История первой стратегической крылатой ракеты «Regulus» и ее носителя – подводной лодки «Growler». Фоторепортаж из экспозиции Нью-Йоркского музея

© Злобин Евгений Валентинович, п-к запаса, к.и.н., доцент
Материал предоставлен автором

Начальный период ядерного противостояния двух великих сверхдержав характеризовался принятием на вооружение разработок, которые устаревали буквально в течение нескольких лет. Примером может служить полузабытая ныне крылатая ракета, название которой можно перевести с латинского как «принц», которая участвовала в т.н. ядерном сдерживании всего лишь шесть лет. Отметим, справедливости ради, что некоторые советские образцы ракетного оружия того периода при принятии на вооружение в войска вообще не поступали, а оставались на складах. Разработка «Регулус I» (Regulus SSM-N-8A), крылатой ракеты, которая стала одним из первых средств ядерного сдерживания в период Холодной войны, и которой была вооружена лодка «Граулер» (Growler SSG-557), началась в 1947 году вероятно, как и другие разработки крылатых ракет в то время, под влиянием немецкой Фау-1. Дозвуковая крылатая ракета оснащалась атомной боеголовкой W5 диаметром 99 см и длиной 193 см, аналогичной такой же авиационной бомбе, мощность которой могла колебаться в диапазоне от 6 до 120 кт. Вес боеголовки мог составлять от 1090 до 1200 кг в зависимости от модификации. Позднее ракета могла комплектоваться термоядерной боеголовкой W27 мощность до 2 мегатонн, которая весила примерно столько же –1270 кг. Таких боеголовок было изготовлено немного – всего около 20. Для сравнения – аналогичных по конструкции авиабомб было произведено более 700.

Изначально создание «Регулуса» началось как своеобразный ответ флота на проект Матадор Военно-воздушных сил, предусматривающий создание ракеты с теми же двигателями и схожими характеристиками, дабы не утратить позиции в разработке управляемого ракетного вооружения. Так как действительно ракеты получались весьма схожими, в целях экономии средств флоту было предложено использовать в своих целях практически готовый «Матадор» от ВВС. Однако флот сумел доказать необходимость продолжения финансирования собственной разработки «Регулусов», т.к. по мнению флотских специалистов, «Матадор» не полностью отвечал флотским требованиям. На подготовку к запуску требовалось больше времени, т.к. необходимо было пристыковывать стартовые ускорители («Регулус» находился в ангаре с уже пристыкованными ускорителями), что существенно повышало уязвимость лодки-носителя, поскольку подготовительные работы и пуск производились в надводном положении. Кроме того, для управления Матадором требовалось три лодки, тогда как для «Регулуса» достаточно было двух. Позже с разработкой новой инерциальной системы управления стало достаточно одной лодки, которая собственно и производила пуск. Тактика применения «Регулуса» в целях ядерного сдерживания предусматривала, что в море на позиции в готовности к пуску должно постоянно находиться не менее 4-х ракет (одна – две лодки в зависимости от типа).

Тем не менее, «Регулус I», даже вооруженный термоядерной боеголовкой, на наш взгляд, не был способен решать стратегические задачи ввиду ограниченной дальности полёта. Еще до его принятие на вооружение, в 1955 году было выдано задание на разработку ракеты удвоенной дальности со сверхзвуковой скоростью, которое и было реализовано в ракете «Регулус 2» с дальностью 2200 км. 30 пусков второго «Регулуса» из 48 были успешны, одна подводная лодка была перевооружена этими ракетами. Однако в декабре 1958 года программа производства была свернута отчасти из-за высокой стоимости каждой ракеты (около миллиона долларов), отчасти из-за предстоящего поступления на вооружение баллистических «Поларисов». 20 готовых ракет и 27, находившихся в разных стадиях сборки, были утилизированы. А в августе 1964 года, через шесть лет после ввода в боевой строй, были сняты с вооружения и лодки с  первыми «Регулусами», которых на тот момент было выпущено более 500 штук. Всего же данными ракетами вооружались 5 подводных лодок, 4 тяжелых крейсера и 10 авианосцев. Правда, только 6 из них производили реальные запуски. Позднее эти первые ракеты стратегического ядерного сдерживания использовались как мишени. До настоящего времени дошло около десятка таких ракет, и первых и вторых, установленных как в Нью-Йорке, так и в некоторых других военных музеях США.

Запуск «Регулуса» проводился из надводного положения. Подготовка к пуску занимала от 15 до 30 минут. После того, как от воды освобождалась крышка контейнера с ракетой, она открывалась и ракета перемещалась на пусковую раму Mark 7, на которой поворачивалась и фиксировалась так, чтобы тяга от стартовых ускорителей была направлена в сторону моря. Процесс перемещения на стартовую установку был достаточно непрост из-за переусложненной автоматизированной системы контроля безопасности производимых операций. Стартовала ракета под примерный углом в 10 часов в направлении носовой части лодки. Расчёты по точности предполагали, что 50% ракет будут падать в радиусе 4,6 км от цели.

Носитель первых «Регулусов», «Граулер», вторая лодка в серии, была заложена 15 февраля 1955 г. в Портсмуте, штат Мэн. Спущена на воду 5 апреля 1958 года, зачислена в состав флота 30 августа того же года. После годичных учебных ракетных запусков и торпедных стрельб в Карибском бассейне прибыла к месту постоянной дислокации в Пёрл-Харборе 7 сентября 1959 года и вошла флагманом в состав 12 дивизии подлодок.

Как новейшее оружие ядерного сдерживания времён Холодной войны, нацеленное на базы ТОФа, лодка с ракетами были совершенно секретными, и по прибытию в основную гавань весь экипаж был строго проинструктирован о сохранении тайны.

В своё первое патрулирование лодка вышла в середине мая 1959 года, имея на борту четыре ракеты с атомными боевыми частями, с задачей пару месяцев поболтаться на «заднем дворе у Иванов». Несмотря на принятые строгие меры секретности, уже в сентябрьском номере журнала National Geographic за 1959 год была опубликована статья, в которой рассказывалось о патрулировании лодок, была напечатана фотография реального пуска «Регулуса». А также прилагалась карта района боевых позиций, которые располагались непосредственно у берегов Камчатки. Поскольку в редакционную коллегию журнала в то время входило сразу несколько высокопоставленных военных, напрашивается вывод о запланированном сливе информации, с тем, чтобы русские знали о наличии сдерживающего ядерного фактора в виде четырёх «Регулусов» с боеголовками на боевом дежурстве у Тихоокеанского побережья СССР.

Первые выходы в море выявили существенные недостатки в конструкции лодки. Ввиду наличия большого ангара для ракет в носовой части корпуса обтекаемость лодки оставляла желать лучшего. Кроме того, верхняя часть ракетного ангара находилась на уровне немногим ниже верхнего среза рубки.

При плавании на перископной глубине ввиду эффекта Бернулли ангар начинал работать как самолётное крыло, создавая подъёмную силу. Для устранения данного недостатка потребовалось удлинить рубку на три метра, соответственно удлинив все выдвижные устройства и шнорхель. Для лучшей балансировки лодки по горизонтали потребовалась также установка дополнительных балластных цистерн.

На лодке следующего выпуска, атомной «Хэлибат», ангар был ещё больше, т.к. изначально проектировался под второй «Регулус» с неубирающимися крыльями. После снятия крылатых ракет с вооружения в этом ангаре разместили сразу три отсека для шпионской аппаратуры и двух необитаемых подводных разведывательных аппаратов, управляемых по проводам. Главная задача лодки после такой переделки – поиск в море боеголовок от ракет, запускаемых на полигон Кура.

В ходе первого ремонта «Граулера» была усовершенствована также пусковая установка для ракет. Первоначальное поперечное пусковое устройство было заменено более простым с меньшим числом микропереключателей и гидравлики, которое просто перемещалось с одного ангара для хранения ракет на другой. Эти изменения значительно упростили процесс запуска ракет. Переоснащение было завершено в начале декабря 1961 года.

Условия многомесячного подводного патрулирования на первых дизель-электрических ракетоносцах были, мягко говоря, спартанскими. С этим связано несколько интересных случаев из истории лодки. 23 июля 1962 года «Граулер» покинул Адак на Аляске, держа курс на Пёрл-Харбор. Командир лодки Гунн поднял над судном флаги «На борту чёрно-голубой экипаж. Утешений не требуется», которые оставались на месте вплоть до прибытия в базу 1 августа. Адмирал Кларей, командующий подводными силами на Тихом океане, приветствуя пришедший ракетоносец, запросил у командира подтверждения значений данных флагов. На что получил ответ, что он и вся команда гордится тем, что им не требуется второй подменный экипаж, или так называемая система Голубого и Золотого экипажей, которая используется на атомоходах с «Поларисами».

Дело в том, что на атомоходах с «Поларисами», которые уже заступали на смену «Регулусам», формировалось сразу два полных экипажа: т.н. Голубой и Золотой. Они выходили в плавание по очереди, в отличие от моряков «дизелюх», которым приходилось нести службу в намного менее комфортных условиях, чем их атомным коллегам в просторных отсеках с мощными кондиционерами.

Золотыми буквами в историю славной лодки вписан другой уникальный случай, когда на исходе 60-го дня похода «Граулера» была перехвачена радиограмма с ПЛАРБ «Джордж Вашингтон», в которой говорилось о том, что 42 дня автономки истощили лимит человеческой выносливости экипажа и эта атомная (!) лодка досрочно возвращается в базу. Экипаж дизельной лодки, находящийся во много раз худших условиях, получил громадное моральное удовлетворение. За эту, более чем двухмесячную боевую службу, «Граулер» вошла в число отличившихся в подводных силах Тихоокеанского командования.

До декабря 1963 года «Граулер» выполнила девять автономок, четвертое из которых завершилось в Йокосуке (Япония) 24 апреля 1962 года. И было использовано флотом с целью продемонстрировать своё новое оружие для всех желающих, в первую очередь для Советов. Насколько, правда, последние смогли этой возможностью воспользоваться, доподлинно неизвестно.

После вывода из активного состава 25 мая 1964 года, после всего лишь шести лет активной службы с «Регулусами» на борту, лодка была помещена на хранение в базу резервного флота в штате Вашингтон, где и находилась в течение 25 лет. Поскольку её хранение было обременительным для бюджета военных моряков, 1 августа 1980 года она была исключена из регистра боевых кораблей. Рассматривался вариант использования «Граулера» как мишени для торпедных стрельб многоцелевых ударных атомных лодок. Лодку удалось сохранить только потому, что Захарий Фишер, основатель морского воздушно-космического музея в Нью-Йорке на базе авианосца «Интрепид», подал заявку на передачу лодки в состав музея. На это потребовалось специальное решение Конгресса США, т.к. формально лодка попадала под действие советско-американских договоров об ограничении ядерных вооружений. Тем не менее, такое решение было принято, и в августе 1988 года лодка официально стала частью музея. В начале 1989 года из базы хранения, верфи «Пьюджет Саунд», через пролив Фука и Панамский канал лодка была отбуксирована в сухой док на гражданскую верфь «Тампа» во Флориде для переоборудования под музей. Сама буксировка продолжительностью более 6500 морских миль является одной из самых длительных в истории флота. В ходе переоборудования, в частности, все крутые трапы были заменены обычными лестницами со ступеньками для обеспечения свободного доступа посетителей в музей. 18 апреля 1989 года «Граулер» пришвартовался к северной стороне 86-го пирса на Гудзоне, месту своей последней стоянки.

Спустя почти 20 лет, в 2007 выяснилось, что корпус лодки местами проржавел насквозь. Потребовался сложный ремонт стоимостью более одного миллиона долларов, который завершился весной 2009 года. И во время празднования т.н. «Недели флота» лодка вновь открылась для посетителей.

 

 

В настоящее время лодка доступна для экскурсантов по мере накопления группы желающих. Вход в неё производится через открытый люк одного из двух контейнеров для крылатых ракет «Регулус I». Далее можно пройти по центральному проходу по всей длине лодки и выйти через кормовой люк. Начинается экскурсия с небольшого обзорного вступления сотрудника музея. В котором, в частности, говорится, что патрулируя в Тихом океане и имея на борту четыре крылатые ракеты, бравые американские парни держали под прицелом все основные города советской Сибири с целью предотвратить возможную ядерную войну. Каким образом это можно сделать, имея на борту всего четыре ракеты с дальностью менее 1000 км совершенно непонятно. В лучшем случае речь могла идти о Владивостоке и Хабаровске, ну и базах нашего ТОФа на Камчатке. Впрочем, у американцев всегда были проблемы с географией, да и загадочная упомянутая всуе «Рашен Сайбирия» завораживает посетителей. Которые далее уже безо всяких комментариев в колонну по одному почти не останавливаясь, примерно как в Ленинском мавзолее, проходят по лодке. Основные боевые посты снабжены, как правило, краткими пояснительными табличками. Какие-либо видеомониторы с текстом или видео, или же манекены бравых американских подводников, занятых несением вахты, либо изучением уставов и наставлений в свободное время, не предусмотрены.

Войдя через открытую крышку ангара для крылатых ракет диаметром с человеческий рост и спустившись по длинной пологой лестнице, экскурсанты попадают в носовой торпедный отсек. Торпед в носовом отсеке нет, а вот матросские койки полностью заправлены. Отдельные агрегаты достаточно легко можно идентифицировать. Как, например, зарядную станцию для торпедных аккумуляторов.

Далее через люк в переборке можно попасть в штурманский отсек. После модернизации на лодке была установлена инерциальная навигационная система, которая, судя по всему, обеспечивала определение местоположения лодки и точки пуска ракеты без каких-либо дополнительных всплытий субмарины для ориентирования по звёздам и пр. На рабочем месте штурмана интерес вызывает электромеханический графопостроитель и стол с рабочей картой. К сожалению, ввиду ограниченного времени прохода по лодке не удалось определить, карта какого участка побережья выложена на рабочем столе. Возможно, что это как раз таки район предполагаемого боевого патрулирования где-то вблизи Петропавловск-Камчатского.

Далее располагается отсек контроля и управления ракетами. А затем – офицерская кают-компания рядом с достаточно комфортабельными двухместными каютами для офицеров. Всего офицеров в экипаже лодки было девять. Размер их кают вполне сопоставим с купе в типовом советском вагоне.

Здесь же одноместная каюта командира, также с умывальником. Размер её незначительно больше, в чем-то схож с тем же советским СВ спальным местом. Это единственная одноместная каюта на лодке, она использовалась командиром также как рабочий кабинет. Спальная полка поднималась, образуя два рабочих места. Непременный атрибут командирской каюты и кают-компании – телефонные трубки систем связи. А в офицерской кают-компании размещен ещё и указатель глубины погружения.

Пищу для офицеров готовили на общем камбузе и доставляли им в кают-компанию. По замыслу создателей лодки, материал покрытия стола, обивки диванов был схож с тем, что использовался в интерьерах жилья послевоенной Америки, должен был гуманизировать жилое пространство субмарины и напоминать находящимся в прочном корпусе о далёком американском доме, о незыблемых демократических ценностях, на защиту которых они и вышли в поход.

Для воспитания истинно американского духа в подрастающем поколении предусмотрены экскурсии в музей для школьников с ночевкой в реальных каютах и кубриках авианосца. Что же касается подводной лодки, то пока такая форма музейной работы на ней не предусмотрена.

Далее можно увидеть спальные места петти-офицеров, или старшин. Здесь же находится и их небольшая кают-компания, одновременно выполнявшая функции т.н. офиса, то есть места, где заполнялись многочисленные отчётные документы.

За ней находится центральный командный пост с перископами и главным компасом (мастером). Затем следуют отсеки гидроакустиков и радиорубка. Радиоаппаратура позволяла лодке вести радиосвязь при всплытии под перископ, в погруженном состоянии был возможен только приём сверхдлинноволновых сигналов. За радиорубкой размещается камбуз и достаточно просторное помещение для приёма пищи рядовыми матросами. А затем и их спальные места вместе с душем и матросским гальюном. Лодка имела достаточно мощный опреснитель морской воды как для системы охлаждения дизелей, так и для батарейного электролита. Но, тем не менее, как явствует из пояснительной таблички, душ для рядовых матросов был достаточной редкостью. Видимо, только для отличников боевой капиталистической подготовки. Отличительной особенностью лодки является отсутствие на переборках штатных мест для размещения Боевого листка, стенных и обычных газет, наглядной и иной агитации, являющихся важным элементом выполнения боевых задач в дальнем походе.

Отсек с тремя дизелями и пультом управления всей силовой установкой размещены после дистиллятора. Электромоторы находятся под дизелями, выкрашенными в чёрный цвет, и недоступны для осмотра. Силовая установка из трёх дизелей и двух электромоторов позволяла лодке развивать скорость от 12 (под водой) до 20 узлов (на поверхности).

Завершает осмотр лодки кормовой торпедный отсек, в котором на стеллаже подвешена торпеда, а люк одного из торпедных аппаратов открыт. К сожалению, вплотную подойти к нему нельзя, видимо, по соображениям безопасности. Здесь же в отсеке рядом с торпедами размещалось ещё девять матросов.

В целом, степень ухоженности лодки производит сильное впечатление. Создаётся ощущение, что стоит только запустить двигатель, и она снова готова выйти в море. Не хватает, видимо, только более обширной информации об отдельных узлах и механизмах, поскольку размещенные по отсекам таблички с надписями содержат только названия отсеков.

Имело бы смысл в наиболее интересных местах установить видеомониторы с соответствующей справочной информацией, фото и видеоматериалами. В этом случае, конечно, возрастёт продолжительность экскурсии, которая в настоящее время занимает в лучшем случае, минут двадцать.

Несмотря на свой достаточно краткий жизненный цикл, завершившийся почти полвека тому назад, «Регулус» со своими носителями не забыт. Помимо статей в Википедии, существует специальный сайт любителей «Регулусов» и несколько обширных статей на других сайтах, а в сети Амазон продаётся DVD-диск с уникальными видеофильмами и фотографиями этого потомка ФАУ-1 и предтечи современных «Томагавков».

 

 


Дополнительные фото интерьера подводной лодки Growler


 


 

 

Основные характеристики крылатой ракеты SSM-N-8A «Регулус I»

 

Начало производства – март 1951 г.

Вес – 6207 кг.

Длина – 9,8 м.

Диаметр –1,4 м.

Двигатель –  турбореактивный Allison J33-A-14 с тягой 20 кН.

Стартовые ускорители – два твёрдотопливных, с тягой 150 кН.

Размах крыла – 6,4 метра (в сложенном состоянии – 3 метра).

Ёмкость топливного бака –1410 л.

Дальность – около 900 км.

КВО – 0,5% дальности.

Наведение – с двух контрольных станций (позднее с установкой инерциальной информационной системы, с одной станции).

Скорость полёта – дозвуковая.

Количество произведённых ракет – 514.

 

Основные характеристики подводного дизель-электрического ракетоносца «Граулер»

 

Заложена на верфи – 15 февраля 1955 г.

Введена в строй – 30 августа 1958

Выведена из состава флота – 25 мая 1964

Водоизмещение – стандартное – 2540 тонн (по другим данным 2110 тонн)

Подводное – 3515 тонн

Размеры:

Длина – 96,9 м максимальная, 96,3 м по ватерлинии

Ширина – 8,2 м максимальная, 7,9 м по ватерлинии

Осадка  – 5,7 м

Экипаж – 87 человек, из них

Офицеров – 9

Старших петти-офицеров (старшин) – 11

Матросов – 68

Силовая установка

3 дизеля мощностью 4500 лс

2 электромотора мощностью 5600 л.с.

Число винтов – 2

Максимальная скорость:

В надводном положении – 20 узлов (37 км/ч)

В подводном положении – 12 узлов (22 км/ч)

Дальность плавания – 24 140 км.

Вооружение – 6 533 мм торпедных аппаратов, 4 в носу, 2 – в корме.

Установка для запуска КР «Регулус»

4 ракеты «Регулус 1» или 2 ракеты «Регулус 2»

Название серии – «Грейбэк»

Число однотипных лодок в серии – 2


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru