ТЯЖЕЛАЯ БРОНЕДРЕЗИНА «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА»

Максим Коломиец
Журнал «Танкомастер» № 4 / 1997 г.

Работы по созданию бронедрезин с использованием элементов танкового оборудования начались в СССР в начале 30-х гг. Так в течение нескольких лет появились дрезины Д-37, ДТ-45, БД-39, выполненные на базе стандартного мотовоза М 3/2 (серийно выпускавшегося Калужским заводом) и имевшие башни от танков Т-26. Однако малая мощность двигателя (40 л.с.) и слабое бронирование (9–15 мм) не позволяли бронедрезинам эффективно решать стоящие перед ними боевые задачи. Поэтому широкого распространения они не получили и массово не производились – к 22 июня 1941 г. на вооружении РККА их были всего 9 штук.

В декабре 1941 г. Коломенский паровозостроительный завод им. В. Куйбышева (вернее то, что осталось в Коломне после эвакуации завода в октябре 1941 г.) начал ремонт танков KB и дизельных двигателей В-2К. Это послужило материальной базой для начала проектирования «нового тепловоза-автомоториссы с мощным броневым покрытием и вооружением». Работы велись под руководством инженера Лебедянского, известного конструктора паровозов (еще перед войной по заданию Автобронетанкового Управления Красной Армии (АБТУ РККА) он работал над проектом бронетепловоза). Работы по новому проекту шли очень быстро, и в феврале 1942 г. бронеавтомотрисса «Красная звезда» была готова.

Кузов дрезины состоял из двух продольных двутавровых балок и каркаса из уголка, к которому крепились броневые плиты. Кузов устанавливался на двух двухосных тележках одинаковой конструкции. Каждая из них была оснащена двигателем В-2К, причем одна служила для движения вперед, а другая – назад. На каждой тележке размещался двигатель В-2К с трансмиссией, вентилятор, радиаторы, топливный и масляный баки, пусковые баллоны со сжатым воздухом, аккумуляторные батареи и тормозное устройство. Каждый двигатель через главный фрикцион соединялся с коробкой перемены передач и с бортовыми редукторами. От них вращающий момент передавался цепями, при помощи звездочек, на колеса первой сцепной оси. Первая и вторая оси связывались между собой спарниками. Применение нормальных тендерных колес с паровоза серии Су диаметром 1030 мм позволяло дрезине развивать скорость 43 км/ч в любую сторону. Основные узлы силовой установки – двигатели, коробки перемены передач, бортовые редукторы,– заимствованы от танка KB, а детали ходовой части – колеса, рессоры, колодки, элементы подвески – от тендера паровоза Су.

Пост управления движением бронедрезины находился в центральной части кузова. Водитель мог наблюдать за движением через специальные окошки и смотровые щели. Передний и задний двигатели выключались ножными педалями, действующими на главные фрикционы. Приборы управления движением целиком использовались от танка КВ. Вооружение «Красной звезды» состояло из 76-мм пушки ЗИС-5 и пяти пулеметов ДТ. Пушка и два пулемета размещались в башне от танка KB, два бортовых пулемета располагались в задней части корпуса, в передней части был установлен ДТ на специальной зенитной установке.

У читателя невольно может возникнуть вопрос: зачем так усложнять машину, устанавливая на нее два двигателя? Не проще ли было оставить один двигатель с реверсом? Однако не следует забывать, что на заводе в Коломне после эвакуации не осталось зуборезных станков, пригодных для изготовления деталей реверсной коробки передач. Тем не менее, конструкторы завода предусмотрели возможность дальнейшей модернизации «Красной звезды». Так, в своем письме в АБТУ в феврале 1942 г. Лебедянский писал: «В дальнейшем машина может быть легко модернизирована на базе первого опытного образца: поднята скорость переднего и заднего ходов конструкцией нового реверсивного редуктора, оставлена одна движущая тележка, взамен же второго мотора поднята огневая мощь и запасы вооружения. Форма брони также может быть улучшена заменой плоских стенок наклонными…»

Тем не менее «Красная звезда», показанная в марте 1942 г. представителям АБТУ РККА, не получила одобрения, и завод прекратил все работы. Что стало с опытным образцом – неизвестно. Вероятнее всего, он был разобран. Тем не менее, эта машина представляет интерес как удачная попытка построить бронедрезину с широким использованием танковых и паровозных агрегатов.

 


 

Тактико-технические характеристики тяжелой бронедрезины «Красная Звезда»

Боевая масса 60 т
Длина 11,72 м
Ширина 2,48 м
Высота 2,7 м
Вооружение:
- одна 76,2-мм пушка ЗиС-5
- боезапас 100 снарядов
- пять 7,62-мм пулеметов ДТ
- боезапас 10000 патронов
Бронирование:
- лоб, борта, корма
- крыша
- башня
45 мм
20 мм
75 мм
Силовая установка:
- два двигателя В-2К по 600 л.с. каждый
Скорость 43 км/ч (вперед и назад)
Экипаж 8 человек

 

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru