ОМСКАЯ БРОНЯ

Репортаж © О.Желтоножко, фото © В.Белогруда
Специально для сайта «Отвага»
2007 г.

Любое заимствование и использование размещаемых здесь фотоматериалов – только с разрешения администрации сайта «Отвага» и автора фотографий


 

Решение о спасении «Омсктрансмаша» путем создания на его базе ремонтно-модернизационного центра (РМЦ) было принято на заседании Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ еще в начале 2007 года. Основной имущественный комплекс обанкротившегося предприятия выкупается государством и переходит в собственность Омского Конструкторского бюро транспортного машиностроения (ОКБТМ), которое является разработчиком всей конструкторской документации и загружает заказом серийное производство завода. В конечном итоге объединенное предприятие войдет в создаваемый бронетанковый холдинг, головным предприятием которого является Нижне-Тагильский УВЗ – «Уралвагонзавод».

 

Танк Т-80УК на полигоне

 

Оправданность такого решения и необходимость дополнения УВЗ новыми мощностями очевидна. Сосредотачиваясь на серийном выпуске танков Т-90 разных модификаций, объем заказов на которые постоянно растет, причем не только со стороны иностранных государств, но и от российского Министерства обороны, УВЗ неизбежно отодвинет на второй план различные спецмашины, потребность в которых так же высока, как и в новейших танках. Во времена Варшавского договора, поддерживая военную промышленность союзников и расширяя их мобилизационные мощности, СССР доверял значительную долю выпуска тяжелой спецтехники в Польше и Чехословакии. Расположенный на Украине Харьковский завод (ХЗТМ) всячески продвигал свое шасси Т-64, вплоть до создания на этой базе передвижной атомной электростанции. Сегодня рассчитывать на то, что страны, активно выслуживающиеся перед США и уже вошедшие в НАТО, либо стоящие в очереди, станут помогать модернизации российской армии, по меньшей мере, наивно.

Достаточно вспомнить неудачу России в танковом тендере на поставку танков Малайзии. На трассе российскому Т-90 соперников не было. По цене – тоже, однако Польша продавила контракт на свои более дорогие и лишь слегка модернизированные Т-72 в варианте «Тварды» гарантиями послепродажного обслуживания и поставкой к танкам БРЭМ собственного выпуска.

 

Т-90С на полигоне

 

Основной задачей создаваемого омского ремонтно-модернизационного центра станет не только капитальный ремонт и совершенствование серийных танков по проектам ОКБТМ, но и производство спецмашин на их базе, как в интересах Министерства обороны РФ, так и для зарубежных партнеров России. Как подчеркнул на пресс-конференции, проведенной в первый день работы ВТТВ-2007, заместитель руководителя Роспрома Станислав Пугинский, Минобороны впервые гарантировало долгосрочную загрузку РМЦ, что в сочетании с выпуском гражданской продукции должно обеспечить его рентабельную работу.

 

Боевая машина десанта БМД-3

 

Инженерная техника будет одним из главных направлений деятельности нового центра. В 90-е годы ОКБТМ уже стало головным конструкторским бюро по разработке инженерных машин для российской армии. Сейчас здесь создаются бронированные ремонтно-эвакуационные машины (БРЭМ), машины разграждения, переправочно-десантные средства и мостовые механизированные комплексы для преодоления преград на путях движения войск.

Наиболее многочисленно семейство разработанных в Омске мостоукладчиков. На вооружение российской армии в 2004 году был принят тяжелый механизированный мост ТММ-6, который способен за 40 минут навести переправу длиной 102 метра. Он построен на шасси колесного тягача МЗКТ-7930, поэтому более мобилен и имеет радиус действия до 1000 км, что намного больше, чем для аналогов на танковом шасси. Зато однопролетные штурмовые мосты МТУ, с пролетом 24 метра, раскладываются всего за три минуты и их можно использовать даже под огнем противника.

Предлагаются варианты МТУ на базе танка Т-80У или Т-90. Газотурбинный двигатель обеспечивает большую резвость 46-тонной машине, до 70 км/ч, но запас хода всего 440 км. С дизелем Т-90 максимальная скорость мостоукладчика на марше снижается до 60 км/ч, зато запас хода возрастает до 600 км.

Оригинальная компактная схема укладки трехсекционного пролета моста на МТУ дает значительный выигрыш в габаритах машины в сравнении с более ранними аналогами на шасси Т-55 и Т-72. Грузоподъемность всех типов мостов выбрана с запасом и рассчитана на пропуск техники массой до 60 тонн.

На нагрузку в 60 тонн рассчитан новый самоходный паром на новой семикатковой танковой базе, ходовая часть которой основана на решениях Т-80, а силовая установка взята от Т-90. Она сразу проектировалась как единое гусеничное шасси для средств инженерного вооружения.

На третьей конференции «Броня-2006», прошедшей в декабре прошлого года, начальник и главный конструктор Омского конструкторского бюро транспортного машиностроения (ОКБТМ) Игорь Шумаков рассказывал о новом шасси и демонстрировал видеоролик с записью испытаний гусеничного транспортера с паромом. «Вживую» эту машину впервые открыто продемонстрировали на ВТТВ-2007. Исключительные ходовые качества на плаву, паромная часть, оснащенная водометами и дизельным двигателем от БМД-3, показывала на вододроме полигона в Светлом. Зрители также смогли оценить во время пробега по демонстрационной трассе отличную подвижность гусеничного шасси и превосходно скомпонованную в минимальных габаритах укладку этого парома.

Хотелось бы, чтобы и в шасси нового основного боевого танка для российской армии, призванного прийти на смену Т-90, наконец, было объединено все лучшее, что найдено и испытано как на Т-80, так и на Т-90.

 

Боевая машина огнеметчиков БМО на базе шасси танка Т-90

 

А пока первую скрипку в проектировании тяжелых гусеничных машин играет Т-90. На этой базе выполнена новая БРЭМ омского производства, на ней же сделана уникальная по своей защищенности Боевая Машина Огнеметчиков, БМО. Она призвана заменить в войсках уже имеющуюся машину, построенную на БМП, бронезащита которой явно недостаточна. Бронирование омской БМО не только не хуже, а даже, пожалуй, лучше основного боевого танка, за счет полного покрытия лба и бортов машины блоками динамической защиты (даже люка водителя!) и отсутствия ослабленных зон под прицелы, вооружение, навесные устройства и короба и т.д. Эта же машина может послужить прототипом тяжелого транспортера пехоты на поле боя, о необходимости которого неоднократно заявляли на самых различных уровнях не только специалисты, но и ответственные лица Минобороны. В этом случае функции БМП на поле боя будут поделены между транспортером, забронированным на уровне танка и специализированной машиной огневой поддержки, также с усиленным бронированием.

Модернизация уже выпущенной бронетанковой техники – это тот самый рынок, который Россия практически без борьбы уступила зарубежным конкурентам. Построенные еще во времена СССР танкоремонтные предприятия Украины, Белоруссии, Восточной Европы, Китая уже поделили весь рынок. Ранее предложенная и эффектно показанная в 2003 году ОКБТМ модернизация Т-55 до шестикаткового шасси, оснащение танка 125-мм пушкой и автоматом заряжания горизонтального типа в изолированном отсеке за кормой башни, видимо показалась возможным клиентам слишком радикальной. Небогатые страны, до сих пор использующие Т-55 или Т-62, предпочитают менее затратные варианты. На них и были рассчитаны вновь выставленные в 2007 году Т-55 и Т-62 в песочной раскраске. Основное направление доработки – установка динамической защиты, специально адаптированной нашим главным разработчиком «НИИ Стали» для установки на танки этих типов. Представители ОКБТМ утверждают, что заинтересованность клиентов именно в этих вариантах имеется. По крайней мере, потенциальные покупатели точно есть в Африке, на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. Даже в России до сих пор осталось около 3000 Т-62 и более 1200 Т-55.

К сожалению, до сих пор Министерство обороны России отказывается от большой программы модернизации Т-80. По крайней мере, так заявлял на конференции «Броня-2006» заместитель начальника 2-го отдела 1-го управления Департамента анализа и перспективного планирования «Рособоронэкспорта» Евгений Забавин. Это положение дел тем более удивительно, так как парк машин Т-80 разных типов, унаследованный от СССР, все еще значителен, уступая по численности Т-72, зато превышая Т-64. На закате СССР Т-80 считался главной ударной силой сухопутных войск, а ныне отошел на вторые роли.

По авторитетному справочнику «The Military Balance», выпускаемому IISS (International Institute for Strategic Studies) в 2007 армия России располагает 4500 Т-80 всех модификаций.

Наиболее полным и современным вариантом модернизации Т-80, предложенным ОКБТМ, остается неоднократно демонстрировавшийся танк Т-80У-М1 «Барс». Помимо усовершенствованной бронезащиты, он оснащается комплексом оптико-электронного противодействия «Штора-1», комплексом активной защиты «Арена».

На опытном образце установлена модернизированная пушка 2А46М4, обладающая за счет большей жесткости ствола повышенной на 20% точностью стрельбы. Имеется тепловизионный прицел «Агава-2», обеспечивающий идентификацию цели ночью на дальности до 2,5 км, новые средства связи и наблюдения. Увеличивает подвижность танка на поле боя и на марше установка многотопливного газотурбинного двигателя ГТД-1250 с гидрообъемным механизмом поворота. Средняя скорость движения «Барса» превосходит Т-80У на 29% при расходе топлива меньшем на 9%. На выставке ВТТВ-2007 «Барс» лишь скромно стоял в углу выставочного павильона, но уже его присутствие доказывало готовность Омска к выполнению заказа по «восьмидесяткам».

В демонстрационных показах на российских выставках боевой техники на равных принимают участие как нижнетагильский Т-90С, так и омский Т-80У. Не исключено, что с урегулированием ситуации вокруг «Омсктрансмаша» и созданием РМЦ наконец начнется реальная работа и обновленные Т-80 перестанут быть лишь выставочными экспонатами и усилят ударную мощь армии России.

 


Репортаж © О.Желтоножко, фото © В.Белогруда

 
 

Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru