Воздушный терминатор

Алексей Дрожжин, фото автора
Журнал «Российское военное обозрение» №1 (36) январь 2007

15 декабря 2006 года на летном поле ОАО «Новосибирское авиационное производственное предприятие В.П. Чкалова» состоялась торжественная передача первых двух ударных самолетов Су-34 серийного производства российским ВВС. Тогда это событие стало замечательным предновогодним подарком и для заводчан, работавших над самолетом, и для конструкторов ОКБ «Сухой», и для ВВС России, которые ждали этот самолет с 1990 года, когда чудо-машина Су-34 совершила свой первый испытательный полет…

 

Прошлое самолета будущего

 

Разработка бомбардировщика (поначалу классифицировавшегося как истребитель-бомбардировщик) Су-27ИБ, имевшего заводской шифр Т-10В, велась с начала 1980-х гг. под общим руководством конструктора М.П. Симонова.

Работы над Т-10В шли в направлении модификации двухместного самолета Су-27УБ. Не изменяя конструкции планера, разработчики предполагали добавить в него новое радиоэлектронное оборудование и вооружение.

Время шло, и в умах конструкторов появлялись все новые и новые революционные идеи. Наряду с традиционной компоновкой кабины по типу Су-27УБ (с тандемным размещением летчиков) заказчику был представлен альтернативный вариант – с посадкой пилотов по схеме «плечом к плечу». Такая компоновка позволяла избавиться от дублирования ряда приборов.

Улучшалась и эргономика кабины экипажа, что делало возможным выполнять более длительные полеты. Кроме того, она обеспечивала высокий уровень комфорта и безопасности пилотов.

Официальным днем рождения Су-34 можно назвать дату 19 июня 1986 года, когда появилось распоряжение правительства СССР, давшее «зеленый свет» началу строительства первого опытного образца. Меньше чем через четыре года, 13 апреля 1990 года, заслуженный летчик-испытатель ОКБ А. Иванов поднял в небо первый прототип нового самолета, открыв новую главу отечественного воздухоплавания.

 

Стальная оболочка совершенства…

 

«Воздушный терминатор» – так прозвали новый самолет Су-34 иностранные журналисты. Уже то, что летом 1999-го на предсерийном образце Су-34 было установлено 7(!) мировых рекордов по скороподъемности и подъему груза на высоту, свидетельствовало о том, что машина получилась неординарной.

А когда к 2003 году разработчики успешно завершили первый этап государственных испытаний и было получено предварительное заключение о соответствии машины требованиям ВВС, ни у кого не оставалось сомнении: именно этот самолет в скором будущем придет на смену легендарным Су-24 и Су-27.

В отличие от Су-24 этот самолет переоборудован под ракеты класса «воздух–воздух», поэтому может справляться с боевыми задачами без сопровождения истребителей.

Су-34 – настоящий штурмовик, а также бомбардировщик и истребитель одновременно. Новый самолет способен эффективно поражать как наземные, так и морские цели (в том числе точечные) с применением всей номенклатуры авиационных боеприпасов.

Использование новейших боеприпасов со спутниковой коррекцией (их испытания были завершены летом 2006-го) делает самолет уникальным средством для поражения малоразмерных особо важных целей. Возможности самолета по обнаружению и атаке малоразмерных целей повышаются за счет двухканальной телевизионной и тепловизионной прицельной системы, совмещенной с лазерным дальномером-целеуказателем. Каналы могут работать как совместно, так и раздельно, в зависимости от погодных условий и времени суток.

В морском варианте самолета радиоэлектронное оборудование обеспечивает ведение разведки, наблюдение за поверхностью моря, поиск подводных лодок, обнаружение мин и борьбу с надводными кораблями противника.

Все поисково-прицельные операции реализуются в автоматическом режиме. Интеллектуальная система помощи экипажу обеспечивает непрерывность выполнения боевой задачи без вмешательства оператора, а также позволяет реализовать несколько вариантов ее решения.

При полете на расстояния более 4500 км самолет легко конкурирует с машинами дальней авиации.

Позаботились конструкторы и о пилотах. Новый Су-34 отличается высочайшим уровнем комфорта в кабине: нормальное давление – до высоты 11 км (пилот не «привязан» к кислородной маске), свободное пространство в закресельной части кабины позволяет пилоту встать в полный рост и размяться во время длительного полета. Имеется электропечь для разогрева бортпайков; установлен мини-биотуалет.

 

Новый самолет новой России

 

Так по праву можно назвать эту машину. Это – первый проект постсоветского времени, разработка которого была полностью профинансирована из федерального бюджета. За счет федеральных средств удалось модернизировать технологическую базу НАПО имени В.П. Чкалова. Его генеральный директор Александр Баршинов считает, что фактически создание этой машины – этап подготовки к производству самолета пятого поколения. Именно здесь, в Новосибирске, планируется сделать самолет будущего.

Гендиректор ОКБ «Сухой» Михаил Погосян заявлял, что производство Су-34 открывает возможности их поставок на экспорт. Желание купить новую машину уже выразили 20 стран. Но сначала самолетами оснастят российские ВВС. К 2020 году на вооружение должны поступить около 200 Су-34, которые полностью заменят бомбардировщики Су-24. По словам главкома ВВС генерала армии Владимира Михайлова, темпы закупок будут нарастать с каждым годом, и после 2008 года планируется закупать по 10 машин в год.

15 декабря 2006 года в соответствии с планом заказов переданы машины с бортовыми номерами 01 и 02. Главком ВВС заявил, что прямо с аэродрома Новосибирска новые самолеты отправятся в Липецкий центр боевого применения и переучивания летного состава. Там специалисты Центра проведут ряд дополнительных работ по комплексу Су-34, на основе которых будут разработаны документы и инструкции по применению новой машины.

Ну а пока на период замены парка самолетов Су-24 на Су-34 с целью поддержания потенциала ударной группировки ВВС Государственным летно-испытательным центром имени В.П. Чкалова Минобороны РФ (ГЛИЦ МО РФ) реализуется программа модернизации фронтовых бомбардировщиков Су-24М, добавил главком. Этот самолет уже принимал участие в совместных российско-китайских учениях, в ходе которых были выполнены боевые пуски ракет. Трехлетний контракт с Минобороны России по ремонту и модернизации Су-24 успешно выполняется тем же НАПО имени В.П. Чкалова.

 

К 2011 году было изготовлено 22 самолета Су-34, включая прототипы (семь) и серийные. Четыре машины проходили испытания в 929-м ГЛИЦ (г. Ахтубинск); семь – в 968‑м ИИСАП (г. Липецк); самолет с б/н 48 участвует в экспозиции авиасалона МАКС (г. Жуковский). Самолеты производства 2006–2009 гг. останутся в ГЛИЦ (2 борта) и ЦБПиПЛС (3 борта). Четыре машины производства 2010 года, и шесть производства 2011 года – будут базироваться на воронежской авиабазе «Балтимор», ставшей первой среди строевых частей ВВС получившей на вооружение фронтовые бомбардировщики Су-34.

Контракт на серийное производство 32 самолетов общей стоимостью 33,6 млрд. рублей был подписан в ноябре 2008 года. Он был рассчитан на 5 лет, а работы по производству начаты в 2009 г. 1 марта 2012 г. Министр обороны РФ и гендиректор компании «Сухой» подписали госконтракт на поставку до 2020 г. 92 фронтовых бомбардировщиков Су-34. В общей сложности ВВС России намерены приобрести 124 самолета этого типа.

 

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru