На выставке «Иннопром-2014» в Екатеринбурге в экспозиции ОАО «Ракетно-космический центр «Прогресс» был представлен макет перспективного легкого многоцелевого самолета «Рысачок». Летательный аппарат демонстрировали компании ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс» (изготовитель) и НКФ «Техноавиа» (разработчик).
Легкий двухмоторный турбовинтовой самолет «Рысачок» предназначен для выполнения различных авиационных работ, в том числе:
• перевозки десяти пассажиров с багажом;
• перевозки грузов;
• воздушного патрулирования государственных границ, лесов, линий электропередач, газо — и нефтепроводов, шоссейных дорог;
• перевозки носилочных больных в сопровождении медработника в санитарном варианте;
• антитеррористических операций (с установкой легкого вооружения);
• авиалесоохраны, включая патрулирование, тушение лесных пожаров, десантирования пожарных;
• аэрофотосъемки;
• экологического контроля;
• десантирования парашютистов;
• тренировки и обучения летчиков;
• поисково-спасательных операций.
Конкурс на разработку и подготовку серийного производства 10-местного двухмоторного самолета для училищ гражданской авиации был проведен по распоряжению Министерства транспорта России еще в 2007 году. Победителем конкурса стала самарская авиастроительная компания «Техноавиа», представившая проект многоцелевого двухмоторного самолёта «Рысачок». В том же году был подписан договор на изготовление опытной партии из 5 самолетов на «ЦСКБ-Прогресс». 3 декабря 2010 года самолет совершил первый полёт. 2 июня 2011 года в Самаре завершились предварительные летные испытания самолета «Рысачок» и он был передан для дальнейшего прохождения сертификационных летных испытаний в ЛИИ им. Громова. Самолет выставлялся и летал на международном авиакосмическом салоне МАКС-2011.
В конце 2012 года было заявлено о начале серийного производства самолета начиная с 2015 года, причем по заявлению генерального конструктора НКФ «Техноавиа» в серийное производство будет направлен 16-местный вариант «Рысачка». Помимо этого планируется изготовить 19-местную модификацию самолета, отказавшись от первоначального 9-местного варианта.
В январе 2013 года начались сертификационные испытания самолета «Рысачок». В сентябре 2013 года самолет передан на испытания в Государственный летно-испытательный центр (г. Ахтубинск Астраханской области). На авиасалоне МАКС-2013 демонстрировался вариант самолета для ВВС, оснащенный вооружением.
В материале использованы фото с сайта РКЦ «Пргресс» и с блога Виталия Кузьмина
Основные характеристики самолета
Длина самолета, м |
12,44 |
Размах крыла, м |
18 |
Высота самолета, м |
5,44 |
Двигатели |
2хТВД GE-H80 |
Мощность двигателей, л.с. |
2×770 |
Максимальная взлетная масса, кг |
6 000 |
Максимальная коммерческая нагрузка, кг |
1500 |
Максимальный запас топлива, кг |
1520 |
Диапазон крейсерских скоростей полета, км/ч |
250…400 |
Рабочая высота полета, м |
до 6000 |
Перегоночная дальность полета, км |
2480 |
Максимальная продолжительность полета, час |
7,5 |
Максимальная дальность полета, км |
2000 |
Длина разбега/пробега, м |
300 |
Длина пассажирского салона, м |
4,2 |
Ширина пассажирского салона, м |
1,5 |
Высота пассажирского салона, м |
1,57 |
Состояние разработки |
Изготовлено 5 опытных образцов. Стадия сертификационных испытаний. |
Фото © Дениса Передриенко