«Изюминка» «Выстрела»

Игорь Николаев
Журнал «Солдат удачи» №2, 2007

 

Идея создания боевых бронированных машин на базе колесной автомобильной техники витала в российской «оборонке» давно. Уж больно затратно все-таки производство тяжелых гусеничных машин и бронетранспортеров. Как показывает опыт, стоимость подобной бронетехники в четыре-пять раз выше той, которую можно создать на базе имеющихся грузовиков. К тому же существует множество задач, которые сподручнее решать именно с помощью колесной бронетехники. Да и опыт широкого применения подобных бронеавтомобилей в нашей армии имеется весьма богатый. Достаточно вспомнить послевоенные годы, когда было создано большое количество бронеавтомобилей на основе шасси и с использованием агрегатов и узлов выпускавшихся тогда грузовых машин, служивших нам верой и правдой и замененных впоследствии тяжелой техникой, призванной добыть победу в ядерной войне.

К счастью, глобальное ядерное противостояние уходит в прошлое. А вот огонь региональных конфликтов разгорается с неимоверной интенсивностью. Использовать в них танки, боевые машины пехоты и бронетранспортеры, конечно, приходится. Но львиную долю задач в таких конфликтах могли бы решать хорошо защищенные, более экономичные и дешевые колесные бронеавтомобили. Такие, например, как боевая пограничная машина «Выстрел».

Пусть читателей не смущает слово «пограничная»: «Выстрел» способен решать целый комплекс чисто боевых задач и в интересах армии, Внутренних войск и других силовых структур. Просто создавался он в 1997 году научно-техническим центром завода «КамАЗ» совместно с Московским государственным техническим университетом имени Баумана по заказу тогда еще самостоятельной Федеральной пограничной службы.

«Изюминка» БПМ-97 «Выстрел» состоит в том, что создана она на базе серийного двухосного полноприводного грузовика КамАЗ-4326, который выпускался Камским автомобильным заводом с 1995 года. Точнее говоря, все основные агрегаты и механизмы грузовика плавно перекочевали на броневик и заняли свое место в сварном бронекузове производства Курганского машиностроительного завода – того самого, который вот уже многие десятилетия выпускает проверенные вооруженными конфликтами и годами эксплуатации знаменитые боевые машины пехоты. В производстве кузова используется катаная броня, имеющая в разных местах машины разную толщину (т.е. дифференцированное бронирование). Например, верхние лобовые и бортовые листы защищают «Выстрел» от пуль крупнокалиберных пулеметов, в то время как все остальные проекции бронемашины выдерживают попадание 7,62-мм пуль. Днище БПМ-97 изготовлено с учетом возможности активного ее применения в условиях антипартизанской войны, когда требуется защитить экипаж не только от стрелкового оружия, но и от мин. Оно имеет форму клина, что значительно снижает воздействие ударной волны.

В корпусе бронеавтомобиля имеются боковые и задние кормовые двери, люки для десанта, механика и командира. Десант может вести огонь через бойницы в корпусе, наблюдая за обстановкой через пуленепробиваемые стекла. Обзор механику-водителю и командиру машины также обеспечивают наклонные бронестекла, которые на первых образцах «Выстрела» прикрывались специальными бронекрышками. Впоследствии от них отказались за ненадобностью.

Корпус бронеавтомобиля разделен на отделение для экипажа и десанта, а также моторный отсек. В качестве двигателя используется стандартный проверенный временем восьмицилиндровый V-образный турбодизель с промежуточным охлаждением надувочного воздуха КамАЗ-740.10-20 с рабочим объемом 10,85 литра и мощностью 240 лошадиных сил. Он уверенно разгоняет БПМ-97 по шоссе до 90 км/ч. И хотя солярка не столь пожароопасна, как бензин, конструкторы «от греха подальше» вынесли основные 125-литровые протектированные топливные баки за пределы боевого и моторного отделений, закрепив их сзади на корпусе.

А чтобы машина не оказалась обездвиженной, в случае если противник поразит оба ее топливных бака, внутри имеется резервный 20-литровый бак, который позволит «Выстрелу» проехать еще добрую сотню километров. Кстати, воздухозаборник у «Выстрела» находится достаточно высоко, что позволяет ему преодолевать без предварительной подготовки броды глубиной до 1,75 метра.

Сцепление у машины фрикционное, сухое, двухдисковое, привод – гидравлический с пневмоусилителем. «Выстрел» имеет гидроусилитель руля, что позволяет уверенно управлять автомобилем в любых дорожных условиях. Пятиступенчатая коробка передач оснащена электрическим переключателем скоростей, что тоже очень удобно.

БПМ-97 в обычной комплектации предназначена для патрулирования, осуществления разведки, перевозки раненых и т.д. Однако конструкторы предусмотрели возможность превращения ее в грозную боевую единицу путем установки вращающейся башни с различным вооружением. Это может быть 30-мм автоматическая пушка или же аналогичного калибра гранатомет «Пламя», противотанковые ракетные комплексы типа «Фагот», «Корнет», «Конкурс» и другие, зенитный комплекс или же крупнокалиберные 14,5- и 12,7-мм пулеметы. На машине можно установить также дымовые гранатометы системы «Туча». В варианте штабной машины «Выстрел» оснащается различной аппаратурой связи и управления общей массой до двух тонн.

Надо отметить, что БПМ-97, как и все «серьезные» боевые машины, оснащена фильтровентиляционной установкой, позволяющей экипажу выполнять задачи в условиях радиационного, химического или бактериологического заражения местности. Кроме того, в ней установлен автономный отопитель, способный поддерживать необходимый тепловой режим вне зависимости от того, работает двигатель или нет. Возможна установка кондиционера. Это особенно важно, поскольку к «Выстрелу» проявили интерес заказчики из жарких стран, в которых эксплуатируются наши КамАЗы. Кстати, по предварительным прикидкам специалистов спрос на БПМ-97 может оказаться высоким и достичь порядка двух с половиной тысяч машин.

Несомненным достоинством «Выстрела», повторюсь, является то, что он создан на базе камазовского грузовика. Это не только упрощает его производство, существенно снижает себестоимость каждого автомобиля, но и позволяет наладить качественное техническое обслуживание. Да и ресурс БПМ-97 стал значительно выше, по оценкам экспертов, он превышает ресурс обычных бронетранспортеров, не говоря уже о гусеничных машинах, более чем в пять раз.

Поскольку «Выстрел» изготовлен на ходовой базе колесного грузовика, он обладает отменной маневренностью и имеет все привычные средства дорожной сигнализации, он может с успехом использоваться в мирных городских условиях, в том числе и в качестве инкассаторской машины для перевозки денег и ценностей.

Как подчеркивают специалисты, если БПМ-97 успешно зарекомендует себя в «горячих точках», то не исключено создание новых модификаций «Выстрела», но уже на базе трехосных автомобилей КамАЗ, что позволило бы существенно повысить их боевые возможности и значительно увеличить десантовместимость.

 

Основные характеристики БПМ-97 «Выстрел»

Колесная формула

4×4

Боевая масса, кг

10500

Масса буксируемого прицепа, кг

5000

Боевой расчет, чел.

2+8

Клиренс, мм

365

Броневая защита

противопульная

Двигатель (тип)

КамАЗ-740.10-20

(дизельный, V8)

Мощность двигателя, л.с.

240

Максимальная скорость, км/ч

90

Запас хода по шоссе, км

1100

Преодолеваемый подъем, град.

30

Преодолеваемый брод, м

1,75

 

 

См. также: «Бронеавтомобиль «Выстрел» — фотообзор,

«БМП-97 «Выстрел» — фотодетализация,

«БПМ-97 «Выстрел» на выставке вооружений «REA-2006»

«Модернизированный бронеавтомобиль «Выстрел»


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru