Основной танк «Type 10» – наследник «Pajero»

Сергей Суворов, кандидат военных наук
Журнал «Обозрение армии и флота» №6, 2013

В очередной раз японские инженеры показали миру, что их талант многогранен, и в той стране, где могут делать хорошие машины, могут сделать и неплохой танк.

Разработка танка под индексом ТК-Х началась в начале 2000-х гг., а отдельные элементы конструкции разрабатывались еще в 90-е годы прошлого века. В информационных материалах о японской бронетанковой технике сообщалось, что новая боевая машина должна заменить в Сухопутных войсках Японии отслужившие свой срок танки «Туре 74» и на новом качественном уровне дополнить парк танков «Туре 90». Разработку танка вели инженеры компании «Mitsubishi Heavy Industries Ltd». Одним из основных требований к новой боевой машине было значительное снижение массогабаритных характеристик по сравнению со стоящим на вооружении японской армии танком «Туре 90» с целью повышения подвижности машины в стесненных условиях горно-лесистой местности. А именно такой тип местности преобладает на территории Японии и соседствующих с ней территорий Северной Кореи, Китая и России. В то же время, японские военные потребовали на новой машине обеспечить защищенность и огневую мощь на уровне современных требований.

Как сообщали представители компании-разработчика, проектированием и созданием нового японского танка занимались исключительно только японские специалисты с использованием самых современных японских технологий.

По габаритам ТК-Х, который впоследствии получил наименование «Туре 10», стал ближе к японскому танку 1970-х годов «Туре 74». Предшественник новой машины – танк «Туре 90» помимо всего не устраивал японских военных по стоимости (она составляла примерно 7,4 млн. USD, что на 3 млн. USD дороже американского «Abrams»), а также, как уже говорилось, по массогабаритным характеристикам, которые ограничивали свободную транспортировку танков железнодорожным транспортом и самостоятельному передвижению по дорогам внутри страны. По причине сравнительно большой массы танка «Туре 90», которая составляет более 50 тонн, его передвижение по дорогам даже японских островов сопряжено с серьезными проблемами. Не все мосты могут выдержать массу данного танка. По имеющейся статистике из 17 920 мостовых переходов наиболее крупных автомобильных дорог Японии 84% могут выдержать нагрузку до 44 тонн, 65% – до 50 тонн и только около 40% – до 65 тонн.

Новая машина стала на 10 т легче, уже и короче, и по цене стала обходиться японским налогоплательщикам всего 6,5 млн. долларов США. Так что при создании танка «Туре 10» конструкторы знаменитых «Mitsubishi Pajero» и «Outlander Samurai» смогли выполнить пожелания и японских военных.

В Японии первая публичная демонстрация танка нового поколения, который вобрал в себя все наиболее современные конструкторские решения в области танкостроения и был создан с учетом опыта ведения локальных конфликтов последнего десятилетия во всем мире, состоялась 13 февраля 2008 года. Опытный образец перспективного основного танка был представлен специалистам и журналистам в исследовательском центре Министерства обороны Японии в городе Сагамихара.

 

Основной танк «Туре 10» выполнен по классической компоновке – отделение управления в носовой части корпуса, боевое отделение в башне и средней части корпуса, моторно-трансмиссионное отделение – в кормовой части корпуса. Экипаж машины состоит из трех человек: механик-водитель, размещенный в носовой части корпуса несколько смещен от центра продольной оси влево, а также наводчик и командир машины в обитаемой башне. Рабочее место командира машины расположено справа от пушки, рабочее место наводчика – слева от пушки. Каждый из членов экипажа имеет персональный люк для посадки и высадки, закрывающиеся бронированными крышками. Крышка люка механика-водителя при открывании сдвигается влево. В ней установлены три перископических призменных прибора наблюдения, один из них – центральный направлен по ходу танка и имеет больший размер, чем два других, которые обеспечивают наблюдение в стороны бортов. Справа от люка механика-водителя на верхней лобовой детали смонтированы приборы ночного видения механика водителя.

На люке командира смонтирована командирская башенка, в которой по периметру установлены восемь призменных приборов наблюдения, обеспечивающие круговой обзор командиру. Также на командирской башенке смонтирована турель для установки 12,7-мм зенитного пулемета. Турель с пулеметом может вращаться вокруг люка командира танка по специальному кольцу, смонтированному на командирской башенке. Крышка люка командира при открывании отбрасывается вперед на 180° и становится горизонтально. Крышка люка наводчика прямоугольной формы при открывании отбрасывается назад и становится почти в вертикальное положение.

Боевая масса танка «Туре 10» составляет 44 тонны. Длина машины с пушкой вперед – 9,42 м (на 380 мм меньше, чем у танка «Туре 90», а по корпусу еще больше), ширина – 3,24 м (на 160 мм меньше, чем на танке «Туре 90»), высота по крыше башни и клиренсе 45 см – 2,3 м. Танк оснащен автоматом заряжания, расположенным в нише башни. По различным источникам в конструкциях корпуса и башни используется модульное бронирование с использованием композитной брони (применение в броневой преграде различных материалов – броневой стали, керамики, различных сплавов). Дополнительные броневые модули установлены на лобовой части башни и корпуса.

 

Огневая мощь

 

Основным оружием комплекса вооружения танка «Туре 10» является 120-мм гладкоствольная пушка, созданная японской компанией «Japan Steel Works». Данная компания производит 120-мм пушку Rh120/L44 для танка «Туре 90» по лицензии немецкой компании «Rheinmetall». Скорее всего пушка танка «Туре 10» создавалась на основе знаменитой немецкой пушки. Как оценивают эксперты, вероятно, что в перспективе танк «Туре 10» сможет получить новую пушку с длиной ствола 50 или 55 калибров. Ствол пушки оснащен теплоизоляционным кожухом для снижения воздействия неравномерного нагрева стенок ствола на точность и кучность стрельбы. Для стрельбы из пушки используются новейшие японские выстрелы с бронебойным подкалиберным и кумулятивно-осколочным снарядами. Однако пушка японского танка обеспечивает совместимость со всеми стандартными танковыми натовскими боеприпасами калибра 120-мм. Заряжание пушки производится с помощью современного автомата заряжания, обеспечивающего темп стрельбы не менее 7-8 выстрелов в минуту. Автомат заряжания с частью боекомплекта размещен кормовой нише башни. По некоторым данным, боекомплект машины состоит из 28 артвыстрелов, 14 из которых находятся в автомате заряжания, а остальные 14 в специальных укладках в корпусе машины (в танке «Туре 90» боекомплект состоит из 40 артвыстрелов, из которых в автомате заряжания находятся 18).

В качестве дополнительного оружия в танке «Туре 10» используется 7,62-мм пулемет, спаренный с пушкой, и 12,7-мм зенитный пулемет, установленный на турели на командирской башенке с лентой на 100 патронов в коробе. Зенитный пулемет дистанционного управления не имеет, для стрельбы из него командиру танка необходимо наполовину вылезти из своего люка, что не очень безопасно в боевой обстановке.

Танк «Туре 10» оснащен современной системой управления огнем, позволяющей вести эффективный огонь по неподвижным и движущимся целям с места или с ходу в любое время суток и в любых погодных условиях. В состав системы управления огнем входят многоканальные прицельно-наблюдательные комплексы командира и наводчика, бортовой компьютер с комплектом датчиков условий стрельбы, метеостанция, система контроля изгиба ствола, двухплоскостной стабилизатор оружия, автомат сопровождения цели, система опознавания «свой–чужой».

Прицельно-наблюдательный комплекс командира танка «Туре 10» имеет комбинированный (тепловизионный, телевизионный и лазерный дальномерный каналы) панорамный прицел, вращающаяся головка которого была приподнята и смещена правее, что обеспечивает лучшие условия наблюдения и обзора, чем это было на танках «Туре 90». На рабочем месте командира установлен 14″ цветной сенсорный монитор с функцией HD Touch Screen, на который выдается картинка с панорамного прицела. В случае необходимости, командир танка может брать управление оружием на себя. В этом случае наведение на цель он осуществляет с помощью «джойстика», установленного справа от командира.

Рабочее место наводчика оснащено комбинированным прицельным комплексом (тепловизионный, телевизионный и лазерный дальномерный каналы), картинка с которого выдается на 14″ цветной сенсорный монитор с функцией HD Touch Screen. В случае выхода из строя системы управления огнем, для ведения огня наводчик может использовать телескопический оптической прицел, установленный слева от пушки над спаренным пулеметом. Управление оружием он осуществляет с помощью стандартного для танков НАТО пульта управления в виде штурвала (российские танкисты такой пульт именуют «Чебурашкой»).

По утверждениям представителя японского министерства обороны, система управления огнем СУО танка «Туре 10» позволяет эффективно бороться не только с танками противника, но и с мелкими подвижными целями. Эта функция в сочетании с современной модульной композитной системой бронирования, как утверждается, позволит новому танку одинаково успешно действовать в бою как с противником, имеющим в боевом составе современные основные танки, так и с партизанскими формированиями, основными противотанковыми средствами которых являются ручные противотанковые гранатометы. В репортаже японского телевидения о новой машине значительное внимание было уделено как раз «антитеррористическому» потенциалу танка и его защите от различных модификаций РПГ-7.

 

Защищенность

 

Защите танка, и в первую очередь от гранат РПГ, во время его разработки было уделено очень большое внимание. Высокую защищенность нового японского танка обеспечивают сварные из броневой стали корпус и башня с установкой на них модулей с композитной броней, аналогичных тем, что устанавливаются на немецких танках «Leopard» 2A5 и 2А6. Применение на танке модульного бронирования существенно увеличило защищенность по сравнению с основным танком «Туре 90» и позволяет осуществлять замену поврежденных огнем противника модулей защиты в полевых условиях. Во время транспортировки танка дополнительные броневые модули могут сниматься, что позволяет снизить массу боевой машины до 40 тонн. Дополнительную защиту бортов башни обеспечивают выполненные в ее контурах ящики с ЗИП, по типу как это выполнено на французском танке «Leclerc». Стандартная боевая масса танка составляет 44 тонны, но при применении дополнительных модулей бронирования с целью наращивания уровня защищенности танка, она может увеличиться до 48 тонн. Для ведения боя в городе, с целью повышения уровня защищенности машины, а также для выполнения других задач по инженерному оборудованию местности, на танк может навешиваться бульдозерное устройство.

Кроме того, на танке «Туре 10» установлен комплекс предупреждения о лазерном облучении, который информирует экипаж о лазерном облучении танка и выдает команду на постановку аэрозольной завесы, гранаты для постановки которой отстреливаются из специальных мортир, установленных в лобовой части башни по бортам. Датчики обнаружения лазерного облучения вместе с сенсорами системы опознавания «свой–чужой» установлены по углам башни.

Помимо этого новый японский основной танк оборудован автоматической системой пожаротушения (ППО) и системой коллективной защиты от оружия массового поражения.

 

Подвижность

 

Высокая подвижность нового японского танка обеспечена установкой на машину мощного дизельного двигателя в сочетании с высокоэффективными трансмиссией и подвеской.

На танке «Туре 10» установлен 8-цилиндровый V-образный дизельный двигатель, развивающий мощность 1200 л.с. при 2300 об/мин. Он обеспечивает машине удельную мощность 27,3 л.с./т и позволяет развивать машине максимальную скорость 70 км/ч, как вперед, так и назад. В трансмиссии танка, как и на многих современных автомобилях производства компании «Mitsubishi Motors», используется бесступенчатая автоматическая коробка передач с вариатором – CVT (Continuously Variable Transmission). Она в сочетании с гидрообъемным механизмом поворота обеспечивает машине высокую динамику при разгоне, эффективное торможение и возможность разворота танка вокруг своей оси – когда гусеницы вращаются в разные стороны.

Ходовая часть нового японского танка «Туре 10», в отличие от танка «Туре 90», из-за сокращения длины корпуса и массы машины имеет сокращенное количество катков – по 5 на борт. Направляющее колесо с механизмом натяжения гусеницы расположено в носу корпуса, ведущее колесо – в корме.

Использование полуактивной независимой гидропневматической подвески, которая позволяет менять клиренс и наклонять корпус танка, увеличивает средние скорости движения по пересеченной местности, проходимость боевой машины, снижает утомляемость экипажа при совершении длительных маршей, а при уменьшении клиренса позволяет снизить высоту и заметность танка. Также благодаря гидропневматической регулируемой подвеске можно увеличить диапазон углов вертикального наведения пушки.

 

Командная управляемость

 

Высокие достижения японских инженеров в области электроники и вычислительной техники позволили оснастить новый танк самым современным оборудованием. Танк «Туре 10» оснащен компьютерной системой управления, контроля и разведки C4I (command, control, communications, computers and intelligence), совмещающей в себе возможности автоматизированного управления, целеуказания, наведения, связи и разведки. Система позволяет осуществлять автоматический обмен информацией между танками в реальном масштабе времени. Система C4I интегрируется с системой управления огнем танка, а также с новой автоматизированной системой управления тактического звена полкового уровня BRCCS (new Basic Regimental Command & Control System). В этом случае командиры подразделений в автоматизированном режиме смогут передавать данные о целях противника, выдавать командирам танков целеуказания на уничтожение той или иной цели исходя из тактической обстановки.

Командир танка «Туре 10» на дополнительном мониторе, установленном на его рабочем месте справа, может видеть в реальном масштабе времени сложившуюся обстановку, местоположение боевых машин своего подразделения, их состояние и техническую исправность, обнаруженные всеми средствами разведки цели противника на электронной карте местности, передавать и получать в режиме передачи данных команды, распоряжения и другую информацию.

Кроме того, танк оборудован навигационной системой GPS и современными цифровыми средствами связи, интегрированных с системой C4I.

 

В войска танки «Туре 10» стали поступать в 2010 году. Сообщается, что с 2010 по 2012 год японские вооруженные силы приобрели 39 танков «Туре 10». Первые закупленные новые танки поступили на вооружение бронетанковой школы в городе Фуцзи, а первый танковый батальон, вооруженный танками «Туре 10», был сформирован в декабре 2012 года в городе Комакадочутончи.

До поступления на вооружение танков «Туре 10» в силах самообороны Японии имелось 980 танков, из которых 280 – это «Туре 90» и 700 – «Туре 74». В Сухопутных войсках имеется одна бронетанковая дивизия (около 200 танков) и по одному танковому батальону численностью около 60 танков в каждой из 9 пехотных дивизий. Причем все машины «Туре 90» сосредоточены именно в 7-й бронетанковой дивизии, входящей в Северную армию, дислоцированную на острове Хоккайдо. Это наиболее боеспособное, крупное по численности личного состава, количеству вооружения и военной техники, ударной и огневой мощи объединение Сухопутных войск.

С дальнейшим поступлением в армию танков «Туре 10», скорее всего, ими будут перевооружаться танковые батальоны пехотных дивизий, то есть будут заменяться устаревшие основные танки «Туре 74». Танк же «Туре 90» – вполне современная и слишком дорогая машина, чтобы выводить ее из боевого состава спустя 20 лет с момента принятия на вооружение и всего несколько лет после завершения серийного производства. Очевидно, что в перспективе эти танки пройдут не одну модернизацию, после которой ничем не уступят своим более молодым собратьям – «Туре 10». Эти машины после модернизации не станут более компактными и легкими, но в сочетании с танками «Туре 10» будут представлять грозную силу.

В новой военной доктрине, принятой в 2009 году, как и в предыдущей, Япония отказалась от концепции, основанной исключительно на принципе самообороны. Предусмотрено и ослабление запрета на экспорт вооружений за рубеж. В связи с этим, военные эксперты считают, что в перспективе танк «Туре 10» может быть выведен на международный рынок вооружений.


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru