В бой на мотоцикле

Михаил Дарьин
Журнал «Танкомастер» №5, 2001 г.

Стереотипы, как известно, складываются годами и сломать их непросто. Так, например, у нашего читателя и, особенно, телезрителя в отношении германского вермахта сложился такой стереотип: если немец, то обязательно на мотоцикле, если русский – то пешком. И действительно, почти в каждом художественном фильме о войне немцы разъезжают на мотоциклах. Увидеть же мотоциклетные подразделения Красной Армии практически невозможно. Создается впечатление, что накануне и в ходе Великой Отечественной войны мотоциклов у нас не было вовсе. Однако это не так. В 1930-е годы на вооружение Красной Армии поступили мотоциклы Л-300, АМ-600, Л-8 и ИЖ-9. Другое дело, что по своим характеристикам они далеко не всегда соответствовали зарубежным аналогам. Первым таким мотоциклом стал М-72.

Накануне войны советская закупочная комиссия приобрела в Германии несколько экземпляров мотоцикла BMW-R71. Изучив и обмерив машину, на московском заводе ЗИС разработали комплект чертежей и начали серийный выпуск советского аналога под маркой М-72. Впрочем, в 1941 году – первом году серийного производства – этих мотоциклов выпустили совсем немного: автомобильное производство ЗИСа было эвакуировано в Миасс, а мотоциклетное – в г. Ирбит, в цеха бывшего пивоваренного завода. В 1942 году массовый выпуск мотоциклов М-72 должен был быть налажен на Ирбитском, Горьковском (сюда был эвакуирован Ленинградский мотоциклетный завод) и Тюменском мотозаводах, но фактически это произошло только на двух первых, которые изготовили соответственно 1573 и 1268 единиц. В Тюмени с большим трудом удалось собрать только 187 мотоциклов АМ-600. Любопытно отметить, что в том же 1942 году на оставшемся после эвакуации оборудовании Московского мотозавода и на Серпуховском мотозаводе были отремонтированы и введены в строй 1131 и 272 трофейных мотоцикла соответственно.

В 1943 году выпуск мотоциклов на отечественных заводах заметно возрос и достиг 7350 единиц, из которых – 6590 М-72, остальные – АМ-600. В 1944 и 1945 году мотоциклы в СССР выпускались только Ирбитским и Горьковским мотозаводами и общий их выпуск до мая 1945 года составил 6975 единиц. Таким образом, в 1942-1945 годах на советских заводах было выпущено 16406 мотоциклов М-72 и 947 АМ-600. Справедливости ради следует отметить, что за это же время в Советский Союз поступили по ленд-лизу 29944 мотоцикла из западных стран. Правда, союзники поставляли нам только мотоциклы-одиночки, то есть без колясок.

В целях удовлетворения потребностей бронетанковых и механизированных войск Красной Армии в мотоциклах с колясками, ведущему конструкторскому бюро по малолитражным мотоциклам Главмотовелопрома в г. Серпухове было дано задание разработать крепление коляски М-72 к мотоциклам «Indian», а затем – к «Harley Davidson». В 1942–1945 годах, главным образом усилиями Московского и Серпуховского мотозаводов, 11642 импортных мотоцикла указанных марок были оборудованы колясками М-72.

Что же касается самого мотоцикла М-72, то в процессе производства он постоянно совершенствовался, как в части конструкции узлов и агрегатов, так и в части монтажа различных видов вооружения. Стандартным оснащением стал шкворень для крепления пулемета Дегтярева ДП. Использовался М-72 и для перевозки 82-мм миномета. Были разработаны и другие, подчас весьма оригинальные, варианты установки различного вооружения. К сожалению, не все они дошли до серийного производства. С двумя такими разработками, относящимися к 1942 году, хотелось бы познакомить читателей. Текст документов приводится без купюр.

 


 

Военная ордена Ленина академия механизации и моторизации имени И.В.Сталина

Научно– исследовательское отделение

 

Кафедра бронеавтомобилей

Инженер-полковник

ЗИМЕЛЕВ

 

Установка противотанкового ружья на мотоцикле М-72

г.Ташкент 1942 г.

 

Установка противотанкового ружья на мотоцикле М-72 имеет целью повышение маневренности средств борьбы с танками и эффективности использования имеющегося на вооружении противотанкового ружья.

Установка противотанкового ружья производится на коляске мотоцикла и допускает ведение стрельбы, как вперед, так и назад.

Крепление ружья на коляске осуществляется при помощи планки, на которой закрепляются двумя барашками сошки ружья.

Планка шарнира соединена с хвостовиком, который входит в трубу укрепляемую в передней части коляски. Подобная же труба закрепляется в задней части коляски, на крышке багажника, что допускает ведение огня назад.

Указанные трубы, так же как и хвостовик планки использованы от существующей установки ДП на мотоцикле.

В походном положении ружье закрепляется сбоку коляски на двух кронштейнах и запирается двумя застежками.

В предбоевом походном положении плечевой упор ружья ставится на пружинящий кронштейн, укрепленный на внутренней стенке коляски с левой стороны.

Время необходимое на переход из походного в боевое положение, также как и время необходимое на переход из положения стрельбы вперед на положение стрельбы назад – 4-5 секунд.

 

Начальник кафедры БА инженер-полковник Зимилев 22 августа 1942 г.

 

 


 

 

Военная ордена Ленина академия механизации и моторизации имени И.В.Сталина

Научно– исследовательское отделение

 

Кафедра бронеавтомобилей

Инженер-полковник

ЗИМЕЛЕВ

 

Установка ППШ на мотоцикле М-72

г.Ташкент 1942 г.

 

Целью установки пистолета-пулемета ППШ на мотоцикле М-72 является усиление подвижных огневых средств. Установка пулемета на руле мотоцикла позволяет использовать водителя в качестве стрелка-автоматчика, как при наличии коляски, так и при применении мотоцикла в качестве одиночки.

Установка ППШ на мотоцикле в основном предназначается для ведения прицельного огня с коротких остановок, Неприцельный огонь может вестись на ходу мотоцикла.

Установка состоит из неподвижной трубчатой опоры закрепленной на руле, внутри которой может вращаться трубчатая стойка, шарнирно связанная с трубчатым кронштейном (опора пистолета), на котором с помощью двух застежек закрепляется ППШ.

Шарнир, связывающий стойку с кронштейном, благодаря наличию затяжного устройства допускает жесткую фиксацию кронштейна под различными углами в вертикальной плоскости.

Изменение положения кронштейна в горизонтальной плоскости осуществляется поворотом стойки в неподвижной опоре.

Стойка при помощи затяжного устройства может в произвольном положении фиксироваться относительно неподвижной опоры. В зависимости от роста водителя-стрелка стойка может устанавливаться в различных положениях и фиксироваться при помощи чеки.

Для возможности ведения стрельбы не снимая руки с руля, спусковое устройство вынесено на руль и выполнено в виде манетки, связанной тросом со специальным рычажком, действующим на спусковой крючок автомата. Для исключения возможности случайного выстрела, на указанном рычажке имеется дополнительный предохранитель.

Данное устройство не исключает возможности вести стрельбу обычным путем, то есть посредством нажатия пальцем на спусковой крючок автомата.

Во избежания выпадания магазина при движении мотоцикла по тряской дороге, предусмотрено крепление магазина посредством легкосъемной стяжной ленты.

При стрельбе с хода ППШ закрепляется под требуемым углом как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях.

При стрельбе с остановки, шарниры установки освобождаются и углы обстрела устанавливаются стрелком-водителем при помощи плечевого упора.

Установка ППШ на мотоцикле допускает ведение стрельбы по зенитным целям. Для этого водитель-стрелок должен спешиться.

В походном положении пулемет поворачивается вбок и наклоняется прикладом вниз.

Время необходимое для снятия ППШ с мотоцикла – 4-5 секунд.

 

Начальник кафедры БА инженер-полковник Зимилев 22 августа 1942 г.

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru