Военная история в музеях Хабаровска

© Кирилл Колесниченко
Специально для сайта «Отвага»
2012 г.

Хабаровск неоднократно получал статус самого благоустроенного города России – порядок, ухоженность и чистота центральной части города приятно удивляют всех, кто приехал сюда впервые. Это в полной мере относиться и к культуре – в городе много хороших и действительно интересных музеев, в том числе и военных. При этом основные музеи города компактно сосредоточены в одном районе – рядом с набережной Амура в центральной части города.

 

С точки зрения военной истории наиболее интересен музей Восточного военного округа (бывший музей Краснознаменного Дальневосточного военного округа). Музей расположен в отдельном здании и имеет небольшую прилегающую территорию с выставкой вооружения и техники.

Сама экспозиция организованна в хронологическом порядке – от истории освоения Дальнего Востока до современности. Внутри много интересных и уникальных экспонатов – образцы вооружения, униформы, различные диорамы, модели техники, фото и документы. Из наиболее интересных обновлений – экспозиция, посвященная Квантунской армии и вооруженным силам Японии в годы Второй Мировой, а также японским военнопленным на Дальнем Востоке и в Сибири в послевоенные годы.

Цитирую информацию с одного из стендов, посвященному японским танкам: «на танках видны бревна для самовытаскивания и мешки с углем. Уголь требовался для японской жаровни «хибати», с помощью которой в ночное время прогревали корпус под двигателем танка для его оперативного пуска».

Еще один интересный стенд посвящен вкладу военных в экономическое и социальное освоение региона – оторванность от центра страны и нехватка демографических ресурсов делали армию и флот важнейшим ресурсом для развития экономики и социальной сферы региона: «Большой вклад в развитие народного хозяйства Дальнего востока внес личный состав Особых колхозного и строительного корпусов и железнодорожных войск.

35 тысяч военнослужащих ОКДВА, уволенных в запас в период с 1932 по 1939, остались жить на Дальнем Востоке. Они приняли активное участие в строительстве промышленных предприятий, создании совхозов и колхозов.

Солдаты и офицеры, строившие Байкало-Амурскую магистраль, эту дорогу не выбирали, а восприняли ее как приказ Отечества. И построили весь восточный БАМ – от станции Тында до города Комсомольска-на-Амуре.

Военные железнодорожники за 10 лет отсыпали более 220000000 кубометров грунта; построили 1277 мостов, в том числе 50 больших и 526 средних и малых, уложили 1149 километров главного пути и 332 километра – станционных, проложили более 1800 километров кабельных линий связи.

Вот информация со стенда, посвященного дальневосточной военной промышленности в годы войны. Цитирую: «На смену тех, кто ушел на войну, в цеха заводов пришли домохозяйки, служащие и подростки. Работы велись круглосуточно, по часовому графику, день и ночь. Норму выполняли на 200-300 процентов. Заработанные на них деньги перечислялись в фонд обороны. На средства трудящихся и воинов Дальнего Востока были построены эскадрильи и звенья боевых самолетов «Хабаровский комсомол», «Хабаровский пионер», «Комсомольск», «Советское Приморье», «Советский Сахалин», танковые колонны «Амурский рыбак», «Хабаровский комсомол» и многие другие.

В Хабаровском крае многие предприятия уже в августе-декабре 1941 года поставляли фронту мины, минометы, а также продовольственные товары и многое другое, в чем нуждалась действующая армия. Только в хабаровском крае за годы войны были построены 20новых промышленных предприятий и транспортных сооружений. Был досрочно пущен металлический завод «Амурсталь» в Комсомольске-на-Амуре. В целом за 1941-1945 гг. объем валовой продукции только в Хабаровском крае возрос в 1,5 раза, в т.ч. по предприятиям машиностроения в 2.5 раза. Оборонная промышленность Дальнего Востока за период войны выросла в 5 раз.

Одной жизнью с народом, жизнью трудной, напряженной, полной самоотверженности и неброской героики жил в годы Великой Отечественной войны Дальневосточный фронт – фронт невоюющий. Фронт приграничья, фронт – часовой. Фронт-строитель и пахарь.

Подразделения ДВФ участвовали в строительстве железнодорожных линий Хабаровск–Ургал и Комсомольск–Советская Гавань, в прокладке нефтепровода Оха–Комсомольск. Были введены в действие шоссейные дороги общим протяжением 417 км, построены 492 км гравийных и улучшенных грунтовых дорог. Тысячи солдат, сержантов и офицеров в период весенней страды и на уборке урожая работали в колхозах и совхозах.

На полях и в мастерских трудились по 1500–2000 воинов. Значительно расширялась и улучшалась хозяйственная деятельность военных совхозов Дальнего Востока. Лишь за три месяца 1943 года на плановое снабжение войск поступило 179 480 центнеров картофеля, сами справлялись с заготовкой сена, ежегодно заготавливали 40-60 тысяч тонн. Трудовой подвиг дальневосточников высоко оценила Родина. За доблестный труд в годы великой Отечественной войны тысячи рабочих, колхозников, инженерно-технических работников были награждены орденами и медалями. Среди них были и воины-дальневосточники».

В наружной экспозиции представлена бронетехника, артиллерия, автомобили. Наиболее интересными экспонатами являются два танка МС-1,в разное время восстановленные и доставленные в музей,– четко видна совершенно разная ходовая часть этих машин и различная имитация вооружения. Кроме того, тут можно увидеть довольно редкий БТ-7, а также в целом стандартный для окружных военных музеев набор танков – ИС-3, Т-34-85, Т-54, Т-62М, Т-80БВ и БМП-1.

«Пятьдесятчеверка» довольно редкой модификации – образца 1946 года с т.н. «заманами» в передней и задней частях башни. (Кстати, фото этой машины попало в монографию М.Б. Барятинского о Т-54 в журнале «Бронеколлекция»).

Из орудий интересна 203 мм гаубица Б-4 на гусеничном ходу – ее размеры особенно хорошо видны при сравнении со стоящим рядом МС-1, а также 152 мм гаубица-пушка Мл-20 и гаубица Д-20. Полковая РСЗО «Град-1» на базе ЗИЛ-131 также довольно редко встречается в музейных экспозициях.

Кроме того, тут же экспонируется истребитель МиГ-19 и зенитная ракета комплекса С-75. Самый необычный экспонат – штабной вагон постройки начала века. В годы гражданской войны на Дальнем Востоке в 1918-1922 гг. он находился в распоряжении Военного министерства и Главнокомандующего Народно-революционной армией Дальневосточной республики. В 30-е годы вагон был в распоряжении командующего Краснознамённой Дальневосточной армией Маршала Советского Союза В.К. Блюхера.

Прямо напротив военного музея находятся краеведческий музей и музей искусства. Нельзя обойти вниманием тот факт, что для первого из них в дополнение к старому зданию был построен новый корпус-событие, очень нечасто встречающееся в современной России, и свидетельствующий об ответственном отношении местных властей к истории и культуре.

Рядом с краеведческим музеем выставлены несколько орудий периода освоения Дальнего Востока Российской империей, а в самом музее помимо разнообразной информации о геологии, флоре, фауне, истории и культуре можно узнать много интересного о военной истории региона, в особенности о периоде революции и Гражданской войны. В музее находится панорама, показывающая бои под Волочаевкой.

Неподалеку от краеведческого музея расположен памятник генерал– губернатору Муравьеву-Амурскому (это памятник хорошо известен россиянам, поскольку именно он изображен на пятитысячной купюре), чуть ниже находится памятник капитану Якову Дъяченко – одному из тех, кто осваивал эти земли. 31 мая 1858 года солдаты 13-го Сибирского линейного батальона под командованием Дъяченко высадились на берегу Амура, начав строительство военного поста Хабаровка, который стал городом Хабаровском. Памятник был открыт 30мая 2008 года в честь 150-летия со дня образования города. Четырёхметровый монумент изготовил московский скульптор Александр Рукавишников. Поскольку портрет Якова Дьяченко до нас не дошел, автор памятника создал собирательный образ военного-первопроходца XIX века. На месте высадки солдат тоже установлен памятный монумент. Немного дальше – небольшой обелиск в честь солдат и офицеров, погибших в локальных войнах и конфликтах.

У штаба Восточного военного округа по улице Серышева на постаменте установлен еще один МС-1, а чуть дальше – два 45-мм противотанковых орудия.

Напротив здания штаба располагается, как гласит вывеска «Офицерский клуб 9 граммов». Что-ж, можно добавить – хорошо, что его не назвали 9 граммов в сердце!

 

ФОТОРЕПОРТАЖ:

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru