БТ-ВТ — «двуглавая саламандра» Красной Армии

Т.Р.Епачев
Журнал «Полигон» №2 / 2002 г.

 

Начиная с 1990-х годов все больше появляется материалов, рассказывающих о совершенно неизвестных прежде, страницах истории отечественною танкостроения. Причем, открытия совершаются постоянно. И с каждым годом, с каждым моментом мы встречаемся со все более удивительными фактами. Данный материал, опубликованный в 2002 году, претендует на эксклюзивность.

 

Помню, как в начале 1990-х гг. мы с друзьями посещали Центральный Музей Вооруженных Сил. И там экскурсовод рассказывал о советском танкостроении и помянул в рассказе о двухбашенном танке БТ. Подробностей его рассказа я уже не помню, но факт такого повествования хорошо отложился в моей памяти. Потом я встречал упоминание о таком же танке в книжке И. Шмелева «Танки БТ», пензенском журнале «Танкомастер», японской книжке о танках БТ и Т-34 серии «Ground Power», газете «Meili Emeil». Во всех указанных публикациях он назывался «БТ-4» и в его существовании я ничуть не сомневался. А потом появились более свежие издания. «Бронеколлекция» о танках БТ-2 и БТ-5, «Армада» о танках БТ, московский «Танкомастер», «Военный музей» и везде наши очень авторитетные авторы утверждали, что БТ-4 не был построен и что никогда он не планировался двухбашенным. И очень удивительно было читать про это, ведь фотографию такого танка я видел у моего тестя в фотоальбоме его отца.

Но мой тесть рассказать что-то внятное об этом танке не мог, кроме того, что его отец, работавший в 1930-е годы в Харькове, оставил какие-то дневниковые записи, что должны лежать где-то деревенском доме на потолке. И вот прошлым летом я наконец-то посетил деревню Говоруново, что в Харьковской области, где среди старого мусора на потолке нашел тетради, о которых мне рассказывал тесть. К сожалению, большая часть записей уже утрачена практически безвозвратно, но среди имеющихся нашлось кое-что о двухбашенном БТ.

Отец моего тестя, Владимир Вольфович Дурныгин, в начале 1930-х гг. попал на работу на Харьковский Танковый Завод (ХТЗ) в Специальное Конструкторское Бюро №6 (СКБ-6). Информацию об этом КБ вы вряд ли найдете в открытой литературе, ведь его личный состав был собран из конструкторов, что в 1929 г. были осуждены на разные сроки, как враги народа по делу «Промпартии». И поэтому СКБ-6 имело в скобках двухбуквенный индекс «ВТ» – внутренняя тюрьма.

Руководил СКБ-6 (ВТ) бывший военинженер первого ранга А.А. Морозенков, который, судя но записям отца тестя, и являлся автором и разработчиком двухбашенного варианта танка БТ, равно как и многих других более известных советских танков.

И хочу еще раз специально подчеркнуть для сегодняшних авторов, что пишут о танках БТ, что двухбашенный танк был! И в то же время хочу подтвердить, что к танку «БТ-4» он не имеет никакого отношения. Они совершенно правы, что «БТ-4» должен был нести одну башню. А рассматриваемый танк появился еще до начала выпуска серийных БТ-2. По запискам Владимира Вольфовича выходит, что этот танк был создан в известной степени случайно.

Когда осенью 1931 г. на ХТЗ были готовы первые пять танковых корпусов БТ, производство башен к ним на Ижорском заводе задерживалось, но было большое желание показать новые танки на параде и на учениях МВО, где ожидались представители зарубежных военных миссий. Но без башен и вооружения танки не произвели бы никакого впечатления, а бутафория не годилась, так как зарубежные военные могли пожелать проехаться в танке. И тогда руководитель СКБ-6 выступил с инициативой оснастить изготовленные танки теми башнями, которые уже производились на Ижорском заводе, но для танка Т-26. Однако заводские конструкторы, занимавшиеся серийным производством, не верили в возможность такого симбиоза, и поэтому все работы над спешным изготовлением танков проводило СКБ-6 (ВТ) собственными силами. Надзором за проведением работ от НКВД занимался Пустозвонов. Всем работавшим здесь пришлись и расчетами заниматься и спешно осваивать рабочие специальности. Владимир Вольфович, например, освоил профессию клепальщика и слесаря-сборщика.

Вскоре после распоряжения М.Тухачевского об изготовлении танка на территорию «Внутренней тюрьмы» ХТЗ были доставлены пять бронированных шасси и пять моторных агрегатов танков БТ. Но одно на шасси оказалось неисправным и поэтому Морозенков принял решение провести осмотр и тщательную регулировку всех прибывших механизмов. Регулировкой механизмов занимался бывший моторостроитель В.Д. Горлопанов, которому удалось также перевести питание танка с бензина на керосин, к тому же при небольшом приросте мощности. Бывший инженер Лгунов разработал для танка даже складные крылья, позволявшие буксировать его за бомбардировщиком на прицепе. Но эти крылья изготавливать не стали, так как для них требовался очень дефицитный металл – дюралюминий.

Башни для танков вместе с подбашенными листами и зубчатыми ненцами были доставлены с Ижорского завода по графику и также пол охраной войск НКВД. Однако их установить на корпуса БТ малой силой не удалось. Пришлось спешно по месту изготавливать совершенно новые крыши корпуса танков. Также пришлось изменять расположение свечей подвески, чтобы они не препятствовали вращению башен. Первый танк был окончен сборкой 1 октября 1931 г. и под управлением бывшего инженера Хапугина совершил пробную поездку вокруг Харьковского Танкового Завода. В пути случилось ЧП – под гусеницы танка неожиданно бросилась свинья колхоза «Красный китобоец». Хапугин резко вывернул руль и врезался в стоящее у дороги дерево. Однако свинья тоже не уцелела. Пришлось руководству СКБ-6 (ВТ) платить штраф за потраву колхозной собственности.

Однако никаких отрицательных замечаний по работе первого танка высказано не было и в тот же день развернулись работы по переделке еще четырех шасси, которые уже велись без особых приключений. Для их опознания в недрах Наркомата Танкостроения (НКТ) по инициативе замнаркома В.Г. Дурнева родился индекс БТ-ВТ (Быстроходный танк – внутренняя тюрьма).

10 октября 1931 г. изготовленные танки осматривали М. Тухачевский и И. Халепский. Через неделю один танк передали для испытаний обстрелом из винтовки и станкового пулемета новыми бронебойными пулями образца 1930 г. Танк успешно выдержал три обстрела, а чуть позднее два танка совершили пробег Харьков–Москва и один из них участвовал в параде на Красной площади 7 ноября 1931 г. вместе с первым полноценным танком БТ-2, несшим бутафорскую башню и макет пушки.

Потом два исправных танка из пяти построенных поступили на испытания на НИБТ полигон. Они очень понравились М.Н. Тухачевскому, который испытывал к многобашенным конструкциям большую симпатию. Эти два танка отличались не только своим необычным видом, но и более надежной работой, так как сотрудники СКБ-6 очень тщательно перебирали и регулировали все узлы и механизмы поступивших к ним на переоборудование танковых шасси и моторных агрегатов. Также и апреле 1932 года состоялись сравнительные испытания трех быстроходных танков: БТ-ВТ, БТ-2 и «Кристи». Владимир Вольфович Дурныгин во время совместных испытаний управлял БТ-ВТ и ему удалось легко обогнать своих конкурентов. За это он был включен в группу работников, поощряемых за проведенные работы. Вскоре после завершения работ над БТ-ВТ он был переведен с казарменного положения на свободное поселение и далее работал над созданием другой боевой техники.

Сегодня неизвестна судьба всех изготовленных танков БТ-ВТ, но судя по фотографии, опубликованной в газете «Meili-Emeil», один из них дожил до лета 1941 г., так как среди трофеев немецкой армии того периода есть фото одного из них, брошенного Красной Армией где-то под Харьковом. Возможно, это была та самая боевая машина, что по донесению от 1.04.1941 г. числилась в распоряжении ХТЗ среди устаревших и неисправных танков, была отремонтирована уже после начала боевых действий и впоследствии брошена при отступлении.

 

 

 

Вступайте в нашу группу
«Отвага 2004»

 

 

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru