Любое заимствование и использование размещаемых здесь фотоматериалов – только с разрешения администрации сайта «Отвага» и автора фотографий
Китайские военные самолеты становятся привычными гостями в уральском небе. Всего несколько дней назад под Челябинском завершилось командно-штабное учение «Мирная Миссия-2013», в котором участвовали китайские истребители-бомбардировщики JH-7A и боевые вертолеты. Сейчас те боевые машины уже вернулись домой, но сотрудничество российских и китайских ВВС на этом не прекращается. Символично, в этой связи, что для дебюта на международной арене китайской пилотажной группы была выбрана именно Москва. Самые современные истребители китайских ВВС — J-10 (Цзянь-10), летящие для участия в международном авиационно-космическом салоне «МАКС-2013», сегодня проследовали через главный аэропорт Екатеринбурга — Кольцово.
Всепогодные истребители J-10, которыми оснащена китайская пилотажная группа, впервые находятся на территории России. Эти машины, прообразом которых являлся израильский проект «Лави», являются удачным симбиозом израильских, китайских и российских авиационных технологий. Так как в качестве силовой установки на J-10 используется российский авиадвигатель АЛ-31ФН, выпускаемый НПО «Сатурн», то для нас эти машины не совсем чужие.
Китайская пилотажная группа имеет название «Ба И», которое обозначается иероглифами «восемь-один», что означает «1 августа». Название было дано в честь праздничной даты – дня образования НОАК, даты, историческому значению которой в КНР уделяется особое внимание. На московском авиасалоне китайские летчики, приглашенные российскими коллегами, намерены продемонстрировать свое мастерство, которое, по-видимому, не уступает мастерству лучших пилотажных групп мира.
Транзитный пролет пилотажной группы «Ба И» через аэропорт Кольцово состоялся днем 21 августа.
Китайский Ил-76 (б/н 21040), с подразделением техников, обеспечивающих перелет, приземлился еще утром, в 10 часов, и ждал остальных.
Группа из семи J-10, состоящая из четверки и тройки, появилась над Кольцово в 12.15. Их лидировал Ил-76 ВВС НОАК (б/н 21041), который оставался в воздухе до тех пор, пока не сели подопечные. Истребители (б/н 01, 04, 06, 08, 09, 10, 11) перестроились в круг в районе начала взлетной полосы и по одному зашли на посадку. Среди перечисленных в составе китайской группы, помимо одноместных машин, нужно выделить две спарки, которые садились третьей (б/н 10) и седьмой (б/н 11) по порядку, замыкая первую и вторую части группы. Приземление всех самолетов производилось с выпуском тормозных парашютов на середине пробега. Следует отметить, что каждый из перелетающих истребителей оснащен двумя подкрыльевыми топливными баками и одним подфюзеляжным, дающими значительную добавку запаса топлива (2 х 1600 + 800 л) для обеспечения дальности полета 3000 км. Несмотря на броскую, «невоенную» демонстрационную окраску, все машины группы на внешних подкрыльевых пилонах несут имитаторы ракет «воздух-воздух» PL-8.
Самолеты отрулили на выделенную им временную стоянку в районе грузового терминала аэропорта, где их заправили. Туда же вырулил севший последним лидер – Ил-76. После короткого отдыха пилотов, истребители J-10 продолжили свой перелет.
В 14 часов Ил-76 (б/н 21040) улетел по маршруту первым.
В 15-30 состоялся вылет основной группы. За пять минут до подъема истребителей взлетел лидер, Ил-76 (б/н 21041), который ожидал основную группу в воздухе. Взлетали J-10 тройками (б/н 01-06-10 и 08-09-04). Последней в воздух поднялась замыкающая спарка (б/н 11). Демонстрация высокого мастерства пилотов получилась сама собой: взлет был произведен за минимальное время, очень красиво, при этом взлетающие тройками самолеты держали четкий строй.
После взлета из Екатеринбурга истребители J-10 строем «три-три-один» взяли курс на аэродром Раменское (UUBW).
Фото © Владислава Белогруда