120-мм самоходная артиллерийская установка PLL05 («Тип 05»)

© 2013, www.otvaga2004.ru, текст, характеристики

Модификации: нет


 

Самоходная 120-мм артиллерийская система PLL05 (или «Тип 05») является одной из лёгких артиллерийских установок на колёсном шасси, принятой на вооружение Народно-освободительной армии Китая в последние годы. Впервые эта установка была представлена в 2001 году компанией НОРИНКО в качестве экспортного образца, но покупателей на неё нашлось. Позднее – в начале 2008 г. – несколько улучшенный вариант под обозначением PLL05 был принят на вооружение 127-й лёгкой мотопехотной дивизии 54-й Армии Цзинаньского военного округа НОАК.

В состав новой артиллерийской системы входит уникальное 120-мм орудие, которое сочетает в себе качества миномёта и гаубицы. Оно может вести огонь как по навесной траектории на максимальную дальность (угол подъёма ствола до 80 град.), так и настильным огнём прямой наводкой. Стрельба может вестись как 120-мм артиллерийскими снарядами, так и 120-мм миномётными минами, в т.ч. состоящими на вооружении стран НАТО.

Впервые концепцию такого универсального орудия осуществил Советский Союз, создав в 1981 году 120-мм гусеничную установку 2С9 «Нона-С» для своих Воздушно-десантных войск. Одновременно с самоходной установкой в СССР были разработаны и буксируемые системы с такой же баллистикой, а позднее – колёсный вариант 2С23 «Нона-СВК». Происхождение китайской копии советской 120-мм установки «Нона» – весьма тёмный вопрос. Точно известно, что ни во времена СССР, ни после его распада артиллерийские системы семейства «Нона» на экспорт не поставлялись, хотя в некоторых источниках (инициатором, видимо была газета «Washington Post» в 1997 г.) настойчиво утверждалось, что Китай закупил у России около 100 установок 2С23. Весьма вероятной версией может быть получение китайцами одной из установок 2С9 у Пакистана (с ним КНР давно сотрудничает в военной области), который, в свою очередь, смог получить ее из Афганистана во время нахождения нам Ограниченного контингента Советских войск (1978-89 гг.), которые успешно применяли эти установки против душманов. Возможно одну из таких машин, потерянную во время боевых действий, и приобрёл Китай. Далее традиционно китайцы подробно изучили эту артиллерийскую систему, после чего приступили к её копированию, но башню установили на собственное колёсное шасси – БТР «Тип 92» (ZSL92 / WZ551) с колёсной формулой 6х6.

Ствол 120-мм орудия установки PLL05 имеет углы наведения по вертикали от -4 до +80 град. , а башня вращается на 360 град. по азимуту (для сравнения – башня «Ноны» имеет углы наведения по азимуту только ±35 град. в обе стороны). Заявленная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом составляет 9,5 км, осколочно-фугасной миной – 8,5 км (для сравнения – у «Ноны» эти показатели равны 8,8 и 7,1 км соответственно). Для поражения бронеобъектов на дальности до 1200 м в боекомплект установки входит кумулятивный снаряд. Кроме того, по некоторым данным орудие может использовать активно-реактивные снаряды с максимальной дальностью 12,8 км. Заряжание орудия осуществляется полуавтоматической системой (видимо полностью скопированной у 2С9) и составляет 6…8 выстр./мин для ОФС, 10 выстр/мин ОФМ и 4…6 выстр/мин – для КС. Общий боекомплект составляет 36 выстрелов раздельного заряжания, размещённых в укладках внутри корпуса и башни. Приборы прицеливания состоят из прицела прямой наводки (слева от орудия) и комбинированного панорамного прибора с встроенным лазерным дальномером, установленным на крыше башни. Система управления огнём имеет три режима стрельбы: автоматический, полуавтоматический и ручной.

Дополнительным вооружением артиллерийской системы PLL05 является 12,7-мм зенитный пулемёт «Тип 85», установленный на командирской башенке, а также два 3-ствольных блока дымовых гранатомётов по бокам башни.

Экипаж машины состоит из четырёх человек: командира, механика-водителя (места в передней части корпуса), наводчика и заряжающего (в башне). Сварные корпус и башня защищают экипаж от огня из стрелкового оружия и лёгких осколков. На первых прототипах машины башня имела относительно малый объём, но на поздних образцах её размеры были значительно увеличены, сзади появилась решетчатая корзина для имущества. Дымовые гранатометы на прототипе также отсутствовали.

Машина оснащена коллективной системой защиты от оружия массового поражения. 8-цилиндровый дизельный двигатель BF8L413F воздушного охлаждения мощностью 320 л.с. позволяет развивать скорость по шоссе до 85 км/ч и 8 км/ч на плаву. В последнем случае используются два гребных винта в поворотных кольцевых насадках, расположенные в корме позади задних колёс. Четыре передних колеса – управляемые, имеется система централизованной подкачки шин. Боевая масса установки составляет 16,5 тонн, что позволяет перевозить её транспортными самолётами «Юнь-8».

Сообщалось, что в настоящее время китайскими специалистами ведется разработка варианта установки на гусеничном шасси.

 

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Боевая масса, кг 16.500
Экипаж, чел. 4
Калибр орудия, мм 120
Длина ствола, мм / клб нет данных
Дальность стрельбы, м:  
– Максимальная ОФС 9500
– Максимальная ОФМ 8500
– Активно-реактивным снарядом 12800
– Прямого выстрела 1200
Система управления огнём дневной/ночной прицел, прицел-прибор наблюдения, встроенный лазерный дальномер
Основные размерения, мм:  
– Длина по корпусу 6650
– Ширина 2860
– Высота наибольшая нет данных
– Клиренс 467
Среднее удельное давление на грунт, кг/кв.см нет данных
Масса боеприпаса, кг:  
– Осколочно-фугасного снаряда нет данных
– Осколочно-фугасной мины нет данных
– Кумулятивного снаряда нет данных
Начальная скорость снаряда, м/с нет данных
Возимый боекомплект, выстр. 36
Углы наведения орудия, град.:  
– По вертикали -4…+80
– По горизонтали 180
Боевая скорострельность, выстр./мин 4…10
Живучесть ствола, выстр. нет данных
Дополнительное вооружение: количество (боезапас)  
– 12,7-мм зенитный пулемёт W-85 1 (нет данных)
– дымовые гранатомёты 2х3 (нет данных)
Тип и марка двигателя дизель воздушного охлаждения с турбонаддувом «Deutz» BF8L413F,
8-цилиндровый
Максимальная мощность, л.с. 320
Трансмиссия механическая КПП (9+1 скоростей)
Максимальная скорость, км/ч:  
– по шоссе 85
– на плаву 8
Запас хода, км 600

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru