Современные боевые действия характеризуются высокой динамичностью, сложностью дорожных условий из-за большого количества искусственных и естественных препятствий и заграждений. Возникает необходимость в их преодолении, в том числе путем строительства или наведения мостов и переправ для тяжелой техники (танков, тягачей, автомобилей и т.д.). Ввиду того, что строительство мостов требует времени и материалов, это зачастую неприемлемо в условиях быстро меняющейся обстановки.
Выход – в создании механизированных мостов. Примером может служить разработанный Омским КБ машиностроения и производимый Заводом транспортного машиностроения тяжелый механизированный мост ТММ-6.
ТММ предназначен для устройства мостовых переходов через водные преграды и суходольные препятствия шириной до 100 м и глубиной до 5 м и для пропуска по ним войск, колесной и гусеничной техники весом до 60 тонн. Механизированные мосты применяются как в ходе боевых действий, так и при эвакуационных мероприятиях, ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий.
ТММ состоит из мостоукладчика и мостовых блоков. Мостоукладчик – полноприводной автомобиль высокой проходимости (колесная формула 8х8), на котором установлены оборудование и механизмы для перевозки и установки мостового блока. Привод механизмов – гидравлический, с отбором мощности от основного двигателя автомобиля. Мостоукладчик оснащен фильтровентиляционной системой для защиты экипажа от пыли при движении по радиоактивно зараженной местности и оборудован современными средствами связи – радиостанцией и переговорным устройством.
Мостовой блок состоит из складывающегося пополам двухколейного пролета и телескопической опоры. Длина раскрытого пролета – 17 метров, телескопическая опора самоустанавливается на высоту от 2 до 5 м. Привод механизмов, раскрывающих и складывающих пролет, – гидравлический, от гидросистемы мостоукладчика. Стыковка и расстыковка гидросистем мостоукладчика и мостового блока автоматическая. Конструкция мостового блока и имеющийся на мостоукладчике специальный механизм позволяют при необходимости уменьшать поперечный габарит (ширину) мостового блока при транспортировании. Процессом укладки управляет один человек с пульта, размещенного в кормовой части мостоукладчика, или дистанционно, с использованием кабеля длиной 30 м. Время установки одного мостового блока – 5 мин. Мост собирается за счет последовательной установки нескольких мостовых блоков.
После того как необходимость в мостовом переходе отпадает, мостоукладчик разбирает мост. Мостовые блоки перевозятся в другое место, где они вновь устанавливаются на преграду. Разборка может производиться как с исходного, так и с противоположного берега преграды.
Возможна комплектация ТММ негидрофицированным мостовым блоком с трособлочным приводом механизма раскрывания моста. Стоимость такого мостового блока ниже стоимости блока с гидроприводом.
Что немаловажно в наше время, мостоукладчик ТММ-6 экологически безопасен, так как устройство мостового перехода производится без перекрытия русла, без перемещения грунта и донных работ.
Технические характеристики |
||
Экипаж мостоукладчика, чел. |
2 |
|
Длина мостового перехода, м |
17…102 |
|
Грузоподъемность мостового перехода, тс |
60 |
|
Глубина преодолеваемой преграды, м |
до 5 |
|
Время устройства мостового перехода длиной 102 м, мин. |
50 |
|
Скорость, км/ч: |
|
|
- движения техники по мосту |
20-30 |
|
- мостоукладчика: |
|
|
средняя |
35-40 |
|
максимальная |
70 |
|
Запас хода, км |
1100 |