Когда F-35 научится летать?

«Аэрокосмическое обозрение» 5/2014 – переводная статья из «The Week» (США)

Новый истребитель Пентагона оказался излишне проблемным и дорогим. F-35 измучен проблемами. Оторвется ли он когда-нибудь от земли?

 

Перспективный американский истребитель F-35 – это современный реактивный истребитель, который, как первоначально было задумано, окончательно закрепит превосходство Америки в небе. Проект F-35 «Lightning II» был задуман компанией «Lockheed Martin» еще в 1996 г., он должен был начать поступать на вооружение в 2010 г. и постепенно заменить парк устаревших истребителей Пентагона, например F-16 и F/A-18, многие из которых были изготовлены еще в 70-х и 80-х годах прошлого века. Но спустя 18 лет с момента своего зарождения F-35 оказался столь амбициозным с технологической точки зрения, что компания «Lockheed» не может никак довести его до ума; были бесконечные задержки, бюджетные перерасходы и технические проблемы. Выпуск самолета был недавно снова остановлен из-за возгорания в двигателе – 13 запретов полетов с 2007 г. Поскольку F-35 не раз переделывался, стоимость разработки самолета удвоилась до рекордной отметки 400 млрд. долл. – самый дорогостоящий тип вооружения за всю историю. По оценкам, стоимость производства одного истребителя составит 185 млн. долл. Развертывание F-35 было перенесено по самым оптимистичным оценкам на 2015 г. в связи с тем, что Пентагон назвал его характеристики «незрелыми» и «неприемлемыми», а многие военные эксперты при этом задают вопрос, будет ли он работать, как было задумано. «Не может поворачивать, не может подниматься, не может работать», – говорится в исследовании корпорации «Rand» (научно-исследовательский центр в штате Калифорния).

Теоретически это будет самый «смертельный» истребитель в истории. Истребитель концепции «делай всё» сможет бомбить наземные цели и вести воздушный бой, он «закроет» потребности флота, воздушных сил и морской пехоты. Его поглощающее радиолокационное покрытие в сочетании со сверхзвуковой скоростью позволяет истребителю-«невидимке» залетать в боевые зоны прежде, чем противник сможет определить это вторжение. Одноместный самолет с одним двигателем обладает революционным программным обеспечением, которое используется для контроля футуристического видеоизображения в шлеме пилота. Информация от нескольких камер, установленных в самолете, подается в этот шлем, давая пилоту круговой обзор во время воздушного боя и бомбардировок наземных целей. «Этот самолет укрепит методы, которыми воюют американцы», – говорит генерал лейтенант Фрэнк Горенк. – «Мы не хотим выигрывать с отношением 51-49. Мы хоти побеждать с вероятностью не менее 99 процентов».

А технология работает? Зачастую нет. Разрешение видеоизображения в шлеме, например, гораздо хуже разрешения невооруженного глаза, так что пилоты каждый раз пытаются разобраться в крошечных точках на больших дистанциях. А это вражеские угрозы или нет? Многие другие проблемы были устранены в последнее десятилетие или находится в процессе доработки. «Это невероятно сложный самолет», – говорит полковник Род Кригер. – «Заставить его работать правильно совсем непросто». А поддерживать его правильную работу буде вдвойне непросто. Обслуживание F-35 будет стоить на 40 процентов дороже по сравнению с обслуживанием прежних истребителей. Пентагон оценивает стоимость обслуживания всего жизненного цикла всех истребителей в один триллион долларов. И даже если все работает как надо, одна фатальная конструктивная ошибка ставит истребитель F-35 в невыгодное положение.

F-35 – это самолет вертикального взлета. Корпус морской пехоты настоял, чтобы самолет мог взлетать и садиться вертикально, чтобы он мог взлетать с коротких взлетных палуб десантных кораблей морского корпуса. Но вертикальный взлет самолета массой до 35 тонн требует примерно силы тяги 40.000 фунтов (18.000 кг) и поэтому компания «Lockheed» добавила мощный подъемный вентилятор. Громоздкая конструкция этого вентилятора увеличила лобовое сопротивление самолета, ухудшила его ускорение, топливную экономичность и дальность полета по сравнению с подобными характеристиками старых китайских реактивных самолетов. Китай неустанно сыплет соль на раны, ведь он в настоящее время разрабатывает собственную копию F-35 на базе чертежей Пентагона, украденных китайскими хакерами. J-31 не имеет неудачного подъемного вентилятора американского F-35 и как результат, он быстрее и маневреннее…

Пентагон мог бы заново начать производство F-22, хотя этот истребитель имеет свои собственные недостатки. Например, пилоты этих самолетов испытывают кислородную недостаточность и порой кратковременно теряют сознание во время полета. Ну, или, например военные могли бы перескочить через так называемое пятое поколение истребителей подобных F-35 и двинуться прямо к шестому поколению, в котором, по всей видимости, акцент будет сделан на лазерном вооружении данных самолетов. Другие военные эксперты утверждают, что Пентагон должен навсегда покончить со своей зависимостью эпохи Второй мировой войны, с пилотируемым боем, исходя из того, что сегодня он едва ли используется в военных конфликтах в мире и вместо этого сосредоточиться на беспилотных аппаратах и роботизированных боевых действиях. Но, кажется и Конгресс и Пентагон в настоящее время окончательно «уперлись» в проект F-35.

По всей видимости, ошибочная программа стала слишком дорогой, чтобы закрыть ее. Законотворцы в Конгрессе также четко осознают, что этот проект обеспечивает 133 000 рабочих мест, причем, когда начнется полномасштабное производство, эта цифра вырастет до 260 000, в 45 штатах не стремятся сократить такое количество рабочих мест для американцев. Многие из союзников Соединенных Штатов также обязались купить F-35, и это может ударить по престижу США в случае отмены продаж этого самолета. Поэтому Пентагон обязался изготовить 2400 истребителей что может, по мнению аналитиков, фактически ослабить авиационное преимущество Америки. «Мой прогноз таков – F-35 станет своего рода проблемой», – заметил авиационный инженер и аналитик Пьер Спрей, – «проект будет закрыт прежде, чем изготовят 500 штук».

В 2008 году два военных аналитика из корпорации «Rand» создали компьютерную программу, которая могла бы протестировать боевые возможности F-35 в гипотетической войне с Китаем. В военной игре американские реактивные истребители, базирующиеся на Гуаме и в Японии, провоцируются на ведение воздушных боев, когда китайские ракеты уничтожают тайваньские ВВС. После того, как были уничтожены американские F-22, осталось 16 самолетов F-35 для битвы с китайскими реактивными самолетами, итог которых был удручающим. Как только американские истребители отстреливают свои ракеты, они теряют свою незаметность и становятся видимыми для радаров. Более скоростные китайцы завоевывают преимущество и истребители F-35 «покидают» небо. Америка проигрывает войну и Тайвань завоевывают китайцы. В исследовании двух авторов для самолета F-35 получил оценку «Двойная неполноценность». Компания «Lockheed» подвергла сомнению результаты игры, заявив, что они базируются на ошибочных допущениях. После этого корпорация «Rand» отказалась от выводов доклада, заявив, что она и не стремилась к сравнению реактивных самолетов…


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru