8»), тяжелые танки серии ИС («ИС-1» с пушкой 76 мм, «ИС-2» с пушкой 122 мм, «ИС-3», «ИС-4») и самоходные артиллерийские установки (СУ-122, СУ-152, ИСУ-122, ИСУ-152) , сыгравшие значительную роль в достижении победы на фронтах Великой Отечественной войны. Новые технические решения, впервые применявшиеся на тяжелых танках ИС, создавали богатый инженерный задел для широкого применения на практике оригинальных технических решений на перспективных образцах боевых машин. С накоплением опыта в конструкторском бюро Котина стала формироваться самостоятельная школа отечественного танкостроения. Методики проектирования и составления расчетов, разработанные и внедренные на заводе, переходили в программы и учебники, по разработанным в конструкторском бюро материалам учились многие поколения инженеров, конструкторов, технологов. Не случайно Ж.Я. несколько лет был руководителем кафедры танков Ленинградского политехнического института.

 

«Спецмаш» 1946-1961 гг.

 

Первым послевоенным танком, с учетом новейших требований, стал оригинальный тяжелый танк ИС-7 (Иосиф Сталин) с пушкой 130 мм. Группу вооружения возглавлял А.С.Шнейдман, корпус поручили проектировать С.В.Мицкевичу, ходовую часть – Г.А.Серегину, трансмиссионную группу возглавлял Г.А.Турчанинов, моторную – Г.А.Осмоловский, все опытные инженеры, участники разработок первых тяжелых танков до войны. Общее руководство взял на себя заместитель главного конструктора А.С.Ермолаев. Для ленинградского варианта тяжелого танка ИС-7 Котин нашел более подходящий двигатель, серийно изготовлявшийся в Ленинграде и применявшийся на быстроходных катерах. Вскоре рождается тяжелый танк «Т-10». Танк был достаточно подвижен, поворотлив, имел высокую проходимость. Двигаясь по местности, он показывал среднюю скорость 35-40 км/час, а по шоссе мог разогнаться до50 км/ч. Тяжелый танк мог развернуться буквально на «пятачке», легко преодолевал ров шириной до3 ми вертикальную стену высотой до0,9 м. Водные преграды танк мог преодолевать в брод глубиной до1,5 м.  А в 1955г началась комплексная модернизация танка Т-10. Ведущими инженерами нового  танка  «Т-10М»  стали  А.С.  Шнейдман,  П.П.  Михайлов.   На   танке  «Т-10М» была установлена хорошо зарекомендовавшая себя 122-мм пушка, получившая в результате доработки усовершенствованный двухплоскостной стабилизатор вооружения «Ливень», более мощный дизель В-12-6, развивавший мощность до750 л.с. Танк Т-10М оказался удачной машиной. В ней органично сочетались мощная броневая защита,  высокоэффективное вооружение и хорошие маневровые качества. Простота устройства, удобство управления, высокая проходимость по слабым грунтам выгодно отличали его от всех существующих тогда тяжелых танков. Опыт второй мировой войны показал, что преодоление водных преград, существовавшими в то время инженерными средствами, требовал немало времени на подготовку к форсированию. Поступил заказ на плавающий танк.

По форме корпуса новый танк ПТ-76 напоминал плоскодонную баржу, что позволяло танку при движении не зарываться носом в воду. Для предохранения от захлестывания машины волнами установили специальный предохранительный щиток, управляемый из танка.

В передней части корпуса расположили люк механика-водителя. Сзади механика-водителя располагалась башня с вооружением, включающая пушку 76-мм и спаренный с нею пулемет. Установку вооружения поручили К.Н.Ильину Водометы Е.П.Лебедеву и Г.А.Михайлову, испытания В.А.Поляченко.

На базе танка ПТ-76, как уже упоминалось, был создан бронетранспортер БТР-50П, в котором применены полностью заимствованные у ПТ-76 шасси и моторно-трансмиссионное отделение, а в передней части корпуса установлена открытая сверху рубка, предназначенная для перевозки десанта в количестве 20 человек.

 

В 1947 году вышло Постановление Совета Министров СССР, предусматривающее широкую механизацию лесодобывающей промышленности, в котором содержалось задание Кировскому заводу в Ленинграде не только создать трелевочный трактор, но и организовать его серийное производство. Трактор должен иметь газогенераторную установку, работающую на древесных чурках. Это требование вызывалось трудностями обеспечения отдаленных лесосек жидким, дефицитным в то время, топливом. Трактор должен был обеспечить сбор в пакет и погрузку, а затем перевозку за один рейс до 5 куб.м. леса.

Учитывая специфику полученного задания, было создано тракторное бюро. Начальником бюро назначили Н.В.Курина, а Л.Е.Сычеву поручили руководство проектом.

Численность тракторного бюро составила 60 человек, во главе с начальниками отделов Г.Н. Никоновым, П.П. Михайловым, П.С. Пузыней,  К.И. Кузьминым, В.А. Каргаполовым, Г.Ю. Ханиным.

Трелевочному трактору присвоили индекс КТ-12, что означало «Кировский, трелевочный, 12-я модель».

2 июня 1948 года конструкторам была присуждена Государственная премия. Формулировка награждения гласила: «За создание нового трактора для трелевки леса».

 

С наступлением эры атомного оружия гонка вооружений вступила в новую фазу: наряду с ракетным вооружением стратегического назначения возникла потребность и в тактическом ядерном оружии. Конструкторам известного всей стране КБ поставили задачу разработать мощную пушку, способную стрелять атомными тактическими снарядами. Калибр пушки продиктовали атомщики, считавшие возможным создание тактического атомного снаряда в корпусе диаметром не менее 400 мм.

В результате кропотливой работы испытателей и конструкторов новые образцы самоходных орудий – 420-мм миномет и 406,4-мм пушка – стали вполне надежными машинами. По результатам испытаний обе системы были приняты на вооружение, и Кировскому заводу поручили изготовить партии этих машин.

В 1957 году обе машины вышли на московский парад на Красной площади, чем изумили иностранных представителей на трибунах. Некоторые из иностранных специалистов даже высказали мнение, что показанные на параде машины – просто «бутафория» рассчитанная на устрашающий эффект. Тем не менее это были вполне реальные самоходные артиллерийские орудия, способные стрелять атомными тактическими боеприпасами и поражать цели на больших расстояниях.

 

Бурное развитие в послевоенные годы противотанкового управляемого реактивного вооружения (ПТУРов), которое по мнению многих теоретиков, должно было привести в очередной раз к окончательной «гибели» танков, постоянный рост бронепробиваемости кумулятивных боевых частей ПТУРов, не могли не вызвать желания передовых танкостроителей установить такое вооружение на танки.

Заказчиком нового ракетного танка (объект 287) выступило Управление начальника танковых войск, а по части вооружения Главное ракетно-артиллерийское управление. Основной спор с заказчиком при согласовании тактико-технического задания возник вокруг названия машины. Конструктора настаивали на названии «ракетный танк», а заказчики предлагали «ракетный истребитель танков». Этот спор вытекал из особенностей ракетного орудия. Созданное для увеличения дальности эффективной стрельбы, оно не подпускало противника на дальности, с которых он может надежно поразить эту машину.

Главным в идеологии построения ракетного танка было размещение экипажа из двух человек в изолированной, сильно защищенной рубке. Но эта задача оказалась преждевременной и трудность ее решения отразилась на результате. Общую компоновку танка выполнил А.Н. Попов, установкой вооружения занимался Л.И. Горлицкий. Большую роль как в ее создании, так и в испытаниях играл будущий главный конструктор Н.С. Попов

Преодолевая объективные и субъективные трудности, заводские и войсковые испытания были завершены. Их результаты показали необходимость большого количества доработок практически по всем системам.

 

В период 1950-1963 годов большой объем в работе КБ заняла разработка самоходных пусковых установок, стартовых агрегатов для запуска ракет и машин технологического обслуживания ракет тактического и оперативно тактического назначения. Для выполнения этих работ в КБ создали два новых отдела. Одним из них стал руководить инженер К.Н. Ильин, другим – Н.Ф. Шашмурин. Общее руководство новым направлением возложили на заместителя главного конструктора Н.В. Курина.

Становление нового для танковых конструкторов дела помогало довольно близкое знакомство с известным конструктором ракет С.П.Королевым и подключившимся к этому делу давним коллегой ленинградцев Н.Л. Духовым.

Первым образцом стартового агрегата (разработчик К.Н.Ильин) явился самоходный агрегат под ракеты 8-К11 и 8-А61 с дальность полета до 160 км (объект 803). Агрегат был установлен на шасси артсистемы ИСУ-152К, обеспечивавшем транспортировку ракет по дорогам и местности со скоростью до42 км/ч.

В тот же период Кб разработало и выпустило еще одну самоходную гусеничную пусковую установку. Новая машина получила индекс «объект 804». Отличительной особенностью этой системы явилась укладка и запуск ракеты в направляющей трубе. Объект 804 тоже был принят на вооружение.

В дальнейшем в конструкторском бюро разработали, а затем изготовили партию специальных машин (объект 814) для обеспечения загрузки больших ракет на морские суда, а в 1961 году конструктор КБ создали опытные образцы стартовых агрегатов (объекты 815) на узлах танка Т-10

В 1963-1965 годах в КБ разрабатывались проекты  и создавались опытные образцы транспортно-установочного агрегата (объект 820) и пусковой установки под изделие (объект 821).

 

В 1957 году полярникам срочно понадобилась вездеходная машина для комплексного исследования Антарктиды. Антарктический вездеход (объект 209) получил официальное наименование «Пингвин». Он создавался на базе разработанного ранее в КБ плавающего бронетранспортера БТР-50П, хорошо зарекомендовавшего себя к тому времени.

Для этого, наряду с созданием нового, надежно утепленного кузова, в котором размещалось все необходимое для жизни и работы экипажа в экстремальных условиях антарктического холода, мощный отопитель и специальные астрономические приборы, требовалась серьезная доработка шасси. На двигатель, с целью обеспечения его работоспособности в разряженном воздухе, установили мощный агрегат надува. Усовершенствованная ходовая часть с  уширенной гусеницей обеспечивала 16-тонной машине удельное давление на грунт 300 г/см2 – минимальное для гусеничных двигателей.

Учитывая сроки, отпущенные на изготовление партии «Пингвинов», приняли экстраординарное решение: с самого начала сборки, к каждой из пяти создаваемых машин,   прикрепили по старшему конструктору, ответственному  за оперативное решение всех вопросов, возникающих ежеминутно при сборке опытных образцов. Выпущенная в кратчайшие сроки документация была далека от совершенства – это понимал главный конструктор, и этот шаг хоть и был вынужденный, в дальнейшем часто практиковался и сталсвоеобразным брендом Котинской школы конструирования.

Среди них были молодые, но уже хорошо зарекомендовавшие себя Н.С.Попов, А.И. Страхаль, опытные инженеры котинской «гвардии» Н.В. Курин, М.С. Пассов, И.А. Гельман и совсем тогда «неоперившиеся» инженеры Ю.Д. Ткаченко, Б.М. Шарапановский. Задание было выполнено в срок. «Пингвины» получили высокую оценку.

Беспримерный поход исследователей успешно завершился. Среди полярников был и посланник кировцев-инженер Б.А. Красников.

Большая работа в КБ была выполнена в 1957 году по заказу Министерства среднего машиностроения по созданию шасси для подвижной атомной электростанции. Это шасси получило индекс «объект 27». Старшим инженером машины назначили П.С.Тарапатина. Шасси создавалось на базе узлов тяжелого танка Т-10, но выглядело очень мирно и солидно. Десять пар опорных катков и значительно уширенная гусеница везли на себе прямоугольный кузов размером с хороший железнодорожный вагон. Полная масса каждой из машин составляла 90 т.

Подвижная атомная станция, созданная на базе изготовленных кировцами шасси, прошла успешные испытания и длительное время использовалась на Колыме, Чукотке и других районах Крайнего Севера. Мирный атом впервые стал двигаться по суше, его можно было «своим ходом доставить в труднодоступные районы страны, где требовалось силовое энергоснабжение в большом количестве.

 

«Спецмаш» 1962-1990 гг.

 

В шестидесятые годы, с началом освоения Целины, создаётся широко известный энергонасыщенный колёсный трактор «Кировец» К-700. Для его создания конструктора выбрали принципиально новую схему машины с шарнирно-сочленённой рамой и мощным двигателем в 200л.с., в результате чего производительность резко увеличилась. Это было революционное решение в тракторостроении. Для разработки концепции машины в мае 1961г. создается группа инженеров –проектировщиков Н.И.Амелькович, В.Н.Гаврилов, В.Ю.Моргулис-Якушев, Л.М.Мадорский, а уже к концу года группа преобразуется в специализированное тракторное КБ во главе с В.А.Поляченко. Его ближайшими помощниками стали В.К.Михайлов, В.К.Ефимов, Г.П.Никонов, Н.И.Борисов, а впоследствии М.Г.Пантюхин и А.М.Савин.

За три десятилетия с конвейера Кировского завода сошло около полумиллиона тракторов «Кировец» и его модификаций. Завод вышел на крупносерийное производство мощного колесного пахаря – 20тыс. штук в год.

В эти же годы КБ продолжает интенсивно работать и над новыми образцами боевой техники для армии.

Ленинская премия, многочисленные правительственные награды стали заслуженной оценкой государства разработчикам полевого богатыря.

 

На вооружении армии сегодня техника, рождённая в «Спецмаш», позволяющая сохранять превосходство над лучшими зарубежными аналогами:

В 1976 г. принята на вооружение самоходно-артиллерийская установка (САУ) «ПИОН». В процессе производства она подверглась модернизации. В конструкцию внесли немало усовершенствований, в результате которых было создано фактически новое орудие с высокими боевыми и эксплуатационными характеристиками. Оно под названием «МАЛКА» поступило на вооружение армии в 1983г. Сложные задачи разработки таких непревзойденных технических образцов САУ были решены коллективом, возглавляемым Н.В.Куриным и его помощниками А.И.карабановым, В.Л.Лопаткиным, А.А.Магденко, В.П.Яковлевым, А.К.Колубалиным. Новые боеприпасы существенно повысили могущество снарядов. САУ «МАЛКА» удовлетворяет требованиям перспективного вооружения на период до 2010г. 


Вскоре создается еще один конструкторский шедевр. Им стало гусеничное шасси для широко известного зенитно-ракетного комплекса «С-300В» разработано в КБ на основе хорошо зарекомендовавшей ходовой части танка Т-80 и САУ «МАЛКА». Унифицированные, облегчённые шасси придали комплексу высокую подвижность, большой запас хода, высокая надёжность гусеничных шасси позволили эксплуатировать комплекс С-300В во всём многообразии географических и погодных условий.

Комплекс был принят на вооружение армии. Наибольший вклад в дело создания шасси для комплекса «С-300В» внесли зам.главного конструктора Н.В.Курин, А.А.Магденко, а так же конструктора А.Г.Янсон, Л.Р.Царенко, М.И.Свердель и др.

Новое время диктовало и новые задачи. 

В период конверсии коллектив разработал целую гамму дорожно-строительных и специальных машин, как  на шасси трактора «КИРОВЕЦ», так и гусеничной базе своих танков и САУ. Изготовлено и передано в производство 12 типов машин и образцов в том числе: Универсальная дорожная машина (УДМ), предназначеная для выполнения разнообразных земляных работ и погрузочно-разгрузочных операций в карьерах и складах сыпучих материалов. Она способна выполнять разработку и перемещение грунта при строительстве и ремонте дорог, прокладке колонных путей, рытье котлованов, расчистке дорог от снега. УДМ оснащена бульдозерным отвалом, и землеройно-погрузочным оборудованием. Она обладает высокой проходимостью и маневренностью. Техническая производительность составляет 130 м3 в час при планировке местности и засыпке котлованов, 70-80 м3/час при рытье котлованов. Работы по планировке с кустарником и мелколесьем осуществляется на скорости 5 км/час. Главный конструктор проекта этой машины был В.Д.Мостовой и Ф.Ф.Ефименко, активные разработчики – конструкторы А.К.Колубалин, В.И.Янсон, Е.К.Семенов.

Создается траншейная машина ТМК-3 многоцелевого назначения.Машина способна производить рытьё траншей в грунтах повышенной твёрдости для укладки трубопроводов и кабелей связи, рытье котлованов, расчистку подъездных путей и дорог, планировку местности. Машина создана творческим трудом Ф.Ф.Ефименко, В.Д.Мостового и В.Н.Смирнова.

Бульдозерный отвал и рабочий орган для рытья траншей снабжены гидроцилиндрами  для перевода их в транспортное и рабочее положение.

Машина надёжно работает в различных климатических условиях при температуре +40о до –400С. Производительность достигает 800 м/час в не мёрзлых  и до 100 м/час в мёрзлых грунтах. Скорость движения при транспортном положении рабочего оборудования 45 км/час. 

 

Располагая большим научно-техническим и производственным потенциалом, за последнее десятилетие предприятие создало и поставило на производство более десяти типов уникальных машин. Среди них почётное место занимает первый в отечественном и мировом танкостроении Т-80, с газотурбинной силовой установкой и ракетно-пушечным вооружением.

При создании этого танка получено и  внедрено 326 изобретений, в том числе по газотурбинной установке — 53 , по ходовой части и трансмиссии — 24 , по броневому корпусу — 8.

За Разработку танка «Т-80У» коллективу под руководством Генерального конструктора  Николая Попова в 1993 году присуждена Государственная премия Российской Федерации.

На международных и отечественных выставках военной техники танк неизменно вызывал восторг и уважение своим совершенством и высокой маневренностью.

Основной боевой танк с такими непревзойденными характеристиками и с таким неисчерпаемым потенциалом способна была создать только великая держава. Танк Т-80 по праву можно  считать одним из символов страны, техническим воплощением национальной идеи

 Не случайно на международных показах его последним модификациям профессиональные военные, знатоки своего дела, буквально, рукоплещут, когда любуются его «летящим» ходом, когда отмечают его превосходные боевые качества .

И нет ничего случайного, что танк Т-80 создан на Кировском заводе.

Так что же такое танк Т-80, чем он отличен от остальных танков современности?

Сегодня это уже не секрет. Танк Т-80 это:

- гармония высочайших боевых качеств и новый шаг в будущее танкостроения;

- примененная впервые в танкостроении в серийном исполнении моторно-трансмиссионная установка с газотурбинным двигателем дали танку совершенно новые, уникальные боевые качества, отличающие от самых совершенных танков.

Если к этому добавить мощное вооружение, надежную защиту, высокую подвижность и маневренность благодаря самой совершенной на сегодня ходовой части танка станет ясно, что на вооружении армии находится один из лучших танков мира.

Танк Т-80 занимает особое место среди нашей продукции, среди осуществленных проектов. В нем сфокусировались многолетние достижения высококлассных отечественных конструкторов. Он вобрал и продолжает вбирать в себя все самое лучшее из различных отраслей техники.  Создание столь сложного и многопланового вида вооружения, каковым является современный танк, способствует разработкам на его базе совершенно новых, в том числе сугубо мирных машин. Можно сказать, что, в силу своей значимости, танк Т-80 — это и наше славное прошлое, настоящее и   будущее. 

 Разработчиком танка можно по праву назвать в первую очередь Генерального конструктора танка Николая Сергеевича Попова. Он был главным идеологом и генератором идей и нес всю ответственность за его создание. Ни один вид испытаний не прошел без его технически осмысленного чутья.

 Ближайшим заместителем был А.С. Ермолаев – самый яркий представитель предвоенной танковой котинской школы.

Опыт А.С. Ермолаева был подхвачен талантливым конструктором А.К.Дзявго – ярким представителем молодого поколения  танковых конструкторов.

Среди вновь пришедшего в КБ молодого пополнения выделялся особенной технической эрудицией и способностью масштабно мыслить В.И. Миронов. В числе наиболее ярких представителей молодой поросли танковых конструкторов был Б.А. Добряков – прекрасный математик-расчетчик.

Быстро вошел в творческий коллектив и стал одним из его ярких представителей А.А. Дружинин. На протяжении нескольких десятилетий блистала звезда инженерной мысли талантливого конструктора А.Н.Попова. В.В. Кулагину и Е.Н. Шарапову мы обязаны разработкой оригинальной ходовой части, не имеющей аналогов в мировом танкостроении.

А.А.Саенко и А.И.Кацуба создали сложнейший агрегат танка – трансмиссию. Р.Я.Гудима – многие годы остается в строю высочайших специалистов своего дела.

Из под пера  В.А.Войцеховского вышли сотни страниц конструкторско-технической документации, явившейся путеводной звездой для эксплуатационников танков. Благодаря В.А.Парамонову не иссякает поток предложений по снижению расходов топлива – одного из самых важнейших вопросов жизни танка Т-80.

В.П.Яковенко и А.А.Золотарев быстро стали крупнейшими специалистами по моторно-силовой установки газотурбинного двигателя. Благодаря их работе моторно-силовая установка уникальна в отечественном и мировом танкостроении.

Ни на один миг не прекращали работы по совершенствованию вооружения танка конструкторы – специалисты высочайшего класса А.Л. Уманский, В.А. Пчелкин, К.Г. Федотов.

Испытателем с большой буквы можно назвать В.М.Вуколова, работавшего на многих испытательных трассах. Заслуга ведущего испытателя А.С.Ефремова в решении одной из сложнейших проблем обеспечения работоспособности газотурбинного двигателя в условиях повышенной запыленности и максимальных температур окружающего воздуха. Б.С.Смирновский был испытатель, как говориться,   от Бога. Б.Р.Ларионову были подвластны все наши машины на испытательных трассах России и за рубежом. А.Ш.Торчинский – твердость в управление и честность в технической политике при проведении испытаний. А.Ф.Перепелица – всю жизнь посвятил нелегкому, но славному труду испытателя, завоевав уважение и авторитет в коллективе.

В последние годы танк Т-80У участвует в национальных и международных выставках и показах, где неизменно вызывает восхищение и аплодисменты у специалистов. Так было в Швеции, Греции, Индии, Объединенных Арабских Эмиратах.

 

Говоря о танке Т-80 нельзя, умолчать о его близком родственнике  – высокозащищённом транспортном средстве «ЛАДОГА», разработанном по заданию правительства в КБ. Это родство обусловлено большой унификацией этих замечательных машин. Эта эксклюзивная машина, получившая чисто ленинградское имя, может длительное время работать в автономном режиме. Ее уникальная способность до сих пор вне конкуренции.

Машина создавалась коллективом, руководимым В.И.Мироновым и его талантливыми помощниками и высококлассными специалистами: Н.И.Буренковым, А.В.Васиным , А.М.Константиновым и многими другими.

«ЛАДОГА» проработала в районе Чернобыльской  аварии с мая по август 1986г., пройдя более4000 кми зарекомендовала себя, как надёжная, высокозащищённое транспортное средство не имеющее аналогов в отечественном и мировом транспортном машиностроении. Таким образом ее создание своевременно решило многие проблемы для МЧС.

 

«Спецмаш» 1991-2006 гг.

 

Высокомобильный гусеничный кран СГК-80Р – яркий пример двойных технологий. Он обладает максимальной грузоподъёмностью 80 т. Предназначен для ликвидации последствий аварий и катастроф на железнодорожном транспорте как природного, так и техногенного характера. Может быть использован для выполнения погрузочно – разгрузочных и монтажных работ в труднодоступной местности, в условиях бездорожья. Машина разработана под руководством В.П.Яковлева и В.Н.Спиридонова.

В качестве ходовой части для крана применено хорошо отработанное гусеничное шасси военных машин. Кабина крановщика оснащена звукоизолирующей обшивкой, герметизирована. Имеет хороший обзор рабочей зоны.

Скорость движения по шоссе 30 км/ч. Машина способна преодолевать брод до 1.2 метра, рвы и траншеи шириной до 2.5 метров, свободно передвигаться по снежному покрову глубиной 0.5 м.

По заказу инженерных войск создана – Быстроходная траншейная машина БТМ-4М «ТУНДРА». Она также является гусеничной. Это высокопроизводительная машина, разработанная на основе шасси танка и САУ. Обладает транспортной скоростью до 50км/час, свободно преодолевает подъём в 25о и крен в 15о, глубина преодолеваемого брода до1.2 м.

Эта техника не только обеспечивает рытьё траншеи в мёрзлом грунте  со скоростью до 250 м/час, но и может быть использована для рытья и засыпки котлованов, расчистки и планировки местности в условиях бездорожья трудно проходимых районов.

За её создание в 1999 году группа специалистов КБ получили заслуженные награды Российской Федерации: главный конструктор этого проекта, В.П.Яковлев, его заместители был Ф.Ф.Ефименко и ведущий инженер В.Н.Спиридонов.

Недавняя разработка – уникальная машина СМ-100, созданная по заказу железнодорожников. Она предназначена для проведения аварийно-спасательных работ при сходах подвижного состава с рельсов, ликвидации последствий всевозможных аварий. Это незаменимый помощник для спасателей.

 

Подъёмные установки для ремонта нефтяных и газовых скважин.

Сегодня Акционерное общество производит целый ряд уникальных по своим техническим характеристикам подвижных установок для ремонта нефтяных и газовых скважин, грузоподъёмностью от 60 до 127 тонн. Развитие производства таких машин позволит отказаться от импорта из западных стран. Особую привлекательность для покупателя  представляет создание Российско-шведской  гидравлической лебёдки, являющейся основным узлом для работы установки.

В КБ разработан унифицированный ряд установок  для ремонта скважин, широким фронтом ведутся работы по расширению технических возможностей установок, в частности придания ей функций бурильного агрегата. Налажено сервисное обслуживание в местах эксплуатации от крайнего севера до юга России.  Эта продукция пользуется заслуженным авторитетом и широким спросом у нефтегазодобытчиков – не уступая зарубежным образцам по эффективности, она дешевле и надёжней. Технические характеристики подъёмных установок для ремонта скважин в классе грузоподъёмностью 80…..127 тонн, имеют обогреваемую кабину поста управления, более низкое (почти вдвое) удельное давление на грунт по сравнению с аналогичными зарубежными установками, имеет высокую проходимость.

Глубина скважин, на которых работают данные установки, достигает более4200 м. Главный конструктор проекта, стоящий у истоков создания этой машины был А.М.Савин и целый ряд талантливых молодых специалистов. Сегодня эту тему возглавляет С.В.Власов и А.Н.Федоров.

Откликаясь на веление времени, по заказу нефтегазодобытчиков мы производим целый типоразмерный ряд непревзойденных по своим техническим характеристикам подвижных установок для ремонта нефтяных и газовых скважин, грузоподъёмностью от 60 до 160 тонн. Развитие производства таких машин позволит отказаться от импорта из западных стран. Широким фронтом ведутся работы по расширению технических возможностей установок, в частности придания ей функций бурильного агрегата. Налажено сервисное обслуживание в местах эксплуатации от крайнего севера до юга России.  Новые задачи, как по совершенствованию выпускаемых, так и разработки новых установок будущего. На повестке дня уникальная, сверхмощная установка, грузоподъемностью 200 тонн.

Комплекс работ для нефтегазовой промышленности получил достойную оценку Родины. Ее разработчикам Парамонову В.А., Бабенко А.И. , Власову С.В. во главе с Генеральным директором  В.И. Козишкуртом в прошлом году присуждена премия Правительства РФ.

  

Итоги

 

Прошло 80 лет  со дня основания открытого акционерного общества «СПЕЦМАШ». За свою многолетнюю историю стало головным конструкторским бюро страны по разработке бронетанковой техники, самоходных артиллерийских и ракетных установок, высокозащищённых транспортных средств, энергонасыщенных  тракторов и семейства уникальных машин для газонефтедобывающей промышленности. Здесь создано 148 образцов различной боевой и специальной техники, в том числе  более 100 образцов военного назначения. Опираясь на трудовые традиции прославленного коллектива, творческий потенциал специалистов, и современную научно – техническую базу, подкреплённую действенной системой менежмента качества динамично наращивает объёмы производства. Получило жизнь новое направление и ремонт танков в войсках. Так только за 2005-2007 годы восстановлено и поставлено в строй в Ленинградском и Московском и военных округах более 100 танков Т-80.

Проводятся работы по модернизации находящихся в эксплуатации танков. Указом Президента от 16 апреля 2005 г. три модификации усовершенствованного танка Т-80: Т-80УА и Т-80УЕ1 принято на вооружение. Это ли не достойный итог конструкторского коллектива.

В свои 80 лет организация нацелена на решение крупных научно-производственных задач и разработок новых машин, достойных нашего времени, 80 лет для нас еще не возраст.

 

Подготовил   А.С. Ефремов

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru