КОСМОДРОМ ВОСТОЧНЫЙ

И.Афанасьев, Д.Воронцов
Журнал «Аэрокосмическое обозрение» №4, 2015

 

После распада СССР для России складывалась сложная ситуация по всем направлениям – в общественной жизни, в экономике, геополитике. Разумеется, эти проблемы не обошли стороной и космическую деятельность. В одночасье крупнейший космодром мира – Байконур – оказался на территории суверенного государства – Республики Казахстан. В условиях всеобщей неразберихи, дележа собственности и прочих споров возник риск утраты независимого доступа в космос.

Формально страна располагала еще двумя «космическими гаванями» (Капустин Яр в Астраханской области и Плесецк в Архангельской), однако их наличие не позволяло решать весь спектр задач, стоящих перед космической державой.

С Капустина Яра могли стартовать лишь легкие ракеты-носители типа «Космос-3М», причем запуски оттуда возможны в узком секторе азимутов – на наклонения от 48° до 51°. Расширение диапазона наклонений неизбежно требовало согласования с Казахстаном, поскольку поля падения отделяемых частей находятся и на его территории.

Плесецк в советские времена эксплуатировался очень интенсивно, но в основном, в интересах Министерства обороны. Оттуда могли стартовать лишь средние носители типа «Союз» и «Молния», а также легкие «Космос-3М» и «Циклон». Запуски пилотируемых кораблей требовали существенной доработки наземной инфраструктуры, а выведение спутников на геостационарную орбиту на тот момент было невозможно из-за отсутствия в Плесецке стартовых комплексов носителей тяжелого класса – энергетики «Союзов» и «Молний» не хватало из-за высокой географической широты космодрома, которая требовала больших энергетических затрат на изменение плоскости орбиты. Кроме того, старты из Плесецка жестко ограничены расположением районов падения отделяемых частей ракет-носителей: например, при выведении спутников на солнечно-синхронные орбиты есть риск падения последней ступени на территорию Канады.

Таким образом, перед Россией встала задача найти замену (или, по крайней мере, дублера) Байконуру.

Впервые вопрос о необходимости создания нового российского космодрома перед Министерством обороны поставили в конце 1992 года Военно-космические силы (ВКС). Реализация отечественных космических программ оказалась зависимой от другого государства. Если применительно к гражданским системам это, в принципе, допустимо, то в отношении военных это исключено: стратегическая значимость решаемых задач требует твердых гарантий их выполнения.

Сначала специалисты ВКС оценили возможность перевода на территорию России запусков аппаратов, выполняемых с космодрома Байконур в интересах Министерства обороны, и признали, что часть загрузки может взять на себя Плесецк. Однако, как указывалось выше, особую остроту имел вопрос пусков ракет тяжелого класса. Поиски возможного решения данной задачи без использования территории иностранного государства и обусловили необходимость проведения работ по выбору возможного места расположения стартового комплекса таких носителей на российской территории.

На основе доклада командующего ВКС генерал-полковника В.Л.Иванова 1 февраля 1993 года Генеральный штаб издал директиву о проведении определения возможных мест дислокации нового космодрома. В соответствии с ней была образована рекогносцировочная комиссия под председательством начальника штаба ВКС генерал-лейтенанта С.Н.Ермака, в которую вошли представители Генерального штаба, РВСН, ВВС. ВМФ, Дальневосточного военного округа, Центрального проектного института Минобороны, а также Российского космического агентства и ведущих организаций по основным объектам инфраструктуры космодромов – КБ транспортного машиностроения, КБ «Салют», КБ общего машиностроения и КБ «Мотор».

Комиссия проделала большую аналитическую работу, оценив все варианты решения задач запуска космических носителей тяжелого класса с территории России, выбрав возможные места размещения стартового комплекса и выработав требования к необходимым объектам инфраструктуры.

О сложности и масштабности проделанной работы можно судить по основным требованиям и ограничениям места расположения космодрома – они включали:

– обеспечение максимально широкого спектра требуемых наклонений орбит, включая минимальное, соответствующее географической широте места запуска, а также 63-65°, 71-72°, 81° и 97°;

– эффективность выведения полезных нагрузок на геостационарные орбиты;

– отсутствие активных участков полета ракет-носителей над территориями иностранных государств и, прежде всего, Соединенных Штатов и Канады, имеющих систему предупреждения о ракетном нападении, а также над густонаселенными областями нашей страны, городами и промышленными центрами;

– отсутствие необходимости расположения районов падения отделяющихся частей ракет-носителей на территориях иностранных государств или в их территориальных водах, в нейтральных водах с активным судоходством и рыболовством, вблизи крупных населенных пунктов страны, важных народнохозяйственных объектов и на территории уникальных государственных заповедников;

– близость развитых железнодорожных магистралей, других путей сообщения (морских, речных, автомобильных и воздушных);

– наличие производственных и сырьевых ресурсов;

– возможность создания и последующего развития необходимых объектов инфраструктуры.

На основе проведенного анализа российской территории комиссия пришла к выводу, что потенциально пригодными для реализации поставленных задач являются только южные районы дальневосточного региона и острова Сахалин. Оказалось, что более близких к центральной части страны мест, пригодных для размещения космодрома, не имеется.

Так, регион юга европейской части России, в восточной части которого находится Капустин Яр, широко освоен, что затрудняет размещение такого крупного объекта как космодром, и не удовлетворяет требованиям обеспечения запусков: трассы запусков на низкие наклонения проходят над территорией иностранного государства (Республики Казахстан), а на высокие – над крупными городами и промышленными центрами.

Регионы юга Сибири и Забайкалья в основном представляют собой труднодоступную гористую местность, и оттуда невозможны запуски на орбиты с низкими наклонениями (прежде всего, геостационарные), поскольку при этом активные участки полета ракет-носителей проходили бы над территориями Монголии и Китая.

Также подходящими для размещения космодрома оказались не все районы Дальневосточного региона. К сожалению, с географической точки зрения была непригодна южная часть региона– район около городов Владивосток и Уссурийск. Хотя географическая широта данного района (в диапазоне 43-44°с.ш.) является одной из самых южных для страны (для сравнения можно заметить, что это южнее Байконура на 2-3°), возможные азимуты пусков ограничивались 46-59°. При запусках на более высокие наклонения трассы полета ракеты (и, соответственно, районы падения отделяющихся частей) будут проходить над территорией Китая, а на более низкие наклонения, включая опорное для запусков на геостационарную орбиту, – над территорией Японии.

Расположенная севернее отданного района местность – Сихотэ-Алиньский горный массив – практически недоступен и не освоен. Минимально необходимые условия для размещения космодрома имеются лишь в диапазоне от левобережья реки Амур и г.Советская Гавань, где заканчивается Байкало-Амурская магистраль и обеспечиваются все наклонения запусков ракет-носителей, а районы падения их отделяющихся частей приходятся на акватории Тихого океана и Охотского моря, что не требует отчуждения территорий на суше.

Ближайшим к центру России в западной части этой области на Транссибирской магистрали располагается район г.Свободный Амурской области, откуда также обеспечиваются возможности запусков на все необходимые наклонения

Основным требованиям и ограничениям по размещению космодрома удовлетворяла и территория о-ва Сахалин (особенно его южная оконечность в районе пп Озерский и Новиков, расположенная на широте 45°), но этот район крайне удален от центральной части России, не имеет железнодорожного сообщения, и там отсутствуют производственная и строительная база и ресурсы.

Таким образом, задача выбора места расположения космодрома была сведена к двум основным районам городов Советская Гавань и Свободный.

На заключительном этапе работы комиссия выехала в указанные районы для окончательной оценки и, с учетом критерия «эффективность-стоимость», выбрала в качестве точки расположения нового космодрома место дислокации 27-й Краснознаменной дальневосточной дивизии РВСН у города Свободный Амурской области. Позиционный район дивизии с центром в поселке Углегорск Свободненского района Амурской области был построен в 1964 – 1970 годах для боевого дежурства баллистических ракет РС-10.

По мнению рекогносцировочной комиссии, такой выбор обеспечивал наилучшее сочетание эффективности и стоимости. Надо полагать, что основными доводами в его пользу сыграли наличие социальной и транспортной инфраструктуры, а также квалифицированных кадров офицеров-ракетчиков: в 1993 году объекты дивизии были переданы в состав ВКС. Кроме того, по указу Президента РФ от 1 марта 1996 года здесь был образован 2-й Государственный испытательный космодром Минобороны РФ (Космодром Свободный).

С момента образования космодрома предполагалось построить здесь стартовые комплексы для тяжелых ракет семейства «Ангара» (разработка началась в 1994 году), которые могли бы эксплуатироваться в сочетании с легкими носителями (на базе конверсионных вариантов МБР). Однако скудное финансирование, а также урегулирование с Казахстаном статуса Байконура привели к тому, что этим планам не суждено было сбыться.

Модернизация и развитие Свободного затянулись, никаких значимых объектов инфраструктуры построено не было: в период с 1997 по 2006 годы отсюда улетели лишь пять легких ракет серии «Старт-1». Возник вопрос о дальнейшей судьбе космодрома.

Было очевидно, что в существующем виде как пусковой район легких конверсионных носителей он не особенно и нужен: потребность в пусках ракет данного класса была не велика и целиком удовлетворялась «Рокотами», запускаемыми из Плесецка как в интересах Минобороны, так и по коммерческим заказам из-за рубежа. В то же время, Свободный не решал ни одной из тех задач, поставленных в начале 1990-х годов для обеспечения полного и независимого доступа России в космос.

По некоторым данным, в июне 2005 года на заседании Совета безопасности РФ было решено ликвидировать космодром ввиду малой интенсивности запусков и недостаточного финансирования. Весной 2007 года он был закрыт.

Однако проблема независимого доступа в космос никуда не делась. Сначала о необходимости восстановления Свободного заговорили представители общественности и местных властей. Так, сразу после вступления в должность в июне 2007 года губернатор Амурской области Николай Колесов обозначил космическую программу в качестве одного из приоритетных направлений экономического развития. «Сейчас мы создаем у себя в области комиссию, чтобы продолжить диалог о создании национального космодрома на базе площадки в Углегорске. Желание такое есть. Нормальное понимание вопроса есть и у министра обороны», – заявил он. Его поддержал и полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Камиль Исхаков, который заявил: «В дальнейшем [космодром Свободный] будет использоваться совместно, в т.ч. и в гражданских целях. Будет проводиться коммерческая деятельность по запуску различных КА по заказу любой страны, как это и было раньше. Военные не уходят окончательно, определенный контингент остается, до 1 июля необходимо будет решить, какое имущество останется у них, а что будет передано в ведение муниципалитета и других федеральных структур, которые придут туда. Имеется в виду, в первую очередь, Роскосмос».

Уже осенью 2007 года появилась информация о том, что высшее политическое руководство страны намерено создать новый полноценный российский космодром. К тому времени это намерение было объективно обусловлено целым рядом факторов – как ранее известных, так и только что обозначившихся.

Во-первых, актуальность независимости отечественной космической деятельности по всему спектру задач не снизилась. Стало ясно, что независимость может быть обеспечена достаточностью космической инфраструктуры в пределах территории страны. Не было сомнений в том, что это – важнейший фактор своевременной и полной реализации национальных программ, выполнения принятых международных и коммерческих обязательств в данной сфере. Это подтверждало гарантированные возможности России в оказании определенных космических услуг и, как следствие, высокий статус на мировом рынке. Кроме того, опыт локальных конфликтов на Ближнем Востоке, в Югославии и Афганистане однозначно указал на важность космических средств, обеспечивающих успех боевых действий в современных условиях. Таким образом, независимый доступ в космос стал необходимым условием и атрибутом национального суверенитета.

Во-вторых, было понятно, что уровень независимости космической деятельности определяется возможностью оперативного запуска всех типов аппаратов, требуемых для решения национальных задач. Соответственно, эта возможность обеспечивается только при наличии собственных средств выведения, а также путем исключения факторов, препятствующих функционированию космодромов и районов падения отделяющихся частей ракет. К таким факторам следует отнести необходимость согласования подготовки и запуска, а также использования районов падения с теми государствами, на территории которых располагаются соответствующие объекты наземной космической инфраструктуры. Сосредоточив и космодром, и районы падения отделяющихся частей на территории России или в прилегающих океанских акваториях можно было устранить зависимость от позиции руководства зарубежных государств.

В-третьих, в стране начиналась разработка очередного поколения ракет-носителей, ориентированных на применение экологически безопасных компонентов топлива и обеспечивающих запуск широкого спектра полезных нагрузок, включая новые пилотируемые космические корабли. Наконец, планировалось ориентировать единственный* действующий российский космодром Плесецк под задачи в интересах обороны и безопасности страны.

 


* Активность Капустина Яра как космического полигона к тому времени практически сошла на нет.


 

Не последнюю роль играли и экономические факторы, связанные с оплатой аренды Байконура у Республики Казахстан и, в большей степени, с затратами на ремонт и поддержание объектов космодрома, требующихся для реализации задач космической деятельности России.

К факторам, определяющим необходимость создания нового космодрома на территории страны, был отнесен и политический: связанный как со значением данного шага на международном уровне, так и с укреплением политического положения государства путем расширения национальных возможностей по дальнейшему изучению и освоению космического пространства. Учитывался и фактор необходимости социально-экономического развития Дальнего Востока.

 

Выбор места

 

Первейшей и важнейшей задачей для создания эффективного космодрома стал выбор определение оптимального района его размещения. Несмотря на огромность территории России, ставшей притчей во языцех, это задача оказалось исключительно сложной. Вроде бы и площадь страны велика, и открытый выход к океанам есть, но… Кроме территории и выхода к морю надо учитывать и такие моменты, как различия в уровне заселенности и развития инфраструктуры регионов, обеспечение безопасности при обеспечении запусков. Например, с точки зрения снижения затрат космодром надо строить в населенном месте, где есть развитая промышленная и транспортная инфраструктура, а также квалифицированная рабочая сила. А с точки зрения безопасности, напротив, его надо располагать в безлюдной местности подальше от сельскохозяйственных угодий и промышленных предприятий.

С учетом предъявляемых требований к месту и географии территории в 2007 года были заново рассмотрены места возможного низкоширотного (ниже 60° с.ш.) расположения космодрома.

В результате предварительного анализа отобрали следующие варианты:

– в европейской части страны – в районе космодрома Капустин Яр (Астраханская область, 48.7° с.ш.);

– на Урале и в Сибири – Березники Пермского края (Южный Урал, 59.7° с.ш.), Тара Омской области (56.8° с.ш.) и Усть-Кут Иркутской области (57.2° с.ш.);

– на Дальнем Востоке – Свободный (Амурская область, 51.8° с.ш.), Советская Гавань и Ванино (Хабаровский край, 49.2° с.ш.).

Всесторонний анализ этих районов проводился с привлечением ведущих научных организаций и институтов Роскосмоса и Минобороны. В работе участвовали организации ракетно-космической промышленности и заинтересованных министерств и ведомств. В итоге в «шорт-листе» остались лишь два места возможного строительства космодрома – Свободный в Амурской области и Советская Гавань в Хабаровском крае.

Для окончательного выбора места строительства решением Правительства РФ была сформирована очередная рекогносцировочная комиссия. Ей поручили выполнить анализ практической реализуемости выработанных предложений. В июле 2007 года комиссия отправилась на Дальний Восток.

По многим характеристикам наиболее приоритетным выглядело место в Ванинском районе Хабаровского края. В этом районе расположен крупный аэродром, морской порт, два судоремонтных завода, база тылового обеспечения Тихоокеанского флота. Электроэнергия поступает с Майской ГРЭС установленной мощностью 99 МВт. Имеется вся необходимая инфраструктура для расквартирования военного городка и необходимые строительные мощности.

Здесь имелось абсолютно ровное плато, расположенное на побережье. Оно, как никакое другое место, подходило для строительства. С точки зрения массы полезного груза у Ванино было небольшое (почти мизерное) преимущество. Гораздо более существенные плюсы давали районы падения отделяемых частей.

При старте со Свободного первая ступень при любом азимуте пуска будет падать на сушу, а вторая попадет в Охотское море лишь при запуске на орбиты с наклонением, близким к 51.5°. Для Ванино можно подобрать наиболее востребованные трассы – восточную (для запусков к МКС и на геопереходную орбиту) и южную (на солнечно-синхронную орбиту) – с падением всех ступеней в море. С другой стороны, восточную трассу пришлось бы обеспечивать морскими измерительными пунктами* – после Курил у России земли нет…

 


* Недостаток легко превращался в достоинство: вблизи места старта можно было разместить морскую спасательную службу, а в перспективе – и морской ракетно-космический комплекс.


 

Вместе с тем район Советской Гавани и Ванино характеризовался повышенной сейсмической активностью и несовершенством транспортных магистралей, в первую очередь железнодорожных.

При посещении Амурской области члены комиссии убедились в большом потенциале Закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) Углегорск на месте только что закрытого космодрома Свободный. Точка могла стать основой для размещения ресурсов, необходимых для грандиозного строительства: здесь имелась достаточно развитая инфраструктура, принадлежащая Минобороны, которую можно было использовать на начальном этапе. Кроме того, Амурская область – регион с избытком электроэнергии, не имеющий ограничений по транспортировке негабаритных грузов, необходимых для возведения и последующей эксплуатации комплекса.

Взвесив все «за» и «против», подсчитав приблизительную стоимость строительных работ в Хабаровском крае и в Амурской области, комиссия сделала однозначный вывод о приоритете поселка Углегорск. По результатам работы комиссии был представлен доклад Правительству и Президенту.

По итогам рассмотрения данного доклада 6 ноября 2007 года вышел указ Президента РФ «О космодроме Восточный», предполагающий к 2015 году создать инфраструктуру, обеспечивающую запуски с Восточного автоматических космических аппаратов, а в 2018 году выполнить первый пилотируемый старт.

 

Начало строительства

 

Первые финансовые средства по теме «Космодром Восточный» Роскосмос получил уже в 2008 году. Пока это были сравнительно небольшие деньги, они пошли на рекогносцировку выбранного места строительства. Был заключен контракт между Роскосмосом и ОАО «Ипромашпром» – исполнителем рекогносцировочных работ, по результатам которых определялась предварительная стоимость строительства. Распоряжением Президента РФ единственным исполнителем проектных работ по созданию космодрома определялось ОАО «Ипромашпром», а подрядных работ – Спецстрой России.

Тогда же были подняты вопросы о переподчинении ЗАТО Углегорск Роскосмосу с сохранением статуса «образования» для обеспечения особого режима безопасности, о передаче объектов и земли закрытого космодрома Свободный для создания обеспечивающей инфраструктуры комплекса. Был рассмотрен вопрос и о резервировании земельных участков в Амурской области для размещения объектов наземной космической инфраструктуры – один из самых важных при любом строительстве. При резервировании соответствующего земельного участка специалисты сознательно постарались обойти земли сельскохозяйственного назначения. И, тем не менее, без трудностей не обошлось. Дело в том, что выделяемые земли принадлежали множеству субъектов. Земли Минобороны и лесной фонд относились к федеральной собственности, тогда как отдельные участки принадлежали населенным пунктам. Соответственно, начался довольно длительный процесс оформления земельных участков для Федерального космического агентства.

В декабре 2009 года распоряжением Роскосмоса для строительства объектов космодрома было зарезервировано 103 546.6 га земель. В июне 2010 года прошли общественные слушания по вопросу перевода земельных участков лесного фонда в категорию «Земли промышленности и иного специального назначения».

В ноябре 2010 года документация была полностью оформлена: постановления администраций ЗАТО поселок Углегорск и Свободненского района Амурской области предоставляли в бессрочное пользование ряд земельных участков для строительства и эксплуатации автомобильной дороги, железнодорожного подъездного пути, системы внешнего электроснабжения в составе первого этапа линейной части объекта «Космодром Восточный». Одновременно началась подготовка разрешительной документации по переводу земель лесного фонда общей площадью около 10 тыс. га. Соответствующее распоряжение Правительства РФ было выпущено 28 декабря 2011 г.

Параллельно Роскосмос и Минобороны выполнили работу по передаче зданий, сооружений и земельных участков расформированного космодрома Свободный. Всего на момент начала работы передаче подлежало 114 зданий и сооружений и 18 земельных участков. К сожалению, снова не обошлось при этом без проблем. Например, решение об отключении большинства неиспользуемых объектов расформированного космодрома Свободный, принятое Минобороны еще в 2009 году, привело в частичную негодность значительную часть передаваемого казарменно-жилищного и специального фонда.

По планам тех лет предполагалось, что в 2011 году Спецстрой России развернет работы по строительству обеспечивающей инфраструктуры космодрома, в 2012 году – поэтапному созданию наземной космической инфраструктуры. До 2015 года предполагалось развернуть инженерную и социальную инфраструктуру, а также сдать первую стартовую площадку. Только на космодроме планировалось построить более 300 объектов, а рядом возвести город на 30…40 тысяч жителей. До 2018 года ожидалось создание основных объектов и инфраструктуру второй очереди космодрома.

Ориентировочная стоимость строительства в 2011 году оценивалась в 400 млрд. руб. (первоначальные оценки 2007 года определили стоимость всего в 186 млрд. руб.), из которых около 5 млрд. руб. должны были пойти на предпроектные работы. С 2012 года предусматривалось стабильное финансирование строительства в размере 14 млрд. руб. в год по Федеральной космической программе. 19 июля 2010 г. для начала полномасштабного строительства на ближайшие три года из госбюджета были выделены 24.7 млрд. руб. (около 809 млн. $).

Формальной точкой начала строительства космодрома можно считать август 2010 года, о чем свидетельствует памятный знак. Однако фактически работы стартовали осенью 2011 года с подготовительного этапа. В отличие от космодромов советской эпохи, на Восточном строительство обеспечивающей и социальной инфраструктуры началось даже несколько раньше возведения технического и стартового комплекса. В частности, среди первых объектов был участок железной дороги протяженностью 15 км на перегоне «станция Углегорск – станция Промышленная 1».

Темпы работ набирали обороты. Однако начало строительства совпало с драматичными изменениями проекта космодрома.

 

Меняющийся облик космодрома

 

В 2007–2008 годах головные предприятия отрасли – Самарский центр «СКБ-Прогресс», Ракетно-космическая корпорация (РКК) «Энергия» имени академика С.П.Королева, Государственный ракетный центр (ГРЦ) имени В.П.Макеева и Государственный космический научно-производственный центр (ГКНПЦ) имени М.В.Хруничева – провели научно-исследовательские работы по определению облика средств выведения для Восточного, исходя из концепции «новому космодрому – новые ракеты-носители и космические корабли».

На основе выработанных предложений в феврале 2009 года Федеральное космическое агентство объявило о проведении тендеров по выбору разработчиков эскизных проектов новой ракеты-носителя «среднего класса повышенной грузоподъемности» РН СКПГ и нового пилотируемого транспортного корабля нового поколения ПТК НП. Победителем первого конкурса стал триумвират «ЦСКБ-Прогресс», РКК «Энергия» и ГРЦ имени В.П.Макеева, предложивший проект под условным названием «Русь-М» (по теме соответствующей опытно-конструкторской работы), победителем второго конкурса – РКК «Энергия».

Стартовый комплекс для носителя проектировался по принципу безлюдного старта: обслуживающий персонал задействуется только при запуске пилотируемых аппаратов, в остальных случаях подготовку осуществляет автоматика. Предполагалось массовое внедрение инновационных технологий при широком использовании отработанных технических решений, прошедших комплекс экологических экспертиз и подтвержденных мировым опытом.

В августе 2010 года вице-премьер РФ С.Б.Иванов заявил, что с 2018 года все российские пилотируемые космические полеты будут осуществляться с космодрома Восточный с помощью носителя «Русь-М» и корабля ПТК НП. На космодроме предполагалось построить две пусковых установки для этой ракеты и две – для перспективной многоразовой ракетно-космической системы первого этапа (МРКС-1). Под такую структуру средств выведения и началось проектирование и строительство нового космодрома.

Однако летом 2011 года Федеральное космическое агентство провело ревизию всех проектов и, по согласованию с политическим руководством страны, приняло решение закрыть проект «Русь-М» поскольку новый ракетный комплекс фактически дублировал программу «Ангара», не давая существенных преимуществ, но требуя огромных средств из федерального бюджета (стоимость проектирования «Руси-М» оценивалась в сумму, эквивалентную 6-7 млрд евро, то есть была соизмерима с затратами на строительства всего космодрома) и не давая никаких гарантий, что определенные В.В.Путиным сроки начала эксплуатации Восточного будут соблюдены.

Осенью 2011 года в Госдуме были оглашены приоритеты развития российской космонавтики:

– на первое место ставилось создание новых средств дистанционного зондирования Земли, навигации, предупреждения о чрезвычайных ситуациях, метеорологии, телекоммуникации и связи;

– на второе выходили научные исследования в космосе;

– на третье была поставлена пилотируемая космонавтика с двумя основными задачами:

выполнение международных обязательств по проекту МКС и разработка перспективной пилотируемой транспортной системы;

– четвертое место занимали средства выведения и наземная инфраструктура (что вполне логично: ракеты-носители важны, но это лишь инструмент для доставки в космос космических аппаратов, обеспечивающих решение целевых задач).

Однако существовавшая на тот момент структура российских расходов на космос не соответствовала описанным приоритетам: текущий бюджет выделял на средства выведения целых 37%, тогда как прикладной космос довольствовался всего 19%, а научный получал и того меньше – 7% бюджета. Но у России уже имелись надежные и отработанные ракеты – «Союзы» и «Протоны». Кроме того, близилась к завершению разработка перспективных носителей семейства «Ангара», и затрата ресурсов еще на одну ракету с сопоставимой энергетикой представлялась непозволительной расточительностью.

В этих условиях ставка была сделана на размещение на Восточном проверенного комплекса с ракетой «Союз-2» и перспективного, с семейством «Ангара». Осенью 2011 года Роскосмос объявил два тендера на создание стартовых комплексов. Конкурс с шифром «Восток-А» предполагал эскизное проектирование стартового и технического комплексов для «Ангары», а конкурс «Восток-С» – аналогичной инфраструктуры для «Союза-2». Технические требования предусматривали максимальное использование наработок, полученных по программе «Русь-М».

По видоизмененному проекту к 2018 году на космодроме Восточный планировалось построить стартовый комплекс для «Ангары» в составе двух пусковых установок, и стартовый комплекс «Союза» из одной пусковой установки. Запуски пилотируемых кораблей возлагались на модифицированную ракету «Ангара-А5П» (конкурсная документация по теме «Восток-А» предусматривала создание необходимой инфраструктуры на стартовом комплексе). Для выведения космических аппаратов на высокоэнергетические орбиты и траектории отлета к планетам для ракет-носителей «Союз-2» планируется использовать разгонные блоки семейства «Фрегат», а для «Ангары» – кислородно-керосиновый ДМ и кислородно-водородный тяжелого класса КВТК.

Отметим, что смена носителя практически не сказалась на сроках строительства Восточного: к 2012 году объемные земляные и бетонные работы на новом космодроме еще не начинались. Поскольку по массогабаритным параметрам «Ангара» вполне сопоставима с «Русью-М», переделка проектов сооружений наземной инфраструктуры, в первую очередь технического комплекса, чрезмерных больших затрат времени и денег не повлекла. С «Союзом» все обстояло еще проще – имелся огромный опыт постройки и эксплуатации шести стартовых комплексов – двух на Байконуре, трех в Плесецке и одного – на европейском космодроме во Французской Гвиане.

Решение о закрытии проекта «Русь-М» было не простым, но определило четкие цели, вследствие чего процесс значительно ускорился и принял зримые очертания.

Этапность ввода в строй российского космодрома Восточный вблизи поселка Углегорск в Амурской области предполагала на первом этапе (2012 – 2015 годы) создать объекты космического ракетного комплекса (КРК) «Союз-2» в составе:

– стартового комплекса с одной пусковой установкой;

– технического комплекса;

– комплекса по хранению компонентов ракетного топлива;

– промышленной зоны;

– командно-измерительного пункта;

– аэропортного комплекса;

– водозаборных и очистных сооружений;

– главного метеорологического комплекса;

– основной промышленной строительно-эксплуатационной базы космодрома;

– делового комплекса;

– жилищного фонда.

На втором этапе (2016 2020 годы) планировалось построить пусковую инфраструктуры для КРК «Ангара» в составе:

– стартового комплекса с двумя пусковыми установками;

– технического комплекса;

– центра подготовки пилотируемых космических кораблей;

– центра подготовки космонавтов;

– кислородно-азотного завода;

– комплекса по подготовке и хранению компонентов ракетного топлива;

На третьем этапе (2021 – 2030 годы) планировалось возвести перспективные КРК нового поколения в составе:

– стартового комплекса с одной пусковой установкой;

– технического комплекса носителя;

– технического комплекса перспективного космического корабля;

– комплекса межполетного обслуживания;

– водородного завода.

Тогда же предполагалось дооснастить комплекс по подготовке и хранению компонентов ракетного топлива и построить объекты центра дальней космической связи и новый город на 30 тысяч жителей.

Полностью введенный в строй космодром должен обеспечить уровень подготовки и запуска модулей орбитальных станций, межпланетных аппаратов и иных космических средств для изучения и освоения удаленных небесных тел – Луны, Марса и других объектов Солнечной системы.

 

Стартовый и технический комплексы

 

Из объектов, возводимых на космодроме, наибольший интерес представляет стартовый и технический комплексы ракет-носителей.

Проектирование стартовых комплексов для «Союза» и «Ангары» осуществляют соответственно бывшие Конструкторское бюро общего машиностроения (КБОМ) и Конструкторское бюро транспортного машиностроения (КБТМ), которое ныне являются подразделениями Научно-исследовательского института стартовых комплексом (НИИСК), входящего в Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ). Они создаются с учетом опыта строительства и эксплуатации аналогичных комплексов на космодроме Плесецк.

Основное отличие стартового комплекса «Союза-2» на Восточном -наличие мобильной башни обслуживания (МБО). На космодромах Байконур и Плесецк эта ракета, установленная в стартовое сооружение, обслуживается с помощью откидных колонн с открытыми площадками. Многолетний опыт эксплуатации стартовых комплексов показал, что в условиях российского климата это не совсем удачное решение. Зимой лестницы и трапы, по которым персонал поднимается к ракете, обмерзают (покрываются толстым слоем льда и снега), а открытые площадки обслуживания не защищают людей от холода и пронизывающего ветра. Для того чтобы облегчить операции подсоединения кабелей, трубопроводов и шлангов, идущих от наземных систем к ракете, на космодроме Восточный введена специальная МБО, которая наезжает на ракету, стоящую вертикально на старте, охватывает ее со всех сторон и защищает персонал от непогоды, создавая во внутренних помещениях подходящие для работы условия.

Пусковая инфраструктура для «Ангары» будет создаваться с учетом прежнего опыта: на Восточном стартовый комплекс также будет универсальным, как и на Плесецке – с него смогут стартовать все носители семейства.

Кроме того, его предполагается строить в учетом использования первого российского криогенного разгонного блока КВТК, а также для запуска на ракете пилотируемого корабля ПТК НП, для чего комплекс оснащается соответствующими системами для посадки космонавтов в корабль и экстренной эвакуации с защитные сооружения в случае необходимости.

Головным разработчиком технического комплекса космодрома Восточный является филиал ЦЭНКИ – Конструкторское бюро «Мотор».

После закрытия проекта «Русь-М», было решено делать единый монтажно-испытательный корпус (МИК) и собирать в нем ракеты-носители «Союз» и «Ангара». МИК, получивший название Технологический комплекс космодрома (ТКК), будет возводиться поэтапно. На первом этапе будет сданы в эксплуатацию части комплекса, отвечающие за сборку, подготовку и испытание «Союза», на втором – «Ангары». Параллельно возводятся участки ТКК для подготовки космических головных частей, включая разгонные блоки, космические аппараты (в том числе пилотируемые корабли) и головные обтекатели. Они соединяются с МИК ракет-носителей горизонтальными трансбордерными галереями.

На ТКК принята горизонтальная сборка ракет-носителей и вертикальная – космических головных частей. Для уменьшения размеров строительных корпуса транспортные потоки организуются путем параллельно-перпендикулярного движения отдельных объектов. Ключевой элемент комплекса – галерея, в которой перемещаются два трансбордера. Каждый представляет собой фактически горизонтальный лифт, способный перемещать элементы ракет-носителей и готовые изделия из одной части ТКК в другую.

Подготовка к пуску и пуск ракет с космодрома Восточный включает следующие этапы работ:

– прием и выгрузку составных частей носителя и космической головной части в хранилище с помощью крановых устройств хранилища;

– транспортировку составных частей в МИК с использованием трансбордерной галереи;

– стыковку блоков первой и второй ступеней ракеты-носителя на монтажно-стыковочных тележках;

– сборку ракеты-носителя в пакет на специальном стапеле-пакетировщике.

– сборку ракеты космического назначения в специально оборудованных зонах МИКа.

Укрупненно схему сборки ракет-носителей можно представить так: на космодром приходит железнодорожный состав (или прилетает транспортный самолет), который доставляет ракетные блоки в приемный зал ТКК. По трансбордерной галерее они попадают в зону сборки ракеты-носителя. Как указывалось выше, носитель собирается в горизонтальном положении. Аналогичные действия выполняются с компонентами космического головной части – головным обтекателем, разгонным блоком и космическим аппаратом. Космическая головная часть собирается в вертикальном положении, а затем переводится в горизонтальное положение и так стыкуется с готовой ракетой-носителем в зоне интеграции.

Вертикальная сборка космических головных частей не совсем традиционна для российских космодромов. С одной стороны, она требует наличия высотных сборочных помещений, но позволяет существенно упростить операции, уменьшив их трудоемкость, и снизить нагрузки на элементы головной части.

Интересное решение: универсальные рабочие места позволяют собирать головные части как «Союза», так и «Ангары».

В монтажно-испытательном корпусе космических аппаратов и разгонных блоков проводятся испытания разгонного блока в специальном испытательном стенде. Затем на заправочно-нейтрализационной станции заправляют компонентами топлива. После этого в МИК космической головной части производится кантование разгонного блока и накатка головного обтекателя на связку «разгонный блок — космический аппарат».

Транспортировка полностью собранной ракеты космического назначения на стартовый комплекс осуществляется на транспортно-установочном агрегате, установка в стартовую систему осуществляется транспортно-установочным агрегатом, который эвакуируется с пускового стола после окончательной передачи нагрузки стартовой системы. Далее производится подвод кабель-заправочной мачты и верхней кабель-мачты одновременно с подъемом кабины обслуживания в мобильной башне обслуживания (МОБ) для проведения предстартовой подготовки ракеты космического назначения на стартовом комплексе.

Заправка ракеты-носителя компонентами топлива проводится с подвижных средств. После проведения заправочных работ средства заправки эвакуируются со стартового стола, а МБО «Союза» отъезжает в стартовое положение.

 

Грандиозная стройка

 

Для оценки масштабов строительства напомним, что кроме стартовых комплексов ракет-носителей, на космодроме также планируется создать более десятка технических и обеспечивающих площадок, среди которых:

– МИКи для подготовки к запуску автоматических космических аппаратов и пилотируемых кораблей;

– объекты для предполетной и предстартовой подготовки космонавтов;

– кислородно-азотный и водородный заводы для получения компонентов ракетного топлива на месте;

– современный измерительный комплекс (в том числе морской) для слежения за запуском и орбитальным полетом ракетно-космических объектов;

– аэродромный комплекс для приема всех типов самолетов;

– внутрикосмодромные автодороги и железные дороги;

– объекты инженерного обеспечения: мини-котельные, водозаборные и очистные сооружения, все виды связи, объекты министерства чрезвычайных ситуаций;

– различные складские, перегрузочные и ремонтные объекты;

– город для проживания эксплуатационного персонала космодрома с необходимыми медицинскими, социально-бытовыми, торговыми, культурно-развлекательными и спортивными объектами.

К концу 2011 года были полностью отработаны планы космодрома, а также генеральные планы всех площадок. Также были выработаны основные решения по строительству, сформированы исходные данные и технические требования по инженерному обеспечению, разработана проектная документация на строительство стартового и технического комплексов, комплекса измерительных средств, метеорологического и заправочно-нейтрализационного комплексов, комплекса по переработке отходов.

В 2011 году были заключены четыре государственных контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объектам космодрома Восточный, а в 2012 году оформлены договоры на строительство стартового и технического комплексов. Тогда же по Федеральной целевой программе подписаны контракты (в том числе на авторский надзор) и начались проектные работы по промышленной строительно-эксплуатационной базе, автомобильным дорогам, системам внешнего электроснабжения, телекоммуникационного обеспечения и связи, противопожарным и защитным объектам, объектам аварийно-спасательной службы космодрома, первой очереди жилищного фонда.

Планировалось строительство десяти технических и обеспечивающих площадок (всего – 33 объекта), системы электроснабжения, 115 км автомобильных и 125 км железных дорог, включая железнодорожную ветку от станции «Ледяная».

По словам Владимира Токарева, главы Администрации ЗАТО Углегорск, для нового космодрома будут использованы площадки, дороги и прочая инфраструктура 27-й дивизии РВСН и закрытого ныне космодрома Свободный. «Здесь не придется много валить леса, рубить, уничтожать природу, потому что это сделано до нас, в 1960-х годах», – сказал он. Это мнение подтвердил и начальник отдела по организации научной деятельности Амурского государственного педагогического университета Игорь Алексеев: «Территория полностью антропогенно трансформирована».

То есть, грубо говоря: «все, что надо сломать, уже сломано до нас». Поэтому дополнительного экологического ущерба от пусков перспективных средств выведения не ожидается. В то же время естественный ландшафт способствует постройке: на территории будущего космодрома имеются естественные площадки водораздельной части и участок локального понижения, который представлен долиной реки Гальчиха, что создаст удобство для газоотведения от стартового комплекса.

Огромное внимание при проектировании и строительстве космодрома уделено экологическим вопросам. Учитывая определенную боязнь местного населения к использованию токсичных компонентов ракетного топлива, прежде всего пресловутого гептила (несимметричный диметилгидразин), принято решение свести их использование к минимуму. Так, из состава КРК «Ангара» был исключен разгонный блок «Бриз-М», работающий на токсичном долгохранимом топливе. В более или менее ощутимых количествах гептил сохраняется лишь в составе некоторых ракет «Союз», где он используется в разгонных блоках «Фрегат». Надо отметить, что уже начались работы и по замене «Фрегата» перспективным разгонным блоком с нетоксичными компонентами топлива.

Учитывая обеспокоенность населения, Роскосмос выбрал единственно верную тактику – обсуждать экологические проблемы максимально открыто. 17 июня 2010 года более ста жителей Свободненского и Шимановского районов Приамурья приняли участие в экологических слушаниях по строительству космодрома Восточный, проходивших в закрытом административно-территориальном образовании Углегорск. Из столицы прибыла большая группа специалистов Роскосмоса и других федеральных ведомств, причастных к созданию космодрома. Помимо участия в слушаниях, специалисты решали ряд практических вопросов по реализации данного масштабного проекта. В частности, 16 июня в правительстве Амурской области они обсуждали первые этапы строительства космодрома.

Кроме общих экологических проблем, на слушаниях рассматривались три основных вопроса: создание инфраструктуры космодрома, воздействие пусков на природу и перевод местных земель в ведение Роскосмоса. По словам представителя правительства Амурской области, местные жители с одобрением отнеслись к информации, что космодром является экологически чистым проектом.

Позднее специалисты Роскосмоса сообщили, что на этапе летных испытаний и эксплуатации ракет будет проводиться мониторинг позиционного района космодрома Восточный. Предложения по Программе мониторинга были приведены в соответствующих материалах оценки воздействия на окружающую среду комплекса «Союз-2». До начала эксплуатации космодрома Институтом водных и экологических проблем Сибирского отделения РАН проводится научно-исследовательская работа по экологическому мониторингу строительства космодрома и в предполагаемых районах падения отделяемых частей для последующего анализа влияния запусков на окружающую среду региона. Падение разделяемых и отработанных частей ракет будет отслеживаться подвижными радарами. Точность определения мест падения отделяемых частей достигнет 100м.

Важным этапом строительства должен стать аэродром. По замыслу Роскосмоса, он сможет принимать все существующие типы самолетов, а в перспективе даже многоразовые космические носители, поэтому взлетно-посадочная ‘Полоса спроектирована длиной 4.5 км и широкой 80 м. С такими параметрами Восточный сразу вошел бы в число современнейших аэродромов мира. Аэродром планируется построить уже в рамках следующей Федеральной целевой программы – в 2016 – 2020 годах. На его строительство предполагалось выделить почти 28 млрд руб. За эти деньги планировалось построить ВПП и всю аэропортовую инфраструктуру, включая рулежные дорожки, стоянки для самолетов, здание аэровокзала, топливозаправочный комплекс и другие сооружения.

В июле 2012 года начались работы по сооружению стартового комплекса «Союза-2» на площадке №1. К весне 2013 года был готов котлован глубиной более 30 м и шло его бетонирование. Одновременно на площадке №2 возводится технический комплекс – хранилища и МИКи ракет и объектов.

К ноябрю 2013 года были заложены фундаменты сооружений технического комплекса. Завершить все работы на стартовом комплексе планировалось к июлю 2015 года. Стартовый и заправочный комплексы для «Союза-2» необходимо было построить, испытать и сдать в эксплуатацию к 25 ноября 2015 года. К тому моменту должны быть готовы инженерная и социальная инфраструктура, обеспечивающие функционирование первой стартовой площадки.

 

Проблемы и решения

 

Очень важное значение придается созданию социальной инфраструктуры. В жилом городке для специалистов космодрома и их семей к концу 2015 года планировалось построить 17 домов на 1482 квартиры общей площадью 110 тыс. кв.м, административное здание, детский сад, детскую и взрослую поликлиники, станцию скорой помощи. Городок займет площадь 1050 га на территории поселка Углегорск и получит имя К.Э.Циолковского.

Во время одного из очередных посещений Восточного вице-премьер России Д.О.Рогозин подчеркнул: «Я хотел бы заметить, что, когда мы строим космодром, речь идет не о станках и оборудовании, а о людях, которые могут ехать на восток страны и развивать новые программы, связанные с космической промышленностью. В первую очередь это служебное жилье, но в дальнейшем здесь должен образоваться настоящий научный центр, научный городок. Поэтому надо разворачивать соответствующую инфраструктуру, необходимую для функционирования университетского центра. Здесь должен открыться филиал одного из ведущих учебных заведений, которые готовят специалистов для российской космонавтики, например Московский авиационный институт (МАИ). На востоке все перспективы ракетно-космической промышленности, здесь у нас Тихий океан. Здесь Россия должна… показать свои амбиции. Мы должны сделать все, чтобы сюда приехали молодые специалисты».

Надо заметить, что ни одно большое строительство – не только в России, но и во всем мире – не обходится без проблем, в том числе и возникающих по ходу дела. Не обошли они стороной и Восточный.

Как обычно, труднее всего оказалось соблюдать сроки строительства. Срывы происходили по разным причинам – из-за несвоевременного финансирования, бюрократических проволочек, а иногда из-за обычного головотяпства. Так, длительное время недостаточной была численность персонала. Еще в декабре 2012 года на объектах космодрома работало всего около 2500 человек. В начале весны 2013 года на строительстве было задействовано более 3500 человек (арматурщики, каменщики, плиточники, сварщики, монтажники, бульдозеристы, водители, крановщики), более 300 единиц грузовых автомобилей и более 200 единиц тяжелой дорожной техники. Хотя по мере наращивания объемов работ цифры предполагалось увеличивать, ясно было, что силы не соответствуют планируемым объемам работ. Эту проблему пришлось решать личным вмешательство Д.О.Рогозина, который с 2011 года курирует военно-промышленные вопросы, а также ракетно-космическую отрасль.

Благодаря принятым мерам отставание от графика строительства было сокращено с нескольких месяцев до десятков дней, по отдельным направлениям работы шли в графике. Например, если в июле 2013 года отставание от графика строительства стартового комплекса составляло около трех месяцев, то к ноябрю этот срок удалось сократить до 10 суток.

Однако затем отставание вновь выросло. В марте 2014 года Президент В.В.Путин отмечал, что отставание по основным сооружениям стартового и технического комплексов составляет от 30 до 55 дней: «Мы уже сегодня говорили об этом и нужно обратить на это внимание. На строительной площадке работают вахтовым методом шесть с небольшим тысяч человек, а нужно – и руководитель Роскосмоса подтвердил, – чтобы 12-15 тысяч работали».

В марте 2014 года завершился этап модернизации подстанции 220 кВ «Ледяная», позволивший запитать воздушную линию между ней и главной понизительной подстанцией (ГПП), непосредственно относящейся к объектам космодрома. Построенные объекты были присоединены к энергосистеме Дальнего Востока, и, таким образом, в конечном итоге они включились в единую электрическую сеть России. Следующий этап предусматривает объединение с линией, соединяющейся с подстанцией 500 кВ «Амурская».

На первом этапе модернизации энергоснабжения капитальные вложения составили около 600 млн. руб., на втором, который закончится в 2015 году, объем вложений будет порядка 640 млн. руб.

20 ноября 2014 года премьер-министр Д.А.Медведев подписал постановление о дирекции космодрома. «В связи с тем, что создание космодрома Восточный – задача особой государственной важности, принятое решение будет способствовать повышению эффективности управления дирекцией и решению основных задач по созданию космодрома Восточный», – отмечалось в пресс-релизе Правительства РФ. Принятое решение должно повысить ответственность должностных лиц, руководящих строительством Восточного.

В 2014 году завершились строительно-монтажные работы на технологическом блоке сжатых газов, на технологическом блоке азота и кислорода, а также общестроительные работы и монтаж основного оборудования на главной понизительной подстанции космодрома. Полностью завершен монтаж опор провода воздушной линии электропередач главной понизительной подстанции стартового комплекса.

К концу лета 2014 года бетонные работы были выполнены на 96%. Поскольку Восточный находится в зоне вечной мерзлоты, погодные условия континентального климата не позволяют вести здесь круглогодичные бетонные работы. Строительство возобновилось весной 2015 года.

 

Под особым контролем

 

Учитывая важность космодрома, его строительство практически с самого начала работ было взято под контроль высшим политическим руководством страны. Работы курировал не только вице-премьер Д.О.Рогозин и руководство Роскосмоса, но и премьер-министр страны Д.А.Медведев и Президент В.В.Путин.

Например, 2 сентября 2014 года во время рабочей поездки в Амурскую область Президент России проинспектировал ход реконструкции автодороги Чита–Хабаровск и ознакомился с положением дел на строительстве космодрома Восточный. Осмотр возводимых объектов начался с сооружения, в котором будут осуществляться сборка, подготовка и испытания ракетно-космических комплексов. О ходе строительства главу государства информировали вице-премьер Д.О.Рогозин и глава Роскосмоса О.Н.Остапенко. Затем президент провел в Углегорске совещание, посвященное ходу строительства. Часть его проходила в режиме видеоконференции.

Вначале Владимир Владимирович коротко напомнил участникам совещания, что Восточный даст России возможность независимого выхода в космос по всем компонентам космической программы. «С учетом того, что здесь планируется работать по дальнему космосу, по Луне, по Марсу, это перспектива на десятилетия вперед»,– подчеркнул он.

Затем Президент отметил: «Еще раз подчеркну: это крупнейший общенациональный проект, который позволит нам выходить в космос независимо ни от каких площадок, которые находятся за территорией РФ, которые мы тоже будем продолжать осваивать, на которых тоже будем продолжать работать».

Проект, в который государство вкладывает огромные деньги, предусматривает комплексный подход. Предполагается не только развитие собственно космодрома, но и подготовка на месте кадров, дополнительное развитие инфраструктуры, в том числе дорожной и железнодорожной. Планируется расширение возможностей промышленности в Восточной Сибири, в Сибири вообще и на Дальнем Востоке.

«Собственная космическая инфраструктура, современная сеть космодромов различного назначения позволит России укрепить статус одной из ведущих космических держав мира, гарантирует независимость космической деятельности, обеспечит эффективную реализацию международных программ… Важно и то, что с созданием космодрома Восточный здесь, на Дальнем Востоке, как я уже упомянул, будет создан мощный научно-производственный комплекс, центр, а значит появится дополнительный стимул для притока инвестиций, для создания новых высокотехнологичных рабочих мест, привлечения сильных, молодых специалистов, в которых нуждается Дальний Восток», – подчеркнул В.В.Путин.

Президент отметил, что все сроки и этапы развития проекта должны быть выдержаны. В этой связи важно исключить любые задержки и сбои в его финансировании, внимательно наблюдая и следя за последним. Не должно быть никакого неоправданного увеличения затрат. Еще раз прозвучали директивные сроки: в 2015 году Восточный должен быть готов к запуску автоматических аппаратов с помощью носителя среднего класса «Союз-2», а к 2018 году – к реализации пилотируемых программ.

Что касается перспектив, то глава государства сообщил, что в дальнейшем мощности космодрома будут наращиваться для запуска носителей тяжелого и сверхтяжелого классов для осуществления программ изучения Луны, Марса и других космических объектов.

Президент подчеркнул необходимость вести развитие космодрома одновременно с созданием современной социальной инфраструктуры, «с пониманием того, что можно будет из государства выбить дополнительные деньги, чтобы и строители, и будущие работники Восточного, их семьи были обеспечены комфортными бытовыми условиями: жильем, детскими садами и школами, – чтобы все это было сделано в срок… Вот к чему нужно стремиться – к тому, чтобы работа на космодроме была по-настоящему привлекательной в будущем, в том числе для молодых специалистов», – разъяснил он.

Вместе с тем президент отметил ряд выявленных недостатков: «Сегодня мы смотрели с вертолета: ряд домов уже заложен, над ними уже работают – сколько там, восемь домов? А должно быть 40! И на 12 тысяч жителей это должно быть рассчитано, а сейчас только на 3.5 тысячи максимум».

По итогам совещания на Восточном были приняты вполне конкретные меры, направленные на устранение выявленных недостатков в строительстве космодрома, в том числе в финансовой сфере. Вице-премьер Правительства РФ Д.О.Рогозин заявил: «…все те «чудачества», которые были в последние годы, и в начале работ по созданию космодрома, начиная от подготовки проектной документации, сколько она стоила, кто ее делал, почему там всевозможные субподряды. Я думаю, не обойдется без того, чтобы мы в этом крайне важном вопросе, хотя прошло уже несколько лет, навели крайне жесткий порядок, чтобы это никому не было повадно».

Дмитрий Олегович также отметил, что сейчас в стране разработан жесткий план по развитию оборонного комплекса, а также ракетно-космической промышленности с учетом нынешних экономических реалий: «Рубль для нас теперь стал намного дороже, времена изменились, поэтому той прежней «дисциплины» и безответственности по отношению к расходованию бюджетных средств быть в принципе не должно. Поэтому теперь вопрос ставится по такому сложному объекту, как космодром Восточный, – это дело не Роскосмоса, это дело Правительства РФ, и президент сам будет возвращаться к этой теме теперь неоднократно».

«Президент обратил внимание на персональную ответственность всех участников этой большой работы, на Роскосмос, Минстрой, Спецстрой. Все действующие лица должны действовать совершенно иначе, чем это было до сих пор», – пояснил вице-премьер. По итогам совещания Д.О.Рогозин предложил повысить уровень координации работ на Восточном путем создания координационного совета непосредственно на космодроме.

Президент В.В.Путин поддержал это предложение. 23 сентября он подписал распоряжение №305-рп об образовании комиссии по вопросам строительства космодрома Восточный. Ее возглавил заместитель председателя правительства Д.О.Рогозин. В состав новой структуры вошли 18 человек. Среди них руководитель Роскосмоса О.Н.Остапенко (заместитель председателя комиссии), помощник президента А.Р.Белоусов, первый заместитель Генерального прокурора А.Э.Буксман, руководитель Службы экономической безопасности ФСБ России Ю.В.Яковлев, министр по развитию Дальнего Востока А.С.Галушка, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства М.А.Мень, директор Спецстроя России А.И.Волосов, глава Минэкономразвития А.В.Улюкаев, командующий Войсками воздушно-космической обороны А.В.Головко, губернатор Амурской области О.Н.Кожемяко и другие. Комиссии поручено обеспечить согласованность действий федеральных и региональных органов власти при строительстве, а также контроль за эффективностью бюджетных расходов и соблюдением графика ввода в эксплуатацию основных объектов Восточного. 9 октября 2014 года на первом заседании комиссии был представлен «догоночный» график работ по объектам космодрома.

10 сентября Президент страны подвел итоги своей поездки на Дальний Восток, уделив первостепенное внимание строительству космодрома. «К сожалению, несмотря на то что космодром находится в поле нашего особого внимания, проблем там очень много, и мне придется некоторые вопросы для окончательного их разъяснения передать в правоохранительные органы, – грозно заявил на совещании В.В.Путин. – Надо навести порядок не только в вопросах, связанных с объемом финансирования, – финансирование там идет ритмичное, и надо поблагодарить за это Министерство финансов, – но и порядок финансирования работ требует особого внимания».

Принятые на совещании решения коснулись, разумеется, не только оргвопросов, но и непосредственно самого строительства космодрома. С 1 ноября 2014 года на Восточном начались работы над четырьмя крупными объектами (системы телекоммуникаций и связи космодрома, промышленной строительной базы, базы эксплуатации районов падения и метеорологического комплекса) по контрактам на общую сумму 8 млрд руб. Об этом сообщил глава филиала «Спецстройтехнологии» при Спецстрое России по строительству объектов Восточного В.П.Кочетков.

«Для строительства новых четырех объектов надо еще тысячу человек. Но эти люди будут привлекаться уже после того, как мы получим проектную документацию и пройдем подготовительный период», – заявил он, отметив, что число строителей будет постепенно наращиваться, чтобы к весне привлечь их всех к работе. Завершить эти объекты планировалось до конца 2015 года.

Таких совещаний, проведенных на высшем уровне по проблемам строительства Восточного, было не мало. Очевидно, что новый космодром не только остается предметом пристального внимания руководства государства – это внимание постоянно нарастает, свидетельствуя о важности проекта для страны. Политическое руководство России по-прежнему видит в новом космодроме не просто локальный объект, но «локомотив» комплексного регионального развития.

По мнению премьер-министра Д.А. Медведева, строительство космодрома не только снизит остроту в вопросе российских запусков КА, но и улучшит экономическую ситуацию на Дальнем Востоке. «Речь идет о том, чтобы у нас была большая свобода рук в проведении пусков, в вопросах выполнения наших международных запусков, коммерческих запусков, а также это, безусловно, должно улучшить ситуацию на Дальнем Востоке, совершенствуя промышленную базу в регионе», – заявил Дмитрий Анатольевич.

Хотя дискуссии о правильности выбора места строительства не утихают до сих пор, по мнению специалистов, целый ряд факторов убедительно подтверждает – выбор был обоснованным. При анализе учитывались условия обеспечения максимальной безопасности при стартах носителей, а также размер затрат на строительство в регионе, удаленном от европейской части страны. Совершенно справедливым был учет уже упоминавшейся необходимости социально-экономического развития российского Дальнего Востока, а также возможности международного сотрудничества в космосе со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

 

Первый пуск и перспективы

 

В настоящее время полным ходом ведется подготовка к первому пуску, который должен состояться в декабре 2015 года (статья написана осенью 2015 г. – прим. «Отваги»). Первая ракета-носитель «Союз-2.1а» для нового космодрома уже собрана в самарском ракетно-космическом центре (РКЦ) «Прогресс». Практически готовы спутники «Ломоносов» и «Аист» – полезные нагрузки для первого запуска. Летом 2015 года их планировалось поставить на космодром для проведения предполетной подготовки. Не исключено, что вместе с ними будет запущен аппарат «Контакт-Наноспутник», о чем сообщалось в ноябре 2014 года на Совете главных конструкторов РКУ «Прогресс», посвященном обеспечению первого запуска с нового космодрома. Недавно в список полезных нагрузок был включен и малый спутник «АнСат», создаваемый учащимися из Санкт-Петербурга совместно с КБ «Арсенал» и научно-производственным объединением «Радар ММС». В составе головной части ракеты-носителя будет использован блок выведения «Волга», подготовка которого также идет по графику.

На втором этапе строительства космодрома, начиная с 2016 года, предусматривается обеспечить штатную эксплуатацию комплекса

«Союз-2» и готовность наземной космической и обеспечивающей инфраструктуры к использованию носителя «Ангара-5», с которым связаны дальнейшие перспективы Восточного. Также развитие космодрома пойдет по пути обеспечения пилотируемых полетов и российской лунной программой.

Для определения места размещения объектов КРК «Ангара» в декабре 2013 года прошли рекогносцировочные работы и завершилась экспериментальная транспортировка грузома-кета ракеты железнодорожным транспортом от Москвы до Углегорска. Начаты проект-но-изыскательские работы по обеспечению строительства стартового и технического комплексов. Строительство первого старта для «Ангары» предполагалось начать в 2016 году с тем, чтобы выполнить первые пуски в 2020 – 2021 годах. Возведение второго старта планировалось начать в 2018 году.

В 2018 году будут введены в эксплуатацию объекты, обеспечивающие выполнение программ пилотируемых космических полетов. В качестве носителя определен один из вариантов ракеты «Ангара», в качестве корабля – ПТК НП. В настоящее время завершен этап эскизного проектирования, готовится заключение на выполненную работу. Таким образом будет сформирован задел для перехода к новому этапу развития как отечественной пилотируемой космонавтики, так и автоматических космических средств.

К 2020 году будет сформирована система средств выведения России с доминированием инфраструктуры обеспечения запусков, расположенной на собственной территории. К 2025 году более половины космический аппаратов из состава орбитальной группировки должны запускаться именно с космодрома Восточный. Считается, что он станет основным космодромом для гражданских (в том числе и коммерческих) пусков «Ангары» (в Плесецке останутся лишь миссии в интересах Министерства обороны России).

Роскосмос надеется, что к 2030 году практически все космические запуски (90%) будет проводить с собственных космодромов – Плесецк и Восточный. За Байконуром останется не более 10%. Для сравнения: сейчас доля космических запусков с российской территории составляет всего 25 – 30%.

Учитывая, что Восточный расположен значительно ближе к экватору, чем Плесецк, коммерческие запуски отсюда выгоднее, поскольку позволят реализовать весь потенциал «Ангары» – ракета с блоком КВТК сможет доставлять на геопереходную орбиту до 8 т полезной нагрузки, обеспечивая носителю конкурентоспособность на рынке запусков.

Но роль Восточного не сводится к коммерции. Новый космодром рассматривается также как «космическая гавань» России при пилотируемых полетах к Луне и в дальний космос. Последняя задача может быть решена с использованием носителей тяжелого и сверхтяжелого класса. До середины 2015 года Роскосмос пытался определиться с размерностью новой ракеты.

Предполагалось, что на первом этапе она должна выводить на низкую околоземную орбиту около 80-90 т, что обеспечит запуск корабля ПТК НП на окололунную орбиту. Два пуска такой сверхтяжелой ракеты позволят осуществить высадку на поверхность Луны.

На втором этапе планировалось создать сверхтяжелый носитель, способный доставить на околоземную орбиту полезную нагрузку массой 160-180 тонн. Техническую и стартовую инфраструктуру для таких ракет планировалось возвести на космодроме Восточный.

Однако в настоящее время эта задача отнесена к отдаленной перспективе: согласно новой Федеральной космической программе на 2016–2025 годы, в этот период решено ограничиться научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами.

 

 

 

Вступайте в нашу группу
«Отвага 2004»

 

 

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru