Нужна новая САУ! История СУ-100П

Владислав Белогруд. Фото из архива В. Белогруда, Е. Иванова, В. Скавыша
Журнал «Мир оружия» 08 – 2006
Материал предоставлен автором

В 1947 г. из Главного Бронетанкового Управления (ГБТУ) и Главного Артиллерийского Управления (ГАУ) в Отдел №3 завода «Уралмаш» (переименованный 21 декабря 1945 г. из ОГКиС) поступило предложение о проведении конструкторских работ по проектированию перспективной самоходной артиллерийской установки (САУ) для артиллерийских частей и подразделений танковых и механизированных войск СССР.

 

Рассмотрев в перспективе возможные направления развития отечественных и зарубежных самоходных артиллерийских установок, в качестве общего выбрали немецкий проект Waffentrager (артиллерийский транспортер-носитель вооружения). Этот проект разрабатывался в соответствии с концепцией, выдвинутой германским отделом артиллерийско-технического снабжения сухопутных войск в 1942 г. с перспективой его окончательной реализацией фирмой «Ардельта» в 1944 г.

Весной 1945 г. частями 3-й Армии генерала А. Горбатова (1-й Белорусский фронт) в Германии было захвачено несколько машин проекта Waffentrager, а весной 1946 г. одна из машин «Ардельта» проходила всесторонние испытания на полигоне Научно-исследовательского института бронетанковой техники (НИИБТ) под названием «Открытая немецкая самоходная установка с 88-мм пушкой РАК-43». Эти испытания дали ясное представление о характеристиках машины.

Два новых проекта САУ, выполненные отделом №3 (ОКБ-3), 5 августа 1946 г. были представлены главным конструктором Л. И. Горлицким на утверждение в ГБТУ. 10 августа один из проектов получил одобрение Первого заместителя командующего бронетанковыми и механизированными войсками маршала П. С. Рыбалко и был принят с незначительными замечаниями как основа для технического проекта новой САУ. К изготовлению чертежей ее полноразмерного макета приступили 20 октября 1946 г.

Работы по компоновке новой САУ в отделе №3 вели зам. главного конструктора Г. В. Соколов и начальник бюро трансмиссии А. М. Лехтцинд. За двигатель и его системы отвечало бюро В. Л. Лихоманова, бронекорпус проектировало бюро М. С. Тарасова, ходовую часть – Е. А. Карлинский и М. А. Егоров, а вооружением занималось бюро Г. Ф. Ксюнина. Постановление Совета Министров СССР №2252-935 от 22 июня 1948 г. предусматривало проектирование и постройку 3 опытных полузакрытых самоходных артиллерийских установок и тяжелого гусеничного БТР на том же шасси. Полузакрытые САУ при сохранении общей конструкцию шасси должны были различаться артиллерийским вооружением. Их основным назначением, по мнению военных, являлось артиллерийское сопровождение танковых, механизированных, стрелковых и кавалерийских частей и выполнение следующих задач:

• подавление и уничтожение прямой наводкой из-за укрытий, а также стрельбой с закрытых позиций огневых точек противника, мешающих продвижению наступающих войск;

• борьба с танками и САУ противника из засад и укрытий;

• разрушение полевых укреплений противника;

• контрбатарейная борьба.

В конце 1948 – начале 1949 гг. ОКБ-3 были разработаны 3 полузакрытые самоходные артиллерийские установки:

• СУ-100П («объект 105») со 100-мм пушкой Д50/Д10 конструкции ОКБ завода №9;

• СУ-152Г («объект 108») со 152-мм гаубицей Д50/Д-1 конструкции ОКБ завода №9;

• СУ-152П, или СУ-1 («объект 116») со 152-мм пушкой М-53 конструкции ОКБ завода №172.

Основной проблемой в работе над СУ-100П стала разработка новой трансмиссии, способной стать базовой для различных унифицированных САУ, одновременно разрабатываемых отделом №3.

А. М. Лехтциндом и Д. А. Гериевым были изучены трансмиссии всех современных на тот момент отечественных и зарубежных конструкций. Наибольший интерес у советских инженеров и конструкторов вызвали трансмиссия и ходовая часть американской САУ М-18 «Hellcat» (T-70).

Использование на М-18 торсионной подвески с гидравлическими амортизаторами двойного действия и гусеницы с РМШ («сайлент-блок») обеспечивало ощутимое увеличение средних скоростей движения САУ и значительный ресурс ходовой части. Однако ни одна из исследованных трансмиссий в полной мере не отвечала требованиям, предъявляемым ГБТУ к новому шасси.

Результатом интенсивной работы по СУ-100П стала схема 6-скоростной 2-поточной коробки передач, объединенной в один блок с планетарными механизмами поворота. В результате была создана компактная трансмиссия, вписавшаяся в переднюю часть корпуса САУ. Для семейства СУ-100П главным конструктором ЧТЗ И. Я. Трашутиным была разработана новая модификация двигателя В-2 с дополнительным приводом к вентилятору системы охлаждения. Хотя мощность двигателя и снизилась до 400 л. с., его моторесурс увеличился. Компактная система охлаждения с изолированным воздушным потоком, предложенная В. Л. Лихомановым, и применение авиационной радиаторной решетки обеспечили эффективное охлаждение двигателя.

Корпусникам М.С.Тарасова пришлось разрабатывать в условиях жестких весовых ограничений 4 бронекорпуса, обеспечивающих достаточную жесткость конструкции, защиту экипажа и возможность установки различных по мощности артиллерийских систем. Борьба за идеальное сочетание веса и жесткости шла при проектировании подмоторного фундамента, мест крепления коробки передач и места установки тумбы под бронерубку с орудием.

Работы по ходовой части вели начальник бюро Е. А. Карлинский и М. А. Егоров. По их предложению было принято решение использовать торсионную подвеску, мелкозвенчатую гусеницу с 3 поддерживающими сдвоенными роликами и 6 опорными обрезиненными катками (в случае с СУ-152П это была удлиненная база с 4 поддерживающими сдвоенными роликами и 7 опорными обрезиненными катками). На переднем и заднем опорном катках для гашения колебаний машины при движении устанавливались телескопические гидроамортизаторы. Для увеличения срока службы ходовой части впервые в отечественном танкостроении было принято решение оснастить САУ гусеницей с резинометаллическим шарниром (РМШ). Несмотря на имеющиеся в СССР образцы иностранных гусениц с РМШ, Е. А. Карлинскому и М. А. Егорову пришлось практически заново создавать конструкцию и технологию соединения траков с РМШ. В дальнейшем повышение надежности РМШ, резинового бандажа и прочности опорных катков потребовало большой конструкторской работы, многих экспериментов и испытаний на надежность.

Эта отработанная конструкция РМШ того времени в конечном итоге стала в отечественном танкостроении эталоном надежности и базовой для работ над гусеничными лентами перспективных танков других КБ.

Первые испытательные пробеги СУ-100П («объекта 105-01») были начаты в октябре 1948 г., машина совершила за 6 месяцев отладочных и ремонтных работ 27 выездов.

Опытные образцы СУ-100П и СУ-152Г 2 июня 1949 г. вышли на заводские испытания.

В течение 15 дней по поручению Министра обороны СССР Н. А. Булганина на ходовых испытаниях с инспекцией присутствовал командующий УрВО маршал Г. К. Жуков.

Боевой вес СУ-100П составлял 22860 кг (СУ-152Г весила 23770 кг), максимальная длина – 7665 мм (6460 мм), ширина – 3040 мм, высота – 2425 мм. Вооружение САУ состояло из 100-мм пушки Д50/Д10 (СУ-152Г имела 152-мм гаубицу Д50/Д1). Горизонтальный угол обстрела 150° и максимальное возвышение 36° (4 Г), угол снижения – 5°. Наведение орудия осуществлялось с помощью телескопического прицела ОП-1-7 и панорамного ЗИС-3. Боекомплект состоял из 48 унитарных выстрелов (42 у СУ-152Г). Дизельный двигатель В-45-105 мощностью 400 л. с. обеспечивал максимальную скорость 63 км/час. Экипаж – 4 человека (5 человек). Бронирование – 15-20 мм, противопульное.

За время испытаний СУ-100П в различных дорожных условиях было пройдено 2902 км (СУ-152Г прошла 865 км) и произведено 93 выстрела (2 серии выстрелов – по 88 и 51). Много конструкторской и доводочной работы было потрачено на увеличение средних скоростей движения САУ с 25 до 30 – 40 км/час. Работа артиллерийской части, а также прочность конструкции, устойчивость и скорострельность у СУ-100П и СУ-152Г в целом были признаны удовлетворительными. По результатам испытаний наибольшее количество замечаний получила ходовая часть, а именно РМШ и траки. Было принято решение устранить выявленные в результате испытаний дефекты с одновременным доведением гарантийного пробега до 3000 км (СУ-100 имела гарантийный пробег 1000 км), а затем провести повторные испытания СУ-152Г. После повторных испытаний было приказано предъявить СУ-100П и СУ-152Г с выявленными и устраненными дефектами на государственные испытания. В марте – апреле 1949 г. к первым двум САУ добавилась удлиненная версия СУ-152П, имеющая 152-мм пушку М-53 завода №172 с боекомплектом 30 выстрелов раздельного заряжания. Общая длина корпуса САУ составила 9380 мм , вес – 28700 кг, максимальная высота – 2500 мм, экипаж – 5 человек. Во время испытаний у СУ-152П, прошедшей 2904 км и сделавшей 40 выстрелов, обнаружился аналогичный СУ-100П набор дефектов, к которым добавились дефекты новой неотработанной артиллерийской системы. В результате увеличенного, по сравнению с СУ-100П, веса дефекты ходовой части проявлялись быстрее, разрушение РМШ и бандажа опорных катков шло интенсивней. Устойчивость СУ-152П при стрельбе с заторможенными гусеницами была признана удовлетворительной, а с незаторможенными – недостаточной. Комиссией рекомендовалось вес СУ-152П довести до 26000 кг, устранить выявленные в результате испытаний дефекты, после чего передать опытный образец САУ на государственные испытания.

Чуть позже развернулись работы по САУ в КБ Омского завода транспортного машиностроения (ОЗТМ, завод №174) и в КБ ХПЗ №75 (Харьковского паровозостроительного завода). КБ ОЗТМ работало над САУ «объект 600» (СУ-122-54) с рубкой в носовой части корпуса на шасси танка Т-54А, вооруженной 122-мм пушкой Д-49 (дальнейшее развитие пушки Д-25Т). КБ ХПЗ в 1950 г. закончило технический проект по «объект 416» (СУ-100М). Проект СУ-100М представлял собой САУ с размещением отделений управления и боевого в кормовой части машины, где в поворотной башне размещался экипаж из 4 человек. Артиллерийское вооружение СУ-100М, размещенное в башне, было представлено 100-мм пушкой М-63.

После дважды сорванных сроков, в январе 1950 г. опытный образец СУ-100П был отправлен на Государственные испытания. Во время этих испытаний САУ СУ-100П было пройдено 3012 км, при испытании стрельбой произвели 169 выстрелов. Кучность при стрельбе была признана хорошей, но отмечена недостаточная устойчивость и медленное затухание колебаний после выстрела. В результате практическая скорострельность пушки была признана недостаточной. Положительно, в целом, была оценена работа ходовой части САУ Высокой оценки заслужила надежность работы трансмиссии и гусеничной цепи с РМШ.

Комиссией было сделано заключение, что опытный образец СУ-100П государственные испытания не выдержал и требует доработки. После устранения выявленных на испытаниях недостатков было решено представить САУ на повторные испытания. Основными требованиями были снижение линии огня, повышение эффективности работы гидроамортизаторов, надежности балансиров, трансмиссии, опорных катков, крепления боеукладки и поворотного механизма пушки. Прошедшие следом государственные испытания САУ СУ-152Г и СУ-152П получили аналогичное СУ-100П заключение комиссии.

В 1950 г. к главному конструктору Л. И. Горлицкому на должность заместителя был назначен Е. А. Карлинский, возглавивший работы по дальнейшему совершенствованию СУ-100П.

Начальником бюро ходовой части стал М. А.Егоров. В результате конструкторской работы по дальнейшему совершенствованию СУ-100П был полностью переработан щит и тумба, пушка Д50/Д10А и размещение боевого расчета были доработаны. Эти мероприятия позволили снизить высоту линии огня с 1910 до 1800 мм и уменьшить общую высоту САУ до 2410 мм. СУ-100П получила телескопический прицел ОП-2-5, экипаж увеличился до 5 человек, максимальная длина САУ стала 7720 мм. Бюро М. А.Егорова были проведены мероприятия по повышению надежности работы шасси. Доработки на СУ-100П были закончены 9 июня 1951 г.

После продолжительных заводских доводочных испытаний новых узлов и агрегатов и ранее построенных машин опытный образец был принят военным представительством ГБТУ В конце 1952 г. СУ-100П была отправлена на повторные государственные испытания параллельно с СУ-100М. Несмотря на улучшение устойчивости и сокращение времени затухания колебаний корпуса после выстрела, вписаться в приемлемые характеристики не удалось, равно как и значительно повысить надежность КПП, опорных катков и резинового бандажа. В отличие от забракованной на государственных испытаниях СУ-100М, в 1953 г. ОКБ-3 (отдел №3) получило указание от ГБТУ МО на изготовление установочной партии СУ-100П в количестве 10 машин (есть также данные о 24-х). Это событие совпало с назначением в июне 1953 г. Г. С. Ефимова главным конструктором ОКБ-3 (отдел №3) вместо Л. И. Горлицкого, ставшего жертвой «подковерных» интриг дирекции завода «Уралмаш» и просчетов в работе над семейством СУ-100П. Главный конструктор Л. И. Горлицкий после разбирательства правительственной комиссии на заводе «Уралмаш» и в ОКБ-3 был отстранен от должности и вернулся на Кировский завод в Ленинград.

Производство установочной партии осуществлял опытный цех, а заготовки поступали с завода «Уралмаш». Во время производства СУ-100П представители заказчика ГБТУ МО развернули настоящую борьбу за удержание веса 21600 кг у изготовленных образцов. Каждая деталь взвешивалась, и в случае превышения эталонного веса дорабатывалась путем снятия лишних граммов. Зачастую дело доходило до абсурда, например, когда бронелисты, не значительно превышавшие чертежную массу, подвергались слесарной обработке, что снижало их бронестойкость.

Все 10 САУ СУ-100П (опять же, есть данные о 24-х) установочной партии были отправлены на войсковые испытания в 4-ю Гвардейскую Кантемировскую дивизию. В конце июля 1954 г. по результатам государственных испытаний предсерийной СУ-100П («объект 105ВК») было выдано положительное заключение с рекомендацией ее запуска в серийное производство.

В 1954 г. СУ-122-54, а в 1955-м – СУ-100П были приняты на вооружение Советской Армии. К 14 июля 1955 г. был выполнен проект усовершенствованного варианта СУ-100П для серийного производства.

Однако тогда же после заявления Н. С. Хрущева, назвавшего артиллерию «пещерной техникой», и начала свертывания конструкторских работ и артиллерийского производства заказа на серийное производство САУ СУ-100П, СУ-152Г, СУ-152П и БТР-112 не последовало. Годом позже прошедшая государственные испытания тяжелая САУ «объект 268» разработки КБ Л КЗ на шасси танка Т-10 также не была принята на вооружение.

В серийное производства были запущены в 1955 г. САУ СУ-122-54 (до окончания ее производства заводом №174 было выпущено всего 100 штук) и в 1958 г. – специализированная авиадесантная САУ СУ-85.

Вместо серийного производства по постановлению Совета Министров СССР №144-85 от 4 февраля 1956 г. предписывалось ОКБ-3 (отдел №3) развернуть работы по модернизации СУ-100П, получившей название «объект 105М» (СУ-100ПМ). Не дожидаясь правительственного решения, по распоряжению директора завода в декабре 1955 г. было принято решение о постройке в металле СУ-100ПМ.

Для повышения ресурса шасси ОКБ-3 были использованы наработки ВНИИ Стали, НИИШП (НИИ шинной промышленности) и НИИРП (НИИ резиновой промышленности). Проведение анализа дефектов ходовой части СУ-100П и выдача конструктивных предложений по ее модернизации было поручено молодому инженеру-конструктору Г. С. Бобкову Результатом интенсивной конструкторской работы стала установка на СУ-100ПМ новых торсионов, позволивших значительно увеличить динамический ход катков, а также появление бандажа из новой резиновой смеси. Закрепление резинового бандажа на опорных катках стали делать на клее «Лейконат», специально разработанном НИИШП. В опорных катках отказались от ребер жесткости, перейдя к разработанному М. А. Егоровым волнообразному строению диска, что позволило избавиться от образования трещин. Вместо тарельчатых пружин, ограничивающих ход балансиров, СУ-100ПМ получила буферные пружины. Максимальная скорость движения возросла до 65 км/час, средняя скорость по шоссе – до 44 км/час, а по танковой трассе – до 21 км/час. САУ вооружили модернизированной заводом №9 100-мм пушкой Д-50М. В дополнение к имеющимся приборам наблюдения ТПВ и ТПК добавились ночные приборы наблюдения ТВН-2, ТКН-1 и прицел АПНЗ-5. Был также произведен ряд незначительных изменений в конструкции, связанный с установкой новой артиллерийской системой. Габаритные размеры и вес машины, по сравнению с СУ-100П (изделие 1952 г.), практически не изменились.

В 1957 г. на шасси СУ-100П-18 по распоряжению ГБТУ была изготовлена опытная мобильная бронированная прожекторная установка СПУ-117 с размещением агрегата питания и прожектора диаметром 2 м в средней части корпуса. В процессе испытаний прожектор был заменен на новый, диаметром 1,5 м, имеющий инфракрасный фильтр для освещения местности ночью, а агрегат питания заменен на генератор с приводом от основного двигателя. В процессе испытаний аппаратура прожектора не выдерживала тряски при движении, в связи с чем дальнейшие работы по этой теме были прекращены.

Опытный образец СПУ-117 сейчас находится в Военно-историческом музее БТВТ г. Кубинка, там же демонстрируются СУ-100П (1952 г.), СУ-152Г, СУ-152П, БТР-112(М) и «объект 120».

В это же время главному конструктору ОКБ Г С. Ефимову удалось убедить руководство ГРАУ и Управления начальника инженерных войск в целесообразности использования доработанного базового шасси СУ-100П повышенной грузоподъемности в 30 т в качестве носителя ракет и инженерного оборудования.

В 1958 г. СУ-100ПМ была собрана и направлена на полигон ГБТУ МО, где проходила испытания вплоть до 1 августа 1960 г. За время испытаний машиной было пройдено 10 тыс. км и сделано 88 выстрелов днем и ночью. В заключении по результатам испытаний говорилось, что СУ-100ПМ испытания выдержала и отвечает заданным ГБТУ требованиям. Гарантийный срок службы ходовой части СУ-100ПМ был увеличен с 3000 до 5000 км. На этом линия развития СУ-100П была закрыта.

В 1960 г. в ОКБ-3 на модернизированном шасси СУ-100ПМ повышенной грузоподъемности были начаты работы по САУ «объект 120» (ведущий конструктор И. Н. Аксенов).

На конференции, посвященной перспективам развития бронетанковой техники, прошедшей в г. Москве в 1960 г, где присутствовали высшие военные чины, главные конструкторы, директора оборонных предприятий и ученые, Генеральным секретарем ЦК КПСС Н.С. Хрущевым было вновь высказано решение о прекращении производства и разработки новых танков и форсирование работ по ракетному вооружению.

ГБТУ в это время энергично решало проблему выживания в условиях новых приоритетов правительства, а ГРАУ было озабочено, в первую очередь, конструкторскими работами, связанными с ракетной тематикой. В тоже время, для буксируемой артиллерии уже имелось в серийном производстве целое семейство тягачей различной весовой категории (АТ-П, АТ-Л, АТ-С, АТ-Т). Как следствие, ни ГБТУ, ни ГРАУ не проявили интереса к развитию САУ на шасси СУ-100П.

Завершающим этапом развития этой САУ можно считать уникальный истребитель танков «Таран» («объект 120»), созданный в 1965 г. только как опытный образец и похороненный, не сделав ни единого выстрела по мишени.

Возрождение самоходных артиллерийских установок, спроектированных для решения других задач, сменивших названия на самоходные гаубицы (СГ) и самоходные пушки (СП), возобновилось в СССР в 1967 году.

 

 

 

Вступайте в нашу группу
«Отвага 2004»

 

 

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru