Самоходка для десанта

Михаил Дамчук. Фото А.Кощавцева
Журнал «Танкомастер» №6 - 1999

Первые попытки оснащения воздушно-десантных войск тяжелым вооружением, в частности автомобильной и бронетанковой техникой, предпринимались еще задолго до Второй Мировой войны. В СССР, например, в ОКПБ Гроховского уже в 1932 году была разработана парашютно-десантная подвеска танкетки Т-27 под бомбардировщиком ТБ-1. Спустя три года в том же КБ, а точнее уже в Экспериментальном институте НКТП (ЭИ НКТП) спроектировали универсальную подвеску ПГ-12, предназначенную для транспортировки по воздуху и десантирования посадочным способом пяти основных образцов боевой техники, в том числе бронеавтомобиля Д-8 и танка Т-37А. С использованием подвески ТВД-2, разработанной в ВАММ им.Сталина, в конце 1936 года танк Т-37А сбрасывался на воду без парашюта.

Во время Великой Отечественной войны отрабатывалась подвеска под бомбардировщиком ТБ-3 бронеавтомобиля БА-64Б, легкого танка Т-38, бронетранспортера «Универсал», легкового автомобиля «Виллис», грузовика ГАЗ-ММ и других машин. Однако реально боевые бронированные машины на вооружении ВДВ в те годы не состояли.

Первым образцом советской бронетанковой техники, разработанным специально для ВДВ, стала авиадесантная самоходная установка АСУ-76. Ее проектирование началось в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 октября 1946 года №2287–957сс на Мытищинском машиностроительном заводе Министерства автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения (завод №40). Главным конструктором установки был Николай Александрович Астров. Работа, как это было принято в те годы, велась очень быстрыми темпами: эскизный проект закончили уже в марте 1947 года, технический – в июне, а в декабре изготовили первый опытный образец! Заводские испытания АСУ-76 проводились с января по май, а междуведомственные – в июне–июле 1948 года. И те, и другие – с положительными результатами.

Войсковые испытания четырех опытных образцов проходили в 38-м воздушно-десантном корпусе с 1-го июля по 1-е сентября 1949 года. Комиссия признала их результаты удовлетворительными. Правда, испытывавшийся параллельно на НИИБТ Полигоне еще один образец испытаний не выдержал.

Постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1949 года №5560-2153 АСУ-76 была принята на вооружение, однако на серийное производство не поставлена. Были изготовлены лишь два головных образца, которые в ноябре–декабре 1950 года подвергались полигонным испытаниям в объеме гарантийного срока службы, которых не выдержали. По решению тогдашнего министра обороны Н.А.Булганина от 27 августа 1953 года работы по АСУ-76 были приостановлены до отработки новых самоходок АСУ-57П и СУ-85.

Единственная сохранившаяся до наших дней самоходка АСУ-76 № 906Э5 находится в Музее бронетанковой техники и вооружения в Кубинке. Судя по всему это один из головных образцов.

Конструктивно АСУ-76 выполнена по схеме с кормовым расположением боевого отделения, то есть также как легкая самоходка военных лет СУ-76М. Однако в силу малых размеров машины боевое отделение совмещено и с отделением управления, и с моторным. Открытый сверху корпус машины сварен из катаных броневых листов. На марше боевое отделение может закрываться брезентовым тентом. Посадка экипажа осуществляется через борта, а также через дверь в кормовой стенке корпуса. 76-мм пушка ЛБ-76с (в более поздних документах она именуется – Д-56с) установлена на станке, приваренном к днищу корпуса и снабжена прицелом ОП2-66 для стрельбы прямой наводкой и панорамой для стрельбы с закрытых позиций. В носовой части корпуса машины смонтирован кронштейн для крепления пушки по-походному. Снятие ее со стопора производится из боевого отделения.

В боевом отделении справа сзади установлен 6-цилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-51Е. Для облегчения его запуска при низких температурах в систему охлаждения встроен подогреватель калориферного типа с паяльной лампой.

Трансмиссия состоит из главного фрикциона сухого трения (сталь по ферродо), 4-скоростной коробки передач, карданного вала, демультипликатора, главной передачи, бортовых фрикционов с тормозами, полуосей и бортовых передач. Главный фрикцион и коробка передач соединены непосредственно с двигателем, а остальные агрегаты размещены в передней части корпуса.

Подвеска машины – индивидуальная торсионная. На ее передних узлах установлены гидравлические амортизаторы поршневого типа.

Ходовая часть применительно к одному борту включает в себя четыре опорных обрезиненных катка. При этом последний опорный каток положен на грунт и выполняет роль направляющего колеса, а в его балансир встроен механизм натяжения гусеницы. Поддерживающие катки (по два на борт) – не обрезинены. Гусеничная цепь – мелкозвенчатая, цевочного зацепления, состоит из 71 трака шириной 260 мм, шаг трака 105 мм.

Для повышения устойчивости машины при стрельбе в опорных катках имеются тормоза, а направляющие колеса выполнены самотормозящимися.

 

 

 

Тактико-технические характеристики АСУ-76

Боевая масса, т

5,8

Экипаж, чел.

3

Габаритные размеры, мм:

- длина с пушкой

4670

- ширина

2340

- высота (по тенту)

1600

- клиренс

300

Бронирование, мм/угол наклона к вертикали, град.:

- лоб корпуса

8 — 6/38

- борт

6/0

- корма

4/0

- лоб рубки

13/45-8/38

- борт

6/20

- корма

4/0

Вооружение (марка, калибр в мм):

- пушка

Д-56С, 76 мм

- пулемет

РП-46, 7,62 мм (в укладке)

Углы наведения пушки, град:

- горизонтальный

18

- вертикальный

-5; + 12

Макс, прицельная скорострельность, выстр./мин

12

Боекомплект:

- выстрелов к пушке

30

- патронов к пулемету

1000

Мощность двигателя, л.с.

78

Удельная мощность, л.с./т

13,4

Скорость движения, км/ч:

- максимальная

45

- средняя по проселку

17-21

Запас хода по шоссе, км

220…250

Проходимость:

- удельное давление на грунт, кг/см2

0,46

- угол подъема/крена, град.

30/29

- глубина брода, м

0,65

Средства связи:

радиостанция 10РТ-12,

ТПУ

Гарантийный пробег

2000

 

 

 

 

Вступайте в нашу группу
«Отвага 2004»

 

 

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru