60-ММ МИНОМЕТЫ ВМС США

© Кихтенко А.В.
Специально для сайта «Отвага»

Попытки установить 60-мм минометы на малые суда предпринимались американцами еще во время Второй Мировой войны. Минометами М2 вооружили канонерские лодки PGM (Motor Gunboat) и часть торпедных катеров (Patrol Torpedo Boat) действовавших на Тихом океане.

Первые легкие минометы М2 американская армия получила в 1940 году. 60-мм минометы вместе с «базуками», станковыми и крупнокалиберными пулеметами оставались на протяжении всей Второй Мировой войны основным средством усиления стрелковых рот американской армии. В дальнейшем 60-мм минометы применялся подразделениями армии США в боевых действиях на Корейском полуострове и во Вьетнаме.

60-мм миномет М2 был выполнен по схеме «мнимого треугольника» и состоял из гладкостенного ствола длиной 726 мм, прямоугольной опорной плиты и двуноги, оснащенной подъемным механизмом, выравнивателем и винтовой рейкой, позволявшей в небольших пределах осуществлять горизонтальное наведение. На нижней поверхности опорной плиты были выполнены приливы, играющие роль сошников и устраняющие возможность ее скольжения по грунту. Для смягчения толчков, передающиеся при выстреле от ствола на двуногу, к винтовой рейке крепился амортизатор, состоявший из двух цилиндров с вложенными в них штоками и пружинами. В казенной части ствола неподвижно крепился боек, о который происходило разбивание капсюля мины. Выравниватель служил для устранения бокового сваливания миномета. Углы вертикального наведения составляли от +40° до +85°, горизонтального – 14°. Минометы оснащались коллиматорными прицелами М4.

Станина, двунога и ствол у М2 вместе весили 19 кг (по 5,8 кг ствол и опорная плита, 7,4 кг двунога). Масса прицела 520 грамм. Скорострельность составляла от 18 (нормальная) до 30 (максимальная) выстрелов в минуту.

В боекомплект американских 60-мм минометов входили: осколочная мина М49А2, осветительная мина М83А1, дымовая мина М302, практические мины М50, М50А2 и учебная мина M69.

 

32 канонерские лодки PGM были перестроены из охотников за подводными лодками типа PC и SC и предназначались для борьбы с японскими легкими кораблями в Юго-Восточной зоне Тихого океана. В их задачу также входила огневая поддержка торпедных катеров и тральщиков. Небольшие по размеру и водоизмещению корабли – 95 тонн у восьми переделанных их «110 футовых» охотников типа SC и 450 тонн у двадцати четырех переделанных их «178 футовых» охотников типа PC, несли мощное вооружение. Стандартным было – одно 76-мм орудие, две 40-мм автоматические пушки «Бофорс» (или одна спаренная установка), шесть 20-мм «эрликонов», спаренный 12,7-мм пулемет и 60-мм миномет. Арсенал дополняли генераторы постановки дымовой завесы и установленные на нескольких PGM многоствольные пусковые установки, сделанные из противотанковых гранатометов «базука».

Такой набор артиллерийско-пулеметного вооружения позволял PGM успешно решать стоящие перед ними задачи, но из-за не высокой скорости в 20 узлов канонерским лодкам было сложно действовать совместно с торпедными катерами. Более слаженно PGM действовали с тральщиками «YMS» и «АМС», прикрывая их огнем от японских береговых батарей и расстреливая всплывающие мины.

 

Противолодочный корабль типа SC.

Водоизмещение в зависимости от модификации 95-136 т. Размеры: длина 33,3 м, наибольшая ширина 6,9 м, осадка 3 м. Экипаж 28 человек. Скорость 21 узел. Силовая установка: два дизельных двигателя Electro-Motive Corp.16-184A с приводом на два вала общей мощностью 1540 л.с.

 

Противолодочный корабль типа PC.

Водоизмещение 450 т. Размеры: длина 52,14 м, наибольшая ширина 6,9 м, осадка 3 м. Экипаж 65 человек. Скорость 20,2 узла. Силовая установка: два дизельных двигателя General Motors 16-278A с приводом на два вала общей мощностью 2880 л.с. Каждый двигатель вращал гребной вал через одноступенчатый редуктор Farrel-Birmingham.

В процессе переделки охотников за подводными лодками в канонерские лодки PGM, на них было демонтировано противолодочное вооружение, гидроакустические станции и тралы, а также уменьшена высота надстройки и добавлено легкое бронирование мостика. Корабли оснащались РЛС SO-8.

 

Со второй половины 1943 года американские торпедные катера на Тихом океане все чаще стали использовать не по прямому назначению – атак японских надводных кораблей с помощью торпедного вооружения, а для решения более широкого круга задач.

Катера задействовали для высадки и эвакуации разведывательно-диверсионных групп, спасения сбитых летчиков, при проведении малых десантных операций и рейдов против небольших японских баз. Но чаще всего торпедные катера использовались в качестве канонерок. С учетом этих обстоятельств катера перевооружали, увеличивая калибр и количество пушек и пулеметов на них. Так, с весны 1945 года катера типа «Elco» вместо двух спаренных 12,7-мм пулеметов и четырех 533-мм трубных торпедных аппаратов, полагавшихся по первоначальному проекту, были вооружены тремя автоматическими пушками калибра 40-, 35– и 20-мм соответственно, двумя спаренными 12,7-мм пулеметами, двумя направляющими для 127-ммм ракет и четырьмя 533-мм торпедами бортового сброса. Часть катеров дополнительно были вооружены 60-мм минометами М2.

 

Торпедный катер типа «Elco» (80-футовые).

Водоизмещение, в зависимости от модификации от 51 до 61 тонн. Размеры: длина 24,38 м, наибольшая ширина 6,32 м, осадка, в зависимости от модификации от 1,52 до 1,7 м. Силовая установка: три бензиновых мотора с приводом на три вала общей мощностью от 4050 до 4500 л.с. Скорость: 41-43 узла. Экипаж 11-15 человек. Катера оснащались РЛС.

Вооружение, в зависимости от модификации: четыре 533-мм торпедных аппарата, два спаренных 12,7 мм пулемета, глубинные бомбы; четыре 533-мм торпедных аппарата, два спаренных 12,7-мм пулемета, 20-мм и 37-мм пушки; четыре 533-мм торпеды бортового сброса, два спаренных 12,7-мм пулемета, 20-мм и 40-мм пушки; четыре 533-мм торпеды бортового сброса, два спаренных 12,7-мм пулемета, 20-мм, 37-мм и 40-мм пушки, 127-мм неуправляемые ракеты. Вместо 20-мм автоматических пушек могли устанавливаться спаренные 12,7 мм пулеметы.

 

Первоначально 60-мм минометы М2 устанавливались на торпедных катерах и канонерских лодках по инициативе самих экипажей с использование подручных средств, что иногда приводило к повреждению корпуса. В дальнейшем этого удавалось избегать путем усиления палубы и надстроек в месте установки миномета. Для миномета М2 была сконструирована специальная опорная платформа Mk.1, крепившаяся к палубе судна, однако до разработки 60-мм миномета специально для ВМС дело не дошло.

 

В 1962 году на вооружение патрульных кораблей Береговой охраны США поступил 81-мм миномета Mk2 Mod 0. Он был создан на NavWepSta Crane, штат Индиана, для установки на небольших кораблях, действующих в прибрежной зоне. Миномет предназначался для ведения огня осветительными минами при проведении поисково-спасательных операций и обстрела побережья, для чего в его боекомплект входили осколочные и дымовые мины. Впоследствии, для поражения живой силы противника на близкой дистанции, к ним добавилась мина Mk120 Mod.0 APERS снаряженная 1200 стреловидными поражающими элементами. Эта мина была специально разработана для ВМС и Береговой охраны США.

Миномет Mk2 Mod 0 устанавливался на тумбе, которая обеспечивала круговой обстрел с углами возвышения до +75° и склонения до -30о и позволял вести огонь как по навесной, так и по настильной траектории. Скорострельность при угле возвышении 45° и стрельбе самонаколом составляла 18 выстр./мин или 10 выстр./мин при использовании УСМ. Дальность стрельбы настильным огнем составляла ок. 900 метров, навесным – до 3,600 метров. Эффективная дальность стрельбы минами Mk120 Mod.0 APERS составляла 180 метров.

В 1964 году была разработана и поступила на вооружение ВМС и Береговой охраны США новая модификация 81-мм миномета – Mk2 Mod 1, у которой поверх цилиндра противооткатного устройства крепился 12,7-мм пулемет AN/M-2HB. Короб с лентой на 100 или 400 патронов крепился с правой стороны миномета. Максимальная эффективная дальность стрельбы из крупнокалиберного пулемета составляла ок. 1800 метров. За счет установки пулемета, масса новой модификации 81-мм миномета Mk2 возросла до 307 кг вместо прежних 269 кг.

Минометами Mk2 Mod 1 во Вьетнаме было вооружено большинство боевых кораблей 115-й оперативной группы (быстроходные сторожевые катера PCF и PTF, патрульные катера WPB, сторожевые катера на подводных крыльях «Tucumcari», морские патрульные артиллерийские катера типа «Ashville»), 117-й Мобильной речной оперативной группы (мониторы, огнеметные корабли Zippo, речные катера огневой поддержки ASPB) и тяжелых катеров поддержки боевых пловцов SEAL 116-й оперативной группы. Они также устанавливались на действовавшие в дельте Меконга вспомогательные суда – плавучие казармы и ремонтные баржи.

На основании опыта применения 81-мм минометов на кораблях ВМС и Береговой охраны, было решено создать для вооружения действующих на реках малых судов уменьшенную версию миномета Mk.2. Ею стал принятый на вооружение в 1969 году 60-мм миномет Mk.4 mod.0. Миномет выпускался на фирме NOS Louisville.

Общая длина миномета 1384 мм, длина ствола 650 мм, ширина миномета 355 мм, высота миномета (на тумбе) 1447 мм. Максимальная дальность стрельбы 1690 м, эффективная дальность – 914 м. Масса миномета 61.2 кг. Начальная скорость мины 150 м/с. Скорострельность при стрельбе самонаколом составляла 18 выстр./мин или 10 выстр./мин при использовании УСМ.

Миномет состоял из ствола, противооткатного устройства, внешнего кожуха, вертлюга, ударно-спускового механизма, подъемного и поворотного механизмов, переводчика режима стрельбы и прицельного приспособления.

Гладкостенный ствол с пружиной, служащей амортизатором отдачи, помещен внутри кожуха. Средняя часть кожуха имеет утолщение квадратного сечения с цапфами, с помощью которых ствол с кожухом закрепляется в вертлюге. Вертлюг служит для крепления качающейся части миномета и для его наведения в вертикальной и горизонтальной плоскостях. При помощи вертикальной оси вертлюг крепится к тумбе, на которой монтируется вся установка.

Органы управления миномета расположены с обеих сторон кожуха и вертлюга. На правой цапфе расположена рукоятка стопора механизма вертикального наведения, а на кожухе миномета двухпозиционный переводчик режима стрельбы.

С левой стороны над цапфой крепится прицельное приспособление, в вырезе кожуха – спусковое устройство и предохранитель. В нижней части вертлюга расположены стопор механизма наведения в горизонтальной плоскости, кольцо с угломерной шкалой и. указатель делений шкалы.

Миномет обслуживал расчет из двух человек – командира и заряжающего. В задачи командира входили наведение оружия, выбор режима стрельбы (самонаколом или с помощью УСМ) и руководил действиями заряжающего. Заряжающий готовил мины к стрельбе, устанавливал время срабатывания дистанционных взрывателей осветительных мин и осуществлял заряжания миномета.

Для стрельбы использовались осколочные мины M49A2E2, дымовые M302 и M302E1, осветительные M83 и практические M69.

Некоторые минометы Mk.4 mod.0 дорабатывались путем установки на них специального крепления Mk.115 Mod 0 для пулеметов M60 или M60D.

 

В ходе вьетнамской войны минометы Mk.4 mod.0 устанавливались на речных катерах PBR, LCPL и MSSC.

Первые быстроходные речные катера PBR (Patrol Boat River) MK I. прибыли во Вьетнам в начале 1966 года и поступили на вооружение 116-й оперативной группы («Task Force 116»), на которую легла основная тяжесть боевых действий на реке Меконг. Предназначенные для патрулирования рукавом и каналов Меконга, способные выполнять высадку небольших десантов, огневую поддержку, эвакуацию раненых и множество других задач PBR стали речным аналогом многоцелевого вертолета UH-1. Основной работой «пиберов» было патрулирование и досмотр сампанов, а также засады на путях перевозок грузов вьетконговцами по Меконгу, когда катера стояли на якоре или плыли по течению с выключенными моторами. Обычно катера действовали парами, но при проведении крупных операций по высадке десанта или уничтожении опорных пунктов коммунистов на берегах Меконга, принимали участие до двух десятков катеров одновременно.

Небольшой катер со стеклопластиковым корпусом длиной всего 9,4 м и небольшой осадкой – при движении на максимальной скорости она составляла всего 23 см (на стоянке 60 см), развивал скорость 28,5 узлов и имел прекрасную маневренность за счет двух водометных движителей. Благодаря реверсу водометов катер останавливался с полного хода, пройдя всего 10 м. Не смотря на свои небольшие размеры, катер нес мощное вооружение из трех 12,7 мм пулеметов – спаренного в носовой части и одинарного на корме, а также 7,62-мм пулемета М60 и 40-мм автоматического гранатомета за рубкой. Катер оснащался РЛС Raytheon 1900, что позволяло ему действовать на рукавах Меконга круглосуточно. Команда PBR состояла из 4 человек: капитана, стрелка, механика и матроса. Каждый член команды владел смежной специальностью, чтобы заменить товарища в случае необходимости.

В ходе эксплуатации катеров выявились и некоторые недостатки PBR, такие как хрупкость корпуса и склонность водометных движителей к засорению при действиях на затопленных овощных плантациях и рисовых чеках. Кроме того, выяснилось, что катера PBR оказались неустойчивыми на крутой морской волне, а в низовьях Меконга речная и прибрежная волны мало чем отличаются друг от друга. Поэтому с осени 1967 года зона ответственности «Task Force 116» передвинули вверх по рекам на пять миль, а им на смену в низовьях рек пришли катера 115-й оперативной группы («Task Force 115»), ранее проводившей операции в прибрежной зоне. На вооружении катеров этой группы находился 81-мм миномет Mk.2 – «старший брат» 60-мм миномет Mk.4 mod.0.

В 1967 году во Вьетнам начали прибывать новые катера PBR Mk.II. Их отличие от модификации PBR Mk.I состояло в увеличении размеров (длины и ширины на 30 см), водоизмещение возросло с 6,6 до 7,5 тонн, скорость увеличилась на 3 узла. Новый водометный движитель был избавлен от недостатков предшественника. Основным внешним отличием стал алюминиевый планширь по периметру палубы, который защищал довольно хрупкий корпус от повреждений при столкновениях с различными препятствиями и при швартовке. Команда состоял из 4-5 человек. Часть катеров была вооружена 60-мм минометами Mk.4 mod.0, которые устанавливались в кормовой части на универсальной тумбе Mk.26, предназначенной для 12,7 мм и 7,62-мм пулеметов, 40-мм автоматического гранатомета Mk.20. Масса универсальной тумбы Mk.26 составляла 93 кг, высота 150 см. Тумба обеспечивала наведение оружия по вертикали -15 ° до 85 °, по горизонтали 360°.

В ходе боевых действий выяснилось, что 60-мм миномет оказался единственным оружием «пиберов», способным вести огонь через высокие дамбы каналов. Кроме того, его использовали для стрельбы осветительными минами при ночном патрулировании. Востребованность минометов на «пиберах» оказалась настолько велика, что пока не появились минометы Mk.4 mod.0 на универсальных тумбовых установках, команды пытались приспособить для стрельбы армейские 60-мм минометы.

Чтобы увеличит огневую мощь катера, некоторые изобретательные команды «пиберов» в полевых условиях доработали Mk.4 mod.0, сконструировав его неофициальную модификацию «Mk.4 Mod 1». Сделано это было путем установки на одной тумбе с минометом пулеметов M60 и M60D или автоматического гранатомета Mk.20. Получилась копия 81-мм миномета Mk.2 Mod 1, только значительно уменьшенная в размерах. В дальнейшем для пулеметов было создано крепление Mk.115 Mod 0.

 

Катер PBR Mk.II.

Водоизмещение полное – 7,5 т. Размеры: длина 9,8 м, ширина 3,5 м, высота от киля до крыши рубки 2,4 м, осадка 0,6 м.. Главная энергетическая установка – два дизеля Detroit Diesel V6-53N мощностью 216 л.с, работающие на два водомета насосного типа Jacuzzi 14YJ. Максимальная скорость 28 узлов (52 км/ч). Запас топлива 608 литров.

 

Если PBR стал «рабочей лошадкой» войны на Меконге, то два других типа катеров, на которые устанавливался миномет Mk.4 mod.0 использовались только при проведении разведывательно-диверсионных операций спецназом ВМС США. Бойцы подразделения SEAL приступили к активным боевым действиям во Вьетнаме с 1966 года (до этого на протяжении трех лет они в основном занимались обучением спецподразделений Армии Республики Вьетнам). В их задачи главным образом входило ведение разведки, осуществление диверсий на важных объектах в тылу противника и на путях его снабжения, контрпартизанская борьба. SEAL были задействованы в боевом патрулировании и ведении разведки в районе Ранг Сет, через который американские суда осуществляли снабжение южновьетнамских войск. Местность представляла собой сплошные мангровые заросли, заболоченные участки побережья, изрезанные скрытыми в зелени джунглей и болот протоками. Осознавая важность этого района, вьетконговцы периодически пытались взять Ранг Сет под свой контроль

Для огневой поддержки с воды при проведении спецопераций отряды SEAL использовали быстроходные катера MSSC и LCPL Mk 4.

Катер поддержки боевых пловцов средний MSSC (Medium SEAL Support Craft) представлял собой катамаран с алюминиевым корпусом. Команда катера состояла из 21 человека, из которых 17 были бойцами SEAL. MSSC был одним из самых быстроходных американских катеров на Меконге и благодаря навигационной РЛС Raytheon 1900 мог действовать круглосуточно. Катер нес мощное вооружение – 4 пулемета М60, 3 крупнокалиберных пулемета или 2 крупнокалиберных пулемета и 1 пулемет Minigun, миномет Mk.4 mod.0. 60-мм миномет устанавливался на специальной тумбе с левой или правой стороны от рубки.

 

Катер MSSC.

Водоизмещение полное – 17 т. Размеры: длина 10,8 м, ширина 4,05 м, осадка 0,6 м.. Главная энергетическая установка – два бензиновых двигателя Chevrolet 427 мощностью 350 л.с. Максимальная скорость 35 узлов (65 км/ч). Запас топлива 605 литров.

 

В 1960-е годы быстроходные катера LCPL (Landing Craft Personnel Large) Mk 4 и Mk 12 использовались ВМС США в качестве патрульных и служебно-разъездных. С 1967 года катера этого типа были переданы 115-й оперативной группе («Task Force 115»), на которую кроме перехвата северовьетнамских траулеров с оружием, поисково-спасательных операций, гидрографических работ и обстрела побережья, была возложена задача по охране южновьетнамских портов. На вооружении патрульных сил пяти главных портов Южного Вьетнама имелось 24 катера LCPL, вооруженных одним – двумя крупнокалиберными пулеметами.

Четыре катера LCPL Mk 4 передали SEAL, где они использовались с 1967 по 1969 год. Исходя из стоящих перед подразделениями SEAL задач, катера прошли доработку – на палубе перед рубкой был сделан вырез для установки спаренного или одиночного крупнокалиберного пулеметов (один из катеров вместо них получил Minigun), уменьшили высоту рубки и установили тент для защиты от солнца. Для выявления малых судов и навигации катера оборудовали РЛС Raytheon 1900, а для действий ночью приборами ночного видения пассивного типа AN/TVS-2 «Starlight». Команда состоял из 4 человек. По сравнению с патрульными, вооружение переданных SEAL катеров Mk 4 также было значительно усилено и состояло из 2-3 крупнокалиберных пулеметов, 40-мм автоматического гранатомета Mk.20, нескольких пулеметов М60 и миномета Mk.4 mod.0. Миномет устанавливался на специальной тумбе перед рубкой.

 

Катер LCPL Mk 4.

Водоизмещение полное – 9 т. Размеры: длина 10,8 м, ширина 3,21 м, осадка 0,9 м.. Главная энергетическая установка – один дизельный двигатель Gray Marine мощностью 225 л.с. Максимальная скорость 14 узлов (26 км/ч). Запас топлива 608 литров. В отличии от катера Mk 12, корпус которого изготавливался из стеклопластика, у Mk 4 корпус был стальной.

 

После окончания Вьетнамской войны большая часть катеров PBR Mk.II была передана американским союзникам в Юго-Восточной Азии, Центральной и Южной Америке. На вооружении ВМС США осталось около двух десятков катеров этого типа, которые первоначально использовались в качестве учебных, а впоследствии хранились на базах технического обслуживания кораблей резерва до 1995 года. По сведениям журнала «Зарубежное военное обозрение» четыре катера использовались ССО ВМС США для подготовки резервистов до конца 1990-х.

Еще двумя катерами, на вооружении которых имелся 60-мм миномет, стали сторожевой катер РВ Mk.III и малый бронированный десантный катер типа МАТС (Mini-Armored Troop Carrier).

Катер РВ Mk.III пришел в середине 1970-х годов на смену ветеранам вьетнамской войны катерам PCF и PTF и был рассчитан как для действий в открытом море, так и в прибрежной зоне, на реках. Катер мог использоваться для пограничной службы, разведки и наблюдения, борьбы с кораблями и береговыми объектами, установки и траления мин, противолодочной обороны в прибрежных районах, поддержки действий сил специальных операций. Добиться этого удалось благодаря тому, что корабль проектировался как базовая платформа, на которую в зависимости от поставленной задачи устанавливалось необходимое оборудование и вооружение.

Корпус катера изготовлен из алюминия. Чтобы получить максимальное пространство для размещения вооружения, рулевая рубка катера смещена к правому борту. РВ Mk.III могут нести различное вооружение, включая крупнокалиберные пулеметы, 20– и 40-мм автоматические пушки, 60– и 81-мм минометы, противокорабельные ракеты «Пингвин» Мк 2, мины, торпеды или минно-тральное оборудование. Двигатели – малошумные, позволяющие использовать катер при проведении специальных операций.

Водоизмещение полное – 37,4 т. Размеры: длина 19,8 м, ширина 5,5 м, максимальная высота (без мачты и антенн) 5,7 м, осадка 1,7 м.. Главная энергетическая установка – три дизеля General Motor 8V71Т1 мощностью 650 л.с. каждый, работающих на три гребных вала. Вращение гребного вала осуществляется через редуктор. Максимальная скорость 26 узлов (48 км/ч). Экипаж 5 человека. Запас топлива 6840 литров. Навигационная радиолокационная станция LN-66.

Малый бронированный десантный катер типа МАТС (Mini-Armored Troop Carrier ) внешне напоминает катер MSSC, но имеет меньшее водоизмещение и другую конструкцию. Корпус катера плоскодонный, со значительно скошенной передней частью (что упрощает причаливание к берегу), изготовлен из алюминия. Броня титановая.

Катер предназначен для патрулирования, перехвата судов и десантно-штурмовых операций в прибрежной зоне, на реках и в портах. Приземистый силуэт и малошумные двигатели делают катер малозаметным, а навигационная РЛС позволяют ему действовать круглосуточно. Катер может использоваться для перевозки грузов и как десантный, принимая на борт кроме экипажа еще 14 полностью экипированных бойцов.

 

Катер МАТС был создан для замены катера MSSC, но не успел поступить на вооружение до окончания вьетнамской войны. С конца 1970-х и до второй половины 1990-х катера МАТС оставались основным десантно-высадочным средством спецназа ВМС США. На смену им в отрядах катеров специального назначения пришли катера CAC, PBL и SOCR.

Водоизмещение полное – 12,5 т. Размеры: длина 10,8 м, ширина 3,9 м, максимальная высота (без антенн) 1,8 м, осадка 0,6 м.. Главная энергетическая установка – два дизельных двигателя General Motor 8V72 мощностью 283 л.с. каждый, работающие на два водомета насосного типа Jacuzzi 20YJ. Максимальная скорость 32 узла (59 км/ч). После установки в конце 1980-х двигателей 8V92TA скорость возросла до 40 узлов. Запас топлива 1641 литр. Экипаж 3-4 человека.

В зависимости от задачи (патрулирование, высадка разведгруппы, огневая поддержка при десантно-штурмовой операции) на катере может устанавливаться различное вооружение – 12,7– и 7,62-мм пулеметы, 40-мм автоматический гранатомет, 60-мм миномет, для которых имеется семь точек крепления.

 

Всего же катера, вооруженные 60-мм минометами, состояли на вооружении таких стран, как: Бирма, Боливия, Вьетнам, Колумбия, Таиланд (PBR Mk.II и Mk.III); Коста-Рика (105-, 42– и 36-футовые патрульные катера); Филиппины (МАТС); США (РВ Mk.III/IV, PBR Mk.II).

 

Боеприпасы 60-мм минометов М2 и Mk.4 mod.0.

 

Для изменения дальности полета 60-мм мин использовались дополнительные заряды крепившиеся на трубке хвостового оперения. Четыре дополнительных заряда (у осветительных мин пять) и один основной заряд составляли полный заряд 60-мм минометной мины. Каждая мина транспортировалась в индивидуальной укупорке.

 

Осколочная мина М49А2.

Длина мины с взрывателем 24,5 см. Масса с взрывателем M52 и M52B1 – 1,342 кг; с взрывателем M52B2 -1,270 кг. Мина снаряжалась 154 гр. тротила. Корпус мины изготавливался из кованной стали и при ее разрыве образовывалось ок. 200 осколков, которые обеспечивали поражение в радиусе 15 м. Максимальная дальность стрельбы составляла 1840 м, однако эффективная не превышала 914 м. Полный заряд мины состоял из основного заряда М5 или М5А1 с воспламенителем М32 и дополнительных зарядов М3 или М3А1. Корпус мины окрашивался в оливковый цвет, надписи были выполнены желтой краской (у мин, выпускавшихся до 1943 года, корпус окрашивался в желтый цвет, надписи выполнены черной краской).

 

Осветительная мина М83А1.

Длина мины 36,2 см, масса – 1,67 кг. Масса осветительного заряда (факел и парашют) 222 гр. Взрыватель дистанционный М65А1. Опускаясь на парашюте со скоростью 3 м/с, осветительный факел на протяжении 25 секунд с яркостью в 145 000 – 111 000 свечей (в зависимости от типа осветительного состава) обеспечивал освещение на местности района диаметром до 90 м.

Дальность полета мины и высота, на которой происходит ее подрыв и воспламенение осветительного факела, зависели от заряда и угла возвышения ствола. Максимальная дальность стрельбы составляла 982 м, эффективная – 244 м. Высота разрыва мины 140 м. Полный заряд мины состоял из основного заряда М5 или М5А1 с воспламенителем М32 и пяти (а не четырех) дополнительных зарядов М3 или М3А1. Вести стрельбу минами М83А1 с зарядом меньше 2-го нельзя, поскольку с меньшим зарядом невозможно достичь необходимой для осветительного факела высоты. Корпус мины окрашивался в белый цвет, надписи выполнены черной краской.

 

Дымовая мина М302.

Длина мины с взрывателем 28,12 см, масса 1,8 кг. Корпус мины изготовлен из кованной стали. Мина снаряжалась 340 гр. белого фосфора и имела разрывной заряд из 10,8 гр. тетрила. Дальность стрельбы – 1472 м. Полный заряд мины М302 состоял из основного заряда М5А1 с воспламенителем М32 и дополнительных зарядов М3А1. Корпус мины окрашивался в серый цвет, полоса и надписи были выполнены желтой краской. Мина М302 предназначалась для целеуказания и ослепления противника, а также могла служить в качестве зажигательной.

 

Практические мины М50 и М50А2.

Размеры, масса, а также дальность и скорость полета минометной мины М50А2 не отличались от М49А2, однако корпуса мин М50 и М50А2 вместо тротила был заполнен инертным веществом (смесь гипса со стеариновой кислотой) с небольшим зарядом черного пороха массой 22,6 грамма (18,1 грамм у мины М50), служившего дымообразующим веществом. Полный заряд мины М49А2 состоял из основного заряда М5 или М5А1 с воспламенителем М32 и дополнительных зарядов М3 или М3А1. Корпус мины окрашивался в светло-синий цвет, надписи были выполнены белой краской.

 

Учебная мина M69.

Мина длиной 19,5 см и массой 2,054 кг не имеет разрывного или дымообразующего заряда и изготавливается целиком из стали. Максимальная дальность стрельбы составляла 214,8 м. Стрельба учебной миной производилась только с помощью основного заряда – хвостового патрона М4 или, при его отсутствии, зарядов М5 и М5А1 с воспламенителем М32. Дополнительные заряды не использовались. Корпус мины окрашивался в черный цвет, надписи были выполнены белой краской. Выпускавшиеся после войны мины могли окрашиваться в бронзовый цвет с белой маркировкой.

 

Осколочная мина М49А4 (М49А2Е2).

Длина мины с взрывателем 29,43 см, масса 1,47 кг. Мина снаряжалась 190 гр. Comp.B. Взрыватель ударный М525, М717 или М935. Корпус мины изготавливался из перлитного ковкого чугуна или кованной стали. Трубка с оперением М2 удлинена приблизительно на 51 мм. Полный заряд мины М49А4 состоит из основного заряда М5А2 с воспламенителем М32 и дополнительных зарядов М181. Максимальная дальность стрельбы составляла 1828 м, эффективная 914 м. Корпус мины окрашивался в оливковый цвет или нежно-оливковый оттенок коричневого цвета, надписи выполнены желтой краской.

 

Дымовая мина М302А1 (М302Е1).

Длина мины с взрывателем 33,2 см, масса 1,86 кг. Корпус мины изготовлен из кованной стали, трубка стабилизатора удлинена приблизительно на 51 мм. Взрыватель ударный М527В1. Мина снаряжалась 347 гр. белого фосфора и имела разрывной заряд из 10,8 гр. тетрила. Полный заряд мины состоял из основного заряда М5А2 с воспламенителем М32 и дополнительных зарядов М181. Максимальная дальность стрельбы составляла 1582 м. Корпус мины окрашивался в светло-зеленый цвет, надписи выполнены светло-красной краской, полоса желтой.

 

 


 

Литература:

 

«Москитный флот» во Вьетнаме М.Никольский «Техника и вооружение» №№7-9 1999 г.

Лотт А. «Самое опасное море». – М.: Центрполиграф, 200

The Naval Institute Guide to World Naval Weapons Systems, 1997-1998. … Naval Institute Press, Annapolis. Maryland, 1996. 35. M О. Miller An Illustrated Guide to Modern Submarines.

А.Е.Тарас. «История торпедных катеров XIX-XX вв». М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2005

«Силы специальных операций ВМС США» Капитан 2 ранга С.Прокофьев «Зарубежное военное обозрение» 05’1999

TM 9-1900. Ammunition, General, is published for the information and guidance of all concerned. War Departament. Washington 25, D.C., 18 June 1945.

TM 9-1901. Artillery Ammunition, is published for the information and guidance of all concerned. War Departament. Washington 25, D.C., 29 June 1944.

TM 43-0001-28 Artillery ammunition data sheets for guns, howitzers, recoilless rifles, grenade launchers and artillery fuzes. Change Headquarters Department of the Army. NO. 4 Washington, DC, 1 March 1999

«Моделист-Конструктор» 1988, №3

«Modelarstwo okretowe». 2006-06

 

Сайты:

 

http://www.globalsecurity.org/military/world/iran/peterson-swift.htm

http://www.navsource.org/archives/12/11idx.htm

http://seav.ru/ships-2-nd-world-war/3-artillery-ships/79-kanonerskie-lodki-ssha.html

http://www.militaryfactory.com

http://ru.wikipedia.org

http://www.warboats.org

http://talks.guns.ru

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru