Укус «Тарантула» или «полевое такси» по-русски

Журнал «Солдат удачи»

 

Созданием легких полноприводных автомобилей нового поколения для военных целей в нашей стране начали заниматься с 1980-х годов, одновременно с принятием странами НАТО программы «Полевое такси» (Field Cab) – нового легкобронированного транспортного средства. За это время на западе были выпущены десятки моделей подобных машин, хотя до сих пор нет однозначного ответа, каким это «такси» будет – гусеничным или же колесным. В России работа по созданию новой техники значительно замедлилась ввиду развала промышленности в 1990-х гг. на постсоветском пространстве, в том числе предприятий ВПК. Однако проблема обновления грузового автопарка вооруженных сил не стояла так остро, а вот для созданного за тридцать лет до этого «уазика» замены не было. Создание так называемых «джипов» оказалось практически уделом энтузиастов, которые, надо отдать им должное, время от времени выдавали автомобили, не уступающие лучшим отечественным и зарубежным образцам, а порой и превосходящие их.

Так во второй половине 1990-х гг. специалисты петербургского КБ «Кайман», не один год занимающегося разработкой внедорожных транспортных средств, разработали и построили автомобиль «Тарантул», который, по мнению конструкторов, совмещал в себе все лучшее, что было тогда в полноприводных автомобилях. Конструкторами были учтены все основные технические особенности зарубежных машин, чтобы создать универсальное армейское транспортное средство. Основные сформулированные требования были таковы:

• исключительная проходимость, обусловленная низкой массой, а также особенностями конструкции подвески и покрышек;

• высокая надежность;

• полная унификация деталей и агрегатов, за небольшим исключением, с деталями серийных отечественных автомобилей;

• высокая степень ремонтопригодности;

• низкая стоимость.

Учитывая то, что зачастую военным требуются автомобили, способные преодолевать водные препятствия вплавь без подготовки, был разработан также «Тарантул-амфибия», плавающий с помощью водометного движителя.

Соревнования «Полигон-98» (октябрь 1998 года) показали, что практически все известные полноприводные автомобили не способны тягаться с «Кайманом» (прототип «Тарантула») даже в условиях обыкновенного танкового полигона. Большинство конкурентов из-за зависимой подвески колес сразу же остались в аутсайдерах. «Hummer» из-за тяжеловесности и неудачной конструкции покрышек застрял в болоте. К сожалению, в соревнованиях не участвовал основной конкурент «Каймана» – «Unimog». Его феноменальная способность ползать со скоростью не выше 1 км/ч, сохраняя при этом высокие показатели крутящего момента, оригинальная подвеска и огромный запас прочности могли бы сделать в болоте серьезнейшим конкурентом питерского внедорожника.

Испытания «Тарантула» в горных условиях, проведенные в сентябре 1999 года, показали, что покрышки сверхнизкого давления и независимая торсионная подвеска способны значительно увеличить проходимость. А применение оригинальных колесных редукторов позволяет, используя не самый мощный двигатель, снимать с него стабильный крутящий момент при движении на малых скоростях, что облегчает движение по каменистой местности.

Из-за специфической конструкции покрышек максимальная скорость «Тарантула» на шоссе была ограничена 80 км/ч, однако новые разработки позволяли поднять этот показатель до 120–130 км/ч без потери проходимости и при сохранении устойчивости резины к агрессивным средам, в частности к нефтепродуктам.

Конструкция кузова машины предусматривала перевозку шести пассажиров или установку какого-либо оборудования или вооружения. Оригинальная конструкция, объединяющая в единый комплекс кузов, раму и подвеску, делала питерский вездеход малочувствительным к знакопеременным нагрузкам как со стороны подвески, так и со стороны груза (оборудования, вооружения). При этом расчетные расходы на эксплуатацию «Тарантула» были бы вполне сопоставимы с затратами на обслуживание гражданских автомобилей УАЗ.

 

И вот с момента первого появления «Тарантула» прошло более 15 лет, ситуация в стране кардинально переменилась, были разработаны самые разные полноприводные внедорожники. Тем не менее, разработчики не оставляли попыток вывести свою машину в серийное производство: «Тарантул» предполагалось использовать в качестве автомобиля двойного назначения как в гражданских структурах, так и в военных. Интерес был с обеих сторон. Недаром внедорожник приглашался для показа на ежегодную выставку автомобилей двойного применения в город Бронницы на базу 21-го НИИ автомобильной техники Министерства обороны России.

Основная изюминка машины, как уже упоминалось выше, состояла в использовании независимой торсионной подвески и шин сверхнизкого давления. Эти шины давали целый ряд преимуществ, были особенно эффективны при действиях автомобиля на болотистой местности и на слабонесущих грунтах. На них в принципе можно было бы преодолевать даже минные поля, поскольку удельное давление шин на грунт было минимальным. Однако подобные шины в силу своих конструктивных особенностей не могли иметь высокого протектора, что конечно же ограничивало возможности машины. Была попытка установить на «Тарантул» покрышки от автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-66, но они оказались настолько жесткими, что просто-напросто разбивали ходовую часть внедорожника.

Характерная особенность «Тарантула» состоит в том, что основная часть узлов машины полностью унифицирована с узлами российских серийных автомобилей. Так, на внедорожнике установлен двигатель ВАЗ-2130 рабочим объемом 1.774 куб. см и мощностью 91 л.с., коробку передач взяли от вазовской «семерки», раздатку – от вездехода «Нива» и т.д. В случае поломки этот автомобиль можно быстро отремонтировать в любом автосервисе. Кому-то может, правда, показаться, что двигатель для подобного рода машин слабоват, но это не так. Резерва его мощности вполне хватает для того, чтобы «Тарантул» успешно справлялся с возложенными на него задачами. Подвеска колес, как уже отмечалось, независимая торсионная, на поперечных качающихся рычагах с телескопическими амортизаторами. Рулевое управление – червячного типа с гидроусилителем.

Одна из важнейших особенностей «Тарантула» – цельносварной кузов из алюминиево-магниевого сплава. Он более жёсток по сравнению с традиционнным, не подвержен коррозии. Более того, применение цельносварного кузова придало автомобилю еще одно важнейшее качество – возможность преодолевать водные преграды вплавь. Для движения по воде в таком случае предполагалось использовать водомет.

Где может применяться «Тарантул»? Да где угодно. Что на болоте, что в пустынной песчаной местности, что в горах – ему нет равных. Кстати, на традиционном международном автосалоне внедорожников в местечке Валь де Изер во Французских Альпах прототип «Тарантула» – внедорожник «Кайман» – оказался единственным, сумевшим преодолеть горное ущелье, заваленное камнями и валунами. Но «Тарантул» – не «Кайман», он еще «продвинутее». Хитрость в том, что в силу особенностей подвески «Тарантул», в отличие от своего предшественника, не просто «переползает» через препятствия, а как бы «обтекает» их. Благодаря этому и экипаж чувствует себя гораздо комфортнее, и нагрузки на конструкцию снижаются, и проходимость повышается. В этом смысле «Тарантул» полностью оправдывает свое название: членистоногое, именем которого назван внедорожник, также легко сквозь препятствия подбирается к своей жертве, чтобы нанести ей смертельный укус.

 

Конечно же, еще в самом начале было ясно, что «Тарантул» может оказаться очень полезен силовикам. Особенно в зонах локальных конфликтов. Во-первых, это отличная машина для перевозки личного состава в экстремальных условиях. Согласитесь, быстро доставить шесть спецназовцев с полной амуницией к месту проведения операции через непроходимые для любых других автомобилей буераки – дорогого стоит. Во-вторых, «Тарантул» – очень легкая машина, на нее можно без существенных ухудшений характеристик поставить дополнительные бронелисты из алюминиевого сплава, чем обеспечить большую защиту экипажа. В-третьих, на внедорожник легко можно установить различное вооружение: крупнокалиберный пулемет, АГС, легкий миномет, СПГ, установки ПТУР или ПЗРК. В каком-то смысле «Тарантул» мог бы восполнить и практически отсутствующий в нашей армии класс автомобилей типа «багги», которые широко используются в армиях других государств, в особенности их специальными подразделениями. Немаловажен и тот факт, что «Тарантул» легко можно было бы перебрасывать по воздуху на внешней подвеске вертолета.

Почему же мы не видим этого чудо-автомобиля в Российской армии или спецподразделениях? Вопрос риторический. Для этого имеется слишком много «но». Во-первых, силовики никогда не принимают скоропалительных решений. Любая техника, планируемая к широкомасштабным закупкам для войск, должна пройти тщательное тестирование. И не только на базе полигона в Бронницах. Во-вторых, армия всегда придерживалась принципа, что лучшее – враг хорошего. И этого зачастую не понимают в должной мере те, кто создает прогрессивную технику. Ведь важно не просто выдать «на-гора» принципиально новый автомобиль, пусть даже его характеристики будут значительно лучше тех, что стоят на вооружении. Нужна серьезная материально-техническая база для использования новинок, необходимы ремонтные мастерские, огромное количество запасных частей, нужны специалисты для обслуживания и многое другое. Вот почему правила игры зачастую диктуют те, кто прочно занял лидирующее положение в поставках техники и вооружения для армии. Наглядный тому пример – эпопея (другого слова и не подберешь) с принятием на вооружение камовских вертолетов «Черная акула» и «Аллигатор», о чем в наших СМИ писалось не раз. Эти вертолеты по многим показателям превосходят известные всем «крокодилы», особенно при действиях в горах, но… Основной ударной вертолетной силой Российской армии по-прежнему остаются милевские машины. На их стороне – многолетний опыт эксплуатации, хорошая материально-техническая база. Поэтому неудивительно, что в армию с большими трудностями пробиваются все автомобильные новинки, которые тесно не связаны с основными армейскими поставщиками. Вероятно, в этом есть и свой резон.

Так появится ли «Тарантул» в армейском строю? Сказать трудно. Более того, с течением лет шансы для этого уменьшились практически до нуля. Но вовсе не факт, что конструкторы зря старались над отработкой этой машины. В любом случае технологический задел, сделанный ими, не пропадет, а будет использован в новых, более совершенных внедорожниках.

 

Основные характеристики автомобиля «Тарантул»

Колесная формула

4×4

Массо-габаритные характеристики

Полная масса, кг

1.650

Длина, мм

4.000

Ширина, мм

2.300

Высота, мм

1.980

Дорожный просвет, мм

480

Двигатель, ходовая часть и динамические характеристики

Двигатель

ВАЗ-2130

Рабочий объем, куб. см

1.774

Мощность двигателя, кВт (л.с.)

67(91)

Удельная мощность, л.с./т

18

Максимальная скорость, км/ч

на суше – 80,

на плаву – 10

Шины

38×18,00-16

Давление в шинах, атм.

0,1-1,0

Запас хода, км

275

Запас топлива, л

40

Проходимость и преодоление препятствий

Угол въезда, град.

90°

Угол съезда, град.

65°

Глубина преодолеваемого брода, м

плавает

 

По материалам:

«Полевое такси» по-русски. Игорь Степанов, Игорь Лагутин. Журнал «Солдат удачи» №3, 2000

Укус «Тарантула». Игорь Николаев. Журнал «Солдат удачи» №7, 2007

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru