ОМСКИЕ СМОТРИНЫ-2007. В Сибири вновь запахло порохом

Репортаж © О.Желтоножко, фото © В.Белогруда
Специально для сайта «Отвага»
2007 г.

Любое заимствование и использование размещаемых здесь фотоматериалов – только с разрешения администрации сайта «Отвага» и автора фотографий


 

Нижний Тагил и Омск, Урал и Сибирь, «Старатель» и «Светлый», ВТТВ и RussianExpoArms – об этих двух наиболее известных региональных выставках вооружений, всегда говорят и пишут только вместе, как о сиамских близнецах.

 

Для любого, кто следит за развитием соперничества и борьбой за репутацию этих выставок, очевидно, что такое соперничество только идет на пользу обоим конкурентам. Ревность к успехам соседей вызывает желание немедленно использовать все находки, повышающие зрелищность показа. Омичи первыми ввели в программу показа на полигоне холостой выстрел из пушки на Т-80У во время прыжка или на гребне горки. На следующий год так ездил и стрелял Т-90 на «Старателе». Закончили вододром под Нижним Тагилом, – в омском бюджете нашлись 35 млн рублей, и на «Светлом» летом 2007 года появился свой. Чем в следующем году ответит «Старатель»? Может быть, долгожданным боевым применением авиации?

Разойдясь по годам (уральская – по четным, омская – по нечетным) обе выставки раз за разом демонстрируют находки, позволяющие им не только выйти на мировой уровень, но во многом превзойти иностранных конкурентов. Уже высказываются мнения, что знаменитый показ в Абу-Даби давно уступил российским экспозициям по разнообразию и широте показываемых упражнений.

 

 

На наших выставках не найти бредовых проектов, подобных словацкой идее навесить обычную танковую динамическую защиту на БМП без доработок. Все, что выставляется – это абсолютно реальные и работоспособные образцы. Во время показа на полигоне «Светлом» танковый паром, разработанный ОКБТМ на самоходном шасси – семикатковом варианте Т-80, показал такую резвость на трассе, так лихо развернул и спустил на поверхность вододрома плавучую часть, которая затем на водометах выписывала замысловатые траектории по воде, что на следующий день представители зарубежных делегаций буквально рвали на части стендистов представляющих ОКБТМ, требуя дополнительной информации и рекламных материалов на новинку. Особенно усердствовали поляки, все еще надеющиеся перехватить у бывшего союзника свой кусочек малый от обширного пирога экспортных военных заказов.

Все ждут новых танков. В свое время омскому Трансмашу удалось блеснуть «Черным Орлом» (он же «объект 640»), к сожалению, так больше и не появившемуся. Теперь ожидают машину нового поколения от Урала. Нет ни единой пресс-конференции, где бы не звучал вопрос представителям Уравагонзавода: «Когда покажете Т-95?». Каким он будет, пока никто не знает, но предвкушение подогревает ежегодный ажиотаж вокруг Нижне-Тагильской экспозиции. Что же касается Омска, то на ВТТВ-2007 стало ясно – дальнейшее развитие ее бронетанковой составляющей будет сосредоточено на модернизации и создании новых образцов спецтехники, как на омских, так и на уральских шасси.

 

Кооперационные связи между УВЗ и Трансмашем были налажены еще в советское время. На уральском шасси Т-72 выполнен знаменитый «Буратино» – тяжелая огнеметная система, или ТОС. То же шасси – танкового мостоукладчика МТУ-72. Ныне по разработкам новой техники эстафету обанкроченного Трансмаша приняло омское КБТМ, и – танковый мостоукладчик нового поколения, впервые показанный на ВТТВ-2007, получил шасси Т-90, разработанное УВЗ.

Предлагает ОКБТМ (Омское конструкторское бюро транспортного машиностроения) также унифицированное башенное отделение с горизонтальным автоматом заряжания в изолированном отсеке в корме башни для всех типов танков советской и зарубежной разработки – от Т-55 и «Центуриона» до Т-72 и Т-80.

Есть и менее затратные проекты. «Чужим» для Омска является танк Т-62. В свое время его производил УВЗ, но проект модернизации танка, выполненный знаменитым «НИИ Стали» продвигает именно омское КБТМ.

Потенциал отечественного танкового парка далеко не исчерпан. Модернизация, включающая усиление бронирования, возможная установка автомата заряжания, новой СУО или даже новой пушки может преобразить даже старичка Т-55. Что же говорить о значительно более совершенных танках Т-72 и Т-80.

Пути развития, например, для Т-80 ясны давным-давно. Существует Т-80УМ-1 «Барс». В этом году он скромно стоял в углу, но напоминал о неисчерпаемых резервах модернизаций, придающих танкам вторую молодость. Модернизация сейчас не менее важна, чем производство новых танков. Тысячи уже построенных Т-80 ранних серий с течением времени устаревают на базах хранения. Капитальный ремонт, проводимый одновременно с модернизацией позволит российской армии с минимальными затратами пополнять танковый парк современными машинами. Множество экспортных версий Т-72 с несовершенным бронированием и прицельной системой могли бы еще долго служить своим хозяевам после доработки. Почему бы и не в Омске?

 

Омский Трансмаш долго рассчитывал на государственные заказы, не выпустив с 1998 года ни одного танка. Так случилось, что газотурбинная силовая установка, считавшаяся одним из главных козырей омской машины, только отпугнула потенциальных покупателей. Отважились лишь Кипр и Южная Корея, получившие танки «из наличия» армии России. В тяжелые годы обвального сокращения военных заказов от собственного государства выжили лишь те оружейные предприятия, которые получили финансовую подпитку от экспорта. Омск не выстоял.

Федеральное агентство Роспром уже определило предприятие, которое от лица государства должно будет на закрытых торгах выкупить часть имущества обанкротившегося «Омсктрансмаша». Решение было принято в пользу ОКБТМ, уже производящего ремонт танков Т-80 и технологически связанного с «Омсктрансмашем». На выкуп мобилизационных мощностей предприятия государство направит до 1 млрд руб, а на их базе впоследствии будет создан ремонтно-модернизационный центр (РМЦ) по обслуживанию стоящих на вооружении российской армии танков Т-80. Оборонный заказ для РМЦ может ежегодно составлять свыше 700 млн руб.

ФГУП «ПО “Уралвагонзавод”» приветствует такое решение. С одной стороны, не нужно искать средства на восстановление деградировавшего производства, с другой стороны, создание бронетанкового холдинга ОАО «Научно-промышленная корпорация Уралвагонзавод» и так подразумевает вхождение в него омского КБТМ, вместе со всем тем, что удастся сберечь от «Омсктрансмаша». В настоящее время проект создания российского бронетанкового холдинга проходит процедуру согласований в правительстве.

 

Возможно, сосредоточение Омского РМЦ в рамках бронетанкового холдинга на модернизации машин, причем не только собственного но и уральского производства позволит, наконец, решить десятилетиями не решаемую проблему унификации танкового парка. Это совершено необходимо сделать хотя бы по башне и системе управления огнем. Тогда российские танки смогут сохранить свои боевые качества на современном уровне.

Только ФГУП «ПО “Уралвагонзавод”» и омское «Конструкторское бюро транспортного машиностроения» остались в России государственными предприятиями, имеющими лицензии на производство и ремонт бронетехники. Урало-сибирский союз может вновь сделать отечественное танкостроение лучшим в мире.

Очередная ВТТВ-2007, проводившаяся с 5 по 9 июня в новом выставочном комплексе «Континент-2» в Омске и на загородном полигоне «Светлый», принадлежащем 242 учебному центру ВДВ, завершилась. На следующий год – очередь Урала. Ждем с нетерпением!


Репортаж © О.Желтоножко, фото © В.Белогруда


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru