Береговые батареи и памятники острова Русский (фоторепортаж)

© Кирилл Колесниченко
Специально для сайта «Отвага»
2012 г.

 

Остров Русский расположен в заливе Петра Великого в Японском море южнее Владивостока (наименьшее расстояние между континентальной частью города и островом равно 800 м). От полуострова Муравьева-Амурского, где расположена основная часть Владивостока, Русский отделён проливом Босфор Восточный. С запада остров омывается водами Амурского залива, а с юга и востока – Уссурийского. На юго-западе проливом Старка отделён от следующего острова архипелага – острова Попова. Территория острова – 97,6 кв. км, длина – около 18 км, ширина – около13 км. В берега острова вдаются несколько бухт, крупнейшая из которых – бухта Новик. Вытянувшись длинным узким рукавом с северо-запада на юго-восток более чем на 12 км, она делит остров на две неравные части.

С конца XIX и до начала 90-х гг. XX века остров, как и весь Владивосток, развивается преимущественно как военная база – здесь поэтапно возводились батареи береговой обороны, форты, пороховые погреба, орудийные капониры, склады, казарменные городки, причалы и т.д. Революции, Гражданская война и иностранная военная интервенция существенно затормозили этот процесс – по мирному соглашению с Японией Владивостокская крепость была упразднена, однако период демилитаризации в истории Владивостока продлился относительно недолго.

В конце 20-х гг. ХХ века с нарастанием внешних угроз на Дальнем Востоке военное развитие о. Русский получает новый импульс – с учетом развития вооружения и военной техники здесь создается новая система береговой обороны с частичным использованием оборонительных сооружений дореволюционного периода – на острове возводятся новые и усовершенствуются старые береговые и зенитные батареи, строятся орудийные полукапониры и доты, скрывающиеся пулеметные точки и т.д.

Самым масштабным проектом этого периода стала постройка 305-мм башенной батареи №981 имени наркома обороны К.Е. Ворошилова. Кроме того, на острове возвели две 180-мм береговые батареи и т.д.

После окончания Великой Отечественной остров становится крупнейшей военно-морской базой, а также учебным центром ТОФ. В 1950-90-е гг. на острове базировались соединения надводных кораблей, зенитно-ракетные части, прикрывавшие остров и г. Владивосток, РЛС ПВО, здесь же располагалось значительное количество учебных частей ТОФ: радиотехническая школа, школа механиков, школа оружия, школа связи, школа мичманов.

Такая богатая военная история оставила на острове значительное количество памятников и интересных мест, значительное количество из которых доступно для осмотра.

В настоящее время на острове находится около 70 различных оборонительных сооружений – от дотов и орудийных капониров до фортов. Более 60 из них доступны для осмотра, включая 6 фортов и 32 береговые батареи, 12 дотов, 2 комплекса тоннельных пороховых погребов, 12 орудийных капониров и полукапониров. Кроме того, здесь находятся казарменные городки (частично используемые, а частично заброшенные), памятники и монументы и т.д.

Безусловно, одним из наиболее интересных военно-исторических объектов Русского острова является вышеупомянутая береговая башенная батарея № 982 имени К.Е. Ворошилова. В данном репортаже мы не будем подробно останавливаться на описании постройки и технических характеристик батареи. Всех кто интересующихся данной темой, мы отсылаем к целому ряду работ, опубликованных отечественными исследователями, наиболее полной из которых является монография «Ворошиловская батарея. Башни линкора «Полтава» в береговой обороне», опубликованная издательством Дальнаука в 2011 году.

Здесь же отметим, что Ворошиловская батарея была построена в 1932-1934 гг. с использованием 2-й и 3-й орудийных башен линкора «Полтава». Как отмечается в работе, посвященной истории батареи: «Батарея была боеспособна практически через два с половиной года после выдачи техзадания на ее установку, хотя доделка подземных помещений батареи (в первую очередь, силовой станции, совершенно не готовой в 1934 году), и монтаж вспомогательного оборудования растянулись на многие годы. Столь высоких темпов строительства тяжелых башенных батарей отечественная практика до этого не знала…» (Крепость Россия. Историко-фортификационный сборник. Выпуск 3 // Калинин В.И., Иванов Ю.В., Гаврилкин Н.В., Воробьев С.А.., Стехов А.В., 305 мм/52 кал. Башенная береговая артиллерийская батарея № 981 имени народного комиссара обороны СССР товарища Клима Ворошилова на защите морских подступов к Владивостоку. 1932-1937 гг. Владивосток: Дальнаука,2008 г. С. 86).

Основной задачей батареи было прикрытие подходов к Уссурийскому и Амурскому заливам, в первую очередь, батарея должна была ввести огонь по вражеским линкорам. Максимальная дальность стрельбы облегченным дальнобойным снарядом образца 1928 года составляла34 км.

В состав батареи входили две трехорудийные 305-мм башенные установки, главный и вспомогательный командные посты, подземная силовая станция, насосная станция, посты целеуказания, прожекторная позиция, жилой городок. Кроме того, при постройке батареи было построено несколько линий узкоколейных железных дорог, а также линия нормальной колеи. Последняя в дальнейшем использовалась для обеспечения функционирования батареи для чего имелись мотовозы, паровоз серии ОД и несколько платформ. Для обслуживания подвижного состава было построено депо.

Согласно исторической справке музея ТОФ береговая батарея номер 981 имени НКО К.Е. Ворошилова была сформирована в ноябре 1934 года, войдя в состав Владивостокского укрепрайона.

В декабре 1951 года 981 башенная батарея им. К.Е. Ворошилова переименовывается в 1561-й отдельный артиллерийский башенный дивизион (ОБАД) с подчинением островному сектору береговой обороны ТОФ, а в апреле 1955 года в 511-й отдельный артиллерийский башенный дивизион. В октябре 1958 года 511-й ОБАД переформировывается в 511-й кадрированный ОБАД с подчинением 292-й артиллерийской бригаде108-й дивизии береговой артиллерии ТОФ.

В декабре 1960 года 511-й кадрированый ОБАД был расформирован, а на его базе формируется 109-я батарея консервации с подчинением 125 отдельному артиллерийскому полку ВМФ.

После расформирования в 1997 году батарея существенно пострадала от мародеров – были полностью разграблены главный и вспомогательный командные посты, жилой городок, пострадало оборудование башен – в первую очередь, исчезли бронзовые и медные детали, тем не менее, стараниями энтузиастов уничтожение батареи было остановлено. Батарея получила официальный статус филиала музея Тихоокеанского флота.

Еще один интересный объект, доступный для осмотра, – береговая батарея № 981 на четыре 180-мм орудия в щитовых установках. Именно 180-мм береговые батареи составляли основу береговой обороны Владивостока в 1930-40-е гг. В 1932-34 годах на ближних подступах к городу были построены три открытые батареи (№ 902 и № 982 на острове Русский, батарея № 901 на о. Попова), в 1936-1938 гг. была построена башенная батарея № 26 на о. Аскольд, в 1934-36 была построена открытая батарея № 905 в районе мыса Тунгус западнее входа в залив Америка. В 1941-1942 гг. были также построены открытая батарея № 110 у мыса Поворотный и башенная батарея № 200 на мысе Гамова.

Все указанные батареи были четырехорудийными и могли вести огонь 90-кг снарядами на дальность37 км. На сегодняшний день из 7 построенных батарей (2 башенные и 5 открытых) уцелело три – башенные № 26 и № 200, а также открытая № 982. Батареи чудом сохранилась в 1990-е – 2000-е гг. когда охотники за металлом вырезали все, что только можно, хотя все батареи так или иначе не избежали воздействия мародеров. Башенные батареи спасла географическая удаленность и расположение в труднодоступной местности, а открытая уцелела только благодаря тому, что находилась на территории одной из воинских частей, хотя определенный ущерб батарее все же нанесли – на одном из орудий полностью срезали щит, на другом – основательно его повредили.

В рамках подготовки к саммиту АТЭС в 2012 году была приведена в порядок и отреставрирована еще одна береговая батарея – на этот раз построенная в конце XIX начале XX. Это Новосильцевская батарея (получила название по месту расположения на мысе Новосильского). Постройка Новосильцевской береговой батареи под руководством военного инженера Э.О. Маака было начата в 1898 году и закончена в 1901 году. В 1902 году окончили установку механизмов в патронных погребах. Батарея состояла из семи орудийных двориков и восьми пороховых погребов, дальномерного павильона и каземата для парового двигателя и прожектора. На батарее были установлены шесть 152-мм/50 пушек Канэ на береговых установках со щитами и две 57-мм береговые пушки Норденфельда.

По сообщению общественного телевидения Приморья на комплексную реставрацию памятника федерального значения в 2012 году было потрачено 20 миллионов рублей. Восстановлены бетонные фасады, скоб-трапы и поручни, оштукатурены пороховые погреба, на входах в пороховые погреба установлены новые двери. Главная же изюминка восстановленной батареи – полномасштабные макеты орудий.

 

Татьяна Варламова, директор Дальневосточного филиала ФГУ «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры»: «К сожалению, дальневосточные компании, к которым мы обращались – «Звезда», 178-й СРЗ, – нам отказали в производстве макетов. Очень короткие были сроки, – мы обратились в апреле. Взялись за эту грандиозную, на наш взгляд, работу Санкт-Петербургская компания «Бриг».

 

Пушки Канэ на береговом и корабельном станках и скорострельные пушки Норденфельда. Это они загородили японской эскадре, обстрелявшей город весной 1904-го года вход в пролив Босфор Восточный и подступы к острову Русскому.

 

Анна Мялк, начальник отдела реставрации Дальневосточного филиала ФГУ «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры»: «Когда началась Первая мировая война вообще все крепостные сооружения Владивостока разоружили, и орудия в большинстве своём отправили на фронт, на запад. То же самое и здесь. Поэтому сейчас мы можем только воссоздать эти орудия, что мы и постарались сделать».

 

Много работы здесь было для кузнецов и сварщиков. Сергей Тарасюк с металлом дружит давно, работает в кузнечной мастерской. Сейчас режет анкерные болты.

 

Сергей Тарасюк, сотрудник реставрационной бригады: «Это будет стягивающие элементы для жесткости пушки, нижнего основания с самой пушкой».

 

Ещё один восстановленный объект – каземат для парового двигателя и прожектора. Подумать только – уже в 1901-м году здесь стоял мощный электрический прожектор! В случае ночной атаки неприятеля им могли освещать пролив, чтобы вести прицельную стрельбу.

 

Елена Васильева, корреспондент: «В этом месте с цифрами 1903 на крепостной стене была икона, её реставраторы тоже планируют восстановить. Правда, нет сведений, какая именно это была икона, но по рекомендации историков решили, что это будет образ Божьей матери Порт-Артурской. Чтобы не искушать вандалов выбрали надежный метод – это будет ультрафиолетовая печать на алюкобонде».

 

К началу октября реставрационные работы обещают закончить. Однако вряд ли к этому времени решится проблема с подъездом к ней. Сегодня, чтобы добраться до батареи приходится делать 4 километровый крюк. Реставраторы надеются, что с окончанием стройки вокруг опор Русского моста такой съезд появится. Ведь только в этом случае обновленная Новосильцевская батарея сможет стать заметным туристическим объектом. http://www.otvprim.ru/news34721.html

 

Дальневосточное информационное агентство «Примамедиа» приводит слова генерального директора «Брига» Александр Карагина, который лично руководил сборкой и установкой орудий на батарее: «вес каждой пушки Канэ – около трех тонн, Норденфельда – более восьмисот килограмм. Такого большого и ответственного заказа ни наша компания, ни одна другая в России, еще не выполняла. Я надеюсь, что опыт восстановления Новосильцевской батареи будет востребован и в дальнейшем. Наши производственные мощности позволяют изготовить полномасштабные копии практически любых исторических артиллерийских орудий, и мы будем рады продолжить сотрудничество с Владивостоком», – прокомментировал Александр Карагин (http://primamedia.ru/news/apec/27.08.2012/224300/novosiltsevskaya-batareya-na-o-russkom-mozhet-stat-odnim-iz-luchshih-ekskursionn.html)

 

В настоящее время на батарее установлены макеты двух 152-мм пушек Канэ на береговых установках, четыре 152-мм пушек Канэ на корабельных станках, а также двух 57-мм скорострельных пушек Норденфельда. Такой состав макетного вооружения определяется тем, что осенью 1914 года все вооружение с батареи было снято, но затем на ней были установлены четыре 152-мм/45 пушки Канэ на корабельных станках, при этом возникла необходимость поднять высоту четырех орудийных двориков. Позже и эти орудия были демонтированы, а батарея заброшена.

При реставрации в 2012 году было принято решение в тех двориках, которые не подвергались переделке, поставить макеты 152-мм орудий на береговых установках, а там, где дворики были переделаны – поставить макеты на корабельных станках.

Кстати, на Русском острове можно увидеть и оригинальную152 ммпушку Канэ – она установлена в поселке Экипажный как памятник артиллеристам. Здесь же располагается здание администрации острова Русский. В этом здании, построенном в 1910 году, в 1913-1914 гг. жил и работал известный русский генерал Лавр Георгиевич Корнилов, командовавший 1-й бригадой 9-й Сибирской пехотной дивизии. Отсюда он отправился на фронт, как и большинство войск гарнизона Владивостокской крепости.

Кроме Новосильцевской батареи небольшие восстановительные работы были проведены и на Поспеловской береговой батарее, расположенной неподалеку от первой. Эта батарея была построена в 1990-1902 гг. также военным инженером Маком Э.О. Батарея включает в себя двухорудийную позицию скорострельных пушек с пороховым погребом. На батарее были оштукатурены орудийные дворики, а также заново построен бетонный киотный столб для иконы, макеты орудий на этой батарее не устанавливались.

Таким образом, на сегодняшний день остров Русский представляет собой уникальный историко-культурный памятник, где можно своими глазами увидеть различные этапы развития русского фортификационного искусства, начиная с конца XIX века и до конца века ХХ. Постройка моста через пролив Босфор Восточный обеспечила широкий доступ к большинству упомянутых объектов и, судя по резко увеличившемуся потоку посетителей, интерес к такого рода объектам достаточно высок.


Огневая позиция батареи №982 состоит из четырёх орудийных блоков с артиллерийскими установками МО-1-180. В тылу огневой позиции расположен энергоблок. Командно-дальномерный пост (КДП) батареи размещён в подбрустверной галерее бывшего форта №10  Владивостокской крепости слева от огневой позиции на расстоянии 408 метров и соединён с ней 400-метровой потерной глубокого залегания. Броневая вращающаяся рубка для дальномера Б-19 установлена на бетонном массиве подбрустверной галереи форта. Для соединения с галереей в массиве прорублена вертикальная шахта, оборудованная скоб-трапом.

Интерьер башни №1

Батарея в начале 2000-х гг. – на башнях дополнительная защита от холода: на деревянном каркасе крепилось покрытие из жести, а между башней и покрытием набивался утеплитель. На жестяное покрытие наносилась камуфляжная окраска. В настоящее время утеплитель с башен снят.

152-мм пушка Канэ – памятник артиллеристам в поселке Экипажный


Фото © К. Колесниченко


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru