Полярные амбиции Поднебесной или Путь «Снежного дракона» к полюсам

Василий Понятов, независимый эксперт
журнал «Арсенал» № 2 / 2010 г.
Материал предоставлен редакцией журнала

Геополитические амбиции Китая растут по мере того, как с каждым годом все мощнее и мощнее становится его экономика. Поднебесная активно осваивает российский Дальний Восток и Сибирь (конечно, разными способами), столбит своими инвестициями позиции в странах третьего мира, на Африканском континенте. Зоной китайских интересов уже объявлен Индийский океан, в котором уже второй год подряд уверенно демонстрируется китайский военно-морской вымпел – пять походов морских экспедиционных групп ВМС Китая в Аденский залив для защиты путей судоходства от пиратов – яркое тому подтверждение. А теперь Азиатский дракон серьезно нацелился на включение в зону своих жизненных интересов и полярных областей Земли – Арктики и Антарктики.

По мнению многих аналитиков, последней битвой за мировое господство станет битва за полюса. Антарктида, куда в свое время обращали свои взгляды и Гитлер, и Сталин, и послевоенное руководство США – манит многие страны своими нетронутыми природными ресурсами. Арктика, за которую уже началась нешуточная «битва» на самом высоком уровне – это огромные минеральные и рыбные ресурсы, а также крайне выгодные экономически в ближайшем будущем морские пути судоходства. Уже сейчас можно видеть, как многие страны активно включились в борьбу за отстаивание своих территориальных претензий на различные участки полярных областей планеты. Не отстает в этой гонке и Китай.

 

 

 

ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ПОЛЯРНЫХ ОБЛАСТЕЙ

 

Первые китайские исследования в Антарктике относятся к началу 1980-х годов. В 1983 году Китай присоединился к Договору об Антарктике, а в 1985 году получил статус консультативного участника в рамках Системного договора об Антарктике.

С 1984 года Китай ежегодно направляет свои полярные экспедиции к полюсам Земли и в прилегающие морские акватории. Всего за 25 с небольшим лет Китай прошел путь, на который у других стран ушло более ста лет.

Основные достижения китайских полярников за 25-летнюю историю освоения полярных областей:

• 20 ноября 1984 года – первая научная экспедиция в Антарктику;

• 20 февраля 1985 года – открытие первой научной станции в Антарктике;

• 9 июля 1986 года – первая научная экспедиция в Арктику;

• 26 февраля 1989 года – открытие второй научной станции в Антарктике;

• июль 1989 года – первый китаец (ученый Цинь Дахэ) ступил на Южный полюс;

• 1998 год – китайской научной экспедицией впервые в мире покорены горы Гров в Антарктике;

• 28 июля 2004 года – открытие первой научной станции в Арктике;

• 18 января 2005 года – китайская экспедиция впервые в мире покорила самую высокую точку Антарктиды – ледниковый Купол Аргус;

• 2 февраля 2009 года – открытие третьей научной станции в Антарктиде.

 

  

 

ПОЛЯРНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КИТАЯ

 

За организацию китайских арктических и антарктических научных программ, а также за материально-техническое обеспечение полярных экспедиций отвечает Китайское управление по Арктике и Антарктике (КУДА, Chinese Arctic and Antarctic Administration) с офисом в Пекине, являющееся филиалом Государственного океанологического управления КНР (ГОУК).

Начальник КУДА – знаменитый китайский ученый-полярник Вэй Вэньлян, участник десяти экспедиций в Антарктику.

В своей работе КУДА руководствуется принципами Системы договора об Антарктике и другими международными нормами, касающихся полярных областей Земли.

Под руководством КУДА осуществляется проведение всех китайских научно-исследовательских программ в Антарктике и Арктике и прилегающих к ним морских акваториях. Также Управление обеспечивает функционирование двух круглогодичных (станции Чанчэн и Чжуншань) и одной летней (Куньлунь) баз в Антарктике, арктической станции Хуанхэ и ледокола «Сюэлун».

Как правило, руководителями китайских полярных экспедиций назначается руководящий состав КУДА (на уровне заместителя начальника управления) или другой полярной организации – Полярного НИИ Китая (на уровне заместителя директора института).

Полярный НИИ Китая (ПНИИ) основан в 1989 году и располагается в Шанхае (район Пудун). В штате института – 124 сотрудника, в т.ч. 41 ученый, 26 специалистов по логистике, 34 морских специалиста, а также 23 человека – руководящий состав.

Директор ПНИИ Китая – доктор Ян Хуэйгэн, которому подчиняются четыре заместителя, курирующие отдельные направления работы института.

ПНИИ представляет собой научно-исследовательский центр по комплексному изучению полярных областей Земли и является ключевой лабораторией полярных исследований под эгидой ГОУ Китая, которому подчиняется административно.

Институт координирует китайские полярные исследования и отвечает за объекты инфраструктуры в рамках полярных исследований (ледокол «Сюэлун», полярные станции в Арктике и Антарктике и т.п.). Кроме этого, НИИ осуществляет международное сотрудничество и обмен научной информацией.

ПНИИ непосредственно занимается вопросами организации, проведения и материально-технического обеспечения китайских арктических и антарктических научно-исследовательских экспедиций (CHINARE).

В самой структуре института функционируют:

административный отдел (главный офис, отдел научного планирования и т.д.);

научно-исследовательские отделы (по направлениям исследований);

подчиненные структурные объекты (ледокол, полярные станции);

отделы организации экспедиций (администрация станций, отдел технического обеспечения, отдел логистики, сервисный центр и т.п.);

научный центр популяризации полярных исследований;

китайский национальный полярный архив.

 

 

Основными направлениями исследований, проводящимся в институте, являются полярная гляциология, полярная океанография, физика верхних слоев атмосферы в полярных областях, полярная биология, а также информирование общественности по полярным исследованиям.

В ПНИИ созданы и функционируют специализированные лаборатории, занимающиеся вопросами глобальных изменений снежного и ледяного покрова, физики ионосферы, полярных сияний и физики магнитосферы, анализа полярных организмов, анализа молекулярной биологии и биологии микроорганизмов, биохимии, сбора полярных микробов (на борту ледокола).

Базовая информация для ПНИИ поставляется с китайских полярных станций, а также с полевых исследований в ходе полярных экспедиций (снежно-ледовый покров, космические микрочастицы и т.п.).

В составе ПНИИ функционирует всекитайский полярный информационный центр, созданный в 1995 году. В его функции входят сбор и систематизация данных, архивное хранение всей информации по полярным исследованиям и ее размещение в глобальной и локальных сетях. Кроме этого, на центр возложены обязанности по популяризации полярных исследований в обществе (библиотека полярной литературы, музей полярных исследований, полярный журнал и т.п.).

В 2009 году– в канун своего 20-летия – ПНИИ переименован в Китайский полярный научно-исследовательский центр (КПНИЦ) с увеличением штата сотрудников до 230 человек.

В ближайшее время в рамках программы по развитию полярной инфраструктуры КУДА и КПНИЦ планируют дальнейшую модернизацию антарктических станций Чанчэн и Чжуншань, завершение развертывания станции Куньлунь.

Также модернизируется порт приписки ледокола «Сюэлун» в Шанхае. Здесь ведется строительство нового пирса, научно-исследовательского кампуса (научный городок), международного центра обработки данных, хранилища льда и других исследовательских материалов и образцов.

 

ПОЛЯРНЫЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТАНЦИИ

 

В настоящее время Китай располагает четырьмя полярными станциями – тремя в Антарктике и одной – в Арктике.

Станция Чанчэн (Великая стена) первая китайская станция в Антарктике, открытая 20 февраля 1985 года. Находится за пределами Южного полярного круга на южной оконечности острова Короля Георга (координаты: 62°13′ ю.ш. 58°58′ з.д.).

Станция общей площадью около 2500 кв. м располагается на скале, не покрытой льдом, на высоте около 10 метров над уровнем моря. В летний период на ней могут работать до 40 полярников, в зимний период – не более 14.

В летний период, кроме обычных наблюдений, на станции проводятся научные исследования по геологии, гляциологии, биологии, экологии, медицине человека, океанологии и т.д.

На территории станции – 15 зданий для жизнеобеспечения и проведения научных исследований, в т.ч. жилое здание, здание энергообеспечения (с тремя дизельными генераторами для круглосуточной подачи электричества), здания с лабораториями для научно-исследовательской работы, склад, гараж (для размещения 10 снегоходов и тягачей), метеостанция, радиорубка, почта. На берегу построен причальный пирс для приема парома и функционирования двух транспортных катеров типа «Зодиак».

В ходе 24-й антарктической экспедиции (2007-2008 года) проведена значительная реконструкция станции с использованием новых современных технологий, в ходе которой построено новое комплексное здание площадью 1000 кв. м, реконструированы лаборатории, модернизированы системы связи и транспорта. Кроме этого, установлены десять цистерн для топлива, смонтированы системы по утилизации мусора и очистке сточных вод, котельная и ряд других объектов жизнеобеспечения. Для проведения научных исследований установлена станция слежения за космосом, высокочастотная РЛС в радиопрозрачном куполе. На станции установлено спутниковое телевидение, проведена локальная сеть, имеется доступ в глобальную сеть Интернет.

 

 

Станция Чжуншань (названа в честь китайского революционера Сунь Ятсена, Чжуншаня) – вторая китайская станция в Антарктике, открытая 26 февраля 1989 года. Расположена в оазисе Холмы Ларсеманн (координаты: 69°22′ ю.ш. 76°22′ в.д.) на берегу залива Прюдс в восточной Антарктике.

Станция общей площадью около 3000 кв. м является идеальным местом для проведения морских, гляциологических, геологических и метеорологических исследований. Летом станция может принять около 60 полярников, зимой персонал станции не превышает 25 человек.

На территории станции – 15 зданий для жизнеобеспечения и проведения научных исследований, в т.ч. административное здание, общежитие, исследовательские лаборатории, метеопункт, гараж (для размещения 14 снегоходов и тягачей), здание энергообеспечения (с четырьмя дизельными генераторами для круглосуточной подачи электричества).

В лабораториях могут проводиться научные исследования по геологии, биологии, полярной физике, экологии, медицине человека, океанологии, физике верхних слоев атмосферы, магнетизму, сейсмологии и др.

На станции установлена РЛС СуперДАРН (для измерения ионосферы), имеется спутниковое телевидение, локальная сеть, доступ в глобальную сеть Интернет.

На территории станции оборудована первая на Южном полюсе геокосмическая лаборатория с космическим телескопом для изучения полярных сияний, перемещения масс воздуха, формирования облаков и т.д.

В ходе 24-й и 25-й антарктических экспедиций (2007-2009 года) проведена модернизация и расширение станции с использованием новых современных технологий, в ходе которой смонтированы станция космической связи, склад, мусоросборник, канализационная система, котельная, аппаратная кабина РЛС, нефтехранилище. Проведены работы по значительному расширению исследовательских площадок и их техническому переоснащению.

 

 

Станция Куньлунь (названа в честь горной системы в Китае) – третья китайская станция в Антарктике, открытая 2 февраля 2009 года. Находится в 7,3 км к юго-западу от Купола Аргус – самой высокой ледяной вершины Антарктиды (высота 4093 м над уровнем моря, координаты: 80°22′ ю.ш. 77°22′ в.д.), из-за суровых климатических условий именуемой «полюсом недоступности».

Станция площадью 560 кв. м, рассчитанная на проживание 24 полярников в летний период, состоит из четырех секций, включая две – для научных исследований и две – для проживания и материально-технического обеспечения.

Комплекс подготовительных работ по развертыванию станции проведен с начала 2005 года (определение местоположения будущей станции) до начала 2009 года (монтаж секций станции). Первое восхождение китайских полярников на Купол Аргус с установкой памятного знака и китайского флага состоялось 12 января 2008 года.

С февраля 2008 года на станции введена в строй автоматическая полярная обсерватория, оснащенная различной аппаратурой, включая семь телескопов, акустическую РЛС, электродвигатели, компьютерную систему управления, спутниковую систему связи, солнечные батареи, а также 30-метровую башню автоматических метеонаблюдений. Основное оборудование обсерватории – комплекс из четырех автоматических телескопов CSTAR (Chinese Small Telescope Array) и трех телескопов системы Шмидта (Antarctica Schmidt Telescopes, AST-3), предназначенных для поиска планет в других системах. Завершение работ по монтажу астрономической обсерватории планируется в 2011 году.

Основной каркас станции, смонтированный в январе 2009 года, представляет собой 11 внутренних помещений модульного типа, в которых размещены общежитие, медпункт, лаборатория, кабинеты, пищеблок, баня, душевые, хозблок, склады и электрогенератор.

В перспективе планируется расширение станции (для ее круглогодичного функционирования) и сооружение рядом с ней небольшого полярного аэродрома.

Общая стоимость работ по развертыванию станции составила более $150 млн.

Район Купола Аргус считается идеальным местом для исследования процесса глобального изменения климата, а также для наблюдения уникальных атмосферных явлений. Поэтому основными задачами станции являются наблюдение за космосом, атмосферными явлениями, состоянием климата, солнечной радиацией, влажностью, атмосферным давлением. Значительная часть наблюдений (астрономические и метеорологические) осуществляется в автоматическом режиме с последующей передачей данных по каналам космической связи на приемные станции в Австралии и Китае.

 

 

Станция Хуанхэ (Желтая река) первая и пока единственная китайская станция в Арктике открыта 28 июля 2004 года. Станция расположена в местечке Ню-Олесунн на норвежском архипелаге Шпицберген (координаты: 78°55′ с.ш. 11°56′ в.д.).

Станция общей площадью около 500 кв. м, рассчитанная на проживание 20-25 полярников, представляет собой двухэтажное здание, в котором расположены четыре лаборатории, служебные помещения, читальный зал, общежитие и др. Все объекты инфраструктуры построены норвежцами, кроме этого, они же обеспечивают и сервисное обслуживание станции.

На станции проводятся научные исследования по гляциологии, метеорологии, морской экологии, изменению климата и окружающей среды на Северном полюсе, изучению северных сияний, замерзших микроорганизмов, проводятся мониторинги ледников, метеоисследования и т.д.

 

 

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА КИТАЙСКИХ ПОЛЯРНИКОВ

 

На балансе Китайского полярного научно-исследовательского центра находится ряд технических средств, предназначенных для проведения научных исследований и обеспечения жизнедеятельности полярных станций:

ледокол (научно-исследовательское судно) «Сюэлун»;

вертолет Ка-32А «Сюэин»;

беспилотный летательный аппарат (БЛА) «Сюэян»;

подводные глубоководные роботы;

полярные снегоходы и др.

 

КИТАЙСКИЙ ПОЛЯРНЫЙ ФЛОТ

 

Полярные научно-исследовательские суда (НИС), выполняющие функции ледокола, научных исследований и транспортировки, играют главную роль среди всех других средств доставки в зону полюсов.

В разное время научно-исследовательские и транспортные задачи в Антарктике выполняли четыре бывших и уже списанных полярных НИС Китая – «Сянъянхун-10» («Xiangyanghong-10»), J-121, «Хайян-4» («Haiyang-4») и «Цзиди» («Jidi»), а также ныне действующее НИС – ледокол «Сюэлун» («Xuelong»).

Среди бывших НИС только судно «Цзиди» можно сопоставить по возможностям с нынешним НИС «Сюэлун», а первые три судна выполнили всего одно плавание в Антарктическую зону.

НИС «Сянъянхун-10» – крупногабаритное судно класса «Тип 643» для проведения комплексных океанографических исследований. Судно было спущено на воду в октябре 1979 года и использовалось в рамках ракетно-космической программы Китая (траекторные измерения, метеорологические наблюдения, дальняя связь). Не

приспособленное к плаванию во льдах, судно совершило только один (и единственный) поход в Антарктику в 1985 году. В 1998 году НИС «Сянъянхун-10» было переоборудовано в корабль слежения за космическими объектами и переименовано в «Юаньван-4» («Yuanwang-4»). После серьезных повреждений, полученных из-за взрыва и пожара в машинном отделении, в середине 2007 года судно было списано. НИС J-121 – бывшее подъемно-спасательное судно ВМС – по своим основным характеристикам было идентично НИС «Сянъянхун-10» (одного класса и построено на той же судоверфи; дополнительно оснащено аварийно-спасательной техникой). Походы в зону полюсов судно J-121 не совершало.

НИС «Хайян-4» – судно морской геофизической разведки. Использовалось для проведения геологических, сейсмических и биологических исследований в океанской зоне. Также как и судно J-121, походов в зону полюсов не совершало.

НИС «Цзиди» – грузовое судно ледового класса «А1», построенное на судоверфи Раума (Финляндия) в 1971 году. Выкуплено Китаем в 1985 году за $900 тыс. и переоборудовано в научно-исследовательское судно для работ в Антарктике (только для районов с плавающими льдинами). С 1986 по 1993 года НИС «Цзиди» выполнило шесть антарктических походов. Списано в 1994 году.

 

 

 

НИС «Сюэлун» (Снежный дракон) построено по заказу КНР на Херсонской судоверфи (Украина) в 1993 году. Первоначально – судно-снабженец усиленного ледового класса А2 («Проект 10621» – грузовое судно для плавания во льдах). В том же году переоборудовано в Китае в ледокол – судно ледового класса В1 (модернизация обошлась в $3,7 млн). После проведенной модернизации, с 1994 года «Сюэлун» заменил в антарктических экспедициях НИС «Цзиди». С 1994 по 2010 года НИС «Сюэлун» выполнил 16 походов, в т.ч. три – в Арктику и 13 – в Антарктику.

Порт приписки судна – Вайгаоцяо (в шанхайском районе Пудун), где в сентябре 2007 года построена первая в мире специальная пристань для полярных судов (длина – 250 м, ширина – 28 м). На ней располагаются два причала для полярных судов водоизмещением 3 тыс. и 20 тыс. тонн.

НИС «Сюэлун» является многофункциональным судном, в задачи которого входит снабжение полярных станций генеральными грузами, топливом, продуктами, а также проведение научных исследований в ходе полярных экспедиций. Для этого на корабле есть центр обработки данных, семь лабораторий общей площадью 200 кв. м (для исследований в областях океанологической физики и химии, атмосферной химии, биологии, астрономии), многочисленное научное и палубное оборудование.

Всего судно позволяет разместить до 130 членов экспедиции для смены зимовочного состава полярных станций. Для выполнения ледовой разведки и доставки грузов в труднодоступные районы на судне оборудована вертолетная площадка и ангар, позволяющие разместить два вертолета типа Чжи-9 или Ка-32А. Для транспортировки и научно-исследовательских целей судно располагает тремя катерами класса «Зодиак».

Судно оснащено современными средствами связи и навигации (РНС Лоран-С, навигационная РЛС, станция спутниковой связи), позволяющими ему автономно работать в высоких северных и южных широтах.

Дополнительное оборудование НИС «Сюэлун» включает в себя средства для метеонаблюдений, обнаружитель косяков рыб, приемник цветных спутниковых изображений, приемник метеорологических факсимильных изображений, электрический анеморумбометр, гравиметр, гироскоп, угломер, эхолот и др.

За все время эксплуатации «Сюэлун» прошел две модернизации. В ходе первой из них (2004 год), на которую было потрачено около $20 млн, были увеличены лабораторные площади и улучшено техническое оснащение судна.

Вторая модернизация, проведенная с марта по октябрь 2007 года и обошедшаяся в сумму более $27 млн, включала в себя капитальный ремонт и модернизацию технической оснастки судна. Был усилен корпус судна, обновлено все оборудование, установлены новые системы связи и навигации.

Планируется, что с 2013 года ледокол «Сюэлун», имеющий после последнего ремонта ресурс в 15 лет, будет выполнять походы в полярные области только для снабжения полярных станций. Исследовательские же функции будут возложены на новое китайское НИС ледового класса, строительство которого начато в конце 2009 года на одной из шанхайских судоверфей. Строящийся новый ледокол, предназначенный исключительно для океанографических исследований и сбора научных данных, будет способен преодолевать лед толщиной более четырех метров (НИС «Сюэлун» – до 1,5 м). Помощь китайской стороне в строительстве нового ледового судна оказывают корабелы из стран Скандинавии и России, имеющие большой опыт в постройке судов такого класса.

Характеристики полярных НИС Китая представлены в таблице.

 

Полярные научно-исследовательские суда Китая

 

 

ПОЛЯРНАЯ АВИАЦИЯ КИТАЯ

 

Первоначально, не имея собственной авиации, Центру полярных исследований КНР на период проведения полярных экспедиций приходилось арендовать вертолеты у различных компаний.

Впервые вертолет (арендованный за рубежом) был использован 16-й китайской антарктической экспедицией в 1999 году. Высокая эффективность вертолетов по перевозке людей и грузов в полярных условиях явилась главным фактором для заключения контракта между ГОУ КНР и корпорацией «Harbin Aircraft Industry Group Co.» по аренде на период полярных экспедиций вертолетов Чжи-9, принадлежавших дочерней компании корпорации – «China Flying Dragon Special Aviation Company».

В период с 2001 по 2009 года три вертолета Чжи-9 (бортовые номера В-7109, В-7110, В-7112) из этой авиакомпании регулярно привлекались ко всем полярным экспедициям Китая на правах аренды, при этом, средний налет машин за одну экспедицию составлял от 50 до 150 часов.

В ходе 25-й антарктической экспедиции (2008-2009 года) китайскими полярниками впервые использовался вертолет марки Ка-32А (бортовой номер HL9406), арендованный у южно-корейской компании «Helikorea Co. Ltd.».

Вертолет Ка-32А, предназначенный для перевозки людей и грузов в транспортной кабине и крупногабаритных грузов на внешней подвеске (массой до 5000 кг), эвакуации больных и пострадавших, выполнения поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ, строительно-монтажных операций и др., отлично зарекомендовал себя в глазах китайских полярников. Поэтому, начиная с 26-й экспедиции (2009-2010 года), ледокол «Сюэлун» несет на своем борту новый вертолет российского производства Ка-32А (бортовой номер В-7810). Машина, получившая название «Сюэин» (Снежный орел), была закуплена полярным НИИ Китая и официально передана китайской стороне 27 мая 2009 года.

В то же время, необходимость выполнения значительного объема работ в ходе экспедиций вынуждает китайскую сторону продолжать прибегать к аренде зарубежных вертолетов. Так, в ходе последней, 26-й экспедиции, второй (арендованный) вертолет ждал экспедицию на базе в Новой Зеландии.

Основными задачами вертолетов в ходе экспедиций являются грузоперевозки между ледоколом и полярными станциями, доставка персонала на станцию и обратно, в труднодоступные места, сопровождение экспедиций к строящейся станции Куньлунь. В целом же, применение вертолетов значительно повысило материально-техническую поддержку китайских полярных экспедиций и расширило потенциал научных исследований.

 

БЕСПИЛОТНАЯ АВИАЦИЯ (БЛА)

 

В ходе 26-й антарктической экспедиции китайские ученые впервые использовали для научных исследований БЛА «Сюэян» (Снежная ласточка).

Аппарат, созданный специалистами НИИ робототехники Бэйханского университета, сделан из стеклопластика и армированного пластика и весит всего 15 кг. Он оснащен видеокамерой, инфракрасными датчиками и радиометром (общий вес различного научного оборудования на борту БЛА – не более 10 кг) и способен вести воздушное наблюдение в течение двух часов на скорости 50-100 км/ч. Первое пробное испытание в Антарктике БЛА «Сюэян» прошел в 2007 году.

В 2009 году БЛА использовался для исследования залива Прюдс (в районе станции Чжуншань). В общей сложности с помощью аппарата обследована территория площадью около 1600 кв. км и собраны различные данные об атмосфере, морской акватории и айсбергах.

 

ГЛУБОКОВОДНЫЕ РОБОТЫ

 

Для проведения подводных научных исследований китайскими полярниками применяются подводные роботы типа «Арктика» китайского производства.

До 2008 года в ходе подледных и подводных исследований применялся подводный робот «Арктика-ROV», оснащенный видеокамерой и гидролокатором, с глубиной погружения до 50 м.

С 2008 года началось применение нового автоматического подводного робота с дистанционным управлением «Арктика-ARV», разработанного Шэньянским институтом автоматики (в рамках программы «План 863» – 863 ключевых задач очередной пятилетки) в сотрудничестве с Академией наук Китая. Вес робота – 350 кг, рабочая глубина погружения – до 100 м, рабочий радиус действия – 3000 м.

Первые испытания робота «Арктика-ARV», проведенные подо льдом в акватории на 84° с.ш. в ходе третьей арктической экспедиции, завершились успешно.

 

ПОЛЯРНЫЕ СНЕГОХОДЫ

 

Для выполнения комплекса задач в районах полярных станций китайскими полярниками используется гусеничная техника импортного производства с различным навесным оборудованием в морозостойком исполнении, включая:

полярные ратраки фирмы «Kassbohrer» (Германия), выпускающей машины под маркой «Pisten Bully» (модель PB240D);

гусеничные тракторные скреперы CAT фирмы «CATERPILLAR» (США);

снегоходы фирмы «Arctic Cat» (Австрия).

Многоцелевые тягачи-ратраки «Pisten Bully» используются для выполнения монтажных работ и перевозки персонала и грузов. Полярные станции располагают машинами как в комплектации с грузовой платформой (включая оборудование совком), так и с пассажирской кабиной (на 20 человек). Ратраки изготовлены из легких материалов, имеют утепленную кабину и остекление с возможностью панорамного обзора. Тяговое усилие двигателя позволяет транспортировать санный поезд из двух-трех прицепов общей массой до 20 т. За работой всех систем следит бортовой компьютер, способный распознать обрыв отдельных нитей троса лебедки (длина троса – до 1000 м). Широкие гусеницы ратрака с грунтозацепами позволяют передвигаться по снегу и льду и работать на крутых склонах с уклоном до 45°.

Гусеничные скреперы CAT, оснащенные открытым ковшом, в основном используются на строительно-монтажных работах, а снегоходы «Arctic Cat» – для мобильных поездок полярников в районе станций.

 

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ

 

В настоящее время полярные экспедиции организуются и проводятся под руководством Китайского управления по Арктике и Антарктике.

Начиная с первого китайского морского похода в Антарктику в 1984 году, к настоящему времени проведено 26 антарктических и три арктических научно-исследовательских экспедиций (CHINARE).

За более чем 25 лет исследований около 900 китайских полярников прошли через зимовки на станциях (длительность одной – около 13-14 месяцев). Многие из них пожертвовали на полюсах своим здоровьем, а некоторые и погибли в ходе экспедиций и зимовок.

Основные океанографические исследования полярников были направлены на исследования движения льда и его состава в акваториях залива Прюдс, пролива Брансфилда, восточных и центральных морях Антарктики, тихоокеанском секторе Северного Ледовитого океана.

Доставка ученых-полярников и обслуживающего персонала в район проведения экспедиций и полярных станций осуществляется ледоколом «Сюэлун» или воздушным транспортом с территорий Чили, Австралии и Новой Зеландии. В ходе экспедиций проводится широкий комплекс научных исследований в полярных областях, осуществляется ротация полярников на станциях, производится доставка грузов для жизнеобеспечения станций и вывоз не утилизированных отходов и мусора.

Общая численность полярников и обслуживающего персонала, остающихся на зимовку на антарктических станциях, составляет около 30 человек (12-13 – на станции Чанчэн, 16-17 – на станции Чжуншань).

 

 

Учитывая большие промежутки времени между экспедициями в Арктику (всего три похода НИС «Сюэлун» за 11 лет), ротация полярников на арктической станции Хуанхэ осуществляется воздушным путем через Норвегию, а жизнеобеспечение станции осуществляет норвежская сторона.

В период между арктическими экспедициями на станцию Хуанхэ регулярно прибывают китайские ученые-полярники для проведения различных научных исследований. Доставка осуществляется по воздуху, благо в районе станции оборудован грунтовой аэродром, способный принимать полярную авиацию.

Данные по полярным экспедициям представлены в таблице.

 

Китайские полярные научно-исследовательские экспедиции в Антарктику и Арктику

 

 

ЗАЧЕМ КИТАЮ ПОЛЮСА?

 

Позиционирование Китая как ведущей мировой державы повлекло за собой активизацию деятельности страны на арктическом и антарктическом направлениях. И в ближайшее время полярные исследования Китая будут идти по нарастающей, поскольку амбиции Поднебесной все время растут, ну а экономические возможности этому только способствуют.

По заявлениям китайского официоза, полярные экспедиции проводятся исключительно для исследования «тайн природы» и связаны с перспективными интересами в развитии страны и для противодействия глобальным изменениям климата. Ну а что же скрывается за этим движением к полюсам на самом деле?

 

 

Антарктика в планах Поднебесной

В настоящее время на Антарктиду претендуют семь государств – Австралия, Франция, Норвегия, Новая Зеландия, Аргентина, Чили и Великобритания. Ряд государств, в принципе, не признают эти претензии, но другие страны оставляют за собой право выступить с аналогичными требованиями. Так как все претенденты на жирный «антарктический пирог» являются участниками Антарктического Договора, подписанного в 1959 году, признающего Южный полюс зоной мира и международного сотрудничества, свободной от оружия, то переход этих споров в военную стадию практически невозможен. Территориальные претензии, конечно же, этим договором не урегулированы, но в какой-то мере «заморожены». Кроме этого, подписанный в 1991 году «Протокол об охране окружающей среды Антарктики», запрещает любую деятельность, связанную с минеральными ресурсами, на последующие 50 лет (за исключением научных исследований). Следует правда отметить, что этот Протокол является обязательным лишь для небольшого числа его участников.

Несмотря на то, что масштабной геологоразведки в Антарктиде не проводилось, известно, что континент обладает значительными залежами нефти и газа, а также полезных ископаемых (медь, молибден, титан, апатиты, уголь, железо). Кроме того, здесь находятся огромные запасы пресной воды, в которой остро нуждаются многие страны мира. Поэтому, очевидно, что Антарктика для Китая – это, прежде всего, последняя в мире (и пока нетронутая) сырьевая база. И почему бы ведущей мировой державе не попытаться использовать в недалеком будущем ее природные и минеральные ресурсы? Как, например, Германия, Япония и Южная Корея, жадным взглядом давно уже поглядывающие на Шестой Континент…

В настоящее время Китай определяется со своими обязательствами по Антарктике, а также оценивает свои возможности и перспективы на тот случай, если правила игры с минеральными ресурсами Южного полюса вдруг изменятся. В Китае справедливо полагают, что отмена этого запрета и развитие технологий добычи полезных ископаемых в полярных областях уже не за горами и под давлением мировых держав добыча сырья в Антарктиде рано или поздно, но все же начнется. А поэтому к этому моменту нужно готовиться уже сейчас. Кстати, первыми об антарктической экспансии Поднебесной заговорили австралийцы, прямо заявившие о том, что Китай подбирается к «замороженным сырьевым запасам» Австралии. Так это или не так – пока не известно. Только вот в ходе последней антарктической экспедиции китайцы официально заявили о начале буровых геологоразведочных работ (конечно, исследовательских!) в районе станции Куньлунь…

 

Арктические интересы Китая

Китай со своей бурно развивающейся экономикой с жадностью присматривается к Арктике, быстро оценив коммерческие и стратегические выгоды, которые может принести стране стремительное таяние арктического льда. Ведь начиная с 1995 года, по различным оценкам, ледяной покров на Северном полюсе уже уменьшился на 20-40%. По самым смелым прогнозам уже в 2013 году Арктика будет свободна ото льда в течение всего лета, а к 2030 году Северный Ледовитый океан может полностью освободиться ото льда. Поэтому, первый интерес Китая в Арктике – это, конечно же, новые маршруты судоходства.

 

Новые морские пути — короче, быстрее, безопасней, дешевле…

Многие китайские аналитики прямо заявляют, что «кто контролирует арктический путь – тот контролирует мировую экономику». Для Китая, как крупнейшей страны-экспортера, чья экономика на 46% зависит от международного судоходства, изменение климата и последующее таяние арктических льдов открывают широкие возможности для новых путей судоходства в Европу и Северную Америку. Так, свободный ото льдов Северный морской путь (вдоль российского побережья) укорачивает путь из Шанхая в Гамбург на 6400 км (по сравнению с традиционным маршрутом через Малаккский пролив и Суэцкий канал). К тому же, на этом пути явно нет пиратов, из-за нападений которых страховые взносы за проход через Аденский залив выросли в последнее время в десятки раз. В среднем, обычный контейнеровоз или сухогруз экономит на северном маршруте 40% времени и около $350-500 тыс., избегая при этом малоприятной перспективы встречи с пиратами где-нибудь в Южно-Китайском море или Аденском заливе. Общая выгода арктических маршрутов такова, что свободная ото льдов Арктика может полностью изменить весь баланс мировой торговли.

 

Природные ресурсы арктического шельфа

Доступ к природным ресурсам Арктики представляет собой второй стратегический интерес Китая на Северном полюсе. По различным оценкам, здесь находятся 25-30% неразведанных запасов природного газа, 13-25% нефти, залежи других полезных ископаемых (золото, серебро, никель, хром, титан, вольфрам, уголь, алмазы). Не стоит забывать и об огромных рыбных ресурсах Арктики.

Любой регион с разведанными запасами углеводородов автоматически попадает в сферу интересов Китая. Осуществляя излюбленную стратегию «ползучей интервенции», эта страна вполне способна серьезно заявить о своих арктических претензиях. Уже сейчас в Арктике появилась возможность поискать полезные ископаемые там, где ранее это сделать было просто невозможно – на арктическом шельфе, постепенно теряющем свой ледовый покров. И некоторые факты таких действий Пекина уже налицо. Так, например, в октябре 2008 года российские пограничники задержали в Беринговом море незаконно находящееся в территориальных водах РФ китайское судно «Бинхай», принадлежавшее китайской компании, специализирующейся на шельфовой нефтедобыче (на борту судна было обнаружено оборудование для комплексного исследования континентального шельфа). А еще, по некоторым данным, на одной из китайских судоверфей строится специальная подводная лодка с возможностью подледного плавания в полярных условиях…

 

Столкновение полярных интересов и арктическая стратегия Пекина

По международному законодательству, ни одна страна не владеет Северным Полюсом и частью планеты, находящейся в непосредственной близости от него. Согласно статье 76-й Конвенции ООН по морскому праву, права пяти государств, чьи территории находятся внутри Полярного Круга – России, Канады, Норвегии, США и Дании – ограничены их экономическими зонами (200 морских миль от побережья). Настоящие же реалии таковы, что уже сейчас Северный полюс становится объектом острого соперничества. Пятерка приарктических государств, имеющих выход к Северному Ледовитому океану, в последние годы пытается разграничить арктическую территорию, богатую на запасы углеводородов. К арктической гонке и разработке полярного шельфа готовы подключиться еще свыше 20 стран (включая Великобританию, Китай, Японию, Германию и др.), предпринимающие активные действия по расширению своего научно-исследовательского, экономического и даже военного присутствия в Арктике. И если о прямой конфронтации пока говорить еще рано, то возникновение споров и конфликтных ситуаций в ближайшем будущем – это вполне вероятный сюжет развития обстановки, вплоть до превращения Арктики в зону потенциального военного конфликта.

Межгосударственной организацией, занимающейся проблемами экологии, развития и социальной сферой Арктики, является Арктический Совет, начавший свою работу в 1998 году. В него входят все приполярные государства, а также представители организаций народов Севера (алеуты, саамы, эскимосы и т.д.).

Китай, не являясь приарктическим государством и не имея прав на полярный шельф, не состоит в Арктическом совете. Но, имея высокий политический вес, Пекин будет добиваться для себя определенных политических рамок и правовой основы для своей будущей деятельности в Арктике. И первые шаги в этом направлении уже делаются. Программа полярных исследований Китая считается одной из сильнейших в мире. В стране быстрыми темпами реализуется программа по освоению Арктики и Антарктики, разработана программа создания к 2013 году сверхмощных ледоколов для полярных экспедиций, предпринимаются сильно не афишируемые и осторожные попытки вести собственную геологоразведку в полярных областях. Не отстает в полярных вопросах и дипломатический корпус Поднебесной, заручившийся поддержкой малых приарктических государств. Власти Норвегии, например, уже призывают предоставить Китаю статус постоянного наблюдателя при Арктическом совете (сейчас у Пекина статус временного наблюдателя). А в Исландии у китайцев – самое большое посольство, ведь эта страна, имеющая глубоководные порты, из-за таяния арктических льдов со временем может стать одним из главных мировых центров судоходства. И где, как не здесь создавать крупные перевалочные морские портовые базы для коммерческого флота КНР? Кроме определения маршрутов коммерческого судоходства, Пекин начал сотрудничество с малыми приарктическими странами и в вопросах будущей разработки природных ресурсов.

Если официальные власти Китая пока относительно сдержаны, то ряд китайских политиков, ученых и военных уже требуют ускоренной разработки арктической стратегии страны, дабы не упустить свою долю «арктического пирога». Судя по всему, такая арктическая программа Пекина уже существует и предполагает как переработку 76-й Конвенции ООН (конечно же, с учетом интересов КНР), так и претворение в жизнь лозунга-призыва к полярным странам «отказаться от интересов приарктических стран в пользу интересов всего человечества». А если к этому добавить еще и активное развитие китайского ледового флота (ледоколы, танкеры, контейнеровозы), то становится ясно, что Поднебесная, не сидит, сложа руки, а последовательно проводит политику отстаивания своих геополитических интересов на арктическом шельфе.

В то же время, Пекин прекрасно понимает, что из-за своего статуса супердержавы, его агрессивные действия в Арктике могут вызвать напряжение как в мире, так и в полярных странах. К тому же, здесь явно опасаются создания альянса полярных государств против Китая, что может привести к изоляции Пекина от Арктики. Так, например, чрезмерные пошлины за транзитный проход кораблей через российскую морскую экономическую зону (экологические, навигационные, портовые и др.) могут значительно снизить все преимущества от судоходства по СМП и лишить Китай потенциальных выгод. А еще могут закрыться морские порты на маршрутах судоходства или возникнуть проблемы при проходе узкого и мелкого Берингова пролива…

Тем не менее, желание играть более значимую роль в полярных регионах свидетельствует о том, что Арктика и Антарктика становятся очередными районами, в которых Китай начинает определять и реализовывать свои глобальные стратегические интересы.

Очевидно, что не северные сияния и антарктические пингвины манят Поднебесную к полюсам. Всегда прагматичный «Снежный дракон» видит в полярных областях, прежде всего, зону своих экономических интересов и сырьевой безопасности. А потому экспансия Китая к полюсам будет продолжаться и продолжаться очень активно…

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru