«Тигры» и «Медведи» в военном камуфляже

Сергей Медведь, Александр Беляев. Фото ВП и ВПК
Журнал «Военный парад», март-апрель 2009

 

В марте 2009 года «Военно-промышленная компания» впервые организовала для российских представителей СМИ тест-драйв и показ новой техники ОАО «Арзамасский машиностроительный завод». Журналисты смогли побывать в цехах, где собираются бронетранспортеры и специальные транспортные средства, реально увидели возможности производимых образцов на полигоне и в тире предприятия, а также на плаву в бассейне завода. Многие смогли опробовать на местности в районе с. Кожино ходовые качества специальных транспортных средств «Тигр», «Медведь», а также бронетранспортеров БТР-80 и БТР-90 с комплексом вооружений «Бережок».

 

Особый интерес вызвала машина СПМ-2 «Тигр», предназначенная для использования в качестве транспортного средства и оперативно-служебной машины при проведении контртеррористических операций, территориальной обороне, оказании содействия пограничной службе, включая переброску личного состава на марше, а также защиты экипажа от огнестрельного оружия и взрывных устройств.

«Тигр» – бронированный автомобиль 5-го класса защиты. В боковых стенках имеются бойницы, в крыше – два люка, в салоне, кроме размещения экипажа, предусмотрены места для установки радиостанции и блокиратора радиоуправляемых взрывных устройств.

Мощный дизельный двигатель с турбонаддувом и независимая торсионная подвеска колес позволяют развивать по шоссе скорость до 140 км/ч и придают машине исключительную проходимость по бездорожью. Коробка передач – механическая, шестиступенчатая. Благодаря колесным редукторам дорожный просвет составляет 400 мм. «Тигр» способен форсировать водные преграды глубиной до 1,2 м, имеет автоматическое централизованное регулирование давления воздуха в шинах в зависимости от дорожного покрытия, оборудован гидроусилителем рулевого управления.

На полу кузова – покрытие с повышенными шумо- и вибропоглощающими свойствами. Удачное сочетание прямоугольных форм приборной панели с округлыми циферблатами приборов и дефлекторов воздуховодов, а также черный, серый и серебристый цвета деталей салона придают внутреннему интерьеру «Тигра» современный высокотехнологичный стиль.

На СПМ-2 «Тигр» установлена бортовая информационно-управляющая система (БИУС) с двумя подсистемами: контроля функционирования и навигации и комплексного управления и контроля состояния электрооборудования.

Принципиально новая бронированная машина СПМ-3 «Медведь» используется в качестве транспортного средства и оперативно-служебной машины для перевозки личного состава при проведении контртеррористических операций, операций по пресечению массовых беспорядков, территориальной обороне, для оказания содействия пограничным органам. Ее конструкция защищает экипаж от огнестрельного оружия и поражающих факторов взрывных устройств, отравляющих и специальных веществ.

В отличие от обычных бронетранспортеров СПМ-3 «Медведь» сертифицирована для дорожного движения. В обитаемом отсеке могут разместиться 8 экипированных бойцов, не считая водителя и командира машины. Широкие распашные двери в корме обеспечивают удобство посадки и быстрого спешивания личного состава.

В трансмиссии СПМ-3 использованы узлы и агрегаты автомобиля «Урал». Благодаря мощному (330 л.с.) дизельному двигателю ЯМЗ-7601 и независимой торсионной подвеске (унифицированной с БТР-90) с гидравлическими амортизаторами машина движется по бездорожью с высокой скоростью и обладает достаточной проходимостью и плавностью хода.

На СПМ-3 разнесенная дифференцированная защита: баллистическая – 6-го класса (3 STANAG), а противоминная – 2а STANAG. Корпус и бронестекла могут выдержать попадание 7,62-мм бронебойной пули Б-32, выпущенной из винтовки СВД с расстояния 100 м, а также подрыв под колесом взрывного устройства, эквивалентного 6 кг тротила. При этом все члены экипажа внутри машины не получат каких-либо серьезных травм или ранений.

Высокий уровень противоминной защиты обеспечен капотной компоновкой, V-образным днищем несущего корпуса и большой высотой обитаемого отсека. Клиренс – 500 мм – это даже больше, чем на танках, БМП и БТРах. Благодаря системе мгновенной постановки дымовых завес машина в считанные секунды будет скрыта не только в поле зрения обычных оптических приборов прицеливания и наблюдения, но и оптико-электронных, в том числе и тепловизионных систем.

На СПМ-3 «Медведь» может устанавливаться дистанционно управляемая 12,7-мм пулеметная установка 6П50 «Корд» (см. подробнее >>>). В составе ее системы управления (СУО) имеются низкоуровневая телевизионная камера и лазерный дальномер, бортовой компьютер и жидкокристаллический цветной монитор, на который выводится изображение и через который наводчик наводит пулемет, не покидая своего места. В зависимости от решаемых задач вместо пулемета «Корд» можно использовать либо 30-мм автоматический гранатомет, либо 7,62-мм пулемет ПКТМ. По требованию заказчика СПМ-3 может оснащаться различными комплектами специального оборудования.

Своими огневыми и ходовыми возможностями удивил новейший российский бронетранспортер БТР-90 с комплексом вооружения «Бережок». За счет включения в его состав новой автоматизированной СУО с современными прицельными комплексами наводчика и командира, установки нового мощного ПТРК «Корнет» и 30-мм автоматического гранатомета АГ-30 значительно повысилась огневая мощь.

Комбинированный (оптический, тепловизионный, лазерные дальномерный и управления ПТУР каналы) дневной/ночной прицел наводчика и панорамный комбинированный (оптический, тепловизионный, телевизионный и лазерный дальномерный каналы) командира позволяют вести стрельбу, в том числе с ходу, всеми видами оружия и типами боеприпасов в любое время суток. Прицельные комплексы вместе с автоматизированной СУО дают возможность командиру дублировать стрельбу.

Для улучшения боевой работы и повышения точности стрельбы стабилизатор вооружения выполнен на новой элементной базе, а в состав СУО включен цифровой баллистический вычислитель с системой датчиков стрельбы. Благодаря наличию автомата сопровождения целей значительно повышена вероятность поражения движущихся и низколетящих воздушных объектов.

За счет ПТРК «Корнет» (с бронепробиваемостью гомогенной брони до 1200 мм) БТР-90 может с первого выстрела поражать все существующие и перспективные танки на дальностях до 5500 м, в том числе оснащенные динамической защитой. В качестве дополнительного вооружения в составе «Бережка» имеется 30-мм автоматический гранатомет АГ-30, который в бою, в том числе при стрельбе с ходу, позволяет успешно бороться с живой силой, укрывшейся в окопах, в складках местности, за искусственными и естественными преградами.

Высокую подвижность машине обеспечивают мощный (560 л.с.) многотопливный дизель и гидромеханическая трансмиссия с гидрообъемной передачей, а также независимая торсионная подвеска колес с большими динамическими ходами и гидроамортизаторами повышенной энергоемкости. Максимальная скорость БТР-90 по шоссе -более 100 км/ч, на плаву – 12 км/ч. Запас хода по дорогам с твердым покрытием – не менее 800 км. Боевая масса машины – 22,5 т. Экипаж – три человека и семь десантников.

Бронетранспортер оборудован автоматическими системами пожаротушения, коллективной защиты от оружиямассового поражения, бортовой информационно-управляющей системой шасси и системой топографической: ориентирования «Трона-1», способной принимать сигналы от спутниковых навигационных систем типа ГЛОНАСС и NAVSTAR. По желанию заказчика она может быть оборудована системой кондиционирования воздуха.

БТР-90 с комплексом вооружения «Бережок», будучи эффективным транспортным средством, получает возможность успешно решать другие боевые задачи (противотанковые, зенитные) на уровне специализированных средств. В итоге боевая эффективность бронетранспортера по сравнению ее штатным вариантом машины возросла в 3,2 раза. По сочетанию основных боевых свойств БТР-90 с комплексом вооружения «Бережок» не имеет аналогов в мире в своем классе.


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru