ОМСКАЯ ВТТВ-2009 – НАЗЛО КРИЗИСУ

К итогам VIII Выставки Военной Техники, Технологии и Вооружения «ВТТВ-Омск-2009»
Репортаж О.Желтоножко, фото В.Белогруда
Специально для сайта «Отвага»
2009 г.

Любое заимствование и использование размещаемых здесь фотоматериалов – только с разрешения администрации сайта «Отвага» и автора фотографий


 

Организация и проведение выставок в кризисное время – не самое благодарное занятие, а особенно – если имеется богатый опыт успешного проведения аналогичных мероприятий, и есть с чем сравнивать. Следует отдать должное устроителям, они сделали многое, чтобы минимизировать потери, неизбежные из-за того, что время проведения «ВТТВ-Омск-2009» получилось не самым удачным. Международный выставочный центр «Интерсиб», образованный в 1994 году, и накопивший с того времени значительный опыт в технологиях выставочной работы, в этом году столкнулся с очевидными проблемами уже на этапе комплектования состава участников.

Единственная военная выставка, проводимая в Сибири с регулярностью раз в два года, именуется ВТТВ, или, согласно расшифровке – выставка «Военной Техники, Технологий и Вооружения» Сухопутных войск. Она отсчитывает свою историю с 1996 года. Восьмая по счету, «ВТТВ-Омск-2009», прошла со 2 по 6 июня, и по статистически-формальным признакам мероприятие выглядело совсем неплохо. С экспозициями ВТТВ этого года только за первые три дня ознакомились более 14 тысяч посетителей, включая представителей предприятий оборонно-промышленного комплекса. На омскую выставку в этом году в составе официальных делегаций приехало 90 иностранных специалистов из 30 государств. В ней приняли участие 176 российских и 5 зарубежных предприятий, а представили они свыше 1700 образцов продукции военного и гражданского назначения. Однако стоит свериться с прогнозами, делавшимися задолго до проведения очередного омского праздника оборонки.

ВТТВ после смены нескольких площадок, похоже, окончательно обосновалась в самом крупном в Омске рекламно-выставочном центре «Континент-2», занимающем площадь более 20 тысяч кв. м. Планировалось, что образцы своих изделий представят около двухсот омских, иногородних и зарубежных предприятий, занимающихся производством специальной техники, наукоемкой гражданской и военной продукции.

На открытой площадке перед выставочным павильоном было подготовлено место, достаточное для размещения более 100 единиц крупногабаритной техники. Ожидалось, что количество посетителей выставки составит более 70 тысяч человек.

Как и ранее, для демонстрации ходовых и огневых параметров боевых машин, был выбран полигон 242 Учебного центра Воздушно-десантных войск в поселке Светлый. Для трансляции в прямом эфире на 29 стран евразийского пространства был зарезервирован канал связи через спутник «Ямал-201».

С точки зрения подготовки инфраструктуры, скорее всего, было сделано все, что нужно.

Разумеется, участие крупных предприятий Омска сыграло свою роль в привлечении внимания зрителей. Однако нескольких серьезных «тяжеловесов» из других регионов ВТТВ в 2009 году не досчиталась.

КАМАЗ, который ранее принципиально участвовал во всех проводимых крупных мероприятиях, на участии в ВТТВ в этом году решил сэкономить. Скорее всего, ради участия в уральской Нижнетагильской выставке, на повышение привлекательности которой в этом году поработал проводимый в Екатеринбурге саммит ШОС. Любопытно будет оценить посильный для нынешнего КАМАЗа уровень представительства, если не на выставке в Омске, то уж в Нижнем Тагиле – обязательно.

Не приехало ОАО «Муромтепловоз», головное российское предприятие по ремонту, модернизации и дооснащению тягача-транспортера МТ-ЛБ – самого многочисленного универсального гусеничного шасси российской армии. Боевые машины на этой базе в пулеметном (6МА), пушечном (6МБ) и других вариантах, а также тренажеры для этих машин, варианты модернизации БТР и БРДМ от «Муромтепловоза» ранее обеспечивали не только значительную часть стационарной экспозиции, но и играли существенную роль на стрельбах и в пробегах техники на полигоне в Светлом. Можно было бы перечислить и ряд других участников, чьих экспозиций не было в 2009 году, но которые успешно выставлялись в Омске в прежние годы.

В результате, количество тяжелой техники на открытой площадке у «Континента», в составе нескольких машин КБТМ и небольшого числа конверсионных и гражданских образцов получалось катастрофически малым.

Выход из такого положения известен. МВЦ «Интерсиб» сумел договориться с 242 учебным центром ВДВ и Омским танковым институтом, чтобы их гусеничная и колесная бронетехника позволила значительно расширить стационарную экспозицию ВТТВ-2009. Даже серийная, хорошо известная техника ВДВ и Сухопутных войск сделала осмотр открытой площадки у «Континента» достаточно интересным, хотя бы для неискушенного зрителя. Не говоря уже о детях, для которых любые военные машины всегда в радость.

Военные также сделали возможным участие в выставке КАМАЗа, пусть и косвенное. Желающие смогли осмотреть КАМАЗы на всех используемых в армии вариантах шасси: на четырехосном 6350, трехосном 5350, двухосном 4350 были бортовые грузовики с тентом. Имелись также КУНГи – в виде контрольно-проверочной машины С01М02 для ракетного вооружения танка. Здесь же была представлена и главная армейская машина «Урал», с оборудованием мастерской техобслуживания танков МТО-80.

Особый сюрприз поджидал тех, кто хотел рассмотреть поближе Т-90. Как оказалось, к «Континенту» доставили машину новейшей производственной серии, которая пришла в Омский танковый инженерный институт имени Маршала Советского Союза П.К. Кошевого менее, чем за год до выставки. Такие же точно Т-90 поступают сейчас на вооружение армии. Новенький танк кое-где гордо поблескивал анодированными крепежными деталями, на которых еще нет ни единого следа коррозии или износа.

Преодолев все трудности подготовки, VIII выставка Военной Техники, Технологии и Вооружения стартовала 2 июня 2009 года. Выставку открыли полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе А.В.Квашнин, Губернатор, Председатель Правительства Омской области Л.К.Полежаев, заместитель Минпромторга РФ Ю.И.Борисов, министр промышленной политики, транспорта и связи А.В.Горбунов. В адрес «ВТТВ-Омск-2009» поступила приветственная телеграмма от Президента Российской Федерации Д.А.Медведева.

Несколько слов об основных участниках. Еще со времен Великой Отечественной войны в Омске были сосредоточены крупные предприятия авиационного, двигателестроительного и танкового профиля. Однако нынешняя ситуация такова, что региональным предприятиям ВПК практически нереально выжить в одиночку. Переход под крыло более мощного, как правило, московского партнера позволяет не только поправить финансовое положение, но и обеспечить стабильную загрузку предприятия и провести его техническое перевооружение.

Так, например, к моменту проведения ВТТВ-2009 производственное объединение «Полет» стало филиалом московского ФГУП «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева», а Омское моторостроительное объединение им. П.И.Баранова вошло в состав холдинга, возглавляемого ФГУП «Московское машиностроительное производственное предприятие «Салют», под маркой которого и участвовало в этой выставке.

При официальном осмотре выставки А.В.Квашнин и Л.К.Полежаев удостоили особого внимания сектор павильона, занятый экспозицией ПО «Полет». В этом году объединение представило на площади 450 квадратных метров в общей сложности более 20 образцов ракетно-космической, авиационной и гражданской продукции, сделав, однако, главный акцент на ракетно-космическую направленность своего производства.

Генеральный директор Г.М.Мураховский представил высоким гостям перспективную ракетно-космическую продукцию предприятия: семейство ракет-носителей (РН) «Ангара» легкого, среднего и тяжелого классов, существующие пока в виде моделей, и модель конверсионной РН «Рокот». Однако имелись и реальные изделия: гаргрот и кормовой отсек блоков РН «Протон-М», которые впоследствии будут использоваться при сборке этого пока главного российского носителя тяжелого класса. Серийное производство таких деталей освоено на ПО «Полет» лишь недавно, в 2008 году. Все вышеперечисленные экспонаты были представлены в Омске впервые и являются вкладом московского головного предприятия в разнообразие производственной программы омского филиала, который в 2009 году полностью переориентирован на выпуск высокотехнологичной космической продукции. Масштабности проводимой реконструкции и технического перевооружения ПО «Полет» в связи с освоением производства универсального ракетного модуля РН «Ангара» даже посвящен специальный фильм.

Семейство ракет «Ангара» представляет собой новое поколение носителей на основе универсального ракетного модуля с кислородно-керосиновыми двигателями. Здесь применены современные технологии и материалы, новейшие цифровые системы управления, использована элементная база последнего поколения. Омску доверено освоить изготовление универсального ракетного модуля – базового элемента «Ангары».

В рамках подготовки производства этого модуля, осенью 2009 года планируется приступить к изготовлению двух наименований отсеков ракеты диаметром 2,9 метра. Предполагается, что к 2015 году в Омске будут изготавливать по 60 универсальных ракетных модулей для 10 ракет тяжелого класса «Ангара А.5» и 10 ракет-носителей легкого класса «Ангара 1.2» в год.

Кроме того, в Омске производится доработка надставки к транспортно-пусковому контейнеру для РН «Рокот». В 2009 году предстоит освоить для ракеты «Рокот» выпуск головного обтекателя, переходного отсека и узлов автоматики.

Данная ракета была разработана в Государственном космическом научно-производственном центре им. Хруничева на базе боевой двухступенчатой жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты PC-18 (SS-19 по западной классификации), подлежащей сокращению в соответствии с договорами о стратегических наступательных вооружениях между Россией и США.

«Рокот» использует готовый блок ускорителей первой и второй ступеней от PC-18, но с дооснащением разгонным блоком «Бриз».

Так как в процессе наземной эксплуатации ракета находится в транспортно-пусковом контейнере, который представляет собой металлический цилиндр с теплозащитным покрытием, для установки космической полезной нагрузки требуется доработка головной части контейнера. Детали ее и будет выпускать омское предприятие.

Главный козырь производственного объединения предыдущих лет, непременный участник и наиболее крупный экспонат всех выставок ВТТВ – ракета-носитель «Космос-3М» считается уже устаревшей. Производство «Космосов» прекращено, хотя парк уже выпущенных носителей, разумеется, будет использован для запусков. Тем не менее «гвоздем программы» ВТТВ оранжевая «сигара» омского «Космоса» не является уже с 2007 года, когда ей пришлось разделить внимание посетителей с макетом «Ангары-1.1», а в 2009 году настало время и вовсе тихо исчезнуть из экспозиции.

Официально декларируемая цель участия в выставке «ВТТВ-Омск-2009» для ПО «Полет» – показать, что предприятие твердо стоит на ногах, расширяет свое производство и осваивает новые изделия, включается в реализацию национальной космической программы по выпуску перспективных ракет-носителей семейства «Ангара».

Не меньшее значение имеет и реклама «Полета» своей загруженности на длительную перспективу. Это – часть информационной кампании по набору высококвалифицированных кадров, без которых не справиться с выпуском различных видов современной ракетно-космической техники.

Авиационная программа «Полета» практически свернута. На открытой выставочной площадке, возможно, в последний раз был представлен легкий многоцелевой самолет Ан-3Т, тот самый образец, который в свое время прославился своими перелетами в Антарктиде. За разработку, производство и внедрение самолетов Ан-3Т ПО «Полет» награждено Золотой медалью выставки «ВТТВ-Омск-2009». Однако машины этого типа пока не находят массового сбыта, хотя построенные 26 экземпляров нареканий не вызывали. В связи с этим их производство свернуто, но оснастка и чертежи сохранены. В нише Ан-2 – Ан-3 в России аналога так и не появилось. КНР продолжает выпуск своей версии этого самолета Y-5. Китайцы неоднократно предлагали купить один-два Ан-3 «для ознакомления и начала сотрудничества». В случае изменения отношения родного государства к малой авиации будем закупать Ан-2 в Китае?

Другой крупный участник ФГУП Омское моторостроительное объединение им. П.И.Баранова в этом году выступал под маркой московского холдинга «Салют». За предприятием остается специализация на производстве, ремонте и утилизации авиадвигателей, таких как турбореактивный двухконтурный двигатель со всережимным регулируемым соплом РД-33, для МиГ-29; турбореактивный двигатель с форсажной камерой АЛ-21Ф3А, для самолетов Су-17-22 и Су-24; турбовинтовой двигатель ТВ7-117С для Ил-114; вспомогательный газотурбинный двигатель ВСУ-10 для Ил-86 и Ил-96-300.

Пока не снят с повестки дня турбовинтовой двигатель ТВД-20 для пассажирских самолетов местных воздушных линий Ан-38 и Ан-3Т.

Омичи также участвуют в производстве деталей двигателя АИ-222-25 для перспективного учебно-боевого самолета Як-130, по заказам головного предприятия ФГУП ММПП «Салют».

Именно двигатели ОМО им. Баранова – традиционно самые большие и заметные изделия в павильонах омских выставок.

В составе делегации Ижевского механического завода (торговая марка для экспорта Baikal) в Омск приехал конструктор знаменитого пистолета «Грач», принятого на вооружение под наименованием ПЯ – Владимир Ярыгин. Он же и давал пояснения посетителям стенда Ижмаша по типам пистолетов, созданных на базе его конструкции.

Основным направлением деятельности ижевских оружейников становится изготовление гражданского оружия, а не военных образцов. Не секрет, что с оплатой вооружения, поставляемого по госзаказу, зачастую возникают задержки, а вот реализация гражданских образцов приносит предприятию «живые» деньги и практически сразу. В Омск ижевчане привезли 24 ружья различных типов, 21 пистолет, пневматическое и художественное оружие. Сначала даже давали желающим «пощелкать» образцы в руки, из-за чего на стенде возник самый настоящий ажиотаж и пришлось выстраивать очередь. Потом, конечно, пистолеты пришлось убрать под стекло…

Часть площади рекламно-выставочного центра была отведена выставке декоративно-прикладного искусства под девизом «Народные мастера Омской области». Мастера-ремесленники представили изделия из кости и батика, берестяные украшения, резные иконы, деревянные скульптуры, лоскутные и деревянные панно, плетеную мебель, традиционные русские игрушки. Не имея прямого отношения к заявленной тематике выставки, эти стенды, тем не менее, обеспечивали гостей и участников ВТТВ-2009 богатым выбором сувениров с местным колоритом, а заодно – и общей атмосферой народного праздника. Желающие утолить свою тягу к суровым мужским развлечениям имели также богатый выбор для осмотра: от сувенирных мечей и доспехов на стенде УФСИН, он же «Оружие Сибири» (!) и вполне утилитарных ножей из Ворсмы, до звериных шкурок и чучел «Сибирской экзотики». Можно было пообщаться и с трофи-рейдерами из местного клуба «4х4», позже выступившими на полигоне со своими «УАЗами» взамен отсутствующих КАМАЗов.

К сожалению, военное происхождение экспонатов «милитаризованных» выставок имеет не только положительную, в виде особого зрительского интереса, но и отрицательную сторону. Не в первый раз приходится слышать от специалистов, связанных с оформлением разрешений для экспонатов, жалобы на запутанность и многоступенчатость разрешительной процедуры. Длительность и технические трудности при прохождении уже подготовленных документов «в верхах» неоднократно приводили к тому, что эффектный экспонат, а может даже и мини-сенсация, так и оставался на территории предприятия-изготовителя. Не помогают делу и продолжающиеся реорганизации регулирующих структур, изменения нормативной документации, а также смена конкретных должностных лиц, отвечающих за эти вопросы.

Применительно к ВТТВ-2009 это привело к серьезному обеднению экспозиции Омского Конструкторского Бюро Транспортного Машиностроения (КБТМ) – главной танковой «витрины» омских выставок.

Не были допущены к показу: БМО – боевая машина огнеметчиков, тяжелый бронетранспортер БТР-Т – единственные пока в России представители класса бронетранспортеров на гусеничном танковом шасси и с тяжелым бронированием. Не вышел на полигон самоходный транспортер-паром 561А (состоящий из транспортера 561Т и парома 561П) – действительно уникальная машина. Вне показа остался модернизированный на КБТМ танк Т-62. Причем в программе все они были!

Как говорили в кулуарах, новое формальное требование к выставочному образцу – полное завершение по нему опытно-конструкторских работ. Жаль, что интересные машины, причем уже многократно «засвеченные» и известные специалистам, вновь скрыты. Конечно, высокопоставленные персоны всегда смогут ознакомиться с этими образцами и на территории предприятия, но для чего тогда выставка?

Программа модернизации устаревших танков, изготовленных еще в СССР в 50-70 годы и повышения их характеристик до уровня, ставящего их в один ряд с современными образцами, имеет особое значение для иностранных заказчиков. Об интересе Вьетнама к модернизации танков Т-55 и Т-62 приходилось слышать на выставке ВТТВ еще в 2003 году, а реальные образцы появились уже на следующей. В 2009 году такую модернизацию можно оценить по единственному образцу, попавшему на показ – Т-55АМ.

Прежде всего, на башню и лоб танка устанавливается динамическая защита (ДЗ) второго поколения – «Контакт-5» или облегченного варианта третьего поколения «Реликт», а по бортам машины – экраны с блоками ДЗ, аналогичными примененным на Т-80У. Это позволяет с передних курсовых углов обеспечить защищенность танка на современном уровне. На основное вооружение – нарезную пушку Д-10Т2С в случае Т-55А или гладкоствольную У5-ТС «Молот» для Т-62, устанавливается термокожух. Стрелок получает многоканальный прицел со встроенным лазерным дальномером, командир – ночной прицел ТКН-1СМ, а водитель – смотровой прибор типа день/ночь ТВК-3. Заменяется гусеница, на новую, с резинометаллическим шарниром, устанавливается новое связное оборудование. Масса машины не превысит 40 тонн, а стоимость модернизации относительно низка. Именно стоимость критична для большинства относительно небогатых стран – эксплуатантов бывшего советского вооружения.

Основная гордость омских танкостроителей – танк Т-80У, был представлен на открытой площадке у «Континента» известным образцом Т-80УЕ1 «Барс», а на полигонных «бегах» – Т-80У и Т-80УК. Главная задача КБТМ на ближайшую перспективу – обеспечить ремонт и восстановление всего российского парка танков Т-80, имеющихся в войсках и на хранении в количестве около пяти тысяч единиц. В процессе ремонта предполагается также модернизация системы управления огнем – установка тепловизионного прицела «Эсса» белорусской фирмы «Пеленг» с матрицей французской фирмы «Талес». Начинаются переговоры с Кипром о поставке дополнительной партии Т-80У и УК из наличия.

Неотъемлемой частью военных выставок является обязательный показ техники в действии, или так называемые «бега». «Бегали» З июня на полигоне 242 учебного центра ВДВ у поселка «Светлый». К проведению «ВТТВ-Омск-2009», организаторы выставки немного модернизировали трассу – был изменен ряд препятствий для колесной техники, увеличена крутизна насыпных горок, проведены дополнительные работы на вододроме. На такой «покрутевшей» горке «запнулся» Т-90, экипаж которого явно не рассчитал динамический выход танка на вершину. Но справились.

Основную роль в показе пришлось взять на себя учебному центру ВДВ. Разумеется, были и доставка флагов парашютистами, и показательный рукопашный бой. Остро не хватало производителей патронов, которые в прежние годы демонстрировали пробивную способность своих боеприпасов, отстреливая их из различных видов стрелкового оружия. Поэтому почти всю огневую мощь обеспечили десантники. На трех стандартных директрисах полигона было выполнено упражнение – отражение атаки пехоты и техники противника взводом десантников с тремя БМД-2. Противник для каждой БМД – мишень №12 (танк), две фигуры мишени №8а (перебегающая группа пехоты), мишень №9(РПГ) и мишень №10а (пулеметный расчет). Враги были беспощадно разнесены в клочья, пленных не брали. Интересно, что впервые для выставки не пожалели даже выстрелить ПТУРами. Видимо, чтобы компенсировать скромные стрельбы Т-80 и Т-90, сделавших всего по паре-тройке выстрелов и быстро удалившихся на трассу пробега.

С точки зрения показа техники на трассе сложно отметить что-то особенное. Хотя снова отличились десантники. Их БМД-1, 2 и 3 прошли по трассе, одновременно ведя огонь холостыми из спаренных пулеметов. Отбегали свою программу танки Т-90С и Т-80У по земле и под водой, раскладывали секции танковый мостоукладчик МТУ-90 и тяжелый механизированный мост ТММ-6 («Гусеница-2»).

Обновленная тяжелая огнеметная система ТОС-1А (24-ствольная) вместе со своей транспортно-заряжающей машиной ТЗМ-Т просто проехали по трассе. Когда перед КБТМ стоит дилемма – произвести во время показа на полигоне несколько выстрелов из ТОС-1, или, вместо всего этого, выдать людям, которые изготавливают эти машины, зарплату – выбор слишком очевиден.

Преодоление различных препятствий, в том числе водных преград, продемонстрировал вездеход на воздушной подушке «Арктика», машина успешно продающаяся и даже заинтересовавшая МЧС. Были на трассе мотоциклисты, машины клуба «4х4», моделисты…

Хватит ли военных новинок на следующий двухлетний цикл? Не придется ли снова спешно заполнять экспозицию отнюдь не новинками или непрофильной продукцией? В рамках деловой программы состоялся V Международный технологический конгресс «Военная техника, вооружение и технологии двойного применения в XXI веке», как раз по вопросам разработки, производства, и применения продукции военного и двойного назначения, обмену опытом и налаживанию связей военных и производственников.

В речах официальных лиц прозвучали, в общем, здравые идеи расширить базу выставки, сделав ее площадкой межрегиональной инновационной программы «Сибирское машиностроение» территорий Сибирского федерального округа, презентация которой уже состоялась здесь же.

Но останется ли тогда ВТТВ такой, какой она задумана и всем известна? Посмотрим в 2011 году. Организаторы твердо обещали, что выставка состоится.


© текст О.Желтоножко, фото В.Белогруда


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru