«БАшки» по-шведски

Журнал «Танкомастер» №5, 2003

В 1939 г. армия Финляндии располагала одним-единственным бронеавтомобилем, трехосным «Ландсверк» 182. Но уже в 1942-м в Вооруженных силах страны числилось 36 трехосных пушечных бронеавтомобилей и 22 легких двухосных. Понятно, — скажет каждый, знающий историю, — это финские приобретения времен «Зимней войны» и начального периода Великой Отечественной.

Верно, финны создали основу своих бронесил, используя трофейную советскую технику. Большинство пушечных бронеавтомобилей принадлежало к семейству БА-10. Летом 1943 г. в строю находились 24 машины такого типа. Конечно, в этом факте нет ничего необычного: бронеавтомобили БА-10, захваченные в боях, применялись и Вермахтом, и румынами, и венгерскими войсками. После войны основная масса уцелевших бронеавтомобилей образца 30-х годов была списана.

Казалось бы, на слом пошли все броневики. Все, кроме финских! До 1956 г. в сухопутных войсках Финляндии имелась рота, вооруженная дюжиной пушечных бронеавтомобилей БА-10. Вначале это были обычные серийные «БАшки», затем машины прошли несколько модернизаций, как внутренних, так и внешних. И если бронекорпус и вооружение остались прежними, то узлы и агрегаты претерпели значительную трансформацию.

Советский 50-сильный двигатель ГАЗ-ММ был заменен 95-сильным «фордовским» V-8, что позволило повысить скорость и проходимость бронеавтомобиля. Экстерьер модернизированного БА-10 отличался новыми широкими плоскими передними крыльями, инструментальными ящиками на полках задних крыльев, внешними зеркалами заднего вида с обеих сторон, и конечно, окраской. К тому же, воздухозаборник для охлаждения радиатора был прикрыт «бородой» с горизонтальными прорезями. Два БА-10 в такой конфигурации сохранялись в строю в качестве учебных машин еще в 1959 г.

Но и это не единственные БА-10, колесившие после войны по Скандинавии! В 1943 г. финны передали Швеции несколько разбитых, не подлежащих восстановлению БА-10. Экономные шведы взялись за ремонт. Они установили новые двигатели, узлы трансмиссии, передние крылья, электрооборудование, новое вооружение. Поднятые из лома бронеавтомобили применялись в роли учебных машин вплоть до середины 1950-х годов.

Машины служили на полигоне военного училища «Infanteriels Stridskola» в г. Ро-серсберг. К тому времени в самом СССР найти «живой» БА-10 уже вряд ли было возможно.

 

 

Варианты окраски бронеавтомобилей БА-10, применявшихся в Финляндии и Швеции в 1940-50-е гг.


 

 

 

Вступайте в нашу группу
«Отвага 2004»

 

 

 

 



Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru