В рамках международной выставки технологий «Иннопром-2014» в Екатеринбурге «Объединенная приборостроительная корпорация» (ОПК) представила в экспозиции «Российская робототехника» беспилотный летательный аппарат «Чирок». Инновационная разработка – шасси на воздушной подушке – позволяет беспилотнику отрываться от земли в отсутствии взлетной полосы. Разработка не имеет аналогов в мире.
Уникальность беспилотника состоит в конструкции шасси на воздушной подушке, которое позволяет аппарату отрываться от земли при отсутствии взлетной полосы или любой удобной для данных целей площадки. Он способен взлетать с мягкого грунта, поверхности воды, с болотистой местности, рыхлого снега. Садиться на эти поверхности, где другие летательные аппараты самолетного типа взлетать и садиться не смогут.
В военных целях «Чирок» предназначен для разведки и использования в качестве ударного беспилотника, способного транспортировать бомбы, ракеты, высокоточные управляемые снаряды. В гражданской сфере БПЛА «Чирок» может применяться для наблюдения и оценки различных ситуаций: мониторинга пожарной ситуации в лесах, районах стихийных бедствий, обстановки на дорогах, патрулирования территорий.
На выставке была представлена модель самолета, которая уже прошла испытания в ЦАГИ (г.Жуковский). «Чирок» является инициативной разработкой, при его изготовлении использовались российские ноу-хау, причем это касается как материалов, так и конструкции.
Конструктивные особенности БПЛА «Чирок»
1. Цельнокомпозиционная конструкция самолета отработана совместно с НПО «Технология» – ведущим российским предприятием в области разработки композитов.
2. Основное шасси самолета – воздушная подушка с надувным баллонным ограждением, убираемым в полете, и струйно-щелевым уплотнением.
3. Вспомогательное шасси имеет переднюю управляемую стойку с тормозным колесом (пневматик 300х125 мм) и моноласту из композиционных материалов с переменной жесткостью, снабженную сменными тормозными башмаками.
Выпуск и уборка колеса и моноласта осуществляется вручную.
Воздушные винты: трехлопастные, изменяемого шага, флюгируемые, реверсивные.
Силовая установка: 2 х ROTAX 912ULS-2 (2 х 100 л.с.)
Уникальное, убирающееся в полете шасси на воздушной подушке, кардинально расширяет летно-технические характеристики аппарата.
Летно-технические характеристики:
Длина разбега |
100 м |
Взлетная дистанция (до высоты 15 м) |
200 м |
Макс, высота полета |
4000 м |
Макс, скорость горизонтального полета (на высоте 3000м) |
350 км/ч |
Крейсерская скорость полета (на высоте 3000 м) |
250 км/ч |
Расход топлива |
30 л/ч |
Макс, перегонная дальность |
2300 км |
Продолжительность полета |
10 часов |
Геометрические и весовые характеристики: |
|
Длина |
5,95 м |
Высота |
2,27 м |
Размах крыла |
10 м |
Макс, ширина с отстыкованными консолями крыла |
3.2 м |
Площадь крыла |
10 м2 |
Число мест |
3 (1+2) |
Макс, взлетный вес |
700 кг |
Полная полезная нагрузка |
275 кг |
Макс, запас топлива |
300 л |
Конструкция аппарата позволяет прятать вооружение внутрь корпуса в отличие предыдущих моделей, в которых вооружение крепилось на подвес. Подобное инновационное решение уменьшает заметность БПЛА, улучшает его аэродинамические свойства.
Аппарат сочетает в себе последние достижения инженерной мысли из разных областей: радиоэлектроники, авиастроения, химической промышленности. Использованные технологии позволили построить действительно современный самолет: легкий, прочный, обладающий высокими характеристиками, несмотря на внушительные габариты. Размах крыла у БПЛА «Чирок» составляет 10 метров, при этом максимальная взлетная масса не превышает 700 кг. Аппарат имеет цельнокомпозитный (карбоновый) корпус. Мембрана воздушной подушки сделана из суперсовременного материала российской разработки.
Фото © Дениса Передриенко