ЗРК «Хок» — история одного ястреба

В.Коровин
Журнал «Моделист-конструктор» № 10'2008

 

12 февраля 1960 г. по информационным каналам всего мира было распространено сообщение корреспондента агентства «Юнайтед Пресс Интернейшнл», в котором говорилось о заявлении начальника отдела исследований и усовершенствований при штабе армии США генерал-лейтенанта А.Трудо, что 29 января впервые баллистическая ракета уничтожена в воздухе другой ракетой. В сообщении также указывалось, что использованная в качестве мишени неуправляемая баллистическая ракета «Онест Джон» была перехвачена и уничтожена зенитной ракетой MIM-23A комплекса «Хок» во время испытания на полигоне Уайт-Сэндз. В подтверждение этого сообщения в Министерстве обороны США был продемонстрирован фильм, снятый в процессе проведения испытания. Впрочем, при всей военно-технической значимости этого достижения подобные качества комплекса «Хок» и ракеты MIM-23A так и не были востребованы в их дальнейшей боевой биографии.

Задачи, которые были поставлены в начале 1950-х гг перед разработчиками зенитно-ракетного комплекса «Хок» («Hawk», в переводе с английского – «ястреб», но со временем появилась более сложная трактовка этого обозначения «Homing All the Way Killer» – перехватчик, самонаводящийся во всех направлениях), были достаточно «приземленными». Именно в те годы, практически сразу после появления первых ЗРК, способных перехватывать воздушные цели, летящие на больших и средних высотах, возникла необходимость в увеличении эффективности борьбы с самолетами, летящими на малых высотах. Это было связано с тем, что руководство ВВС наиболее развитых стран занялось пересмотром основных принципов использования боевой авиации. Самолеты стали учиться «нырять» ниже 1 – 2 км – минимальной высоты эффективного применения первых зенитных ракет, обходить места их размещения. В середине 1950-х гг подобные способы преодоления ракетных систем ПВО оценивались как весьма эффективные. В свою очередь, необходимость в создании средств противодействия самолетам, использовавших новую тактику, вызвала к жизни концепцию многоцелевых ЗРК – комплексов, предназначенных для поражения одиночных и групповых воздушных целей, летящих на малых и средних высотах, с дозвуковой и сверхзвуковой скоростями. Одним из таких ЗРК и стал «Хок».

Изначально новый комплекс разрабатывался по требованиям армии США в качестве дополнения к уже принятой на вооружение дальнобойной системе «Найк-Аякс». В июне 1954 г. к работе над новым ЗРК (тогда он обозначался SAM-A-18) приступила фирма «Рейтеон». Эта компания уже имела опыт создания подобных комплексов – одним из них был «Ларк», которым в 1950 г впервые в США была уничтожена воздушная мишень. В развитие этого направления, в начале 1950-х гг. специалистами фирмы «Рейтеон» был выполнен ряд основополагающих исследований, связанных с созданием систем обороны от низколетящих самолетов. Одним из их результатов стала разработка двух новых типов радиолокационных станций импульсных и с незатухающей волной.

Разработка зенитной ракеты велась в ракетном отделе Редстоунского арсенала армии США.

Целый ряд принципиально новых требований и задач, поставленных перед разработчиками «Хока», привели к необходимости принятия ими большого количества технических решений, которые еще не использовались при создании зенитной ракетной техники. В частности, на фирме «Рейтеон» для системы «Хок» разработали радиолокационную полуактивную систему наведения, позволившую ввести в наземное оборудование две РЛС обнаружения и одну РЛС подсвета цели. Одна из станций обнаружения представляла импульсную РЛС AN/MPQ-35, предназначавшуюся для обнаружения крупных целей, летящих на больших дальностях и высотах. Другая РЛС AN/MPQ-34 с незатухающей волной позволяла обнаруживать низковысотные цели. Станция подсвета цели AN/MPQ-33 была оснащена двумя дисковыми антеннами и относилась к категории фазово-импульсных РЛС с незатухающей волной.

Ряд оригинальных черт имела и одноступенчатая ракета. Ее корпус был выполнен в виде слегка сужавшегося к хвостовой части конуса. В носовой части ракеты под радиопрозрачным стеклопластиковым обтекателем оживальной формы находилась антенна полуактивной радиолокационной головки самонаведения. В состав блока бортовой аппаратуры ракеты также входили электронный вычислитель, обеспечивавший непрерывный расчет оптимальной траектории перехвата цели, система энергопитания и ряд электронных приборов, включая миниатюрные гироскопы и акселерометры.

За аппаратурным отсеком располагался отсек с осколочно-фугасной боевой частью массой 54 кг. Ее пластмассовый корпус имел форму, близкую к сферической. Готовые осколки боевой части изготавливались из стали. Подрыв боевого снаряжения мог производиться как по команде радиовзрывателя, так и от контактного датчика.

Остальная часть фюзеляжа ракеты была выполнена из стали методом глубокой вытяжки и являлась корпусом двигательной установки. Твердотопливный двигатель ХМ-22Е8, разработанный фирмой «Аэроджет», имел два режима кратковременно он развивал высокую тягу при старте и на разгонном участке, а на маршевом участке в течение продолжительного времени выдавал малую тягу, достаточную для поддержания расчетной сверхзвуковой скорости. Подобная схема работы двигателя стала возможной благодаря использованию двух твердотопливных зарядов, размещенных в одной камере.

Ракету выполнили по аэродинамической схеме «бесхвостка» с крестообразным крылом малого удлинения. Четыре консоли крыла имели в плане трапециевидную форму. Стреловидность консолей по передней кромке составляла 80 градусов. Крыло крепились к корпусу ракеты с помощью болтового соединения. Вдоль задних кромок консолей находились элевоны, шарнирно прикрепленные к выступам концевых нервюр и к кольцу жесткости, расположенному в хвостовой части корпуса. На этом же кольце были смонтированы силовые цилиндры системы приводов элевонов.

Конструкция каждой из консолей состояла из обшивки, выполненной из листов алюминиевого сплава и внутренних элементов, представлявших собой два ребра жесткости, два заполнителя сотовой конструкции из фольги и механически обработанных фитингов. Как отмечали разработчики, в конструкции консоли использовалось всего три заклепки. В процессе изготовления консоли все ее элементы после очистки, промывки и нанесения клея монтировались в специальном сборочном приспособлении. После выполнения сборки консоль помещалась в печь, где производилась полимеризация клея.

Использование подобного набора прогрессивных для середины 1950-х гг. решений позволило снизить стартовую массу «Хока» до 580 кг – в два с лишним раза меньше, чем у ракеты «Найк-Аякс». При этом ракета могла перехватывать цели на дальностях от 2 до 32 км (для высоколетящих целей) и от 3,5 до 16 км (для низколетящих целей). Высоты поражения целей составляли от 30 м до 12 км, а максимальная скорость полета ракеты соответствовала числам М = 2,5–2,7.

 

Зенитная управляемая ракета MIM-23А:

1 – радиопрозрачный обтекатель полуактивной радиолокационной головки самонаведения, 2 – гаргрот, 3 – консоль крыла, 4 – элевон, 5 – сопло РДТТ; 6 – хвостовой обтекатель, 7 – крышка люка контрольного гидроразъема, 8 – крышка эксплуатационного люка, 9 – приборный отсек, 10 – отсек боевого снаряжения, 11 – корпус РДТТ, 12 – болт крепления консоли, 13 – передний узел крепления крыла, 14 – винт телескопического стыка отсеков

 

Первый экспериментальный образец ракеты «Хок» ХМ-3 изготовили летом 1955 г и в августе на полигоне Уайт-Сэндз был проведен бросковый пуск, продемонстрировавший высокие энергетические характеристики ракеты. В последующие месяцы начались пуски по более сложным программам и уже спустя полутора десятков летных испытаний, 22 июня 1956 г., опытный образец «Хок» поразил первую воздушную мишень – беспилотный реактивный истребитель QF-80, летевший с дозвуковой скоростью на высоте 3300 м.

Столь успешный ход испытаний привел к существенному ускорению их темпа. Так, в 1956 г выполнили 21, в 1957 г – 27 пусков, в 1958-м – 48 пусков. Время от времени разработчики новой системы сообщали в газетах и журналах о результатах, достигавшихся во время испытаний. Так, наибольшую известность приобрели перехваты самолета-мишени QF-80, летевшего на высоте менее 30 м, а также мишени XQ-5, летевшей со скоростью, соответствующей числу М = 2 на высоте 10,7 км.

Однако уже на этапе завершающей отработки системы в нее пришлось вносить целый ряд изменений. Впрочем, они были связаны не со вскрывшимися конструктивными недоработками, а с решением военного руководства. Так, в соответствии с первоначальными требованиями комплекс «Хок» должен был использоваться как со стационарных, так и с подвижных позиций, аналогично различным вариантам «Найк». Но в марте 1959 г Объединенный комитет начальников штабов принял решение об использовании комплекса «Хок» и для решения задач войсковой ПВО. В результате, от разработчиков потребовали быструю и легкую перевозку всех элементов комплекса на транспортных самолетах, вертолетах или автомашинах с прицепами. Это означало, что все компоненты «Хока» должны были иметь минимально возможные размеры и массу, а также элементы аппаратуры управления, которые могли заменяться в кратчайшее время. Комплекс также должен был работать в широком диапазоне температурных и природных условий, без использования специальных мер защиты от дождя, града или песчаных бурь.

В течение 1959–1960 гг. эти задачи удалось решить. Причем не только с помощью переработки конструкции, но и в значительной степени благодаря тому, что в ходе производства ракеты тщательно контролировалось качество ее изготовления и все компоненты проходили наземные испытания. Это стало особенно актуальным в связи с требованием увеличения подвижности комплекса и, соответственно, необходимости высокой надежности при возросших ударных и вибрационных нагрузках.

В августе 1959 г. «Хок» приняли на вооружение Армии США, а через год – и на вооружение Корпуса морской пехоты. Своевременность получения нового оружия стала еще более очевидной после того, как в октябре 1959 г американцы провели эксперимент. Он заключался в том, что сверхзвуковой бомбардировщик В-58 «Хастлер» с полной бомбовой нагрузкой, поднявшись на востоке США в районе форта Уэртон, перелетел через всю Северную Америку до базы Эдвардс. Самолет пролетел около 2300 км на высоте 100–150 метров со средней скоростью 1100 км/ч и произвел «успешное бомбометание». В то же время на всем пути следования В-58 остался необнаруженным техническими средствами американской ПВО.

Вскоре после завершения экспериментов с В-58 было принято решение о проведении перехватов с помощью «Хок» целей, летящих по баллистическим траекториям. В процессе подготовки к ним в январе 1960 г. на полигоне Уайт-Сэндз выполнили 14 пусков ракет, продемонстрировавших их достаточно высокую надежность. Первое испытание состоялось 29 января Как отмечалось в американских СМИ, скорость сближения ракеты и мишени составляла около 900 м/с, и перехват произошел на дистанции 6 км от точки пуска зенитной ракеты. В последующие месяцы, во время войсковых испытаний «Хока», зенитные ракеты поразили неуправляемую тактическую баллистическую ракету «Литтл Джон» и управляемую тактическую баллистическую ракету «Капрал».

Принятие зенитно-ракетного комплекса «Хок» на вооружение в США стало сигналом другим государствам о приобретении этой системы. В их числе оказались Франция, Италия, ФРГ, Голландия и Бельгия, которые еще в 1958 г. объявили об этом. В 1960 г фирма «Рейтеон» подписала с фирмами этих государств соглашения о совместном производстве ракет и других элементов комплекса в Европе. В дальнейшем предусмотрели поставку изготовленных в Европе компонентов «Хок» в Испанию, Грецию, Данию, Швецию, Израиль и Японию. В 1968 г Япония приступила к совместному производству «Хок». В целом к началу 1970-х гг. ЗРК «Хок» стоял на вооружении армий свыше двадцати стран.

К тому времени были получены и первые результаты их боевого применения. Первым театром боевых действий, на котором развернули «Хок», стал Вьетнам, где этот комплекс появился осенью 1965 г. Однако его использование ограничилось включениями РЛС обнаружения, поскольку самолеты ДРВ практически не появлялись в зоне его действия. Первым же самолетом, сбитым в боевой обстановке ракетами «Хок», стал израильский истребитель, который был уничтожен по ошибке в 1967 г израильским расчетом.

С тех пор боевой счет «Хока» начал неуклонно расти. А к началу 1970-х гг. появились и первые результаты работ по его модернизации, позволившей «Хоку» стать одним из наиболее распространенных ЗРК в мире в 1970 – 1980-х гг.

 

Основные тактико-технические характеристики ракеты MIM-23A ЗРК «Хок»

Начало серийного производства, год

1958

Система наведения

радиолокационная,

полуактивное самонаведение

Максимальная скорость перехватываемых целей, км/ч

1600

Диапазон высот перехватываемых целей, км

0,2…15

Максимальная дальность стрельбы, км

35

Максимальная скорость полета, м/с

780

Тип двигателя

двухрежимный РДТТ

Время работы двигателя на стартовом режиме, с

5

Тяга двигателя на стартовом режиме, кгс

6800

Время работы двигателя на маршевом режиме, с

27

Тяга двигателя на маршевом режиме, кгс

850

Располагаемая поперечная перегрузка на высоте 8 км, ед.

12

 

 

 

 

Вступайте в нашу группу
«Отвага 2004»

 

 

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru