Военный мемориал в храме Ясукуни

© Кирилл Колесниченко
Специально для сайта «Отвага»
2013 г.

Синтоистский храм Ясукуни имеет особое значение для поддержания военных традиций и военного духа японской нации. Он был построен в 1871 году для увековечения памяти японцев, погибших в войнах и военных конфликтах. С течением времени храм достраивался, появлялись новые элементы, здания и памятники. К настоящему времени Ясукуни – это целый мемориальный комплекс в память всех 2 450 000 погибших японцев, чьи имена увековечены в храме.

В императорской Японии храму придавалось очень важное политическое и культурное значение, после 1945 года все, что так или иначе было связано с японским милитаризмом, искоренялось, но храм продолжал функционировать.

При храме находится небольшой частный военный музей Юсюкан, открытый в 1882 году, рассказывающий о военной истории Японии вплоть до окончания Второй Мировой войны. В журнале «Техника и вооружение» об этом музее рассказывалось в достаточно подробной и интересной статье Александра Данилова (№ 3 2012).

Дабы не повторять уже написанное в статье, в данном фоторепортаже мы постараемся подробнее остановиться на некоторых наиболее интересных экспонатах музея, а также добавить больше фотографий, количество которых естественным образом ограничено форматом журнальной статьи.

Начнем с внешней экспозиции. На территории музея находится несколько мемориалов – тут есть памятники погибшим кораблям береговой обороны и их экипажам, а также памятник летчику и вдове войны с тремя детьми. Кроме того, памятники собаке, голубю и лошади, которые активно помогали людям на войне. Например, в войнах с 1905 по 1945 участвовало более миллиона (!) лошадей.

В самом музее 20 залов, поэтапно раскрывающих военную историю Японии, а также два основных зала, где экспонируется военная техника и вооружение. Самих образцов В и ВТ немного, но каждый из них представлен в контексте истории данного образца и части, в состав которой он входил, и почти все экспонаты несут на себе видимые следы этой самой истории.

В холле первого этажа экспонируется знаменитый японский палубный истребитель А6М «Зеро» тип 52 серийный номер 4240-1, чья реставрация заняла примерно 20 лет – с 1980 по 2000-й годы.

Самолет был выпущен авиазаводом компании «Мицубиси» в городе Нагойя приблизительно 25 ноября 1943 года. О его участии в боевых действиях информации нет, как нет данных и о номере эскадрильи, в которую входил самолет. Японские историки пытаются выяснить боевую судьбу самолета, но пока есть только предположения, основанные на изучении фотографий того периода. Самолет, а вернее основная часть фюзеляжа с крыльями, был обнаружен в 1974 году на бывшей авиабазе японского ВМФ в Рабауле, и доставлен в Японию. В 1984 году на острове Яп (Марианские острова) были обнаружены еще пять истребителей «Зеро» разной степени сохранности, также доставленные в Японию.

Было принято решение попытаться восстановить хотя бы один самолет, хотя почти 40 лет в жарком влажном климате это представлялось делом почти невозможным. Фюзеляж с базы в Рабауле в наибольшей степени подходил для этой цели, поскольку часть элементов конструкции имела относительно неплохую сохранность. При изучении фюзеляжа выяснилась любопытная подробность – судя по маркировке деталей, при сборке самолета использовались детали для двух различных серийных машин – номер 4240 и 4241, что дало основания предполагать, что в процессе заводской сборки детали были просто перепутаны. При реставрации использовались элементы и детали всех шести найденных самолетов, но значительную часть пришлось изготовлять заново.

После восстановления «Зеро» пополнил экспозицию музея Юсюкан, где к тому времени имелся всего лишь один самолет периода Второй Мировой – бомбардировщик Йокосука D4Y1 «Сюисей» или «Джуди» по обозначению, присвоенному ему американцами. Принятый на вооружение в декабре 1943, этот самолет стал последней моделью палубного бомбардировщика ВМС Японии. До конца войны было выпущено 2157 машин, многие из которых ближе к концу войны использовались с сухопутных баз, а затем как машины для пилотов-камикадзе.

Бомбардировщик Йокосука D4Y1 (серийный номер 4316) был найден в 1972 году на острове Яп (Каролинские острова) японцем Эндо Нобухико в джунглях возле бывшей японской авиабазы, доставлен в Японию при помощи корпорации «Японские телевизионные сети», и восстановлен на японской военной базе Кисаразу группой реставраторов под руководством историка авиации Танака Шоичи. Пятого апреля 1981 года самолет был передан музею.

Последним из авиационных экспонатов является реплика самолета для камикадзе Йокосука МХY 7 «Ока»-11 («Ока» в переводе означает цветок вишни).

Бронетехника представлена одним экспонатом – средним танком «Чи-Ха», входившим в состав девятого танкового полка. Полк дислоцировался в Манчжурии до апреля 1944 года, а затем был направлен на остров Сайпан, ставший ареной ожесточенных боев с американскими экспедиционными силами. Полк сражался до 7 июля 1944 года и погиб почти в полном составе.

После войны оставшиеся в живых ветераны полка на собственные средства организовали доставку танка в Японию. 12 апреля 1975 года боевая машина была передана в храм Ясукуни как памятник всем японским военнослужащим, погибшим на Сайпане, а также всем погибшим японским танкистам.

Видно, что жестокие бои и тропический климат серьезно потрепали танк – в левом борту корпуса, а также в лобовом листе видны многочисленные пробоины, трещины и сколы, перебитые гусеницы стянуты проволокой, отсутствуют резиновые бандажи ряда опорных катков, а оставшиеся сильно изношены. Реставрацию танка можно назвать скорее косметической, хотя основные детали и узлы присутствуют, включая двигатель, видимый через проломы в броне. Этого не скажешь о другом представителе японских танков периода Второй Мировой – легком танке «Ха-Го» от которого экспонируется только командирская башенка, серьезно поврежденная ржавчиной. Этими образцами, да еще танковым пулеметом Тип 92 и исчерпывается бронетанковая коллекция музея.

Наиболее многочисленными образцами являются различные орудия – их в экспозиции около полутора десятков. Это и несколько бронзовых пушек XIX века, две из которых выставлены у входа в музей, трофейная китайская крепостная пушка, а также несколько полевых, зенитных и морских орудий периода Второй Мировой. О морских орудиях мы расскажем чуть ниже, а сейчас остановимся на кратком описании судьбы двух полевых пушек, встречающих посетителей сразу после входа в здание музея – рядом с истребителем «Зеро».

Первое из них это 150-см (калибр 149,1 мм) полевая гаубица Тип 96 (1936 год) из состава четвертой роты Первого полевого полка тяжелой артиллерии. Полк дислоцировался в восточной Манчжурии после участия в боях на Халхин-Голе в 1939 году (японцы называют этот конфликт Номонганским инцидентом). После вступления Японии во Вторую Мировую войну полк был переброшен на Филиппины, где очень хорошо показал себя в боях за полуостров Батаан и остров Коррехидор в Манильской бухте. После окончания боев полк вернулся к месту прежней дислокации, а затем в 1944 году был направлен на Окинаву, где и погиб почти в полном составе в июне 1945 года. Четвертая рота полка занимала позицию в районе города Итома, где вела бой до последнего снаряда и погибла 23 июня 1945 года. После войны орудие было выставлено у Клуба ветеранов на Окинаве, а затем в мае 1966 года передано храму Ясукуни.

Второе орудие – 15-см гаубица Тип 89 (1929 год). Данное орудие входило в состав 100-го отдельного артиллерийского полка, сформированного в Йокосуке, и передислоцированного на Окинаву, где батальон разделил судьбу японского гарнизона. Многочисленные пулевые и осколочные отметины наглядно показывают ожесточенность боев.

После войны орудие было извлечено из пещерного укрытия и выставлено в американском военном музее на Окинаве, затем после передачи острова обратно под управление Японии, гаубица экспонировалась на базе сил самообороны Японии, а в апреле 1993 года была передана храму «Ассоциацией памяти 15 см тяжелого артиллерийского орудия» как памятник частям тяжелой артиллерии. Это единственная гаубица этого типа, имеющаяся в Японии.

Еще один интересный образец – 7,5-см зенитное полевое зенитное орудие тип 88 (образца 1929 года), доставленное с Новой Гвинеи в 1972 году. Кроме того, здесь есть горная пушка образца 1908 года.

Морская часть экспозиции включает в себя человеко-торпеду «Кайтен», а также центральную секцию такой торпеды, 140-мм орудие с линкора «Муцу», а также ряд других экспонатов, поднятых в ходе экспедиции на этот корабль, 75-мм морское зенитное орудие тип 3 (образца 1914 года), некогда защищавшее одну из японских баз на Новой Гвинее, а также взрывающийся катер, макеты боевых кораблей ВМФ Японии и т.д.

Есть в экспозиции музея и паровоз – модель С 51 номер 31, работавший на тайско-бирманской железной дороге. Построенный в 1936 году на предприятии «Ниппон Шаруо», паровоз трудился в префектуре Ишикава. С началом войны и постройкой печально знаменитой железной дороги, связавшей оккупированные Японией Таиланд и Бирму, паровоз вместе с 90 другими паровозами и вагонами был переброшен в этот регион, и принял участие в торжественном открытии дороги. Позднее локомотив трудился в Таиланде до 1977 года, когда предполагалось его списание, но японские ветераны, участвовавшие в постройке дороги, собрали необходимые средства и выкупили его. В 1979 году паровоз занял свое место в экспозиции музея.

 Историческая информация, представленная на стендах, часто носит субъективный характер, и не в полной мере отражает реальный ход событий. Вот, например, что говориться о боях с частями Советской армии на острове Сахалин в августе 1945 года: «88-я пехотная дивизия остановила наступление советских войск, чем обеспечила эвакуацию мирного населения. Дивизия отчаянно защищала южную часть Сахалина, которая была наиболее удобна с точки зрения высадки на Хоккайдо, и предотвратила эту операцию». Безусловно, высадку советских войск на Хоккайдо остановили политические причины, а не одна пехотная дивизия, как бы героически она не сражалась.

Достаточно много места в музее уделено различным вещам и предметам боевой экипировки и быта. В центральной части выставочного зала военной техники представлено большое количество таких вещей, поднятых с затонувших японских кораблей – патроны, каски, противогазы, винтовки.

На меня особое впечатление произвел простой механический карандаш, принадлежавший капитану линкора «Мусаси» Иногучи Тахихихро. Капитан сознательно разделил судьбу своего корабля, погибшего 24 октября 1944 года, а перед гибелью написал короткое прощальное письмо и вместе с карандашом передал его старшему офицеру корабля, который должен быль позаботиться о его делах. Позднее карандаш был передан музею семьей капитана Иногучи.

В музее есть специальный зал героев – где представлены портреты и краткое описание судьбы военнослужащих, героически погибших в боях.

Фотографирование в абсолютном большинстве залов запрещено, поэтому фотографии большинства экспозиций недоступны. В репортаже приведена лишь малая их часть.

 

Паровоз с тайско-бирманской железной дороги

Истребитель А6М «Зеро»

20-мм авиационная пушка «тип 99″ (1939) истребителя «Зеро». В музее экспонируется ранний вариант пушки, которым вооружались истребители «Зеро» «тип 21″. Отличительная особенность раннего варианта – барабан на 60 снарядов. Позднее  было введено ленточное питание и более длинный ствол. Пушка из экспозиции музея была передана в дар корпорации «Хино Моторс» жителем г. Рабаул Джоном Ф. Диксоном в 1988 году. В 1989 году компания передала пушку в дар музею.

15-см гаубица «Тип 89» (1929 год). Данное орудие входило в состав 100-го отдельного артиллерийского полка. Внушительные габариты орудия хорошо видны при сравнении с рядом стоящим паровозом. Видны отметины от осколков на стволе.

Краткие ТТХ орудия: калибр149,1 мм, вес10 422 кг., дальность стрельбы18100 метров, вес снаряда40,2 кг, скорострельность 1-2 выстрела в минуту


15-см полевая гаубица «Тип 96″ из состава первого полевого полка тяжелой артиллерии


150-мм гаубицы «тип 96″ (слева) и «тип 89″ (справа)

15-см гаубица «тип 96» японской армии – фото из музейной экспозиции и схематический чертеж. Краткие ТТХ орудия: калибр 149,1 мм, вес орудия 4140 кг, вес снаряда 45 кг, дальность стрельбы 11900 м.


Японский средний танк «Чи-Ха» с 57-мм пушкой и поручневой антенной, входивший в состав 10-го танкового полка, принимавшего участие в боях на острове Сайпан



Японский бомбардировщик Йокосука D4Y1 «Сюисей»


 

Фото © Кирилла Колесниченко, 2013 г.


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru