Опытный основной боевой танк «Объект 172» (с фотодетализацией)

Текст: © Алексей Хлопотов, специально для сайта «ОТВАГА»
Фото: © А.Хлопотова, © И.Зиннатуллина, © «Модел Поинт», © архив УВЗ

Опытный средний танк Объект 172

 

Опытный танк «Объект 172» образец №5, Нижний Тагил

Опытный средний танк «объект 172» разработан танковым КБ Уралвагонзавода (отдел 520) под руководством главного конструктора Карцева Леонида Николаевича. В целом по машине руководство работами вел заместитель гл. конструктора Венедиктов Валерий Николаевич. Работа задана совместным Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР «Об оснащении Советской Армии новыми средними танками Т-64А и развитии мощностей для их производства» №802-266 от 15 августа 1967 года и приказом министра оборонной промышленности от 5 января 1968 года. Создавался как мобилизационный вариант танка Т-64А («объект 434») для производства на УВЗ в «особый» период. В ходе работ исходная конструкция Т-64А была кардинально переделана. Особенностью машины была установка четырехтактного дизельного двигателя В-45К производства ЧТЗ, вентиляторная система охлаждения и автомат заряжания т.н. «бескабинного» типа. По первоначальным планам на танк «объект 172» предполагалось установить ходовую часть по типу ходовой части танка объект 167 и гидромеханическую трансмиссию (ГМТ). Таким образом, «объект 172» должен был воплотить в себя наработки и опробованные решения, воплощенные в танках «объект 434», «объект 167М», «объект 167» и «объект 166Ж». Однако планы изменения ходовой части Т-64А и внедрения ГМТ не нашли поддержку в МОП. Первые машины создавались путем переделки серийных танков Т-64А. Первые два опытных образца были изготовлены в 1968 году. В июле-декабре 1968 г. они прошли цикл испытаний на танкодроме завода и в Туркестанском военном округе. Эти и последующие испытания выявили ряд конструктивных и технологических недостатков, причем самыми критичными были дефекты ходовой части. Работа по устранению дефектов в последующем переросла в создание новой машины – «объект 172М». Всего за период 1968-70 гг. Уралвагонзаводом было изготовлено 17 танков «объект 172».

 

 

МОДИФИКАЦИИ

 Объект 172М - дальнейшее развитие об.172

 Объект 173 - опытный танк имеющий бОльшую степень унификации с исходной конструкцией об.434, нежели об.172 (оставлено БО об.434).

 

 

ОЦЕНКА, СРАВНЕНИЕ

(по материалам отчета по теме 70055. в/ч 68054, 1970 г.)

 

-Установка в объекте 172 двигателя В-45К и автомата заряжания обеспечила по сравнению с объектом 434:

- улучшение боевой работы экипажа;

- уменьшение времени на техническое обслуживание и подготовку танка к преодолению водных преград;

- возможность работы двигателя на различных сортах топлива.

Остальные основные параметры ТТХ остались практически одинаковыми, за исключением боевого веса и запаса хода.

-Надежность объекта 172 в пределах гарантийного срока (3000 км пробега) пока является недостаточной по следующим причинам:

- в представленных на полигонные испытания объектах 172 были внедрены не все разработанные конструктивные мероприятия по двигателю В-45К, системе питания двигателя воздухом, соединениям системы охлаждения двигателя и системе энергоснабжения танка, что вызвало отказы и неисправности, аналогичные тем, которые были выявлены при полигонных испытаниях в 1969 г.;

- ряд узлов и агрегатов, заимствованных из объекта 434 (стабилизатор, прицел-дальномер, гидроподъемный механизм пушки, элементы ходовой части), как и в объекте 434, работали ненадежно и, тем самым, резко снизили общую надежность танка.

-Боевой вес танков объект 172 (танк №4 – 38650 кг; танк №5 – 38890 кг; танк №6 -38900 кг) превышает боевой вес танка объект 434 (равный по ТТТ 37,0т -1,5%) на 2,9 – 3,6% (максимальная разница 1350 кг – прим. А.Х.).

-Разгон объекта 172 протекает более интенсивно, чем разгон объекта 434 (при работе на дизельном топливе).

-Прицельная скорострельность из танков объект 172 и объект 434 получена практически одинаковая. Время на расстрел всего боекомплекта на объекте 172 составляет 23 минуты, на объекте 434 – 27 минут.

-Автомат заряжания на объекте 172 имеет ряд существенных преимуществ перед механизмом заряжания объекта 434. Конструкция автомата заряжания обеспечивает переход членов экипажа из отделения управления в боевое и обратно без подготовительных работ, заряжание пушки в ручную из всех и немеханизрованных укладок как на месте, так и в движении танка, а также пополнение конвейера АЗ выстрелами без разворота башни на корму и без помощи механика-водителя.

-Угол заряжания пушки в танке объект 172 на 2° больше, чем в танке объект 434, что уменьшает вероятность утыкания ствола во время заряжания при движении танка по пересеченной местности.

-Наибольшее количество отказов и неисправностей приходится на ходовую часть: 29,9% отказов и 53% неисправностей.

-Полученные в результате испытаний время простоя танка на обслуживании и трудоемкость технического обслуживания при выполнении работ штатным составом экипажа приведены в таблице и сравниваются с простоем танка объект 434 по данным отчёта в/ч 68054 инв.3793 за 1969 г.:

Виды обслуживания Продолжительность простоя на обслуживании, час
Объект 434 (1969 г.) Объект 172
КО перед выходом 0,5-0,6 0,5-0,6
КО на малых привалах 0,17 0,17
ЕТО 5,0-6,0 2,2-2,8 (3,5-4,0)
ТО№1 11,5-12,0 5,8-7,6 (7,0-8,8)
ТО№2 16,0-16,5 (21,0-22,0) 14,8-16,7 (16,0-18,0)

В скобках указано время и трудоемкость ТО с промывкой воздухоочистителя

 

Приведенные данные таблицы показывают, что простой танков объект 172, представленных на испытания, на всех видах обслуживания меньше простоя танка объект 434, что объясняется более простой и удобной конструкцией механизма заряжания, на обслуживание которого затрачивается 40-45 мин, а на объекте 434 — 5-7 часов, и также некоторым улучшением доступа к обслуживаемым агрегатам и узлам.

-В/часть 68054 считает целесообразным форсировать доработку силовой установки, стабилизатора вооружения, системы энергоснабжения, а также проведение коренной переработки ходовой части, гидроподъемного механизма пушки, системы коллективной защиты, с одновременным продолжением испытаний трех опытных образцов объекта 172 в в/ч 68054 по исследованию отдельных агрегатов и систем, и проведение контрольных полигонных испытаний после внедрения всех конструктивных мероприятий по предложениям в/ч 68054.

 


Чертеж танка «Объект 172» (архив УКБТМ)

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ «Объекта 172»

Статус: опытный
Год изготовления первого образца: 1968
Год принятия на вооружение: не принимался
Боевая масса, т: 39
Экипаж, чел: 3

Размеры, мм:

- длина с пушкой вперед: 9530

- длина корпуса: 6189

- ширина общая: 3415

- ширина по гусеницам: 3270

- высота по крыше башни: 2170

Объем отделения управления, м.куб.: 2,0
Объем боевого отделения, м.куб.: 5,9
Объем МТО, м.куб. (с топливом/без топлива): 3,1/3,1
Удельная мощность, л.с/т (кВт/т): 18,7 (13,8)
Вооружение:

125-мм гладкоствольная пушка 2А46 (Д-81Т) без термозащитного кожуха, заряжание пушки автоматическое (ручное — предусмотрено), продувка ствола эжекционная

- Боекомплект, выстр. (в т.ч. в АЗ): 39 (22)

- Тип боеприпасов: БПС, КС, ОФС

- Тип выстрела: раздельно — гильзовый

- Стабилизатор основного вооружения, тип: ЭГ по ВН и ГН

Спаренный 7,62-мм пулемет ПКТ

- Боекомплект, шт: 2000

Зенитное вооружение: отсутствует
Основной прицел наводчика: монокулярный, стереоскопический
Ночной прицел наводчика: электронно-оптический, монокулярный перископический
Прицельный комплекс командира: комбинированный, электронно-оптический, бинокулярный перископический

Дальномер: монокулярный, стереоскопический

- Диапазон измерения дальности, м: 1000 — 4000

Защита:

- Башня с комбинированной броней

- Эквивалент по стойкости в секторе +/-30 град, мм от:

- БПС: 400

- КС: 450

- Корпус — комбинированная

- горизонтальная толщина лобовой брони, мм: 550

- эквивалент по стойкости, мм от:

- БПС: 305

- КС: 450

- угол наклона ВЛД, град.: 68

- противокумулятивные бортовые экраны, система ТДА
Подвижность:

- Максимальная скорость по шоссе, км/ч: 60

- Среднее удельное давление на грунт, кгс/см.кв: 0,86

- Клиренс, мм: 500

МТУ:

Двигатель, марка: В-45К

- Тип: многотопливный 4-тактный дизель жидкостного охлаждения

- Число цилиндров: 12

- Расположение цилиндров: V-обр. 60 град.

- Мощность максимальная в стендовых условиях, кВт (л.с.): 537 (730)

- Обороты при макс мощности, об/мин: 2000

Трансмиссия, тип: механическая планетарная

- КП, тип: две бортовые, планетарные

- Число передач, вперед/назад: 7/1

Система охлаждения: жидкостная с принудительной циркуляцией и продувкой воздуха через радиаторы вентилятором

Воздухоочистка:

На первых образцах об.172 устанавливался 1-ступенчатый воздухоочиститель, который в последствии был заменен на более эффективный 2-ступенчатый

Система пуска:

воздушная — основная, электрическая — дополнительная

Ходовая часть:

Подвеска, тип: индивидуальная торсионная

- Число опорных катков на борт, шт.: 6

- Число поддерживающих катков на борт, шт.: 4

- Амортизаторы, тип (количество): гидравлические, телескопические (6)

- Гусеница: с параллельным РМШ

- Ширина колеи, мм: 2730

- Длина опорной поверхности гусеницы, мм: 4242

- Ширина гусеницы, мм: 540

- Число траков, шт.: 78-79

- Диаметр опорного катка, мм: 550

- Тип амортизации опорных катков: внутренняя

 

  

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

 

• «Отчет за первый этап полигонных испытаний трех объектов 172 (в объеме 3000 км пробега) « тема 70055. В/ч 68054, 1970 г.

• «Обобщенный отчет по испытаниям объектов 172 и 172М и подготовке производства». 1971 г.

• «Боевые машины Уралвагонзавода. Танк Т-72» С.Устьянцев, Д.Колмаков. Нижний Тагил, ИД «Медиа-Принт», 2004 г. ISBN 5-98485-003-6

• «Легендарная тридцатьчетверка» Д.Г.Колмаков. Нижний Тагил, 2006 г. ISBN 5-98728-009-5

• «Замечательные люди Вагонки» под ред. Пислегиной А.В. Нижний Тагил, 2001 г.

• «Время. Люди. Танки» Д.Г.Колмаков. Нижний Тагил, 2001 г.

• «Главный конструктор В.Н.Венедиктов. Жизнь, отданная танкам». Сост.Э.Б.Вавилонский, Нижний Тагил, ООО Рекламно-издательская группа «ДиАл», 2010 г. ISBN978-5-903156-14-6

• «Обозрение отечественной бронетанковой техники 1905-1995 гг.» Карпенко А.В. СПб., 1996 г (ВНИМАНИЕ! Данное издание содержит ошибочную информацию по данной машине.)

 


ФОТОРЕПОРТАЖ

Танк «Объект 172» в Музее в Кубинке



Изготовление опытных танков «объект 172» производилось путем конверсии серийных танков Т-64А , их составных частей, агрегатов и узлов. Так, башня опытных танков «объект 172», «объект 172М» и даже танков Т-72 войсковой серии была выполнена путем конверсии оригинальной башни танка Т-64А чертеж 434.10.001СБ, путем наварки характерной детали – т.н. «грыжи» - деталь В172.10.031.

На представленных ниже снимках – башня танка Т-72 войсковой серии, изготовленная в ноябре 1973 года из башни танка Т-64А выпуска августа 1973 г. Экстерьер данной башни неоднократно менялся в ходе ремонтов. В таком виде башня была установлена на корпусе танка Т-72 выпуска март 1975 г. Этот танк находился в качестве учебного пособия в Челябинском танковом институте. После закрытия ЧТИ установлен в Парке Победы г.Челябинска.


 

См. продолжение фоторепортажа >>> 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru