Знакомьтесь – Ка-60 «Касатка»

Вячеслав Крыгин – главный конструктор
Журнал «Военный парад», март-апрель 1999 г.

 

Имея за плечами 60-летний опыт создания вертолетов самого различного класса и назначения, ОКБ им. Камова совместно с авиационными заводами готово к серийному производству нового многоцелевого вертолета армейской авиации Ка-60.

 

Ка-60 стал первым вертолетом ОКБ им. Камова, выполненный по одновинтовой схеме с четырехлопастным несущим винтом и 11-лопастным рулевым витом типа «фенестрон». Им планировалось заполнить нишу, освободившуюся после снятия с эксплуатации вертолетов Ми-4. Эскизный проект вертолёта, получившего сначала обозначение В-60, а затем – Ка-60, было закончено в 1990 г. Первый опытный Ка-60 (б/н 601) совершил свой первый полёт 10 декабря 1998 г. После долгого перерыва в 2007 г. начались испытания второй машины (б/н 602). При производстве Ка-60 используются готовые комплектующие и системы только российского производства.

23 июня 2010 года второй вертолет был потерян при аварийной посадке в Подмосковье. В настоящее время идет подготовка к производству гражданского многоцелевого вертолета Ка-62. В 2012–2013 гг. планируется выпустить опытную партию из четырех машин на заводе «Прогресс» в Арсеньеве.

  

Вертолет Ка-60 «Касатка» предназначен для решения самых разнообразных задач, возникающих в ходе боевых действий.

В транспортной кабине объемом 9,8 куб.м может разместиться отделение солдат с необходимым вооружением и боекомплектом. Две сдвижные двери по бортам грузовой кабины размером 1,25 х 1,3 метров позволяют проводить посадку-высадку 9 десантников за 5-6 секунд. В санитарном варианте вертолет может перевозить шесть раненых на носилках и трех сопровождающих санитаров, а также до 14 сидячих больных или пострадавших.

Максимальная нагрузка, перевозимая внутри фюзеляжа, – 2000 кг. Подфюзеляжный узел подвески рассчитан на максимальную нагрузку 2750 кг. Максимальный взлетный вес вертолета – 6500 кг.

При поисково-спасательных работах на машине устанавливаются поисковый прожектор и грузовая лебедка ЛПГ-300 грузоподъемностью 300 кг, обеспечивающая подъем на борт одновременно двух человек или груза. При работе над водой вертолет оснащается надувными баллонетами.

Ка-60 также может быть использован и в других вариантах при установке специального оборудования и вооружения – как разведчик, ударный, РЭБ, связной, патрульный, учебный и т.д.

На базе вертолета Ка-60 холдингом «Вертолеты России» разрабатывается транспортно-пассажирский вариант машины гражданского назначения – Ка-62.

Летно-технические характеристики, показатели надежности и энерговооруженность машины значительно улучшены по сравнению с существующими аналогами за счет тщательной отработки аэродинамических форм планера, убирающегося шасси и установки двух двигателей РД-600. Вертолет может летать в широком диапазоне температур наружного воздуха на высотах до 6000 метров с высокими крейсерскими скоростями на дальность 600 км.

Специально разработанные для Ка-60 фирмой «Рыбинские моторы» двигатели взлетной мощностью1300 л.с. каждый – самые современные в России. Модульность конструкции и перспективные конструкторско-технологические решения обеспечивают высокую топливную эффективность и ремонтопригодность двигателя. Цифровая двухканальная система автоматического управления с резервным гидромеханическим каналом и развитая система контроля и диагностики двигателя значительно повышают надежность работы силовой установки.

В случае отказа одного двигателя, в том числе на взлете, второй автоматически, без вмешательства летчика, увеличивает режим работы, что позволяет продолжить выполнение полетного задания.

Вертолету не страшны обледенение и высокая запыленность. Лопасти несущего винта оборудованы электрической противообледенительной системой, а входные устройства двигателей – воздушно-тепловой. На входе в двигатель установлены пылезащитные устройства, а передняя кромка лопастей защищена от эрозии.

Двигатель и редуктор могут работать на «чрезвычайном режиме», превышающем взлетный режим на 20-25% по мощности, если это необходимо. Редукторы вертолета могут работать продолжительное время без масла.

Тяги систем управления и валы трансмиссии устойчивы к повреждениям и не выходят из строя при простреле их пулями калибра 7,62 и 12,7 мм, а выполненные из композиционных материалов лопасти несущего винта сохраняют работоспособность при поражении 23-мм снарядом. Все основные системы и агрегаты вертолета дублированы, при этом основные и дублирующие системы разнесены по разным бортам, что исключает их одновременное повреждение одним снарядом. Протектированные топливные баки оборудованы системой предотвращения взрыва.

Два комплекта органов управления позволяют пилотировать вертолет с любого из двух кресел, расположенных в кабине пилотов, что делает его пригодным для первоначального обучения и совершенствования техники пилотирования.

В случае аварийного приземления при полетах на малой высоте спасение экипажа и пассажиров обеспечивается дополнительным (аварийным) ходом амортизаторов шасси и энергопоглощающими креслами пилотов и пассажиров. Прочность фюзеляжа и крепления агрегатов исключает поражение экипажа и пассажиров элементами конструкции и оборудования при ударе о землю. Обитаемые объемы рассчитаны на деформацию, не угрожающую находящимся внутри людям.

В штатный комплект оборудования входят аппаратура навигации, пилотажное оборудование и системы отображения информации. В носовой части вертолета предусмотрены места для установки радиолокационной станции и системы ночного видения.

Ремонтопригодность, современные методы диагностики, легкость обслуживания позволяют поддерживать необходимый уровень боеготовности. Высокие эксплуатационные качества вертолета достигаются за счет широкого применения композиционных материалов, применения подшипников, не требующих смазки, комплексного размещения оборудования по зонам обслуживания. Бортовая автоматизированная система контроля и блок управления силовой установкой позволяют оперативно обнаружить неисправность и вывести необходимую информацию на вертолетный дисплей или выносной диагностический блок.

  

Технические характеристики

Экипаж, чел.

1-2

Пассажировместимость, чел.

до 14

Грузоподъёмность, кг

- в кабине

2000

- на внешней подвеске

2500…2750

Основные размеры, м:

- длина фюзеляжа, м

13,25

- диаметр несущего винта

13,5

- диаметр рулевого винта

1,4

- высота фюзеляжа

4,1

Максимальная взлётная масса, кг

6500

Силовая установка

2 × ГТД РД-600

Мощность двигателей

2 ×1300 л.с.

(2 × 956 кВт)

Вспомогательная силовая установка

1 × ГТД АИ-9

Лётные характеристики

Максимальная скорость, км/ч

300

Крейсерская скорость, км/ч

265

Практическая дальность, км

700

Статический потолок, м

2100

Динамический потолок, м

5150

Вооружение

2 точки подвески

для НАР, УР,

пушек, пулеметов,

спецоборудования

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru