Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3 (фотодетализация)

Выставка вооружений RDE-2007, июль 2007 г., Нижний Тагил
Фоторепортаж © Алексея Хлопотова при участии © Владислава Белогруда, 2007 г.
Специально для «Отваги»
Любое заимствование и использование размещаемых здесь фотоматериалов – только с разрешения администрации сайта «Отвага» и автора фотографий

 

Основные характеристики ГМЗ-3
Боевая масса машины, кг 28500
Экипаж, чел. 3
Основные размерения, м:
- длина с навесным оборудованием
- ширина
- высота
- клиренс
9,3
3,25
2,7
0,43…0,47
Двигатель, тип В-59У или
В-59УМС
Мощность двигателя, кВт (л.с.) 382,5 (520)
Удельная мощность л.с./т 18,42
Максимальная скорость движения, км/ч 55…60
Запас топлива, л 700
Запас хода по шоссе, км 500
Удельное давление на грунт, кг/кв.cм 0,67
Преодолеваемые препятствия:
- угол подъема, град. (%)
- угол крена, град. (%)
- ширина рва, м
- высота стенки, м
- глубина брода, м
30 (57,7)
25 (46,7)
2,5…3
0,7
1,0
Вооружение, количество (боезапас, патр.):
- 7,62-мм пулемёт ПКТ
- 5,45-мм автомат АКС-74
- гранаты Ф-1
- дым.гранатометы 902В «Туча»

1 (1250)
1 (150)
10
6

Типы устанавливаемых противотанковых мин:
- ТМ-57 (с взрывателем МВЗ-57)
- ТМ-62М, ТМ-62П3 (с взрывателями МВЗ-62, МВН-72, или МВЧ-62)
Возимый комплект мин, шт. 208
Масса устанавливаемой мины, кг до 12
Скорость минирования, км/час 6…16
Время загрузки заградителя боекомплектом, мин. 20
Время перевода плужного устройства из транспортного положения в рабочее, мин.:
- автоматически
- вручную
до 2
до 8
Толщина маскировочного слоя:
- грунта, мм
- снега, мм
до 120
до 500
Протяженность устанавливаемого однорядного минного поля:
- из мин с конт.взрывателями, м
- из мин с неконт.взрывателями, м

1000
2000

Радиостанция, тип Р-168
(Р-123)
Внутреннее переговорное устройство, тип ТПУ
Бронирование:
- тип – противопульное/ противоосколочное
- толщина, мм – 15

ГМЗ-3 или «Изделие 318» является усовершенствованной версией гусеничного минного заградителя ГМЗ «Изделие 118» и предназначен для скоростной механизированной установки противотанковых мин на путях движения механизированных соединений противника.

Работы по машине были начаты ЦКБ «Трансмаш» (г.Свердловск) под руководством Генерального конструктора Юрия Васильевича Томашова в 1980 году. Ведущим инженером-конструктором по машине являлся Л.А.Ваганов.

Машина выполнена на базе шасси «Изделие 303», которое в свою очередь ведет родословную от шасси «Изделия 123» (ЗРК «Круг») и «Изделия 105» (САУ СУ-100П). В отличие от ГМЗ и ГМЗ-2, на третьей модели машины была снята система термодымовой аппаратуры из-за слишком большого расхода топлива на образование дымовой смеси и невозможности задымления машины, стоящей на месте. Вместо этого на бортах установлено 6 дымовых гранатометов, обеспечивающих маскировку дымами как на месте, так и в движении. За ненадобностью была снята система противоатомной защиты. Но в месте с тем машина стала оснащаться современной системой навигационной аппаратуры (инерциальная и спутниковая), которая обеспечивает непрерывную выработку курса кратчайшего пути в назначенный пункт от точки привязки, цифровое индексирование координат машины, координат узловых точек минного поля, координат каждой мины. Это позволяет производить фиксацию минного поля в момент минирования, вычерчивание контуров минного поля на топографической карте и одновременную передачу координат минного поля в центр боевого управления общевойсковой части (мотострелкового или танкового полка и дивизии).

Мины машина может выкладывать на грунт или в грунт с задаваемым шагом минирования. Скорость минирования 6–16 км/час. Длина выкладываемого минного поля одной зарядкой составляет до 1000 метров из мин с контактными взрывателями и до 2000 метров из мин с неконтактными взрывателями. Принцип укладки мин в грунт прост – плужное устройство разрезает грунт подобно плугу и отваливает его на две стороны отвала. Мина выдается под грунт транспортером, после чего грунт, скользящий по отвалу вновь укладывается на прежнее место. За машиной остается только надрез грунта, который практически незаметен. Выдача мин на укладочный механизм производится ленточным транспортером через окно в нижней части кормового листа корпуса машины. Движение ленты транспортера синхронизировано с движением гусениц. При изменениях скорости движения машины точность выкладки мин не изменяется, и установленный оператором шаг минирования соблюдается. Толщина маскировочного слоя грунта над установленной миной составляет до 12 см, снега – до полуметра. Время перезарядки машины экипажем 60 минут, отделением саперов 20 минут. Укладка мин в лотки производится через открываемые большие люки на крыше машины. ГМЗ-3 стал оснащаться устройством самоокапывания, позволяющим в средних грунтах производить механизированную отрывку укрытия для машины, сокращая время на выполнение этой операции с 12–20 часов при работе вручную до 1–1,5 часов.

В 1984 году ГМЗ-3 был принят на вооружение. Машина состоит на вооружении взвода заграждений инженерно-саперного батальона мотострелковой (танковой) дивизии. Этот взвод за 4–15 минут может выставить трехрядное минное поле длиной 1–2 тыс. метров. По общевойсковой тактике взвод ГМЗ в бою составляет ПОЗ (подвижный отряд заграждений дивизии) и выдвигается на направления прорыва танков противника.

По сию пору машина не имеет мировых аналогов и не потеряла своей актуальности. Существующие зарубежные образцы минораскладчиков используют, как правило, прицепные устройства, либо принцип ямобура, что серьезно ограничивает производительность работ.

За разработку ГМЗ-3 коллективу конструкторов была вручена Государственная премия СССР.

На представленных ниже фотографиях представлена машина ГМЗ-3 (серийный номер Щ05ШТ8622, выпущена ГУП «Уралтрансмаш», г. Екатеринбург, в мае 1994 года) на выставке RDE-2007, проходившей в июле 2007 года в г. Нижний Тагил.


ФОТООБЗОР И ФОТОДЕТАЛИЗАЦИЯ ГМЗ-3



Фото: © Алексей Хлопотов, Владислав Белогруд


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru