Победная история «Харлея Суворова»

Только в Красной Армии американский мотоцикл превратили в боевую машину
Автор текста и фото – Владислав Белогруд
Материал сайту «Отвага» предоставлен автором
В редакторской версии материал был опубликован в газете «Красная Звезда», 22.04.2015 г.

Сейчас сложно себе представить, что один из самых дорогих и брутальных мотоциклов Америки «Харлей Девидсон» в сороковых годах интенсивно использовался на фронтах Второй Мировой войны, как обычная развозная «мото– тарахтелка» для доставки штабных документов. И только на советско-германском фронте полученные из США по программе «Ленд-Лиза» мотоциклы «Харлей» в руках советских разведчиков, выйдя из статуса тылового транспортного средства, стали настоящей боевой машиной передовых подразделений наступающей Красной армии.

С апреля 43-го года «Харлей Девидсон» становится основным мотоциклом в войсках Красной армии. Всего в Советские порты было доставлено 26 тысяч мотоциклов. Уже в войсках подгоняя к фронтовым условиям эксплуатации «Харлеи» получили более широкое крыло и коляску горьковского автозавода, что позволяло для второго мотоциклиста установить пулемет, был сделан и ряд других усовершенствований для эксплуатации мотоцикла зимой.

Вот, что рассказал в музее среди раритетных мотоциклов прошедший в сражениях от Минска до Кенигсберга долгих пять тысяч фронтовых километров тогда молодой красноармеец-мотоциклист Дмитрий Суворов.

– Нас учили и готовили к получению мотоциклов марки «Индиан», а тут раскрываем ящики и видим другие мотоциклы, все это за несколько часов до отправки на фронт. Всю ночь машины собирали помогая друг другу. Когда утром их обкатали, сюрприз всем понравился. Так на этом «Харлее» и проехал половину Европы.

Среди десятков музейных экспонатов мототехники со всего мира Дмитрий Суворов сразу находит армейский «Харлей Девидсон», знакомый ему до последнего винтика. Именно он не раз вывозил молодого разведчика из-под обстрелов. На нем Дмитрий Суворов проводил разведку, доставлял пакеты из штаба танкового корпуса в пекло танкового боя. Его боевой «Харлей» лишь немного отличался от этого музейного экспоната. Не раз его выбрасывало из седла, было дело, тонул вместе с «Харлеем» в белорусских болотах. 3 июля 44-го года Дмитрий Суворов на своем мотоцикле привел в Минск первую колонну советских танков. Бригада ворвалась в город и с боями прошла его насквозь всего за несколько часов, во многом благодаря разведчику Суворову.

– Этот «Харлей» просто вылитый мой боевой друг, присаживаясь в седло мотоцикла говорит Суворов, правда щиток пришлось сразу снять, потому что на солнце он давал сильные блики. С пол оборота заводился в любое время дня и ночи – только нажал и поехал! Связь с соседями, связь со штабом корпуса, день и ночь на мотоцикле взад вперед челноком. Головешки летели на голову – пролетал. Мина впереди упала – раз, потом смотришь слева упала мина – что делать? А у меня сразу автоматически – не думая – полный газ и вперед! Один из эпизодов этого дня попал на картину белорусского художника Валентина Волкова. Он был очевидцем освобождения Минска и с поразительной точностью воспроизвел, как жители встречают первый советский танк. Рядом с ним – фигура мотоциклиста. И пусть здесь нет портретного сходства, а «Харлей» художник заменил советским М-72-м, очевидно, что на полотне – Дмитрий Суворов – других разведчиков-мотоциклистов в бригаде не было.

– До сих пор хорошо помню, как на рассвете 3 июля Белорусские партизаны вывели танковую бригаду на окраину Минска. Я, как связист и разведчик, ехал на мотоцикле с первой колонной советских танков. С небольшого холма в утреннем тумане был виден практически весь город. Я наклонился вперед, автомат снял с предохранителя и газу, следом рванули наши тридцатьчетверки. Так весь день носился под обстрелом по улицам города, обеспечивая связь подразделений. А когда очистили центр, и беспорядочная стрельба переместилась к окраинам пришли с цветами женщины и дети. Люди рады были обнимали и целовали нас, грязных чумазых.

– Не думайте, что кроме «Харлея» я тогда больше мотоциклов не видел мне есть с чем сравнивать. В училище изучал советский мотоцикл М-72-й и «Индиан», несколько дней воевал на трофейном немецком «Цундапе» – сейчас они все соседи по экспозиции с «Харлем». Я рад, что судьба меня свела с этим железным конем, по хорошей дороге «Харлей» разгонялся почти до сотни километров в час.

Со своим «американцем» Дмитрий Суворов расстался в восточной Пруссии за два дня до Победы и вот, спустя 70 лет, он снова в седле. Руки привычно находят рычаг переключения скоростей, ручки газа и тормоза. – Из штаба поступило предписание отправить учиться в танковое училище, пришлось сдать и мотоцикл, и оружие. А наутро объявляют – Победа! Я ведь тогда, считай, еще мальчишка: так обидно было, что радость нечем выразить.

Ни посигналить, ни в воздух отсалютовать из автомата!.. – со смехом вспоминает свое прощание с легендой Дмитрий Николаевич.

Приятно ему окунутся в молодость, вспомнить боевых друзей в том числе сделанных из металла.

Говоря об музейном мотоцикле хранитель и владелец коллекции Яков Кузнецов, рассказал:

– Этот «Военный Харлей» нам достался случайно, он просто чудом сломался до того, как полностью проржавел и развалился и прошлый владелец, убрав в сарай, забыл об его существовании. Спустя многие годы он достался нам практически в первозданном виде, таким, каким был на войне, со всеми фронтовыми переделками. Сейчас мотоцикл отреставрирован под исходный Американский образец и укомплектован пистолетом-пулеметом Томпсона, но на самом деле именно на этом мотоцикле вместо Томпсона была приделана саперная лопата – ну то, что приделывали наши бойцы, потому что у наших были ППШ. Очень приятно хранить частичку нашей Победной истории!


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru