ДВА ОКЕАНА. Репортаж с выставки вооружений Africa Aerospace & Defence-2010

Виктор Мураховский, фото автора
Специально для сайта «Отвага»
2010 г.

Любое заимствование и использование размещаемых здесь фотоматериалов – только с разрешения администрации сайта «Отвага» и автора фотографий


 

Выставка Africa Aerospace&Defence (AAD) действует с 1992 года, проводится раз в два года в Южно-Африканской республике. AAD – единственная и самая крупная на африканском континенте выставка сухопутной, морской и авиационно-космической техники.

 

Организуют это шоу несколько южноафриканских организаций – Южноафриканская ассоциация аэрокосмической, морской и оборонной промышленности (AMD), Корпорация по вооружению Южной Африки (ARMSCOR) и ассоциация коммерческой авиации Южной Африки (CAASA). Проведение выставки также поддерживают Военно-воздушные силы ЮАР (SAAF).

В этом году выставка проходила на авиабазе Ysterplaat в Кейптауне,который расположен вблизи места встречи двух океанов – Индийского и Атлантического, являясь интернациональной торговой площадкой на перекрестке морских путей. Сама выставка символизирует встречу трех стихий — земли, воды и воздуха, предлагая посетителям лицезреть наземную, морскую и авиационную технику.

Популярность Africa Aerospace&Defence растет, с каждым разом число экспонентов увеличивается. Мероприятие приобрело репутацию главной межафриканской витрины аэрокосмических и оборонных систем, оборудования военного и двойного назначения. Основная масса официальных делегаций и VIP-гостей прибывает из стран Африки, расположенных в районе экватора и южнее. Для тех, кто расположен севернее, удобнее посещать ежегодные выставки, проходящие в ОАЭ, Иордании и других странах региона.

Не секрет, что в южной части Африки расположены не самые богатые, мягко выражаясь, страны мира. А в тех странах, которые потенциально способны стать сравнительно обеспеченными (вроде Нигерии), частенько происходят внутренние разборки, что отрицательно сказывается на их бюджетах. Тем не менее, в условиях мирового экономического кризиса, мировые производители вооружения не брезгуют возможностью заработать даже пару-тройку долларов и потому были широко представлены на AAD-2010.

300 экспонентов из 31 страны, 16 павильонов, около 100 образцов наземной техники на открытых площадках, 70 самолетов и вертолетов на земле и в воздухе, корабли из ЮАР, Индии и Бразилии, свыше 100 официальных делегаций, свыше 15000 посетителей из числа специалистов – таков был размах мероприятия в 2010 году. Примерно 60% экспозиции занимала наземная техника, 30% – авиация, 10% – флот.

В области наземной техники выставка отражала три ведущие тенденции в развитии ВВТ:

1. Дальнейшее развитие машин класса Mine Resistant Ambush Protected (MRAP), Mine Protection Vehicle (MPV), Combat Tactical Vehicle (CTV), Light Utility Vehicle (LUV) и других подобных машин;

2. Широкое распространение дистанционно управляемых модулей вооружения (Remote Control Weapons – RCW);

3. Повсеместная интеграция электроники в системы вооружения, включая простейшие образцы стрелкового оружия.

 

БРОНИРОВАННЫЕ И ТРАНСПОРТНЫЕ МАШИНЫ

 

Гусеничная техника на выставке была представлена ровно тремя экземплярами: танк Леопард2А4 (со складов бундесвера), танк Т-64БМ (с Харьковского завода) и танк Олифант Мк2 (из наличия ВС ЮАР, 1-й бронетанковый полк). Все остальные машины (несколько десятков ББМ) были колесными. Это соотношение отражает как общемировую тенденцию к снижению доли бронетехники тяжелой весовой категории, так и африканские особенности, где колесные ББМ всегда считались более предпочтительными.

Танк Леопард2А4 выступил первоклассным шоу-стопером, одним из ключевых элементов выставки, привлекавшим всеобщее внимание. Он размещался на прицепе трейлера вблизи немецкого павильона и неизменно собирал вокруг себя внушительное число зрителей. Ежедневно танк величественно съезжал с платформы для участия в шоу-пробеге на поле прилегающего аэродрома. Рев мощного дизеля мгновенно привлекал толпы посетителей, а немцы превращали простейшую операцию в захватывающее зрелище, картинно демонстрируя «художественную» перегазовку, остановку на аппарели, разворот на месте и тому подобные трюки.

Показ бронированной и колесной техники на ходу проходил на прилегающем к взлетной полосе поле и неизменно вызывал большой интерес у публики. Подразделение армии ЮАР на том же поле демонстрировало красочный розыгрыш элементов аэромобильной операции: с высадкой десанта, огневой поддержкой, эвакуацией раненных и т.д.

Члены немецкой делегации в приватной беседе признавались, что не видят шансов продать в этом регионе ни единого танка Леопард. Зачем же машину привезли в ЮАР? Доставку танка и его участие в шоу оплатила фирма МАН, представлявшая на мероприятии свои многоцелевые колесные машины различного класса. Надо отдать должное удачному маркетинговому ходу немцев: без танка их грузовики потерялись бы в общем ряду других колесных машин, во множестве имевшихся на выставке. С танком на переднем плане машины МАН смотрелись особенными, могучими и технически совершенными.

Аналогичную роль «шоу-стоппера» играл танк Т-64БМ в украинской экспозиции. Всем было ясно, что никаких шансов на продажу у этой машины в Африке нет, но настоящий танк, выглядевший очень внушительно на фоне всяких броневичков, привлекал внимание к продукции ОПК Украины в целом. Наши соседи представляли в открытой экспозиции и на стендах бронетранспортер БТР-3Е1, автомобиль КрАЗ, станцию радиотехнической разведки Кольчуга-М, ПТУР и другие боеприпасы. Похоже, что украинская бронетехника и спецавтомобили найдут свой рынок в южной части Африки, на что осторожно намекали представители «Укрспецэкспорта». Вообще работу украинских коллег на AAD-2010 можно назвать самой профессиональной среди стран СНГ.

Колесная бронированная техника была широко представлена на выставке различными MRAP, MVP, LUV и тому подобными машинами. Общей тенденцией в конструкции этих машин было, за редким исключением, широкое использование в шасси серийных автомобильных агрегатов и узлов, повышенная противоминная стойкость, возможность установки дистанционно-управляемых вынесенных модулей вооружения, расширение обзорности за счет применения технических средств наблюдения.

Отдельные образцы имели специально сконструированные шасси, баллистическую защиту с применением разнесенной брони, подбоя из кевлара или UD-полотен, системы оповещения о лазерном облучении и другое высокотехнологичное оснащение. Понятно, что стоимость таких машин была гораздо выше, чем созданных по типовому варианту.

«Классикой жанра» MRAP/MVP многие считают южноафриканские разработки, ибо первые машины такого класса, задолго до появления самого термина, были придуманы в ЮАР. Подразделение Mechem южноафриканской корпорации DENEL (ранее известное как Reumech OMC) производит машины класса MVP более 30 лет, модель CASSPIR поступила на снабжение в силовые структуры 7 стран. На выставке AAD-2010 впервые была показана современная модификация MkIV знаменитой машины. Главное внимание при модернизации было уделено повышению защитных свойств и подвижности. Для силовой установки использован дизель Cummins рабочим объемом 6,7 литра, развивающий мощность 220 кВт. В трансмиссии использованы автоматическая КПП Allison 3000 и главная передача Axeletech.

Шасси и броневой корпус обеспечивают защиту от подрывов ВВ тротиловым эквивалентом 21 кг под колесом или 14 кг под корпусом. Баллистическая защита обеспечивает непоражаемость вкруговую обычными пулями калибра 7,62-мм, а при ее усилении дополнительными модулями — защищает от бронебойных боеприпасов того же калибра. Бронестекла имеют аналогичный уровень стойкости.


Транснациональная оружейная и аэрокосмическая корпорация BAE System с 1994 года работает в Южноафриканской республике, где организовала региональное подразделение Global Tactical System South Africa, занимающееся разработкой и производством машин тактического уровня легкой, средней и тяжелой категорий по массе, а также их систем и вооружения. В Кейптауне компания показала «в железе» и в макетах следующие машины:
Места экипажа и десанта (до 8 человек) оснащены сиденьями с амортизацией, воздух во внутреннем объеме кондиционируется отдельной установкой, под окнами предусмотрены бойницы для стрелкового оружия. Снаружи машины монтируется пулемет 7,62-мм в защищенном модуле.

Hornet — 3,5-тонный патрульный автомобиль (4х4);

RG32M — 7,5-тонный патрульный автомобиль с усиленной противоминной защитой (4х4);

RG34 — 9,5-тонный БТР на 8 человек десанта, с усиленной противоминной защитой (4х4);

RG31 — 17-тонный БТР на 10 человек десанта, с усиленной противоминной защитой;

RG35 — 26-тонный БТР на 14 человек десанта, с противоминной защитой уровня 4+ (6х6);

RG41 — 30-тонная колесная БМП на 12 человек десанта, баллистической защитой уровня STANAG 2, противоминной защитой уровня 2+, погоном под башню с различным вооружением (8х8).

Современные образцы MRAP представляла в Кейптауне южноафриканская компания IVEMA. Семейство MRAP с колесной формулой 4х4 называется GILA и объединяет несколько типов машин: бронированный транспортер, санитарную машину, противотанковый ракетный комплекс, самоходный миномет, машину РЭБ, БРЭМ и КШМ. В шасси использованы надежные серийные автомобильные компоненты с большим ресурсом: дизель Daimler Chrysler, автоматическая КПП Allison, узлы трансмиссии Zahnrad Fabrik, шины типоразмера 395/85 R20. При полной массе 13 600 кг полезная нагрузка составляет 2000 кг, максимальная скорость 105 км/час.

Противоминная защита гарантирует выживаемость экипажа при подрыве на спаренных минах ТМ-57 (тротиловый эквивалент 14 кг). Баллистическая защита вкруговую от боеприпасов 7,62×51, после установки съемного допбронирования – от боеприпасов 7,62x54R с бронебойным сердечником.

Заметным экспонентом семейств бронированных машин на AAD-2010 стала сравнительно молодая для оружейного рынка (существует с 1994 года) южноафриканская компания Paramount Group. В ходе красочного шоу, сопровождаемого музыкой, африканскими песнями и плясками, она представила бронированную машину Mbombe (6х6), позиционируемую в качестве колесной БМП. По утверждению производителя, БМП Mbombe с десантной емкостью 8 человек и полной массой 27 тонн имеет баллистическую защиту согласно требованиям STANAG Level 4, противоминную защиту уровня 4, защищена от РПГ и подрывов СВУ (50 кг эквивалента ТНТ на дистанции 5 м).

В одноместной башне размещены 30-мм автоматическая пушка, 7,62-мм пулемет и комплект дымовых гранатометов. Масса полезной нагрузки для этого аппарата достигает 11 тонн, что позволяет наращивать защиту и вооружение согласно требованиям заказчиков.

При личном осмотре Mbombe выяснилось, что заявленная круговая защита от РПГ сводиться к установке кое-где решеток и применению разнесенного бронирования. Вызывает сомнение, что на машине массой менее 30 тонн действительно реализована эффективная защита от кумулятивных боеприпасов носимых ПТС.

Машина укомплектована современными оптико-электронными средствами прицеливания и наблюдения, ИК-датчиками и датчиками обнаружения лазерного облучения, телекамерами заднего и бокового обзора.

Производитель грузовиков, южноафриканская компания Drakensberg, демонстрировала на своем стенде и в пробеге по трассе бронированный автомобиль Springbuck (4×4) общего назначения, имеющий повышенную защищенность от мин.

Капотная переднемоторная компоновка позволила разместить, помимо водителя и командира, девять человек десанта в полном боевом снаряжении. Корпус оснащен окнами с пуленепробиваемыми стеклами, бойницами для стрелкового оружия, двумя боковыми и одной тыльной бронированными дверьми.

Цельносварной стальной корпус защищает от огня стрелкового оружия на уровне В6, возможно усиление защиты до уровня B7. V-образная форма днища обеспечивает защиту от подрывов заряда до 14 кг ВВ в тротиловом эквиваленте под любым колесом и или до 7 кг под корпусом.

Показанный на выставке Springbuck Six был оснащен серийным шестицилиндровым дизелем MWM, развивающимся мощность 146 кВт, пятискоростной автоматической коробкой передач Allison и главной передачей Rockwell. Это поволяет развивать максимальную скорость 115 км/ч при массе машины 10 тонн.

Ходовая часть машины состоит из рессорной подвески с гидравлическими амортизаторами двойного действия, управляемого привода на четыре колеса с разрезными осями. В дополнение к базовой версии APC Springbuck, имеются модификации для использования в качестве санитраного транспорта, патрульной пограничной машины, полицейской машины.

Китайская военная промышленность, которую представляла государственная корпорация NORINCO, отправила на выставку единственный натурный образец бронированной техники — трехосный бронетранспортер VN2A, который широко используется в китайских ВС как платформа для разных видов вооружения и собственно как транспортер пехоты.

Плавающая (с использованием кормовых наружных винтов) машина имеет достаточно простую компоновку, которая не претендует на какие-либо повышенные защитные свойства от поражения стрелковыми боеприпасами и подрывов на минах.

Автору удалось проникнуть внутрь китайского бронетранспортера. По субъективной оценке, при изготовлении машины применены не слишком качественные материалы, производство и сборка грешат недостатками. Общий технологический уровень примерно соответствует отечественной промышленности 1960-х годов, а кое в чем выглядит и похуже.

Однако цена БТР является привлекательной для некоторых покупателей. По словам китайского представителя на стенде компании, БТР VN2A имеет хорошие перспективы для экспорта в страны Африки и Среднего Востока.

Транспортную технику для военного применения показывали известные фирмы МАН, Татра, Лейланд и другие. В области военной автомобильной техники отмечается тенденция расширения линейки базовых шасси (в основном в диапазоне 2-4 оси) различной грузоподъемности. Предлагаются различные варианты модулей для комплектации шасси разного назначения, в том числе бронированные кабины с баллистической защитой от стрелкового оружия нормальных калибров, грузовые платформы с аналогичным уровнем защиты.

Другим перспективным направлением является развитие легких транспортеров переднего края, на которые монтируют средства связи, тяжелое оружие пехоты, средства огневой поддержки и ПВО.


 Например, южноафриканская компания OTT Technologies показала легкий транспортер колесной формулы 4х4 SAMIL 20 Hunter класса LSV (Light Strike Vehicle). В машине помимо водителя могут размещаться до 6 бойцов с индивидуальным и групповым пехотным оружием, на стойках монтируется тяжелое вооружение . Базовый вариант транспортера SAMIL 20 Truck широко используется в вооруженных силах ЮАР в качестве машины переднего края. На центральной стойке предусмотрена установка оружия с круговым сектором обстрела: 14,5-мм или 12,7-мм крупнокалиберного пулемета, автоматического гранатомета. На боковых вертлюгах можно устанавливать пулеметы нормального калибра. Силовая установка с дизельным двигателем Deutz воздушного охлаждения и коробка передач с ручным переключением обеспечивают машине высокую подвижность со скоростью до 80 км/час и запасом хода до 800 км. При полной массе машины 7700 кг полезная нагрузка составляет 2000 кг. Вспоминается, что командиры наших воздушно-десантных и воздушно-штурмовых бригад говорили о желании иметь на вооружении машины подобного класса. Понятно, что закупка южноафриканского изделия невозможна, но как типичный образец современного небронированного транспортера переднего края машина выглядит вполне достойно.

 

ОРУЖИЕ И ЭЛЕКТРОНИКА

 

Модули дистанционно управляемого вооружения стали одной из самых популярных тем выставки. Различные варианты такого оружия для наземной техники и флота показывали как известные компании, так и молодые для этого рынка фирмы. Принципиально системы RCW мало чем отличались друг от друга: вынесенная установка вооружения с электромеханическими приводами, оптико-электронная система наблюдения и прицеливания, дисплей и устройства управления. В качестве вооружения применяют в основном пулеметы нормального и крупного калибра, автоматические пушки, автоматические гранатометы. На некоторые модули возможен монтаж пусковых установок ПТУР. В приватной беседы инженер из южноафриканской фирмы DENEL утверждал, что они испытывали на одной из машин модуль RCW с 40-мм автоматической пушкой, но на выставке этот образец не показывали.

Многопрофильная оружейная компания BAE System не преминула продемонстрировать на AAD свои разработки в области RCW. Например, интерес публики вызвал дистанционно управляемый модуль самозащиты, который можно смонтировать почти на любое транспортное средство.

Модуль массой 65 кг оснащен 7,62-мм пулеметом с боезапасом 200 патронов. Его монтаж осуществляется на любую горизонтальную поверхность с помощью трех болтов, затраты времени на это мероприятие – около 30 минут. Углы прокачки по вертикали составляют от -20 градусов до +80 градусов. Углы наведения по горизонтали составляют 135 градусов на сторону.

Оружие управляется оператором, находящимся под защитой брони, и при необходимости может быть демонтировано для использования в другом месте. Прицельный комплекс состоит из обычного дисплея с отображаемыми прицельными марками и джойстика управления. Управляться модулем может любой человек изнутри машины. Поскольку оружие стабилизировано в двух плоскостях, обеспечивается высокая точность прицеливания и ведения огня, несмотря на движение платформы.

Оптико-электронная система состоит из дневного прицела и низкоуровневой телевизионной камеры, которая обеспечивают дальность обнаружения 1,200 м для пешего человека, дальность распознавания 450 м дальность идентификации 200 м.


Электроника в последние годы становится важным компонентом обычных боеприпасов, причем не только управляемых, с собственным движителем. Корректируемые авиабомбы, снаряды, мины занимают заметную долю в боекомплектах вооружения развитых стран. Удешевление электронных компонентов привело к тому, что средства коррекции траектории боеприпасов и точного наведения стали более доступными для потребителей, не располагающих большими бюджетами.
Широкое внедрение электроники в различные системы вооружения стало еще одной ярко проявившейся на выставке тенденцией. Баллистические компьютеры на снайперских винтовках и автоматических гранатометах, электронные установщики взрывателей для артиллерийских боеприпасов, идентификаторы владельца ручного стрелкового оружия, электронно-оптические прицелы и прочие электронные устройства сопрягаются даже с простейшими видами оружия, придавая им новые свойства.

Применение электроники во взрывателях позволило значительно расширить возможности боеприпасов, обеспечивая такие функции, как подрыв в заданной точке траектории, изменение характера действия боеприпаса, подрыв на заданном расстоянии от цели, подрыв при промахе и т. д. Поэтому различными типами «программируемых» взрывателей были заполнены почти все стенды компаний, предлагавших на выставке AAD-2010 боеприпасы различного назначения.

Вместе с тем, наметилась и другая тенденция в этой отрасли. Один из разработчиков западной компании в беседе заявил, что применение электроники имеет свои недостатки, например, возможность радиоэлектронного подавления. Поэтому его компания уделяет внимание разработке механических взрывателей нового поколения, в которых логические функции реализуются механическими устройствами. Причем разработку нужной функциональности взрывателя фирма ведет на электронных логических элементах, а затем реализует отработанную функциональность средствами механики!

В свете участия контингентов многих стран в военных операциях в Афганистане и Ираке особенно актуальными выглядели представленные на выставке электронные устройства «контртеррористического» назначения. В частности, большое внимание уделялось средствам обнаружения, противодействия, обезвреживания самодельных взрывных устройств (СВУ). Например, южноафриканская фирма Grintek Ewation представила портативное носимое устройство GMJ9000 радиоэлектронного подавления систем радиоуправления СВУ, предназначенное для оснащения пеших подразделений.

Устройство подавляет аналоговые и цифровые линии радиоуправления СВУ в диапазоне частот 20-500 Мгц (модель GMJ9000V) или 0,5-2,5 ГГц (модель GMJ9000U). Аппарат комплектуется типовыми армейскими аккумуляторами BB-2590, обеспечивающими время непрерывной работы в несколько часов. При установке на автомобили и питании от их электросети возможна круглосуточная работа для обеспечения проводки колонн.

Не осталась без внимания производителей такая тема, как электронное оснащение «солдата будущего». Хотя в Африке эта тема звучала не слишком актуально, ведь для большинства местных армий такое оснащение выглядит полностью фантастичным по множеству причин. Поэтому манекен «солдата будущего» охотно фотографировали, но скорее как иллюстрацию к «звездным» войнам, а не потенциальный продукт для закупки.

В целом электронные устройства на выставке были представлены практически во всех тематических разделах и эта тенденция адекватно отражает важнейшую роль электронных компонентов и систем в современных комплексах вооружения.

 

КРЫЛЬЯ НАД КЕЙПТАУНОМ

 

Авиационная часть выставки Africa Aerospace&Defence 2010 была не менее масштабной, чем сухопутная. Вместе с тем, в полете боевых летательных аппаратов было представлено немного, числом ровно два: истребитель ВВС ЮАР шведского происхождения Saab Gripen и боевой вертолет южноафриканской разработки Rooivalk. Основу же авиационной экспозиции на выставке составили военно-транспортные, коммерческие, учебно-тренировочные и беспилотные летательные аппараты.

Шведские истребители поступают в ЮАР согласно контракту, заключенному в 1998 году, которым предусматривалась поставка в течении 10 лет 28 самолетов (19 в одноместном варианте Gripen C и 9 в двухместном варианте Gripen D). В дальнейшем поставку сократили на 2 самолета, а срок завершения контракта отодвинули на 2012 год. Первый самолет был официально принят ВВС ЮАР 30 апреля 2008 года. В настоящее время в ЮАР имеется две эскадрильи, в которых насчитывается 15 истребителей Gripen (6 Gripen C и 9 Gripen D).

Шведские самолеты дорабатывались под требования ВВС ЮАР, в частности путем установки радионавигационной системы TACAN в дополнение к стандартной системе спутниковой навигации GPS. Продолжаются испытания по интеграции ракетного управляемого вооружения разработки южноафриканской компании DENEL в систему вооружения самолета. До принятия на снабжение этих ракет у компании Diehl BGT заказаны ракеты воздух-воздух IRIS-T с ИГ-ГСН.

Gripen используется в ВВС ЮАР как универсальный самолет фронтовой авиации, поэтому он оснащен прицельно-навигационным комплексом, позволяющим работать по наземным целям неуправляемыми, корректируемыми и управляемыми авиационными средствами поражения, типа корректируемых авиабомб, управляемых ракет с РЛ ГСН и т.д. С этой целью самолет оснащен подвесной электронно-оптической системой с лазерным целеуказателем Rafael/Zeiss Litening III. Для разведки используется подвесной контейнер фирмы Thales.

Боевой вертолет Rooivalk ВВС ЮАР и его вооружение

Истребитель Gripen ежедневно проводил демонстрационный полет в небе над выставкой, что вызывало неизменный интерес у всех присутствующих. Хотя надо сказать, что одиночный истребитель смотрится не столь зрелищно, как строй пилотажных групп на современных реактивных машинах.

В этом смысле в более выгодном ракурсе был показан боевой вертолет Rooivalk, который выполнял полеты по отработке задач огневой поддержки аэромобильных операций, в тесном взаимодействии с транспортно-десантными и разведывательными вертолетами, сухопутными подразделениями ЮАР. Его боевая работа выглядела очень зрелищно и выполнялась тактически грамотно, что свидетельствовало как о мастерстве пилотов, так и высоких возможностях машины.

В настоящее время на вооружении ВВС ЮАР находятся 11 вертолетов Rooivalk производства компании Denel Aviation, 6 из которых прошли модернизацию по упрощенной программе «Block 1F Minus», а два получили полный модернизационный пакет «Block 1F». Программа модернизации включает более 140 мероприятий, главными из которых являются: установка новой системы навигации и связи, улучшенная прицельная система для стрельбы из 20-мм автоматической пушки и 70-мм НУРС, улучшенный интерфейс взаимодействия пилота и машины, улучшения система контроля параметров работы систем и агрегатов. Всего к апрелю 2012 года планируется модернизировать по программе Block 1F пять вертолетов. Также планируется интеграция в комплекс вооружения южноафриканской ПТУР Mokopа.

Военно-транспортная авиация на выставке AAD-2010 была представлена несколькими моделями самолетов. В свете решения правительства Южной Африки отказаться от закупки восьми самолетов Airbus Military A400M, другие производители стремятся заполнить нишу и удовлетворить потребности ВВС ЮАР (SAAF) в транспортных машинах.

Нынешний парк С-130BZ Геркулес, являющихся основным типом в военно-транспортной авиации SAAF, выработает ресурс к 2015 году, поэтому вопрос их замены приобретает все большую актуальность. Аналогичное положение складывается в военно-транспортной авиации тактического назначения.

Южная Африка намерена расширять свою ведущую роль на Африканском континенте, участвуя своими вооруженными силами в операциях по поддержанию мира, ликвидации последствий стихийных бедствий, оказании гуманитарной помощи. Поэтому необходимость перебросок войск и грузов на большие расстояния, в пределах всего континента, считается неоспоримой. При этом военно-транспортные операции в большинстве стран региона предъявляют суровые требования к самолетам, потому что здесь в избытке встречаются районы со слабым навигационным обеспечением, короткими грунтовыми взлетно-посадочными полосами, что требует сброса грузов на парашютных системах и поддержки войсковых аэромобильных операций.

SAAF также изучает ситуацию на рынке базовых патрульных самолетов и самолетов-заправщиков. Страна окружена огромными океаническими пространствами, отсюда не слишком далеко до Антарктиды, поэтому ВВС требуется самолет дальнего радиуса действия для замены выработавших ресурс Турбо-Дакота. При этом военные хотели бы иметь самолеты различного назначения на базе одного планера. Пока это общие пожелания, не сформулированные в конкретных требованиях.

В качестве кандидатов на роль основного самолета ВТА чаще всего называют Boeing C-17 и Lockheed Martin C-130J, для ВТА тактического назначения – Airbus Military C295 и Alenia C-27J.

В авиационной части экспозиции выставки были широко представлены беспилотные летательные аппараты (БПЛА) различного назначения. Помимо известных в авиационном мире компаний, в этом классе летательных аппаратов показала свои разработки южноафриканская фирма Denel Dynamic, представившая сразу несколько моделей БПЛА. Среди них особый интерес вызвал БПЛА Seeker 400, который оснащается разведывательной системой ISTAR и управляемыми ракетами.

Глава компании заявил на выставке, что этот БПЛА «идеально подходит для асимметричной войны, операций по поддержанию мира, борьбы с пиратством и защиты ресурсов». Всепогодный и всесуточный БПЛА в будущем должен получить сертификат гражданской авиации, что позволит расширить области его возможного применения.

Американцы привезли на выставку широко известный БПЛА «Предатор», оснащенный стабилизированной оптико-электронной разведывательно-прицельной платформой. В пользу американцев играет тот факт, что они накопили большой опыт эксплуатации этих БПЛА в текущих военных операциях и могут предложить потенциальным покупателям самые разные модификации аппарата, в том числе гражданского назначения.

 

НАШИ В АФРИКЕ

 

К сожалению, российские предприятия ОПК и авиационной промышленности на выставке AAD-2010 выступили недостаточно представительно. Компания «Иркут» показала модели самолетов МС-21 и Як-130. Научно-исследовательский машиностроительный институт — линейку артиллерийских боеприпасов разработки 80-90-х годов. Ижевский механический завод — ряд образцов стрелкового оружия.

Более крупную экспозицию развернула ОАО «Вертолеты России», – компания, входящая в ОПК «Оборонпром» и объединяющая вертолетостроительные предприятия страны. Помимо моделей вертолетов различного назначения, «живьем», в том числе в полете, демонстрировался легкий вертолет «Ансат», что вызвало значительный интерес посетителей.

Как заявил на выставке глава компании Андрей Шибитов, планируется до 2020 года развернуть международную сеть авторизованных сервисных центров обслуживания и ремонта (включая капитальный) российских вертолетов. Ряд совместных предприятий по техническому обслуживанию вертолетов в последнее время был создан в Китае, Индии и Объединенных Арабских Эмиратах, а некоторые из существующих центров в Казахстане и Литве получили фирменный сертификат. Долгосрочная стратегия предусматривает развертывание сети сервисных центров в Юго-Восточной Азии, Латинской Америке, Центральной и Южной Африке.

Дебют многоцелевого легкого вертолета «Ансат» в Южной Африке получился весьма удачным. Внимание потенциальных покупателей привлекла широкая гамма модификаций вертолета и богатый спектр оборудования для оснащения при выполнении специальных задач: аварийная система посадки на воду, поисковый прожектор, лебедка, средства пожаротушения, распыления различных веществ и многое другое.

Если оценивать российское представительство на выставке в целом, то на фоне мощных экспозиций Китая, Индии, компаний MAN, SAAB, Denel и т.д, впечатление осталось не самое благостное, мягко выражаясь…

Российскую прессу на выставке представлял «Издательский дом А4», в единственном числе. Мы имели свой стенд, между прочим — второй по размеру во всей российской экспозиции. Невольно получилось так, что отчитываться за весь российский ОПК перед посетителями в основном пришлось журналистам нашего издательства. Приходилось прояснять темы не только военно-технического профиля, буквально по всему спектру военной техники, но и отвечать на весьма каверзные вопросы из области политики, военно-технического сотрудничества, стратегии России на Африканском континенте.

Наш стенд посетило множество военачальников, разработчиков военной техники, военнослужащих различных армий мира. Гостями издательства на стенде стали пилоты пилотажной группы ВВС ЮАР «Серебряные соколы» (Silver Falcon), с которыми состоялась интересная и содержательная беседа.

 

Далее см. фоторепортаж


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru