Боевые колесницы «земли обетованной»

Сергей Суворов, кандидат военных наук
Журнал «Обозрение армии и флота» №5 – 2011

 

С момента своего появления израильский танк «Меркава» (боевая колесница) среди специалистов вызывал немало споров и недоумений. От своих собратьев он отличался нетрадиционной компоновкой и некоторыми спорными техническими решениями. Однако опыт первого же боевого использования этих боевых машин в ливанской войне 1982 года показал, что такой танк имеет право на существование. В этой статье мы расскажем об истории появления этого танка и о последних его модификациях, о его сильных, и слабых, на наш взгляд сторонах, о боевом применении.

 

История создания

 

Израильский опыт в Ближневосточном конфликте 1967 г. показал, что подвижность бронетехники не может заменить ей защищенность. В связи с этим военным руководством Израиля было принято решение, что основным приоритетом в выборе новых танков будет их защищенность, а огневая мощь и подвижность станут второстепенными показателями.

Уже в 1966 г. было решено провести испытания некоторых образцов иностранных танков для замены используемым в израильской армии М48, М60 и «Центурионам». Для сравнительной оценки был отобраны «Леопард 1», АМХ-30 и «Чифтен». Основное внимание, как и предполагалось, было уделено защищенности, поэтому, в конце концов, и был выбран «Чифтен». Танк имел недостаточную подвижность по пересеченной местности, но он был тяжело бронирован и хорошо вооружен. Планировалось заказать эти машины, но в 1969 г. Британское правительство наложило эмбарго на продажу бронетехники Израилю, и поэтому необходимо было искать альтернативу. Этой альтернативой стала разработка собственного танка.

Проектные работы над новым танком начались уже в 1967 г., но детальная работа над ним, под руководством израильского генерала Тала началась только с августа 1970 г. Еще до строительства первых опытных образцов танка «Меркава» на основе танков М48 и «Центурион» было проведено множество испытаний, в результате которых была подтверждена основная концепция будущей машины. Первый опытный образец «Меркавы» был построен в 1974 г.

В мае 1977 г., Израиль официально объявил о завершении разработки нового танка, названного «Меркава» и о том, что начато производство первой серии этих машин в количестве 40 единиц. Первые танки были поставлены в 7-ю бронетанковую бригаду вооруженных сил Израиля в 1979 г. Впервые в боевых действиях «Меркава» использовался во время войны в Ливане летом 1982 года.

Никаких данных о количестве выпущенных танков типа «Меркава» не публиковалось, но по некоторым оценкам их количество к началу 2002 г. составило более 1000 машин. В настоящее время серийно производится версия танка «Меркава» Мк.3, который начал эксплуатироваться израильскими военными в начале 1990-х, создан «Меркава» Mk.4. Все ранние версии «Меркавы» – Мк.1 и Мк.2 прошли модернизацию, в ходе которой на них устанавливаются практически все новые компоненты танков версии Мк.3, за исключением 120-мм гладкоствольной пушки.

 

Особенности конструкции танка «Меркава»

 

Корпус танка изготовлен из литых и сварных броневых деталей с лобовой деталью, имеющей большой угол наклона. Правая ее сторона, несколько выше, чем левая, это связано с размещением в этой стороне силовой установки. Лобовая броня многослойная, за ее первым слоем пространство, заполненное дизельным топливом, затем идет еще один слой брони. Такая разнесенная броня обеспечивает защиту танка от кумулятивных снарядов и ПТУР.

Компоновка «Меркавы» нетрадиционная, с расположением башни и боевого отделения в кормовой части машины. Водитель размещается в левой стороне корпуса впереди башни, моторно-трансмиссионное отделение справа от него. Водитель имеет собственный люк с одностворчатой крышкой, открывающейся влево и три перископических дневных прибора наблюдения при движении с закрытым люком; центральный может быть заменен пассивным прибором ночного видения. Водитель может занять свое место через боевое отделение, сложив вперед спинку водительского кресла.

На машину установлен 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель воздушного охлаждения, поставляемый компанией General Dynamics Land Systems (бывшая Teledyne Continental Motors). Двигатель соединен с гидромеханической трансмиссией израильской разработки.

Доступ в МТО осуществляется через две откидных створки, которые открываются с помощью торсионов после открытия замков. Замена двигателя в полевых условиях занимает приблизительно 60 минут. Вентилятор охлаждения размещается в верхней части корпуса, впереди места водителя, с выходом охлаждаемого двигатель воздуха, расположенным на противоположной стороне. Выходное отверстие находится на правой стороне корпуса, выше пластин бортового экрана над вторым опорным катком. Там же рядом находится и выхлопной патрубок двигателя. Такая концентрация в одном месте истекающих из машины горячих газов значительно повышает заметность танка при использовании инфракрасных (ИК) приборов наблюдения. По мнению западных специалистов с использованием таких приборов, «Меркава» обнаруживается на больших расстояниях, чем какие-либо другие танки, даже когда корпус машины находится в окопе.

Башня литая со сварными лобовыми деталями, имеет маленькое поперечное сечение и развитую нишу сзади.

Командир танка размещается в башне справа с наводчиком, расположенным впереди и немного ниже него. Командир не имеет командирской башенки, но обеспечен люком, крышка которого открывается назад и имеет пять перископических дневных приборов для кругового наблюдения. Крышка командирского люка может быть приподнята вручную, что дает возможность непосредственного кругового наблюдения при сохранении защиты сверху. Спереди командирского люка в крыше башни установлен панорамный прицел, головная часть которого может поворачиваться на 360 град.

Заряжающий размещается в левой задней стороне башни и обеспечен собственным люком, крышка которого открывается назад. Он также имеет один перископический прибор наблюдения.

В тыльной части корпуса имеются три крышки люков: левый дает доступ к аккумуляторным батареям, правый – к системе коллективной защиты от ОМП.

В центре кормы расположена двухстворчатая дверь, верхняя ее часть открывается вверх и нижняя – вниз. Через эту дверь могут быть загружены боеприпасы или раненый. Люк может быть открыт с внешней стороны, но запирается изнутри. Сверху кормового люка имеется 60-литровый бак для воды. На левой стороне кормы корпуса установлен телефон для связи пехоты с экипажем.

Многие из танков «Меркава» были оснащены плотным рядом цепей с шарами на концах, подвешенные по периметру нижней части ниши башни. Они предназначены для противодействия кумулятивным боеприпасам и действуют как защитный экран, защищающий погон башни. На всех последующих моделях «Меркавы» такие цепи также сохранились.

Ходовая часть «Меркавы» имеет на каждую сторону по шесть 790-мм обрезиненных опорных катков, ведущее колесо спереди, направляющее колесо сзади и по четыре поддерживающих ролика. Опорные катки остались такими же, какие были на танках «Центурион». Подвеска танка пружинная. Каждый опорный каток соединен со спиральной пружиной через рычажную подвеску, на которую закрепляются пружины для двух опорных катков.

Осветительные и инфракрасные фары установлены с обеих сторон верхнего наклонного лобового листа и убираются вниз во время боя, чтобы избежать их повреждения от осколков снарядов и огня стрелкового оружия. Прожектор мощностью 1 КВт установлен вертикально в нише башни под броней за местом заряжающего и управляется командиром танка. «Меркава» оборудован системой коллективной защиты от ОМП и системой подавления взрыва Spectronix.

С учётом опыта, полученного в ходе Ливанской войны 1982 года, израильская промышленность в 1983 году перешла к выпуску модернизированного танка, получившего обозначение «Меркава» Mk.2. Он отличался от предыдущей версии усиленной броневой защитой, повышенной проходимостью и увеличенной огневой мощью. В целом танк «Меркава» Mk.2 представлял собой «доведенный до ума» Mk.1, который в свою очередь был запущен в серию в большой спешке.

 

«Меркава» Мк.3. Совершенствование конструкции

 

Работы над проектированием «Меркава» Мк.3 были начаты в августе 1983 г. вскоре после начала производства «Меркава» Мк.2. Первая партия новых танков была поставлена 188-й бронетанковой бригаде весной 1989 г. В то время как «Меркава» Мк.2 был по сути усовершенствованным «Меркавой» Мк.1, «Меркава» Мк.3 – практически уже новый проект. От предыдущих моделей танк «Меркава» Мк.3 отличается усиленной броневой защитой, наличием более мощного вооружения и лучшей подвижностью на местности.

Корпус танка был удлинен на 457 мм, и в его задней части были добавлены дополнительные топливные баки. Основная литая деталь башни была удлинена на 230 мм по сравнению с башнями предыдущих версий танка, а ее бронирование было полностью перепроектировано.

Впервые на этой боевой машине применена модульная конструкция броневой защиты корпуса и башни. Нет, это вовсе не означает, что корпус и башня танка собираются из отдельных деталей. Просто на их фронтальные и боковые детали корпуса и башни болтами крепятся модули так называемой «специальной брони». Они представляют из себя коробки из стальной брони, внутри которых имеется слой алюминия.

Такой способ бронирования имеет ряд преимуществ. Так, например, при создании новых модулей на основе других более современных материалов, можно быстро усилить броневую защиту танка, заменив старые модули новыми. Кроме того, в случае поражения противотанковыми боеприпасами можно заменить отдельные модули, при этом все эти работы можно проводить в полевых условиях силами экипажей с привлечением небольших ремонтных групп.

Борта корпуса и элементы подвески ходовой части прикрыты экранами, на которые также крепятся модули из «специальной брони».

Передняя часть крыши башни, непосредственно перед люками командира и заряжающего, оборудована дополнительным слоем брони, чтобы обеспечить увеличенный уровень защиты против боеприпасов, поражающих сверху.

В целом, по мнению израильских специалистов, броневая защита танка «Меркава» Мк.3 гораздо лучше обеспечивает защищенность от современных противотанковых средств, чем у танков версий Мк.1 и Мк.2.

В отличие от предыдущих моделей на танке «Меркава» Мк.3 в качестве основного вооружения вместо 105-мм нарезной пушки М68 устанавливается стабилизированная в двух плоскостях 120-мм гладкоствольная пушка, выпускаемая по лицензии израильской компанией Israel Military Industries (IMI). Пушка по баллистическим данным идентична 120-мм пушкам, установленным на американских танках М1А1 и М1А2 и немецком «Леопарде-2». Однако на израильском орудии несколько уменьшена длина отката, изменены теплоизоляционный кожух ствола и эжектор. С целью повышения удобств работы заряжающего претерпело изменение и ограждение казенника. Пушка имеет углы возвышения +20 и склонения -7 .

Боекомплект пушки составляют 48 унитарных выстрелов с бронебойными подкалиберными и многоцелевыми (кумулятивного и осколочно-фугасного действия) снарядами. Для боекомплекта «Меркавы» в Израиле компанией IMI были разработаны собственные боеприпасы с бронебойным подкалиберным снарядом М711 (APFSDS-T CL3254) и с многоцелевым снарядом М325 (НЕАТ-МР-Т CL3105). При необходимости могут быть использованы и 120-мм стандартные выстрелы производства США или Германии. При проведении обучения экипажей на учебных стрельбах в Израиле используется выстрел с учебным бронебойным подкалиберным снарядом М324 (TPCSDS-T CL3139).

Выстрелы к пушке в танке укладываются в отдельные огнестойкие контейнеры вместимостью 2 или 4 выстрела. На полу башни в специальном барабане, который обеспечивает такой же уровень их защиты как и индивидуальные контейнеры, укладываются 6 выстрелов первой очереди. Остальной боекомплект размещается в кормовой части корпуса. В особых случаях, при демонтаже контейнеров с боеприпасами, в кормовом отсеке можно перевозить небольшую группу пехоты или раненых.

Вспомогательное вооружение танка включает спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет FN MAG (производится в Израиле по бельгийской лицензии) и два таких же пулемета, установленных на кронштейнах перед люками командира и заряжающего. При необходимости кронштейны могут складываться, например, для уменьшения общей высоты танка, при его транспортировке. Общий боекомплект для всех пулеметов составляет 10000 патронов.

Дополнительным вооружением, – «фирменная» особенность «Меркавы», является 60-мм миномет. Из него можно вести стрельбу осколочно-фугасными, дымовыми и осветительными минами. Боекомплект для миномета составляет 30 мин, которые размещаются в нише башни. Наведение, заряжание и стрельба из миномета осуществляется изнутри танка.

На танке «Меркава» Мк.3 применена новая система управления огнем (СУО) «Knight» Мк.Ill производства израильской компании Elbit. В нее входят стабилизированный комбинированный (дневной и ночной) прицел наводчика со встроенным лазерным дальномером, электронный баллистический вычислитель и датчики условий стрельбы и автомат сопровождения цели (АСЦ).

Прицел имеет стабилизированное в двух плоскостях поле зрение, дневной оптический канал с 12-кратным увеличением, ночной тепловизионный канал с 5-кратным. Лазерный дальномер выполнен на неодиме с иттриево-алюминиевым гранатом. Выходное окно прицела наводчика размещено в передней части крыши башни и имеет бронированные заслонки для защиты его от осколков снарядов и огня из стрелкового оружия. В дневное время заслонки закрыты, а наблюдение ведется через отверстие, имеющее форму эллипса.

Вероятность попадания с первого выстрела по движущейся цели повышена за счет установки АСЦ, разработанного также компанией «Элбит», который автоматически наводит прицельную марку точно на цель без воздействия наводчика. Работа АСЦ основана на технологиях обработки изображения, осуществляемых в имеющемся видео источнике, которым может быть тепловизионный или видео каналы прицела.

Автомат сопровождения цели центроидного типа и обеспечивает удержание прицельной марки на цели, как только он был наведен на нее наводчиком. Захват линии прицеливания осуществляется независимо от движения собственного танка и цели, и АСЦ возвращает ее на цель даже тогда, когда она была затенена в течение короткого времени, например, элементами ландшафта или какими либо препятствиями.

Панорамный комбинированный прицел командира имеет отводы от дневной и ночной оптических ветвей прицела наводчика. Поле зрения стабилизировано в двух плоскостях, а увеличение прицела переменное и составляет 4,8 и 12 крат. С его помощью командир может давать наводчику целеуказания, а при необходимости вести огонь из пушки и спаренного пулемета. Система управления огнем объединена с двухплоскостным стабилизатором вооружения танка и приводами наведения башни и пушки, которые в отличие от предыдущих серий «Меркава» выполнены полностью электрическими. Отмечается, что новая СУО с автоматом сопровождения целей значительно повысило эффективность огня танка с ходу по движущимся целям.

Впервые в практике зарубежного танкостроения на танке «Меркава» Мк.3 применена система предупреждения об опасности, по типу российской ТШУ-1 «Штора-1», разработанная израильской компанией «Amcoram». Система включает оптические датчики, установленные по бортам башни и на маске пушки. Информация об опасности выводится на маленькую панель, установленную на рабочем месте командира танка. После получения предупреждающего сигнала командир принимает решение на защитные действия: постановку аэрозольных завес, совершение маневра с целью укрытия за складками местности или другими элементами ландшафта, позволяющими это сделать и открыть огонь в случае обнаружения угрожающего противника. Для постановки аэрозольных завес с обеих сторон башни установлены пусковые установки системы маскировки мгновенного действия CL-3030, выпускаемые компанией IMI.

С целью повышения подвижности машины, несмотря на возросшую боевую массу, на танк установлены более мощный двигатель, новая трансмиссия и усовершенствована подвеска. На «Меркава» Мк.3 используется 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель AVDS-1790-9AR V-12 воздушного охлаждения, поставляемый компанией «General Dynamics Land Systems» (ранее эта компания именовалась Teledyne Continental Motors). Двигатель развивает максимальную мощность 1200 л.с. Он соединен с гидромеханической трансмиссией Ashot израильской разработки.

Подвеска осталась независимой пружинной, но полный динамический ход опорного катка был увеличен до 604 мм, 300 мм вниз и 304 мм вверх. Первые и последние пары катков с каждой стороны имеют гидравлический роторный амортизатор, а первые и последние катки, кроме того, и гидравлические упоры.

Отмечается, что танк имеет очень хорошую проходимость, и может преодолевать препятствия, которые многим другим танкам не под силу. При этом также, следует отметить, что в плане управляемости, «Меркава» является одним из самых трудно управляемых танков.

С целью повышения живучести танк оснащен быстродействующей автоматической системой противопожарного оборудования, созданной израильской фирмой «Спектроникс». Кормовые топливные баки на случай их пробития каким-либо боеприпасом имеют систему быстрого слива топлива. Кроме того, на танке установлена быстродействующая система ППО. В качестве огнегасящего состава в ней используется сжиженный газ «Хэлон».

Система коллективной защиты от ОМП работает по принципу создания избыточного давления в танке, имеет фильтровентиляционную установку и способность кондиционирования воздуха, что немаловажно для климатических условий Израиля.

В 2002 г. на международной выставке вооружений Eurosatory-02 в Париже, Израилем демонстрировался натурный образец усовершенствованной версии танка «Меркава» Мк.3 Baz. Основное его отличие от предыдущей версии – это установка на башню новых модулей специальной брони.

Броня, установленная на самый последний вариант танка «Меркава» Mk.3 «Баз» спереди и по бокам башни, имеет особую эллиптическую форму и обеспечивает более высокий уровень баллистической защиты, чем броня, устанавливаемая на машинах более раннего выпуска.

Кроме того, машина также оборудована современной системой жизнеобеспечения, в которую входит и кондиционер. В этой системе охлажденный фильтрованный воздух подается в обитаемое отделение танка и в специальные комбинезоны членов экипажа.

На «Меркавах» Mk.3 «Баз» были также установлены дополнительные пусковые установки дымовых гранат с обеих сторон башни.

 

«Меркава» Мк.4

 

В середине 1991 г. было заявлено, что Израиль начал разрабатывать основной боевой танк нового поколения, который поступит на вооружение в следующем десятилетии. Никакой информации относительно деталей этого проекта не объявлялось, хотя имелись предположения, что на новом танке будет объединенная система защиты и возможно он будет оснащен новой системой оружия, которая может состоять из пушки большего калибра. Однако по судя по имеющимся фотографиям танка «Меркава» Mk.4, можно сказать, что его вооружение осталось прежним. Изменилось бронирование башни, т.е. использованы новые модули, изменилась форма верхнего лобового листа корпуса, он стал плоским.

В машине установлен новый более мощный дизельный двигатель GD-833, развивающий мощность 1500 л.с. Поставляется двигатель компанией «Дженерал дайнемикс», однако на самом деле является продуктом немецкой компании MTU и марка этого двигателя MTU-833. Точно такой же двигатель устанавливается на танках «Леклерк-Тропик», состоящих на вооружении армии ОАЭ. Видимо этим и объясняется поставка в Израиль для новых танков немецких двигателей через американскую компанию, которая всегда являлась официальным поставщиком танковых двигателей для Израиля.

Имеются сведения, что компаниями Israel Aircraft Industries и МВТ Division разрабатываются 105-мм и 120-мм снаряды LAHAT (Laser Homing Anti-Tank) с наведением по лазерному лучу, запускаемые через ствол танковой пушки и имеющие тандемную кумулятивную боевую часть для борьбы с целями, имеющими динамическую защиту.

Эти снаряды имеют обычную гильзу со стартовым зарядом, запускающим снаряд из ствола танковой пушки с низкой скоростью, после чего на нем раскрываются четыре стабилизатора-руля управления и запускается маршевый двигатель, разгоняющий ракету до опадания ее в цель. Управляемая ракета LAHAT имеет полуактивную головку наведения по лазерному лучу. Испытательные стрельбы ракетами LAHAT были выполнены в середине 1999 г.

Компанией IMI также разрабатываются новые боеприпасы с поражением в верхнюю полусферу с системой наведения использующей принцип «выстрелил и забыл». Они имеют увеличенную дальность стрельбы и разрабатываются в версиях под 105-мм и 120-мм пушки. Снаряды получили название Excalibur и имеют тандемную кумулятивную боевую часть.

Установленная в Excalibur современная головка самонаведения осуществляет захват цели и точное наведение на нее. Всеми действиями управляет бортовой компьютер.

 

Боевое прошлое «Меркавы»

 

Впервые в боевых действиях танки «Меркава» были использованы в ходе войны в Ливане в 1982 г. По различным оценкам там было задействовано около 200 танков «Меркава» Мк.1. В различных источниках можно встретить противоречивую информацию в отношении боевой эффективности «Меркавы» и противостоящим им (кстати тоже впервые в реальном бою) советских Т-72 образца 1975 г. (экспортный вариант танка Т-72). По российским источникам сирийскими Т-72 было уничтожено больше сотни «Меркава», по израильским – все с точностью до наоборот.

Ясно одно, что в противоборство эти танки вступали, и побеждали те, что были лучше подготовлены.

Некоторые авторы утверждают, что «Меркава» поражали Т-72 с дальности до 2000 м бронебойными подкалиберными снарядами, а Т-72 могли поразить «Меркаву» только с 1500 м. С последней цифрой я абсолютно согласен, а на счет первой можно поспорить, хотя при стрельбе в бортовые проекции Т-72 из 105-мм пушки «Меркавы» это вполне реально. В лобовую проекцию 105-мм пушка М68 НИКАКИМ снарядом танк Т-72 не пробивает и с 1000 метров! Это я заявляю ответственно, т.к. сам лично видел корпуса и башни Т-72 «отстрелянных» из этих пушек с дальности 1000 м (это могли видеть все, кто учился в Военной академии Бронетанковых войск). Ни одного пробития не было. Да и быть не могло, ведь создавался Т-72 уже с учетом того, чтобы противостоять огню созданной английскими конструкторами 105-мм пушки. Именно поэтому в начале 1970-х в ФРГ стали разрабатывать 120-мм танковую гладкоствольную пушку, которая могла бы бороться с советскими Т-64 и Т-72.

Да были случаи, когда «Меркава» поражали огнем из своих пушек сирийские Т-72, это бывало, как правило, при попадании колонн сирийских подразделений в засады и огневые мешки, когда по ним велся массированный перекрестный огонь из ПТРК, танков и других огневых средств.

Доставалось и «Меркавам» от Т-72, да и не только. Надо отметить, что во время этих боев подтвердилась хорошая живучесть танка «Меркава». Бывало, что после пробития брони этого танка, в нем не возникало возгораний и соответственно детонации боекомплекта. Хотя обычно «Меркава» горели также, как и другие танки. Был случай, когда после попадания осколочно-фугасного снаряда Т-72 под срез башни «Меркава» она попросту слетела. Случай этот мне поведал участник тех событий, в то время командир разведвзвода, сирийский офицер Мазин Фаури.

Оставим подсчет соотношения побед и поражений «Меркава» и Т-72 в той войне любителям, если они смогут найти истинные данные этих потерь. Главный вывод, который можно сделать, из опыта боевого использования «Меркава» в бою – это то, что танк обладает хорошей защищенностью и живучестью. Концепция удаления боекомплекта в корму для боевых действий такого характера, как велись в Ливане в 1982 г. оказалась правильной. Правда, при ведении боевых действий в городских условиях, наподобие, как у нас в Чечне, такой вариант, может быть наоборот, не совсем приемлемым – 50% всех гранат от РПГ летело именно в корму, остальные – в борт.

Хорошо зарекомендовала себя в боях и совершенная система управления огнем танка «Меркава». К сожалению, нет никаких данных по надежности работы всех систем и агрегатов «Меркава», как во время боевых действий, так и во время их участия в различных антитерорристических операций.

В настоящее время израильские конструкторы по заданию военных разработали на базе танка «Меркава» тяжелый бронетранспортер «Namer». Как утверждают заказчики, эргономика 60-тонной машины способна обеспечить поддержание боеспособности всех 11 находящихся в ней бойцов на протяжении 48-72 часов. Это в условиях пустыни, естественно. Машина оснащена самым современным оборудованием, в том числе оптоэлектронной системой кругового наблюдения, обеспечивающей контроль за обстановкой на поле боя на все 360 градусов вокруг машины днем и ночью. В качестве вооружения на БТР могут устанавливаться различные дистанционно управляемые модули с пулеметами или автоматическими пушками.

В перспективе планируется на шасси тяжелого БТР «Namer» создать семейство бронированных машин, таких как БМП, КШМ, БРЭМ, инженерная машина, медицинская машина и т.д.

Как бы там ни было, в любом случае, танк «Меркава» заслуживает внимания со стороны специалистов, является достаточно серьезным противником, к которому надо и относиться по серьёзному.

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru